Open
Close

Презентация на тему "Эволюционное учение Ч. Дарвина". Презентация к уроку биологии "чарльз дарвин и эволюционное учение" Скачать презентацию эволюционная теория дарвина

Презентация "Эволюционная теория Чарльза Дарвина" рассматривает данную тему в разделе"Эволюционное учение" в 9 и 11 классах. Знакомит с движущими силами эволюции, характеризует виды борьбы за сущетвование, сравнивает искусственный и естественный отбор.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эволюционная теория Ч.Дарвина Борьба за существование - внутривидовая; - межвидовая; - с неблагоприятными условиями окружающей среды Естественный отбор Выживание наиболее приспособленных и гибель наименее приспособленных Движущие силы эволюции На основе наследственной изменчивости

Естественный отбор Под естественным отбором понимают осуществляемый в природе процесс сохранения и преобладающего размножения в ряде поколений особей, имеющих полезные для их жизни и развития приспособительные признаки, возникшие в результате разнонаправленности индивидуальной изменчивости Ч. Дарвин дал определение естественного отбора: « Сохранение полезных отличий или изменений и уничтожение вредных я назвал естественным отбором или переживанием наиболее приспособленных ».

«Эволюционная теория Дарвина » ПРИЧИНЫ МЕХАНИЗМЫ С СЛЕДСТВИЕ Стремление организмов к Неограниченному размножению Ограниченность Ресурсов местообитания БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ Относительная приспособленность организмов к среде обитания МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ В ПРИРОДЕ ПРОГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР ЭВОЛЮЦИИ

Основные положения учения Дарвина 1.Благодаря наследственной изменчивости, организмы одного вида отличаются друг от друга по многим наследственным признакам. 2. Организмы размножаются в геометрической прогрессии. Жизненные ресурсы ограничены. Это приводит к борьбе за существование. 3. Результатом борьбы за существование является естественнный обор. При естественном отборе выживают особи, наиболее приспособленные к меняющимся условиям среды и устраняются особи с неадекватными изменениями. 4. Выжившие особи дают начало новому поколению, таким образом «удачные» изменения наследуются. При длительном действии естественного отбора, через много поколений особи могут значительно отличаться от исходных форм, образуется новый вид.

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора Показатели Искусственный Естественный Исходный материал для отбора Индивидуальные признаки организма Индивидуальные признаки организма Отбирающий фактор Человек Условия среды(живая и неживая природа) Критерии Полезность признака для человека Приспособленность вида к условиям среды

Показатели Искусственный Естественный Источник генетического разнообразия Наследственная изменчивость. Искусственные мутации, скрещивание и т. п. Наследственная изменчивость. Естественные мутации Сроки Относительно короткие сроки Длительный период времени Результат Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов. Часто ведет к появлению видов не возможных в природе (капустно-редечный) Новые виды

Показа-тели Искусственный Естественный Формы отбора Массовый, индивидуальный, бессознательный, методический (сознательный) Движущий, стабили- зирующий, Дизруптивный Значение для эволюции В результате взаимодействия домашних животных, культур- ных растений и дикой природы, возможно появление новых видов на основе искусственно выведенных пород и сортов Является направляющим фактором эволюции, играет ведущую роль в возникно вении Много- образия органи-ческого Мира

Показатели Искусственный Естественный Значение приобретенных признаков для организмов Могут быть вредными для самих организмов. Основной показатель - значимость для человека Повышают приспособлен-ность организмов к условиям среды


Слайд 2

  • Введение
  • Развитие эволюционных представлений
  • Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина
  • Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
  • Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
  • Заключение
  • Список литературы
  • Слайд 3

    Введение

    Эволюционная теория как дисциплина изучает общие закономерности и движущие силы исторического развития жизни. Крупные разделы эволюционной теории – история возникновения и развитие эволюционных идей, концепции микро- и макроэволюции, филогенетика. Целью эволюционной теории является выявление закономерностей развития органического мира для последующего управления этим процессом. Эволюционная теория решает задачи, вытекающие из необходимости познания общих закономерностей эволюции, причин и механизмов преобразования живого на всех уровнях его организации.

