Open
Close

Презентация на тему: Средневековые замки. Мощные стены замка служили его защитой Презентация к информатике на тему средневековые замки

«Замки и рыцари Средневековья» - Развитие замков. Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева. Посвящение в рыцари. Рыцарь (нем. Уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. На следующий день надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Замки в культуре.

«В средневековом замке» - Список используемой литературы и ссылок на сайты. Интерьер замка. Отопление и освещение. Бадья из колодца замка Руннебург около 1250 года. Донжон. Сосуд для запасов и настольные горшки. Паровая баня 14 века. Стенной камин в замке Вилденберг. Охрана. Сбор урожая. Прислуга. Военное содержание. Мажордом.

«Рыцари и замки в Средние века» - Рыцарский турнир. Печатный станок. Миниатюра. Портрет Иоганна Гутенберга. Исав перед Исааком. Портрет Джотто. Б. Торвальдсен. Статуя Джотто. Бранль. Средние века. Расцвет настенной живописи.

«Замки» - В рыцарском замке. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. Внутреннее убранство замка. Через ров часто был перекинут подъемный мост. Сначала замки строили из дерева, а потом стали сооружать из камня. Кодекс чести рыцаря. Рыцарский турнир. Обычно замок возводился на холме или высокой скале. Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

«Феодалы и рыцари» - Воинское мастерство оттачивалось на турнирах- состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Рыцарь должен был быть щедр. Рыцари- военное сословие средневековой Европы. Снаряжение рыцаря. Над всеми постройками возвышалась главная башня- донжон. Что такое рыцарский кодекс чести? Рыцарь- надежда слабых и униженных.

«Время рыцарей и замков» - Кoнныe pыцapи были caмoй cильнoй чacтью cpeднeвeкoвoгo вoйcкa. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Mиниaтюpa 13 в. Древняя часть замка - круглая башня. Здесь происходило состязание величайших поэтов-миннезингеров Средневековья. Замки. Слово «рыцарь» обозначает в переводе «всадник».

Всего в теме 20 презентаций

Предварительная работа.

Подготовить 4 учащихся с мини-сообщениями к презентации на темы

Рыцарь на войне.

Кодекс рыцарской чести.

Замок феодала.

Рыцарские турниры.

Создать презентацию «За стенами замков», приготовить силуэты щитов , значки щитов на карту «Средневековая Европа», памятки, копии документов, тесты, начать заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества в Западной Европе»

Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  • Сформировать у учащихся представление об образе жизни типичных представителей рыцарского сословия в средние века. Познакомить учащихся с особенностями стиля поведения, рыцарским кодексом и основными занятими рыцарей-феодалов.

II . Теоретический уровень.

  • Сформировать у учащихся новые понятия:

Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, забрало, герб.

  • Помочь осмыслить выводы урока:
  • Рыцари в средние века составляли военное сословие в Западной Европе.
  • Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.
  • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
  • Феодальная лестница, сословие, феод, феодал, феодальная вотчина, феодализм, повинности, оброк, барщина, вассал, сеньёр.
  • Люди, владевшие землёй с крестьянами, в средние века назывались феодалами, а общественный строй основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала- феодализм.

Развивающие.

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • Работать с картой – находить изученные раннее государства на территории Западной Европы.
  • Графически оформлять выводы, продолжить заполнение таблицы на основании материала учебника и сведений полученных на уроке.
  • Анализировать документ.

Воспитательные.

  • Продолжить работу по формированию культуры умственного труда.

Оборудование : компьютер, экран, презентация, карточки-тесты, карта №29, схемы «Средневековый замок», «Феодальная лестница», силуэты щитов, знаки –щиты на карте, распечатки документов, памятки по оцениванию и работе с документом.

Тип урока . Комбинированный урок (прямой).

Вид урока . Урок-презентация.

ХОД УРОКА .

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

А для меня, уже награда

Сиянье ваших милых глаз.

Сели девочки. Сели мальчики.

Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправится в новое путешествие по средневековой Европе.

Стоят у рабочих мест

Садятся.

Проверка д/з.

Уровни А,В,С.

10 мин.

(5+3+2)

5 мин.

3мин.

1 мин.

Но прежде давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о жизни людей в это время, а точнее, о жизни крестьян в средневековой деревне.

А. Монологический ответ у доски на вопрос «Как жили крестьяне в средневековой деревне» по карточке – плану(прил.1)

В. Класс выполняет тест № 8

На отдельных листах по вариантам.

