Open
Close

Витражная роспись. Презентация-проект по технологии "роспись по стеклу" Современные направления и приёмы работы в технике витража

Витраж - это форма декоративного искусства, направленное на художественное обрамление пустых проемов на фасадах зданий. Основой витража являются отдельные элементы, выполненные из стекла или некоторых пород природного камня разного цвета спаянные между собой. Наиболее часто этот вид искусства применялся именно для украшения соборов и храмов заполняя их оконные ниши. Искусно выполненные пейзажи, сюжеты и лики святых, освещенные лучами солнца, одна из главных особенностей витража. Его красота и самобытность быстро приковала к себе внимание людей и сделало это декоративное искусство очень популярным еще в начале 12 века. Немалое распространение витраж имел в России. Данное искусство стало настолько известно и привлекательно, что уже к началу 19 века, было изобретено немало способов имитировать оригинальные витражи. Прорыв в витражном производстве осуществил русский художник Сверчков В.Д., мастерская которого находилась за границей. Очень скоро именно его витражи украшали одни из самых знатных домов Петербурга.

На сегодняшний день существует огромное колличество видов витража.

Из них можно выделить основные:

1. Классический - один из первых видов витража, который предпологает сбор сюжета несложных элементов спаянных между собой свинцом, латунью или медью. В современных витражах используют металлические ленты. Например, в милых дизайнерских витражах от салона Тиффани. Подобные изделия путем выпекания при определенной температуре, либо путем простой спайки элементов.

2. Расписной - наравне с пленочным, контурным и накладным витражами, этот можно назвать своеобразной имитацией техники, так как не предпологает непосредственной подборки отдельных частей, создающих единную картину. В данном случае весь сюжет наносится специальными прозрачными красками, а контуры лишь внешне напоминают металлическую спайку.

3. Литой - особый вид витража, наиболее эфектный и красочный. Он предполагает отдельное производство каждого элемента, который отливается или выдувается вручную. Формы и объемы, которые можно создать подобным образом, позволяют добиться невероятного эффекта, благодаря многократному преломлению света.

4. Комбинированный - направление витражного искусства, включающее использование различных видов и способов изготовления. Помимо указанных можно отметить такие виды витража, как пескоструйный, спечной, нацвет (тонкое стекло на толстом), кабошон (рельефная стеклянная вставка) и узор "мороз" имитирующий зимние узоры на окнах.

Благодаря своей уникальности, витражи стали по-настоящему популярны в наше время. Сегодня это искусство уже не просто отголоски Готического стиля Европы, это элемент современного искусства, который может быть вписан в любой стиль, от богатого барокко до смелого модерна и стиля хай-тек. Ко всему прочему, витраж стал использоваться не только в качестве использования оконных проемов, теперь их можно встретить как декоративное дополнение дверей, мебели, фоторамок и дизайнерских картин, панно, дополняющих общую стилистику того или иного помещения. Изходя из этого, можно сказать,что, если еще не нашли себе занятие по душе, то витражное искусство - возможность восполнить данный пробел.


Филиппова Виктория Николаевна

ВИТРАЖ

Выполнила: учитель начальных классов г. Павлодара

Средней Общеобразовательной школы – гимназии №9

Жукова Екатерина Николаевна


  • (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent - прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV-XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи.


  • Цветные карандаши
  • Эскиз будущей работы

  • Стекло
  • Витражные краски
  • Контур по стеклу и керамике

  • Спирт
  • Ватные диски

  • Современные виды витражей:
  • Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол, выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  • Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
  • Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
  • Витраж в технике спекания или фьюзинг – витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
  • Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
  • Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол, выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
  • Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

  • Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.
  • Витражи диапозитивы - могут выполняться с использованием фотографической техники, фотопечати на стекле или методом фототравления. Витражи-диапозитивы используются при остеклении небольших проемов торгово-выставочных павильонов, витрин. Следует отметить, что фотопечать на стекле и метод фототравления стали использоваться в технологиях изготовления витражей относительно недавно.
  • Витраж на латунной арматуре. В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.
  • Узорчатые витражи - изготавливаются из фрагментов бесцветного, полностью прозрачного стекла, имеющего фактурную узорчатую поверхность, по заранее заготовленному рисунку будущего узора или геометрического орнамента. Благодаря особой технике подбора стекол с различающейся фактурой удается добиться создания довольно привлекательных узоров. Если же в узорчатых витражах применяется стекло с одинаковой фактурой, то неповторимый орнамент или рисунок можно получить благодаря различному расположению самих стеклянных деталей. В создании узора таких витражей особая роль отводится контурам свинцового обрамления и исходной геометрии и размерам отдельных стеклянных фрагментов.