    Слайд 4

    Чарльз Роберт Дарвин (англ. CharlesRobertDarwin; 12 февраля 1809 - 19 апреля 1882) - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.

    Слайд 5

    Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина:

    1) открытия в биологии (клеточное строение организмов, сходство зародышей животных, ископаемые организмы);

    2) работы геолога Ч.Лайеля об эволюции поверхности Земли под влиянием естественных причин (t, ветра, осадков и т.д.);

    3) развитие капитализма, сельского хозяйства, селекции

    Слайд 6

    История создания эволюционной теории

    Фундаментом для создания теории эволюции послужили его наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Разработку эволюционной теории он начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании Линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, содержащий основные положения теории естественного отбора.

    Слайд 7

    Эволюционная теория Ч. Дарвина

    1842 г. – начало работы над книгой «Происхождение видов»

    • 1858 г. – А.Уоллес, находясь в путешествии на Малайском архипелаге, написал статью "О стремлении разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа", в которой содержались теоретические положения, сходные с дарвиновскими.
    • 1858 г. – Ч. Дарвин получил от А. Р. Уоллеса его статью.
    • 1859 г. - первое издание книги «Происхождение видов»
    • Альфред Уоллес (1823-1913, Англия)
    • Чарльз Дарвин (1809-1882, Англия)
  • Слайд 8

    1. Каждый вид организма способен к неограниченному размножению. При этом признаки от родителей передаются потомкам (наследственность)

    Слайд 9

    2. Потомки одних и тех же родителей разные (наследственная изменчивость)

    Слайд 10

    3. Нехватка жизненных ресурсов приводит к борьбе за существование

    Слайд 11

    Формы борьбы за существование

    • Внутривидовая (между особями одного вида)
    • Межвидовая (между особями разных видов)
    • Борьба с неблагоприятными условиями (t, нехватка воды и пищи и т.д.)
  • Слайд 12

    Учение Ч. Дарвина о естественномотборе:

    4. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи (естественный отбор)

    Результат – повышение приспособленности особей к условиям жизни и образование новых видов

    Слайд 13

    Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции

    • Результат естественного отбора
    • Адаптация, обеспечивающая выживание и воспроизведение потомства
    • Дивергенция – постепенное расхождение групп особей по отдельным признакам и образование новых видов
  • Слайд 14

    Значение искусственного отбора для создания теории Дарвина

    • Искусственный отбор – процесс создания новых пород (сортов) путём систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками
    • Из анализа огромного материала по созданию пород и сортов Дарвин извлек принцип искусственного отбора и на его основе создал свое эволюционное учение
  • Слайд 15

    Учение Ч. Дарвина об искусственномотборе:

    1. все породы (сорта) одного вида организма имеют одного общего предка

    Слайд 16

    2. Породы (сорта) созданы человеком путём отбора среди потомства тех особей, которые имеют набор признаков, ценных для человека (искусственный отбор)

    • Бессознательный отбор - это отбор, при котором не ставится цель создания нового сорта или породы. Люди сохраняют лучших, на их взгляд, особей и уничтожают (выбраковывают) худших (более удойные коровы, лучшие лошади)
    • Методический отбор- это отбор, осуществляемый человеком по определенному плану, с определенной целью - создания породы или сорта
  • Слайд 17

    3. многообразие потомков объясняется разными комбинациями признаков от родителей и мутациями (наследственнаяизменчивость)

    Слайд 18

    4. особи, отобранные человеком для размножения, передадут свои признаки потомкам (наследственность)

    Слайд 19

    Значение эволюционной теории Дарвина

    Дарвин впервые в истории биологии построил теорию эволюции. Это имело большое методологическое значение и позволило не только наглядно и убедительно для современников обосновать идею органической эволюции, но и проверить справедливость самой теории эволюции. Это была решающая фаза одной из величайших концептуальных революций в естествознании. Самым главным в этой революции была замена теологической идеи эволюции как представления об изначальной целесообразности моделью естественного отбора.