С. Решение задачи.

В какие века и в каких районах Европы бытовала молитва: «От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, Господи»

Оценивание устного ответа и сбор карточек и проверенных тестов

Отвечает 1 учащийся.

Готовиться 5 минуты. Класс в это время выполняет тест. (прил.1) Взаимопроверка теста. Ключ на обратной стороне доски. Оценивание по памятке под тестом.

Выполняют 2 уч-ся на карточках.

Ответ: Эта молитва бытовала с конца Ix и до середины X века во всей Центральной Европе, которая подвергалась набегам викингов с запада и конников-мадьяров - с востока.

Монологический ответ у доски.

Анализ ответа по памятке.

Изучение новой темы

20 мин.

1 мин. Физ.пауза.

Итак, мы узнали как жили крестьяне - сословие вечных тружеников, а сегодня, мы заглянем за стены неприступного замка феодала. (вкл.комп)

(слайд 1) За стенами замков.

Как выдумаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке? О чём мы сегодня с вами узнаем?

А теперь посмотрите на план нашего урока. (слайд 2) Совпадают ли ваши предположения с планом?

Верно, многое совпадает. Запишите план.

  1. Кто такие рыцари?
  2. Рыцарь на войне.
  3. Кодекс чести.
  4. Мой дом – моя крепость.
  5. Больше чем забава.

А в конце нашего урока, мы сможем ответить на главный вопрос

Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы и что такое феодализм?

Верно, (слайд 3).

А за что получали свои земли феодалы?

Правильно, то есть феодалы тоже составляли сове сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь(слайд 4)

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне. Об этом нам расскажет (1- й уч-ся.

прил.3)(слайды 5-)

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Правильно, это потому что они из разных государств.

Давайте попробуем определить из каких вот по этой карте. Итак, где находится на карте, в каком государстве, герб вот такой формы….значит, этот щит называется – норманнским, а такой…….в каком государстве на карте находиться? Значит это ….

(прил.4)

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.(слайд)

Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Правильно, обычно только с людьми своего сословия, но не с «грубыми мужланами», к ним они относились с

презрением.

Ответы уч-ся

списывают план в тетрадь

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами. Феодализм – общественный строй, основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала.

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Записывают определение.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Ответ: они разной формы.

Работают с силуэтами щитов и картой

Сообщение 2-го уч-ся

Работа с документом.

Ответы уч-ся (отвагу, верность, храбрость)

Ответы уч-ся

Закрепление

7 мин.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,а что такое сословия?

Правильно, сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, на которые делилось средневековое

А какие ещё сословия средневекового общества мы с вами уже знаем?

На преидущих уроках, мы с вами начали заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества». Давайте сейчас вспомним о чем мы узнали сегодня на уроке и закончим заполнение таблицы в колонке «Воюющее сословие» .

Сравнительная таблица.

(прил.2)

Ответ: Мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия.

Ответ: сословия – это большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.

Мы уже познакомились с жизнью крестьян- вечных труженников и священиков – молящегося сословия. Заполняют графу в сравнительной таблице.

Вывод по теме

3мин.

Итак, что же мы с вами узнали сегодня на уроке о жизни рыцаря?

Значит можно сделать вывод что (на слайде)

Рыцари составляли военное сословие в средневековой Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время – турниры и охота.

Запишите вывод в тетрадь.

Ответы уч-ся.

Записывают в тетрадь

Д/з

2 мин.

А теперь. внимание! Записываем д/з (на слайде) Прочитать §7. Ответить на вопрос «Как жили и чем занимались рыцари Средневековья»

*Написать мини-сочинения на темы по выбору.

  1. Один день из жизни рыцаря.
  2. Больше, чем забава.
  3. Есть ли рыцари в наши дни.

Есть ли вопросы по выполнению д/з?

Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

Окончание урока по звонку.

2 мин.

Да, не мало мы с вами увидели и услышали заглянув за стены замка. А понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Выставление и коментирование оценок

Спасибо за урок, все свободны.

Ответы детей.

Подача дневников для выставления оценок.

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Приложение 3.

Составьте сравнительную таблицу «Условия жизни различных сословий в средневековом обществе» используя следующий справочный материал

Вопросы для сравнения

Священники

Крестьяне

Рыцари

Род занятий

Молятся, читают священные книги, обучают монахов, налогов не платят.

Пашут, сеют, платят налоги, несут повинности.

Воюют, охотятся, проводят турниры,налогов не платят.

