Open
Close

М озаика … мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством. Презентация - технология выполнения мозаики Скачать презентацию на тему мозаика из бумаги

Слайд 2

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Императрица Феодора. Равенна

Слайд 3

Древний ВостокИстория мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600-2400 гг. до н. э.)К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия)

Слайд 4

АнтичностьПервые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.Помпеи, «Битва при Иссе» - Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Слайд 5

Слайд 6

Ранние христиане и ВизантияВысочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.РавеннаМонреале

Слайд 7

Средневековая Европа РококоВ качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750-1770 гг. работала мануфактура ванЗелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Александр на мозаике 13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Слайд 8

ИсламМозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке - разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Слайд 9

Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда.

Слайд 10

Слайд 11

Мозаика в РоссииДревнерусские мозаикиНа Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).Софийский собор (Киев)Михайловский златоверхий монастырь

Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых

Слайд 12

Мозаика в России Нового времениВозрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затрачен по времени и, соответственно, дорог.

Слайд 13

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства

Слайд 14

Мозаика времён СССР, 1969 год

Слайд 15

Мозаика племени УичолиМозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу - в этой технике для укладке применяется бисер.Есть примеры другой укладки бисера - отверстием вверх.

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

Слайд 16

ТехникаСпособы укладкиПри прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Слайд 17

Олинф, Беллерофонт и химера (432-348 гг. до н. э.) Мозаика на заводе ТЭМ в Пензе

Слайд 18

Укладка мозаики на бумагуУкладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.Укладка мозаики на сеткуВ отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов..

Символ души - птица - на византийской мозаике православного храма 6 века. Херсонес

Слайд 19

Станция метро «Маяковская» г. Санкт-Петербург

Слайд 20

МатериалыВ качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранныхЯвные лидеры современных мозаичных материалов - стеклянные смеси и керамика - помогают реализовать любую творческую задумку заказчика.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

мозаика

Впервые мозаика была обнаружена на раскопках Древней Греции и Рима. Известный факт, что в те времена знатные вельможи невероятно ценили её и украшали свой дом. Оригинальная венецианская мозаика, отличаясь мелкими элементами, и обладая разнообразными эффектами, подходила как для отделки внутри помещения, так и для облицовки фасадов. Венецианская мозаика считалась уникальной, потому что мастера из Венеции разработали свой метод изготовления стекол, из которых и составляется мозаика. И сегодня это великолепный материал находит место в роскошных дизайнах. Нынешние мастера, применяя современную технологию, придают материал морозоустойчивость, прочность и стойкость, переродив венецианскую мозаику. Этим материалом можно украшать поверхности каминов, покрывать полы и стены на кухнях и в закрытых бассейнах, воспользоваться при обновлении фасадов зданий Венецианская мозаика

История витражей начинается еще с I века до н.э, по крайней мере, именно этим временем датируются найденные частицы стеклянной мозаики. После чего, этот вид искусства развивался, появлялись новые его разновидности и стили. Основное применение, как и мозаика, получил в архитектуре, украшая окна храмов, церквей, а после и других зданий. Основное отличие этих двух направлений монументальной живописи, используемый материал. Так, для витража используются цветные стеклянные пластины, прозрачные по свойствам, а в мозаике, приглушенные, которые обладают отражающими характеристиками. Для создания витражной мозаики, понадобится муфельная печь, в которую потом кладут плиту, с выложенным на ней рисунком со стекляшек. Они могут различных размеров и форм, с геометрическими и узорчатыми изображениями. Витражная мозаика

Мозаика – одно из древнейших искусств. Оно было известно еще в Древнем Риме в эпоху эллинизма и называлось « opus musivum », что в переводе дословно означает – «сложение из кусочков». Из мозаики создавали самые разнообразные сюжеты – от простых орнаментов до сложных картин. При помощи декоративной мозаики украшали стены, полы, крыши, купола церквей. Сегодня декоративная мозаика пользуется не меньшей популярностью, чем в древности, она способна отлично дополнить любой интерьер любого стиля. Ее используют в частных домах, общественных заведениях, квартирах в элементах ландшафта, архитектуры, в саунах и бассейнах. Ее можно вылаживать практически из любого материала (металл, мрамор и т. д.). Декоративная мозаика