    Заслуга Дарвина и в том, что он вскрыл движущие силы органической эволюции. Дальнейшее развитие биологии углубило и дополнило его представления, послужившие основой современного дарвинизма. Во всех биологических дисциплинах ведущее место занимает теперь исторический метод исследования, позволяющий изучать конкретные пути эволюции организмов и глубоко проникать в существо биологических явлений.

    Слайд 20

    Заключение

    Ч. Дарвином была разработана стройная и всеобъемлющая концепция образования видов, положено начало строгому научному подходу к изучению проблемы вида и видообразования.

    Дарвин предложил стройную теорию появления и развития новых видов и тем самым утвердил в биологии эволюционный подход. В результате не только в биологии, но и в науке в целом сформировалось эволюционное мышление. Эволюционная теория стала осью или синтетическим центром развития биологии и других научных дисциплин. В этом состоит ее безусловное значение для развития науки.

    С момента своего появления и до настоящего времени теория Дарвина вызывает много споров и разногласий. В отношении ее существуют самые разные взгляды - от широкого признания до полного отрицания. В частности, до сих пор не решена стоявшая в центре внимания со времен Дарвина проблема качественного своеобразия вида и качественных особенностей процесса видообразования.

    Слайд 21

    Список литературы

    1. А.В.Яблоков, Б.М.Медников. Чарльз Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора. М., «Просвещение», 1987.

    2. Ч.Дарвин. Происхождение видов. М.-Л., Сельхозизд,1952, стр.14.

    3. Ю.И.Полянский. Общая биология. М., «Просвещение», 1993.

    4. Ч.Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Пер с англ., М., «Мысль», 19

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Эволюционное учение Чарльза Дарвина Урок биологии в 11 классе Учитель: Иванова О. В.

    Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина Общественно-экономические Естественнонаучные Экспедиционный материал Ч. Дарвина

    Общественно-экономические предпосылки: Развитие капитализма Спрос промышленности на сырье и населения на продукты питания Развитие сельского хозяйства Развитие селекции

    Адам Смит и его теория свободной конкуренции при капитализме (неприспособленный погибает). Томас Мальтус и его статья «О народонаселении», в которой утверждается обязательность «борьбы за существование» между быстро размножающимися людьми из-за медленного роста производства благ.

    Естественнонаучные предпосылки: Сравнительная анатомия и морфология: единый план строения позвоночных (Гете, Бронн, Сент-Илер) Эмбриология: закон зародышевого сходства (К. Бэр) Клеточная теория: единство происхождения растений и животных Палеонтология: основы геохронологии, теория катастроф (Ж. Кювье) И. Кант заложил основы представлений о возможности эволюции космических тел Геолог Ч. Лайель разработал теорию эволюции Земли

    Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения. Дарвин изучает медицину в университете Эдинбурга (1825-1827), теологию в Кембридже (1827-1831), где получает степень бакалавра. В 1831-1836гг. совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигль» в качестве натуралиста, из которого возвращается человеком науки. 1859г. «Происхождение видов путем естественного отбора». 1866г. «Изменение домашних животных и культурных растений». 1871г. «Происхождение человека и половой отбор»

    Экспедиционный материал Чарльза Дарвина: Палеонтологические находки: ископаемые гигантские ленивцы и броненосцы Сравнение фауны Южной и Северной Америк Анализ островной флоры и фауны (Галапагосский архипелаг): животные попали на острова с материка и изменились в результате приспособления к новым условиям обитания

    Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира. Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

    Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора. Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Но «владельцы» последних, как правило, уничтожаются в борьбе за существование.

    Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора. Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.