Жильё

Монастыри и аббатства.

Бедные хижины.

Замки и дворцы.

Пища

Чаще простая, но хорошая и в достаточном количестве

Самая скромная, не в достаточном количестве, часто голодают

Роскошные блюда и явства.

Развлечения

Запрещены церковными правилами.

Ярмарки и народные праздники.(очень редко)

Пиры, охота,

Выступление бродячих артистов и минестрелей

Источники

существования

Монастырские хозяйства, церковная десятина и налоги с крестьян.

Собственный труд, натуральное хозяйство.

Налоги с крестьян, военная добыча.

Документ.

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

…И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Предлагаемая вашему вниманию презентация «Средневековые замки Европы» познакомит с выдающимися памятниками средневекового западноевропейского зодчества. Эту презентацию можно использовать на уроке мировой художественной культуры, истории или ИЗО при изучении темы «Рыцарская культура»

Средневековые замки Европы

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой — подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб,— на нем изображен
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья».

Теофиль Готье

Устройство и назначение средневековых замков

С 1000 по 1500 год в Европе строятся тысячи замков-крепостей. Только в Англии в 1100 году их насчитывалось уже больше пятисот. Слова, означающие «замок», в европейских языках происходят от латинского «каструм» или германского «бург». Замки дали имя испанской провинции Кастилия и многим городам – например, Зальцбургу в Австрии или Эдинбургу в Шотландии. Высокие стены и башни замков и крепостей стали символом воинственных средних веков: в них рыцари оттачивали военные навыки, здесь собирались рыцари для того, чтобы править суды, отмечать праздники. И повседневная жизнь феодала, его супруги, детей, слуг протекала также в стенах замка.

Удивительно, но среди огромного множества укреплённых замков построенных в Европе не удастся найти даже двух похожих. Несмотря на то, что каждый из замков имел башню-донжон, которая служила и жилищем рыцаря, и кладовой для хранения запасов пищи и воды на случай длительной осады, и тюрьмой, в которой томились ожидающие выкупа пленники, каждый донжон был окружён высокой прочной стеной и рвом и земляным валом, облик их определялся особенностями рельефа местности, вкусами заказчика-феодала, фантазией архитектора.

Рыцарский замок, как и любая другая крепость этого времени, − в первую очередь сооружение фортификационное: стены мощные, глубокие рвы, бойницы, башни. Но, рыцарский замок строится не только в оборонительных целях, но и для того, чтобы принимать гостей и производить на них неизгладимое впечатление. Развлечений и разговоров лучше, чем в замке аристократа, вы вряд ли где найдёте.

Рыцари, вернувшиеся из крестовых походов, принесли в Европу новые обычаи, которые сильно повлияли на стиль жизни феодала и его окружения. Замок становится не только крепостью, но и центром культуры. В стенах замка звучит музыка. Менестрели и жонглёры развлекают господина и его гостей исполнением эпических сказаний о подвигах героев. Культ Прекрасной Дамы распространившийся благодаря провансальским трубадурам и северо-французским труверам, способствует возникновению рыцарских романов и лирической поэзии. Рыцари теперь и музыканты, и поэты.

«О бурях и распрях, пережитых Европой на заре юности, говорят нам развалины замков, которые придают окрестному пейзажу волнующе-героический вид. Сколько легенд, к которым обращались впоследствии поэты всех европейских стран, связано с этими замками!

Много крови было пролито у их стен в братоубийственных битвах и много душ загублено в самих стенах из корысти, мести, ревнивой любви или за неповиновение сеньору.

Даже в развалинах романские замки да грозные зубчатые стены, опоясывавшие тогдашние города, надолго приковывают взор, перенося нас в ту пору, когда медленно, но уверенно воздвигалось великое здание европейской культуры».

Лев Любимов

Предлагаю посмотреть видео об одном из замков крестоносцев:

Слайд 2

Рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков

1.Рассмотреть причины появления замков в Европе.
2.Рассмотреть различные оборонительные сооружения
крепости с точки зрения их целевого назначения.
3.Построить модель средневековой крепости.(Воссоздать модель средневековой крепости с помощью конструктора.)

Слайд 3

План.

1. Вступление.
2. Появление замков в Европе.
3. Оборона замков.
4. Завоевание замков.
5. Модель средневекового замка.
6. Вывод.
7. Литература.

