Open
Close

Индивидуальные различия в восприятии в психологии. Общая характеристика восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Виды восприятия информации

Объективной реальности влияют знания, интересы, эмоции, привычные установки и др. Если исходить из того, что люди различаются по своим установкам и интересам, по своим характеристикам, то и в восприятии существуют индивидуальные различия.

Несмотря на то, что эти различия в восприятии достаточно велики, тем не менее, выделяются определенные типы этих различий. Они будут характерны для целой группы людей, а не для одного конкретного человека.

В первую очередь к их числу относят различия между синтетическим и аналитическим восприятием. Индивидуальные различия в восприятии показаны на схеме.

Синтетический тип восприятия

Синтетический тип восприятия характеризуется тем, что у людей к нему склонных, общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято, представлено ярче всего. Человек с синтетическим типом восприятия меньше всего внимания обращает на детали и на подробности, не выделяет их специально, поэтому многие детали остаются незамеченными. Представители данного типа восприятия больше улавливают смысл целого, а не детальное содержание, для восприятия которого им необходимо ставить специальную задачу.

Люди данного склада умеют выделять главное из всего, что их окружает, они с уникальной способностью отделяют основное от частного. Они с большой легкостью расставляют приоритеты между важными и не важными делами, планируют свою деятельность согласно внутреннему распорядку. Невнимание к «мелочам» могут привести к тому, что упущенные детали могли бы стать полезными в деловой практике или обыденной жизни.

Например, если к данному типу восприятия относится учитель, то характеристика ученика будет очень обобщенная – «дисциплинированный, исполнительный, добросовестный», или «разболтанный, невоспитанный», при этом должного внимания к анализу причин поступков не проявляется. Прочным будет общее мнение об ученике, а его поступки перестают быть существенными.

Аналитический тип восприятия

Аналитический тип восприятия или детализирующий, представляет собой противоположность синтетического типа восприятия. Люди, имеющие данный тип, склонны к четкому выделению деталей и подробностей, их восприятие направлено именно на это. Общий смысл воспринятого у них отходит на второй план, а иногда не замечается совсем.

Как и в первом типе, им необходимо ставить перед собой специальную задачу, чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет. Рассказы таких людей, как правило, наполнены большими подробностями, за которыми часто теряется смысл целого.

Эти два типа восприятия характерны для крайних полюсов, чаще всего они дополняют друг друга. Их крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, потому что они определяют то своеобразие восприятия, которое дает человеку возможность быть неординарной личностью.

Другие типы восприятия

К другим типам восприятия относятся, например:

  • Описательный и объяснительный. Лица описательного типа ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат и не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Вне поля их внимания остаются движущие силы поступков людей. Люди объяснительного типа, наоборот, не удовлетворяются тем, что дано в восприятии. Им необходимо объяснить увиденное и услышанное. Чаще всего данный тип поведения сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия;
  • Объективный и субъективный тип восприятия. Для объективного типа важно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Представители субъективного типа привносят многое от себя и выходят за пределы того, что дано фактически. Чаще всего они передают не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления.

Среди индивидуальных различий восприятия большую роль играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность

Под наблюдательностью понимается умение в предметах и явлениях подмечать то, что в них мало заметно и не бросается в глаза само собой. Признаком наблюдательности является быстрота восприятия чего-либо малозаметного. Умение это характерно далеко не для всех людей и в разной степени.

В основном различия в наблюдательности зависят от индивидуальных способностей человека. Именно она является тем фактором, который способствует её же развитию.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности:

  • Преднамеренное – произвольное восприятие. С самого начала оно регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-то деятельность и осуществляться по ходу её выполнения, но может выступать и как самостоятельная деятельность;
  • Непреднамеренное или непроизвольное восприятие. При данном восприятии человек не руководствуется заранее поставленной целью воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Как и восприятие, наблюдательность не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не может воспринимать окружающий мир в виде целой предметной картины. Эта способность появляется значительно позже.

Признаки предметного восприятия у ребенка, по мнению Б.М. Теплова, начинают проявляться в раннем младенческом возрасте – начинают формироваться действия с предметами. В 5-6 месяцев начинается фиксация взгляда на предмете.

Под влиянием игровой деятельности к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Они включают способность, воспринимаемый в зрительном поле объект, расчленять на части и объединять его в целое.

Условием развития восприятия является труд, как физический, так и умственный. Не менее важно для ребенка участие в игре, в ходе которой он расширяет двигательный опыт и представление об окружающих его предметах.

Восприятие времени представляет большую трудность для ребенка – ему сложно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Восприятие изображений предметов тоже вызывают определенные затруднения. Рассказывая о том, что на картинке, дошкольники делают ошибки в узнавании изображенных предметов, опираясь на какие-то случайные признаки. Безусловно, недостаточность знаний и небольшой практический опыт играют в этом важную роль. Со временем эти проблемы устраняются, и восприятие старшего школьника практически не отличается от восприятия взрослого человека.

Целостный ,или синтетический ,тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим , или аналитическим , склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается.

Существуют и другие типы восприятия - описательный и объяснительный .

Лица, относящиеся к описательному типу , ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.

Лица, относящиеся к объяснительному типу , не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Такжевыделяют объективный и субъективный типы восприятия . Дляобъективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

Лица с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие .

При непреднамеренном восприятии люди не руководствуются заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Преднамеренное восприятие регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении . Наблюдение - преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность - характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность.

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов.

По мнению Б .М .Теплова , восприятие у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. По мнению А . В . Запорожца , развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этапсвязан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. В процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Важнейшим условием развития восприятия является труд , который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре . В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка , небольшой его практический опыт . Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том , что воспринимается ; пропуск многих деталей ; ограниченность воспринимаемой информации . Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас. влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл цело-го.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюда-

тельность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоя-тельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность

мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном ноле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например но выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе - это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями . Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий встроении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.

Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

В восприятии проявляются индивидуальные особенности людей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером её деятельности. Прежде всего, различают два типа людей по их индивидуальному типу восприятия˸ аналитический и синтетический.

Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов.

Люди синтетического типа восприятия проявляют больше внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй – к значению их.

Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия менее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнить два объекта. Психологические исследования по выявлению типов восприятия убедительно показали, что одни испытуемые преимущественно выделяют ʼʼабсолютныеʼʼ свойства предметов, а другие – преимущественно отношения между этими свойствами. Первое характерно для аналитического типа, второе – для синтетического типа.

На восприятие влияют чувства, переживаемые человеком. Люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факторы в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях, и в оценках.

Индивидуальные различия в восприятии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Индивидуальные различия в восприятии" 2015, 2017-2018.

  • -

    Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в... .


  • - Индивидуальные различия в восприятии

    В восприятии проявляются индивидуальные особенности людей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером ее деятельности. Прежде всего, различают два типа людей по их индивидуальному типу восприятия: аналитический и синтетический. Для... .


  • - Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении

    Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои привычные способы наблюдения, которые объясняются общими особенностями его... .


  • - Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.

    Восприятие-непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опозна­вательных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие... .


  • - Виды восприятий. Индивидуальные различия в восприятии.

    Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой... .