    Значение эволюционного учения Ч. Дарвина Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую. Объяснены причины целесообразности органических форм. Открыт закон естественного отбора. Выяснена сущность искусственного отбора. Определены движущие силы эволюции.

    Свойства внешней среды Свойства организмов Неоднород- ность Ограниченность и неравномерность распределения ресурсов Наследст- венность Изменчи- вость Интенсив- ность размножения Борьба за существование Естественный отбор Многобразие органичес- кого мира Разные направления эволюции Одновременное сущест- вование примитивных и высокоорган-х форм Приспособленность к среде обитания


    Учение Теории

    Эволюция



    Правильные ответы:

    1 – б

    9 – в

    2 – а

    3 – в

    10 – в

    4 – в

    11 – б

    5 – в

    12 – в

    6 – г

    13 – в

    14 – б

    7 – а

    15 – а, б, г

    8 – в


    Критерии оценок:

    1-3 ошибки – выставляется «4»

    4-6 ошибок – выставляется «3»

    7 и более ошибок – выставляется «2»



    • Продолжение расширения и углубления представления о состоянии естественных наук, социально-экономических процессах в XVIII в.;
    • Знакомство с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;
    • Знакомство с правилами эволюции;
    • Возобновление в памяти информации об эволюционном учении Ч. Дарвина.




    3. Борьба за существование -

    возникает между особями одного или разных видов, при этом жизненные ресурсы для организма ограничены, то выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи.


    4. Естественный отбор -

    процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.


    5. Видообразование –

    естественный отбор отдельных изолированных особей в разных условиях существования постепенно ведет к расхождению признаков этих особей и в конечном счете к образованию вида.



    Наследственная изменчивость

    Появление особей с многообразием признаков

    Борьба за существование в разных формах

    «Победа» наиболее приспособленных особей, имеющих благоприятные признаки

    «Поражение наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки»

    Гибель

    Выживание и преимущественное участие в размножении

    Неблагоприятные признаки не передаются потомству

    Благоприятные признаки передаются потомкам и усиливаются из поколения в поколение


    • сочинение «Моё отношение к эволюционной теории Дарвина»

    1 слайд

    2 слайд

    Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) – основоположник эволюционной биологии. Ч. Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в семье врача. Во время обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа Дарвин получил глубокие знания в области зоологии, ботаники и геологии, навыки и вкус к полевым исследованиям. Большую роль в формировании его научного мировоззрения сыграла книга выдающегося английского геолога Чарльза Лайеля «Принципы геологии». В 1854‑1855 годах Дарвин вплотную приступил к работе над теорией эволюции: собирал материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также данные по методам селекции домашних животных и культурных растений, сопоставляя результаты действия искусственного и естественного отбора. Он начал писать книгу, в которая, по его оценкам, должна была состоять из 3‑4 томов. К лету 1858 года он написал десять глав этого сочинения. Этот труд так и не был завершен и впервые был опубликован в Великобритании в 1975 году. В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», где основной движущей силой эволюции назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. В 1868 году Дарвин опубликовал свой второй труд - «Изменение домашних животных и культурных растений», в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился его труд «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

    3 слайд

    4 слайд

    Научные предпосылки Э. Кант (1724-1804) в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к выводу, что Земля и вся Солнечная система - нечто возникшее во времени. Благодаря работам Э. Канта, П. Лапласа и В. Гертеля Земля и Солнечная система стали рассматриваться не как однажды созданные, а как развивающиеся во времени. В 1830 г. английский естествоиспытатель, основатель исторической геологии Ч. Лайель (1797- 18 75) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, и это было подтверждено результатами палеонтологических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769-1832). В первой половине XIX в. получила развитие идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779- 1848) доказал, что все животные и растения состоят из таких же элементов, как и тела неживой природы. Немецкий химик Ф. Велер (1800- 1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, а в 1828 г. - мочевину, показав таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», присущей живым организмам.