Слайд 4

Появление замков в Европе

Начиная с IX века, местные вожди начали строить укрепления в виде замков. Первые замки имели простую конструкцию и дизайн, но позднее они эволюционировали в мощные и красивые каменные строения. Поводом для постройки замков была защита территории от варваров, но истинной причиной было закрепление своего контроля над подвластной территорией. Это было возможно благодаря тому, что в Европе в то время не было единой стратегии обороны и не существовало ни одной сильной централизованной власти. Примером застройки Европы замками является французская провинция Пойто. Там было лишь три замка до начала рейдов Викингов в IX веке и 39 замков в XI веке. Подобные процессы происходили по всей Европе. Замки можно было построить очень быстро. До появления п ушек защитники замков обладали огромным преимуществом над теми, кто штурмовал замки. Но широкое распространение замков и создание огромных армий для их обороны не привело к перемириям между воинствующими сторонами, а наоборот еще сильнее распалило войны.

Слайд 5

Оборона замков

Основным принципом обороны замков было увеличение потерь атаковавшего врага при одновременном уменьшении отрицательных последствий для обороняющихся. Хорошо построенный замок могла эффективно защищать даже небольшая армия и удерживать его очень долго. Крепкая защита позволяла защитникам замка удерживать натиск штурма или осаду до тех пор, пока придет подкрепление, или пока атаковавшие войска не вынуждены будут отступить из-за нехватки продовольствия, болезней или потерь.

Крепость: Крепость это маленький замок, часто входящий в большой замковый комплекс. Это сильно укрепленное здание, которое часто служило резиденцией владельца замка. В случае взятия врагом внешних стен замка, защитники могли отступить в крепость и продолжить обороняться. Многие замки разрастались из крепостей, которые были начальными укрепленными пунктами. Со временем замки расширялись и старые внешние стены замков становились внешней обороной крепости.

Слайд 6

Защитники

В мирное время для охраны замка нужно было совсем немного воинов. На ночь мосты поднимали, а опускаемые решетки опускали, таким образом блокируя замок. В случае угрозы или штурма, к защите замка привлекалась гораздо более большая армия. Меткие лучники или арбалетчики могли обстрелами помешать врагу штурмовать замок или подготовиться к штурму. Также нужно было много людей для сбрасывания со стен камней и выливания на атаковавших горячих жидкостей. Немалое количество работников нужно было для починки поврежденных штурмом стен и тушения возгораний, вызванных огненными стрелами. Агрессивные защитники при случае совершали вылазку из замка и атаковали осадную армию. Эти молниеносные рейды позволяли оборонявшимся сжигать лестницы и леса осаждавших, снижая их боевой дух. В случае опасности, местные крестьяне принимались за защиту стен. Не обладая достаточными навыками владения мечем, копьем или луком, они могли выполнять много другой важной работы.

Слайд 7

Замки

  • Слайд 8

    Донжон

    Главная башня замка, окруженная стенами с бойницами.

    Слайд 9

    Барбакан

    У мощных замков были внешние и внутренние ворота. Между ними было открытое пространство под названием Барбакан. Оно было окружено стенами и становилось ловушкой для врага, которому удавалось разрушить внешние ворота. Попав в Барбакан, враг становился очень уязвимым и мог либо отступать через внешние ворота, либо штурмовать внутренние. Защитники в это время щедро поливали нападавших смолой или кипящим маслом, забрасывали камнями и копьями.

    Слайд 10

    Бойницы

    Стены и башни были приспособлены, чтобы обеспечить максимальную защиту оборонявшимся. Платформа за верхней частью стены позволяла оборонявшимся стоять и сражаться. В верхней части стен были проделаны бойницы, чтобы защитники могли стрелять или сражаться, находясь под частичным прикрытием. У бойниц могли быть деревянные ставни для еще большей защиты. В верхней части стен часто строили зубцы с тонкими щелями, из-за которых лучники могли стрелять практически не подвергаясь риску. Во время штурма закрытые деревянные платформы расширялись от вершин стен и башен. С них защитники могли стрелять прямо вниз в нападавших или бросать на них камни и лить кипящие жидкости, оставаясь при этом защищенными. Эти деревянные постройки оббивали шкурами, чтобы не допустить возгорания дерева. Каменные версии этих лесов назывались навесными бойницами и иногда строились над воротами.