  • Пескоструйным способом. Выполняется при помощи набора трафаретов и с использованием специального аппарата. Этот способ позволяет получать любые изображения, в том числе рисунки, рельефы, силуэты и надписи, которые соответствуют заданному трафарету. Они могут быть матовыми на прозрачном фоне, прозрачными на матовом фоне, могут иметь матированный фон и штриховой рисунок различной интенсивности. Причем необработанные части поверхности могут сами составить рисунок в виде прозрачных нематированных просветов, образуя ленты, розетки, различные абстрактные вкрапления. Данному способу декоративной обработки поверхности витражей подвергается, как правило, бесцветное стекло.
  • Гравированием. Для данного способа используются медные и абразивные диски. На прозрачных или бесцветных стеклах, а также многослойных стеклах с их помощью можно наносить любые изображения, картины и рисунки, результат всегда превосходный.
  • Отливкой или прессованием витражей. Применяется для обработки витражей сравнительно небольших размеров, имеющих армирование свинцовой или медной пайкой. Полученные рельефы или барельефы из цельного стекла, а также отдельных кусков стекла, используются, как правило, для заполнения дверных филенок.
  • Цветным протравливанием или травлением химическими веществами. Травлением принято называть особую технику, основанную на способности плавиковой кислоты вступать в реакцию с главным компонентом стекла - диоксидом кремния, в результате чего стекло начинает разрушаться. Использование защитных трафаретов позволяет получить рисунки любой сложности и заданной глубины. Применяется также многослойное травление - обработка стекла специальными составами в несколько этапов, при котором достигается постепенное протравливание стекла на разную глубину, поэтапное снятие защитного слоя лака или постепенное его нанесение. Благодаря этой методике на стекле получается объемный, рельефный рисунок, чего нельзя добиться просто при шлифовке поверхности абразивами. Наиболее простым и доступным способом травления, не требующим повторного снятия или нанесения лака, является нанесение матового трафаретного рисунка, выполняемого в один прием. В результате получаем травленый витраж - группу стекол (филенок), которые выполнены в одной технической манере, относящейся к химическому травлению и объединенной общим композиционным и смысловым замыслом и помещаемых внутрь рамных секций.

  • Технология выполнения
  • Нарисуйте на листе бумаги изображение рыбы или любого другого обитателя моря. Сделайте его четкими, хорошо видимыми линиями.







Раньше горожане любовались самыми разнообразными

орнаментами, композициями на религиозные



Разноцветный витраж заиграл, засиял…

Сложен нежной рукой за осколком осколок…

Из разбитых надежд мозаичным узором

Мастер живую картину по кусочкам собрал…

















Встретимся

Актуальность данной темы
состоит в том, что роспись по
стеклу является на
современном этапе очень
востребованным видом
декоративно-прикладного
искусства, среди
профессиональных художников
и людей, увлеченных
художественным и
декоративным творчеством.
.
Это направление очень
интересно разнообразием своих
техник выполнения и приемов
работы. Изделия, выполненные
художественной росписью,
занимают почетное место в
наших домах. Назначение
витражей и изделий из стекла
разнообразно: они являются
богатым декоративным
украшением зданий и
отдельных помещений,
заменяют оконные стекла и
дверные филенки, пропускают
свет и дают возможность
изолировать помещения первых
этажей от посторонних
взглядов.

Цель: разработать витраж для восточного интерьера.
задачи:
- изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;
- рассмотреть современные направления и виды искусства в технике
витраж;
-ознакомиться с вариантами использования техники витража в
современном интерьере;
- изготовить витражное панно для интерьера в восточном стиле.
Были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и
методическая литература.
- Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы
росписи по стеклу.

Исторические особенности росписи по стеклу

Слово «витраж» имеет
французское
происхождение («vitrage» остекление), но восходит к
латинскому «vitrum» стекло.
В эпоху Возрождения
витраж обретает
популярность в Италии,
Швейцарии, Польше и
особенно в Англии
(Вестминстерское
аббатство в Лондоне,
собор в Уэльсе). Но даже
крупнейшие художники
(Донателло, Учелло,
Лоренцо Гиберти)
понимали витраж просто
как живопись по стеклу.

Современные направления и приёмы работы в технике витража

Возрождение витража в наше время
ознаменовалось появлением новых его
форм: декоративное панно с подсветкой
на стене, ширма, подвесной потолок,
колонны и светильники. Новые технологии
позволяют моделировать из стеклянных
пластин просто фантастические вещи.

Разновидности витража

Узорчатые витражи -
собираются из кусков
прозрачного бесцветного
стекла с фактурной
узорчатой поверхностью.
Сборка в виде узора или
геометрического
орнамента производится
по заранее
подготовленному рисунку.