Дизайнеры – профессионалы с нестандартным типом мышления. Вероятие велико, что самым первым дизайнером на нашей планете был человек с незаурядной фантазией, немножко скуповат от природы и таким образом появились оригинальные вещицы, созданные фантазёрами. На Руси лавры первенства удерживает Михайло Ломоносов. Его вряд ли можно назвать дизайнером, но он придумал, как делать кусочки смальты цветными, а заодно и показал, на что материал способен – выложил огромное панно с изображением Петра Великого. Флорентийский мастер Лука де ла Робиа первым придумал окрашивать в зеленоватый и фиолетоватый оттенки майоликовые керамические пластинки, чтобы использовать их при выкладывании узоров на полу в богатых домах. Перечисленные выше исторические эпизоды и были проблесковыми маячками, когда дизайнерская мысль шагнула в мир людей. Дизайнерская мозаика

Не зря мозаику называют вечной живописью. В действительности, это красочный метод картинного изображения, не тускнеющий на протяжении многих лет и не нуждающийся в специальных условиях для хранения. И как любой тип изобразительного искусства, мозаика подразделяется на направления, объединенные в несколько обобщенных стилей. Это классическая и европейская разновидности. Остановимся подробнее на классическом варианте. После распада Римской империи, Византией был сохранен принцип и дух римской техники, и развито их смысловое созвучие. Искусство было переведено из утилитарного разряда в культовый разряд. В первую очередь, византийская мозаика – это монументальные полотна (ниши, стены и купола, формирующие пространство храма). Классическая мозаика

Мозаика – очень кропотливая работа. Чтобы добиться прекрасного, аккуратного, радующего глаз результата, нужно приложить максимум усилий и терпения. Мозаика не терпит неточности. Здесь каждый элемент знает строго свое место! От этого зависит выразительность и ясность изображения. Мозаика простая Мозаичное покрытие может быть выполнено из самых разных материалов: мрамора стекла керамики металла дерева

Востребованность человека в материалах натурального происхождения, таких как мозаичная плитка остается неизменным на протяжении веков Как бы не были велики достижения современного человека в области технологий, как бы не менялись его вкусы и предпочтения, одно остается неизменным – востребованность в материалах натурального происхождения. Кусочки природного камня, стекла или керамическая крошка, сами по себе не представляют никакой ценности, но попав в руки настоящего мастера, могут превратиться в прекраснейшее произведение искусства, под названием мозаика Облицовочная мозаика

Такой вид творчества, как стеклянная мозаика, существует давно. Мозаика была популярной еще в древности. Но и сегодня эта тема не потеряла своей актуальности. Прозрачная мозаика из стекла – замечательный отделочный материал, который позволяет создавать удивительные по красоте интерьеры. Чаще она используется для помещений, имеющих отношение к воде – бассейнов, ванных комнат, бань. У многих производителей в ассортименте имеется прозрачная мозаика разных цветов. Используя этот материал, необходимо учитывать некоторые специфические особенности его укладки. Ведь претворение в жизнь дизайнерской задумки складывается из четырех составляющих: прозрачная мозаика


Слайд 1

Технология выполнения мозаики.
Руководитель: Куприянова А.П. - мастер п/о ГБУ КО ПОО «КИТиС»

Слайд 2

Тема исследования: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ
Цель исследования – изучение технологии мозаичных работ. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, возросшим в последнее время масштабным производством мозаики, во-вторых, интересом простых людей к декоративному оформлению интерьера. Задачи: Теоретическое изучение вопроса: - история развития мозаики; - основные направления в современной мозаике; - современные материалы и инструменты; - различные методы в технологии выкладывания мозаики. 2. Практическое использование приобретенных знаний. Практическая значимость исследования заключается в том, что приобретенные теоретические знания, а также практические навыки и умения будут использованы в профессиональной деятельности мастера отделочных строительных работ.