    Слайд 11

    Стены

    Каменные стены защищали замок от поджога, стрел и прочих снарядов. Враги не могли взобраться на гладкие стены без специального оборудования, такого, как лестницы или осадные леса. Защитники на стенах могли стрелять вниз или сбрасывать на атакующих тяжелые предметы. Атаковавшие, находившиеся на открытой местности и стрелявшие вверх были в очень невыгодном положении по сравнению с оборонявшимися, которые были защищены и стреляли вниз. По возможности оборонительную мощь каменных стен старались усилить, строя стены на холмах и обрывах. Ворота и двери в стенах замков были немногочисленными и сильно укрепленными.

    Слайд 12

    Рвы с водой и подъемные мосты

    Чтобы усилить преимущество стен, у их основания часто выкапывали рвы, полностью окружавшие замок. По возможности эти рвы заполняли водой. Такие рвы сильно затрудняли штурм стен. Солдаты в броне могли утонуть упав даже в мелкую воду. Рвы с водой также очень сильно затрудняли подкопы стен, так как вода могла размыть тоннель подкопа и затопить копавших. Часто нападавшим приходилось осушать рвы с водой, чтобы продолжить штурм. Часто ров также частично засыпали, чтобы установить лестницы или осадные леса. Подъемные мосты через рвы или рвы с водой позволяли жителям замка при надобности входить в замок и выходить из него. В случае опасности подъемный мост поднимали, таким образом отсоединяя замок от внешнего мира. Мосты поднимались механизмом внутри замка, хорошо защищенным от врага.

    Слайд 13

    Опускаемая Решетка

    Опускаемая решетка из толстых металлических прутьев намертво блокировала ворота замка в случае опасности. Ворота замка, как правило, были внутри специальной башни, которая была хорошо укреплена. Обход ворот (тайный подземный ход) также мог находиться в этой башне. Этот тоннель обычно был заблокирован несколькими мощными решетками. Механизм, поднимавший решетки, находился на верху башни и был сильно защищен. Опускаемые решетки могли быть комбинированы из железных прутьев и толстых бревен. Защитники и нападавшие могли стрелять друг в друга и колоть через решетки.

    Слайд 14

    Потерна для доставки продовольствия с подъёмной рампой

    Некоторые большие замки снабжались таким способом, чтобы избежать неожиданной атаки и одновременно случайного проникновения шпионов.

    Тяжёлые грузы и туши животных втягивались внутрь лебёдкой по полозьям, лежащим в середине настила.

    Слайд 15

    Ставни

    Помимо выполнения защитных функций, они прикрывали лучников или арбалетчиков от ослепления солнцем и от взглядов противника, которого можно было рассматривать совершенно спокойно.

    Слайд 16

    Башни

    По углам и часто через определенные промежутки вдоль стен стояли башни. Башни выступали за стены замка, позволяя защитникам из башен обстреливать стены замка. С угловых башен защитники могли обстреливать две стены. Ворота часто защищались башнями с обеих сторон. Некоторые замки начинались с простых башен и перерастали в ложные комплексы из стен, внутренней крепости и дополнительных башен.

    Слайд 17

    Завоевание замков

    Завоевание и защита замков было основной военной деятельностью в эпоху Позднего Средневековья. В то время города быстро росли и развивались, имели большую стратегическую важность. Хорошо укрепленный город-замок мог оборонять и удерживать небольшой хорошо вооруженный отряд воинов, а для захвата такой крепости нужно было намного больше военной силы. Нападавшие должны были иметь достаточно большую армию, чтобы захватить и подчинить прилежащие к замку земли, подготовить позиции для штурма замка или хотя бы не давать защитникам замка передохнуть.

    Осада: Для предотвращения побегов или вылазок из замка неприятеля осаждающая армия занимала позиции вокруг этого замка. Близлежащие фермы и деревни захватывались осаждающими войсками. Повсюду выставлялись дозоры, чтобы они могли быстро приносить сведения о приближении неприятельской армии и для добычи продовольствия. Предводители дозоров исследовали ситуацию и решали, что предпринимать: либо просто осадить замок, либо активно готовиться к массивному штурму. Если они собирались взять замок при помощи голода, тогда они не нападали на замок, а давали возможность защитникам умереть с голоду, не подпуская к замку повозки с продовольствием и подкрепления.

    Слайд 18

    Осадное снаряжение

    Осадное оборудование применялось для преодоления стен и других укреплений замка. Прорвавшись с помощью осадного оборудования через укрепления замка вся мощь нападающей армии сталкивается лицо к лицу с малочисленным гарнизоном защитников. Большая часть осадного оборудования разработана специально для того, чтобы сокрушать или проламывать стены. В дополнение к обычной лестнице, осадное оборудование чаще всего использовалось в период Средневековья. Осадное оружие состояло из больших катапульт – требушетов*, баллист**, осадных башен, массивных таранов и больших щитов для прикрытия людей. Как только в стене была пробита брешь или осадную башню доставили на место, отряды из солдат смельчаков-добровольцев начинали штурм.