    5 слайд

    Научные предпосылки В XVIII-XIX вв. в силу сложившихся исторических условий (колонизации огромных территорий и их исследования) значительно расширились представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения. В первой половине XIX в. начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиваться биогеография и экология, первые обобщающие выводы которых имели важное значение для обоснования идеи эволюции. Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769-1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый К. Ф.Рулье (1814-1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и объяснить влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик Н. А. Северцов (1827-1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе. Развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве. Складываться сравнительная эмбриология. В 1817- 1818 гг. И. X. Пандером открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе животных. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829). В конце 20-х годов XIX в. русский эмбриолог К. М. Бэр (1792-1870) установил основные этапы эмбрионального развития и доказал, что все позвоночные животные развиваются по единому плану. Впоследствии обобщения Бэра были названы Ч„ Дар-вином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции. Замечательным признаком зародышевого сходства является, например, наличие жаберных щелей в стенках глотки у зародышей всех позвоночных, включая человека. В 1839 г. немецким зоологом Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений.

    6 слайд

    Общественно-экономические предпосылки А. Смит создал учение о «свободной конкуренции». Он считал, что двигателем развития производства является свободная конкуренция, в основе которой лежит «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека, что и служит источником национального богатства. Неприспособленные конкуренты в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о конкурентных отношениях, характерных для перехода от феодализма к капитализму, повлияла, как это ни парадоксально, и на формирование представлений о развитии живой природы (Ч. Дарвином впоследствии была обоснована идея конкурентных отношений между живыми организмами). Т. Мальтуса считал, что человеческое население возрастает в геометрической прогрессии, тогда как производство пищи - только в арифметической. В результате перенаселения возникает недостаток средств существования. Мальтус объясняет это «вечным естественным законом природы», считая, что его действие можно ограничить лишь уменьшением численности населения. В. противном случае природа сама восстановит равновесие при помощи голода, болезней и т. д., резко повысив интенсивность конкуренции. Идея перенаселения в живой природе, возникающего как результат способности организмов размножаться в геометрической прогрессии, будет использована Ч.Дарвином для объяснения возникновения борьбы за существование.

    7 слайд

    Кругосветное путешествие Ч. Дарвина Немаловажное значение для создания эволюционной теории имело кругосветное путешествие Ч. Дарвина на английском корабле «Бигль» (1831-1836). В связи с задачами, поставленными перед экспедицией по изучению очертания берегов Южной Америки и других территорий, Ч. Дарвин имел возможность совершать длительные экскурсии, исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых местностей. Во время путешествия он собрал многочисленные факты, которые свидетельствовали в пользу изменяемости видов и подрывали веру в их сотворение. Эти факты можно объединить в три группы.

    8 слайд

    Первая группа фактов… … свидетельствует об исторической связи вымерших и ныне живущих животных. Дарвин обнаружил, например, значительное сходство ископаемых представителей фауны Южной Америки с современными ленивцами и броненосцами.

    9 слайд

    Вторая группа фактов… …опровергавшая концепцию постоянства видов, выявила закономерности географического распространения видов животных. Сравнивая фауну Южной и Северной Америки, Дарвин задумался над причинами их значительного различия. В Южной Америке существуют виды (американская обезьяна, лама, тапиры, муравьеды, броненосцы), которых нет в Северной Америке; в свою очередь, в последней имеются формы, отсутствующие в Южной Америке. При анализе этих фактов Дарвин применил исторический метод, оценивая фауну Северной и Южной Америки в ее изменении, в ее соответствии с геологическим прошлым. Он полагал, что первоначально Северную и Южную Америку населяли сходные формы. В дальнейшем в связи с возникновением обширного плоскогорья в южной части Миссисипи произошла изоляция фаун этих континентов. Исходные виды вымерли, а пришедшие им на смену, благодаря изоляции, развивались в разных направлениях, что и обусловило различие фауны Северной и Южной Америки.