Контурные (силуэтные) витражи

Собираются из стеклянных
дисков, похожих на днища
бутылок, одноцветного, но
чаще зеленоватого или
бесцветного стекла. Эти диски
укладываются
горизонтальными и
вертикальными рядами,
промежутки между ними
заполняются кусками стекла
другой конфигурации, а весь
набор скрепляется свинцовой
жилкой.

Витражи с декоративно обработанной поверхностью

Пескоструйным
способом. При помощи
специального аппарата и
набора трафаретов.

Химическим травлением
или цветным
протравливанием.
Травление - техника,
основанная на способности
кислоты
взаимодействовать
главным компонентом
стекла. При таком
взаимодействии с кислотой
стекло разрушается.

Живописные витражи

Собираются из цветных
стекол с росписью
керамическими красками
и с последующим
обжигом отдельных
деталей.

Комбинированные витражи

Это сочетания витражей
различных видов и
стилей.

Мозаичный витраж -

Мозаичный витраж Наборный витраж, как
правило,
орнаментальный,
имеющий геометрическое
построение; может
напоминать мозаику с
примерно одинаковым по
размеру модулем
смальты.

Наборный витраж

Простейший вид витража,
как правило, без росписи,
который создается на
наборном столе из
кусочков сразу
вырезаемых или заранее
нарезанных стекол.

Расписной витраж

Витраж, в котором все
(или почти все) стекла
расписаны.

Свинцово-паечный (паечный) витраж

Классическая техника
витража, появившаяся в
средние века и
послужившая основой
для всех других техник.
Это витраж, собранный из
кусочков стекол в
свинцовую оправу,
запаянную в стыках.

Фацетный витраж

Витраж, выполненный из
стекол со снятой по
периметру стекла фаской
(фацетом, фасетом) или
объемных, шлифованных
и полированных стекол,
имеющих огранку.

Техника Тиффани

Этот способ, позволяет
создавать любую
пластику линий в рисунке.
И, наконец, такой витраж
в два раза дешевле
классического.

Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу

Самым дешевым способом декорировать свой интерьер на
сегодняшний день является роспись по стеклу, которую можно
произвести самостоятельно без каких-либо трудностей.
Существует множество специальных материалов, которые можно
приобрести в магазинах, заказать по каталогу в Интернете или
сделать самим.

Слайд 2

1) Краткая историческая справка 2) Обоснование выбора инструментов, материала. 3) Полезные советы и основные способы росписи по стеклу. 4) Технологическая часть 5) Представление выполненных изделий 6) Правила техники безопасности при работе 7) Экологическая часть 8) Используемая литература

Слайд 3

Обоснование выбора темы

Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов, сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. В настоящее время для росписи стекла используются современные краски, но, как и в средние века, несмотря на обилие современных технологий, основой витража является талант художников и мастерство исполнителей

Слайд 4

Зародился данный вид искусства во Франции, французский термин «ар нуво» происходит от аналогичного названия парижской мастерской и галереи, основанной в 1895 году для показа произведений дизайнеров, живописцев и скульпторов того времени. Развитие стиля достигает рассвета в 1890 годы. В основе лежит использование плавных, текучих линий, замысел мастера словно вырастает из них, а не следует строгим принципам геометрии. В становлении стиля огромную роль играли природные формы (особенно растительный мир). Историческая справка

Слайд 5

Материалы и инструменты

Слайд 6

При работе в витражной технике нам не обойтись без следующих материалов и инструментов: Красок для росписи стекла. Виды красок Для рисования по стеклу существует несколько видов краски, условно их можно разделить на несколько категорий: 1.витражные краски 2.пленочные краски 3.краски под обжиг

Слайд 7

Виды красок Каждая из этих категорий имеет свою специфику: 1.Витражными красками можно красиво оформить дверное стекло, но они не пригодны для использования росписи посуды, 2. Пленочные хороши для частой смены дизайна предмета, ими можно оформить какие-то предметы к празднику (нарисовать перламутровые снежинки к Новому году или нарисовать пасхального зайчика к Пасхе), потом эти краски без труда снимаются. 3. Краски под обжиг можно использовать на посуде для приема пищи

Слайд 8

2. Краски – аут лайнера - контурные краски

Слайд 9

Полезные советы: Красками, имеющими резкий запах, следует работать в хорошо проветриваемом помещении. 2. В процессе работы краска-аут лайнер нагревается от рук и может обильно вытекать из тюбика. В этом случае необходимо сделать перерыв в работе на несколько минут, выпустив тюбик из рук. 3. Для достижения хороших результатов работу необходимо вести на ровном столе, установленном строго горизонтально. 4. Кисти после работы красками на водной основе промываются при помощи воды и мыла; после работы красками на основе растворителя - специальными растворителями той же марки и серии или уайт-спиритом. 5. Важно помнить, что декоративные краски для росписи стекла не предназначены для контакта с пищевыми продуктами. Поэтому следует быть внимательными при росписи и последующем использовании стаканов, тарелок и т.п.