Слайд 3

Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов.
Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной вер­сии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Мозаика - это процесс соединения кусочков разного материала, формы и размера, когда восхитительные композиции возникают словно из ничего.

Слайд 4

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре. Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты - небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.

Слайд 5

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ Стеклянная мозаика Смальта. Керамическая мозаика 4. Кафельная плитка 5. Металл 6. Драгоценные изделия

Слайд 6

Работы студентов, выполненные из камня, керамики, кафельной плитки

Слайд 7

Фабричная. На фабрике все плитки мозаики приклеиваются на плотную бумажную или сетчатую основу – матрицу. Такими листами (обычно 322х322 мм) мозаика поступает в продажу. Матрицу просто нужно приложить к поверхности, смазанной клеем, а затем удалить бумажную основу влажной тряпочкой. Матричная. Для начала делается компьютерная разработка в заданном количестве цветов мозаики. Затем через специальную программу рисунок выводится на печать в виде пронумерованной сетки, где каждому цвету присваивается свой номер. Каждому листу присваивается номер строки и столбца общего рисунка. Как правило матрица делается под размер листа бумаги А4 формата. Художественная. Эскиз выполняется на компьютере, поверх эскиза рисуется сетка, распечатывается эскиз пронумерованными листами, каждый из которых является ячейкой сетки. Каждый из фрагментов кладется мастером вручную, затем согласно рисунку пазлы мозаики один за другим крепятся на основу будущей картины. Мозаичное панно собирается в мастерской художника и крепится на стекловолоконную сетку или клеевую бумагу
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Слайд 8

Технология выполнения панно.

Слайд 9

1 этап – подготовительный. Выбор основы, в данном случае, – это лист ДСП, поверхность, которой выровняли и тщательно зашлифовали, подготовили рисунок на компьютере, сделали фризовку (окантовку) рисунка на основе, произвели сортировку плитки по цвету, размеру, тону. 2 этап – выкладывание мозаики из кусочков плитки. При этом постоянно контролировали фактуру облицовочных изделий, размеры, форму и цвет, вид укладки (прямыми или диагональными рядами). Для этого плитку пилили, подгоняя под нужный размер, шлифовали. 3 этап – затирка швов, фугование. Проверка качества. Исправление дефектных мест.

Слайд 10

Достоинства мозаики 1.Минимум стартового капитала. 2. Изготовление из доступных материалов. 3. Минимальные затраты для поддержания в будущем бизнеса. 4. Не надо приобретать дорогостоящее оборудование. 5. Можно вести производство в любом помещении. 6. Мобильность производства – при необходимости изделие можно перенести. Занятия мозаикой развивают творческое мышление, фантазию, трудолюбие, познавательную активность, самостоятельность, внимание, наблюдательность

Cлайд 1

Cлайд 2

Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Cлайд 3

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Cлайд 4

К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Cлайд 5

Античность Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

Cлайд 6

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Cлайд 7

Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Cлайд 8

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Cлайд 9

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто. Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары. В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств. Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы. Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Cлайд 10

Укладка При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность. Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете. Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Cлайд 11

Укладка мозаики на бумагу Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика, клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Cлайд 12

Укладка мозаики на сетку В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных

Cлайд 19

Смальта Традиционный материал для создания мозаичных панно, представляющий собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов.

Cлайд 20

Смальта обладает как рядом положительных свойств (рукотворность материала, палитра - несколько тысяч цветов, насыщенность и неповторимость оттенков мозаики, эффект свечения, долговечность), так и особенностями, ограничивающими сферу её применения, как-то: неровная поверхность, колотые грани высокая трудоёмкость высокая себестоимость материала