    10 слайд

    Третья группа фактов… …связана с фауной Галапагосских островов. На этих вулканических островах Ч. Дарвин обнаружил нигде более не встречающихся, но очень похожих на южноамериканские виды вьюрков, дроздов-пересмешников, галапагосского канюка, сову, ящерицу, черепах и т. д. На каждом острове Галапагосского архипелага имеется своя форма, например, вьюрков, но все они, вместе взятые, образуют одну естественную группу. Ч. Дарвин предположил, что все галапагосские виды вьюрков, очевидно, произошли от одного предкового вида, попавшего сюда с материка.

    11 слайд

    Основные положения эволюционного учения 1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда. 2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. 3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

    12 слайд

    Основные положения эволюционного учения 4. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно - в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции. 5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором. 6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.

    13 слайд

    14 слайд

    Искусственный отбор сохранение и размножение экземпляров растений и животных, в каком-нибудь отношении выгодном или полезном людям

    15 слайд

    Формы искусственного отбора Бессознательный отбор - это отбор, при котором не ставится цель создания нового сорта или породы. Люди сохраняют лучших, на их взгляд, особей и уничтожают (выбраковывают) худших. Бессознательный отбор возник давно, с момента приручения собаки. Бессознательный отбор ведет к изменению растений и животных, к улучшению пород и сортов, к созданию новых местных пород и сортов. Нужный результат при этом отборе формируется медленно, но он может быть впечатляющим. Методический отбор - это отбор, осуществляемый человеком по определенному плану, с определенной целью - создания породы или сорта. Особенности: ставится цель: селекционер решает, какие признаки надо изменить и в какую сторону, т. е. определяется направление отбора (яйценоскость, мясистость, красивый гребень, красивый хвост, красивое оперение); составляется план создания породы (сорта): какие породы (сорта) ив каком порядке нужно скрещивать, какие виды скрещивания нужно применять; создаются специальные условия жизни; методический отбор - это творчество.

    16 слайд

    Материал для отбора В изменении пород домашних животных и культивируемых людьми растения участвуют два основных момента: ИЗМЕНЧИВОСТЬ, дающая материал для выведения новых пород; НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - общее свойство всех живых существ, благодаря которому особенности родителей передаются потомству *Дарвин лично изучил все ему доступные породы домашних голубей и установил, что все они произошли от дикого скалистого голубя. Из одной формы, ставя при создании новой породы каждый раз особые требования, люди получили и крупных дутышей с высокими ногами, и маленького голубя - чайку, и почтовых голубей с их быстрым полетом, и павлиньих голубей с вееро образным хвостом, и многих других.

    20 слайд

    Естественный отбор имеет две стороны: дифференциальную (избирательную) выживаемость дифференциальную смертность *т.е. естественный отбор имеет положительную и отрицательную стороны. Отрицательная сторона естественного отбора - элиминация. Положительная сторона - сохранение фенотипов наиболее соответствующих условиям экосистемы в данный момент. *Естественный отбор увеличивает частоту этих фенотипов, а значит - и частоту генов, формирующих эти фенотипы.

    21 слайд

    Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора Особенности эволюционного процесса Эволюция культурных форм Эволюция видов в природе Предпосылки и движущие силы эволюции Наследственная изменчивость. Искусственный отбор Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор Темпы эволюции Быстрые (на создание сорта иди породы требуется от 8-10 до 20 лет) Медленные (тысячи и миллионы лет) Результаты Многообразие сортов, пород Многообразие видов Приспособленность Живые организмы приспособлены к нуждам человека. Формы, обладающие менее полезными свойствами, выбраковываются. Живые организмы приспособлены к условиям среды. Формы, обладающие менее полезными признаками, вымирают.

    22 слайд

    Итог Эволюционная теория Дарвина в корне подорвала метафизические представления о постоянстве и неизменности видов и о сотворении их богом. Эта теория стала основой для дальнейшего развития науки об эволюции органического мира, а также для всех биологических наук.