    Эти отряды добровольцев известны в истории как "отряды смертников," поскольку почти все они погибали в сражении с защитниками крепости. Но тем немногим, кому удавалось выжить получали самые высокие награды в виде повышения по службе, титулов и награбленной добычи.

    Слайд 19

    Штурм

    До последнего момента штурма, воины будут стрелять по стене замка, чтобы помешать защитникам подготовиться к штурму с осадной башни. Если первой группе нападавших из башни удастся пробраться на стену, то за ней по мостику хлынет поток вооруженных воинов, чтобы окончательно захватить замок.

    Слайд 20

    Модель средневекового замка

  • Слайд 21

    Модель моего замка была сделана мной с помощью моего папы на основе конструктора «Средневековая каменная крепость» и дополнена самодельными конструкциями и игрушечными воинами. В замке находится главная башня - донжон, окруженная стенами и башнями с бойницами. Башня с главными воротами защищена решеткой и подъемным мостомчерез ров. Внутри замка находятся хозяйственные постройки - склад и конюшня под навесом. Снаружи замка расположена первая линия обороны-частокол с маленькими воротами и деревянной сторожевой башней, соединенный с замком легкоразрушаемым мостиком.

    Естественное препятствие: замок расположен на холме и окружен рвом с водой.

    Замок запечатлен в момент штурма. Нападающие используют осадные машины и приспособления - таран, лестницы, передвижные щиты, большую осадную башнюс мостиком. Защитники замка ведут оборону со стен, башени частокола с помощью метательного и холодного оружия. По мостику двигается отряд для совершения вылазки.

    После того, как я рассмотрела различные оборонительные сооружения крепостей, я поняла, что своей конструкцией замки были полностью подготовлены к длительной обороне и отражению штурмов.

    Когда мы с папой сделали модель средневековой крепости, я по настоящему увидела оборонительные сооружения крепости и поняла, как они были важны при длительной обороне и отражении штурмов.

    Я сделала вывод, что в средние века оборонительная ценность замков была очень велика, хотя с появлением пушек потеряла свою значимость.

    Слайд 29

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо «Эпоха крестовых походов», Полигон,
    2. Санкт-Петербург 2003.
    3. Е.А. Разин «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.
    4. Н.И. Ионина «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.
    5. Л. Функен и Ф. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.
  • «Рыцари и замки» - Замки строили на берегу рек и морей. Подготовлена учителем Лопатинской СОШ Артемовой И.В. Кольчуга. Четвёртый лишний. Латы и шлем с забралом. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Знак воинской доблести Краткое изречение, объясняющее смвсл герба. Через ров с водой в замок вёл мост. Служба оруженосца своему рыцарю.

    «Архитектура Византии» - Первоначально в Византии были сильны традиции античного искусства. ПЛАН ВИЗАНТИЙСКОЙ БАЗИЛИКИ (базилика – тип храма). СПАСИТЕЛЬ. Главный неф. ДЕИСУС. Затем постепенно сложился христианский КАНОН, и вид икон изменился. Вид купола изнутри. Запад. Интерьер. ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Икона 6 в. Анфимий из Трал и Исидор из Милета.

    «Культура Западной Европы» - Колыбель новой культуры. Для учащихся требовалось все большее количество учебников. Личность вступает в свои права. Культура Западной Европы в XIV – XVвв. Петрарка и Лаура. С развитием ремесла и торговли в городах быстро росла грамотность. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».

    «Столетняя война» - Глава 8 СТОЛЕТИЯ КРИЗИСА И ОБНОВЛЕНИЯ: § 31. Столетняя война 1337 – 1453 (1471) гг. Французская миниатюра. Великая хартия вольностей. Миниатюра XV в. Эдуард iii. Казнь Жанны д’ Арк. Xiv – xv вв. Англия Фландрия Священная Римская империя Португалия Арагон. Роль Жанны д’ Арк. Наследники Филиппа IV Красивого.

    «Благородный рыцарь» - О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?.. Икона «Чудо Георгия о змие» (XVв) Всадник парит на белом коне. Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. Рыцарь восседал на коне. Происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. 3. Что вы знаете о рыцарских турнирах и военных сражениях рыцарей?