Слайд 10

Планирование и изготовление

Слайд 11

Технология выполнения работы: Обустроим рабочее место. Нам понадобятся: - хорошо освещённое место (дневной или искусственный свет) идеально ровный (установленный строго горизонтально) стол; - краски для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования; калька; фломастер с тонким кончиком; цветные карандаши; ластик для стирания карандаша; линейка

Слайд 12

Выполнение эскиза на бумаге Нанесение изображения на стеклянную поверхность с помощью специального карандаша, подложив эскиз под стекло и закрепив клейкой лентой. Можно нанести рисунок сразу на стекло

Слайд 13

Затем наносим контур, даём высохнуть, излишки убираем зубочисткой.

Слайд 14

После высыхания контура, наносим краску аккуратно размазывая её носиком тюбика или тонкой кистью. Излишки краски убираем ватной палочкой. ВНИМАНИЕ! Каждая сторона изделия должна находиться в горизонтальном положении до полного высыхания краски.

Слайд 15

Технологическая карта изготовления изделия

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Правила безопасности при работе со стеклом 1.Быть внимательным и аккуратным при работе со стеклом. Перед началом работы края стеклянного полотна обработать медицинским лейкопластырем, чтобы не порезаться. Правила техники безопасности при работе с красками, лаками и клеем: 1. Работать с красками, лаками и клеем следует только в хорошо проветриваемом помещении. Проветривать помещение до и после работы. 2. Не работать вблизи открытого огня. 3. Работать на столе, покрытом целлофановой клеенкой. 4. После работы убрать краску, убедившись в том, что их упаковка герметично закрыта. 5. При попадании краски на кожу очистить руки при помощи ватного тампона, пропитанного растительным маслом, а затем тщательно вымыть водой с мылом. Санитарно-гигиенические требования: До начала работы необходимо вымыть руки; Рекомендуется делать перерыв в работе не реже через 1,5 часа, так как при данном занятии утомляются глаза и спина;

Слайд 22

Пожалуй, одной из главных черт стекла является его исключительная экологичность и легкость очистки. Недаром ведь самые дорогие кухонные гарнитуры имеют стеклянную поверхность рабочего стола. Современные методы окрашивания стекла и нанесения рисунка позволяют создавать изделия на любой вкус. Кроме того, стекло удивительно демократично. Стеклянные детали сочетаются с любым материалом, будь то полированный алюминий, современный пластик или красное дерево. Применимо стекло и в любых стилях, практикуемых сегодня при оформлении интерьеров. Стеклянная мебель обеспечивает визуальную открытость любого помещения. Благодаря ней, комната кажется гораздо просторнее и наполненной воздухом. Для дизайнеров стекло открывает прекрасные горизонты для творчества. С ним возможны любые визуальные провокации и иллюзии. Экологическая оценка.

Слайд 24

Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Краски - общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Стекло - вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, - универсальный в практике человека. Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Словарь терминов.

Слайд 25

1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d"aujourd"hui. 2 Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986 3. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007 4. Клисов Игорь, статьи из журнала "Художественный совет" 3(49)2006 и 4(50)2006. 5. Козлова СИ., Е.Л. Козловой «Роспись стекла» Перевод с английского.© Издательство КАРТ-РОдНИК, издание на русском языке, 2004 6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дону «Феникс» 2002 7. Кьяццари Сюзи «Цвет в интерьере вашего дома», издательство «Кристина-Новый век». 2007 8. Мария ди Спирито «Витражное искусство» издательство Альбом. 2008 9. Мария ди Спирито «Стеклянные светильники», издательство Ниола-Пресс, 2007 10. Павловский В.В. «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала» Москва 1975 11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 12. Спирито Мария Ди «РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ» издательство Мой Мир.2006 Используемая литература

Слайд 26

Используемая литература:

Стильные украшения для дома своими руками, издательство «Книжный клуб» г. Харьков, Белгород 2007год Большая Российская энциклопедия, В 30т/ т.2 М. Большая Российская Энциклопедия 2005г. http://festival.1september.ru/articles/518616/pril1.ppt http://sangina.ru/pedia/decor1/glass/osnova/index.php http://sites.google.com/site/sajtucitelatehn/tvorceskie-proekty-ucasihsa

Посмотреть все слайды