Open
Close

Математические сказки учеников презентация. Презентация "Математическая сказка" (3 класс). Что же такое произошло

Проверка в игровой форме теоретические знания и практические умения и навыки сложения и вычитания чисел, полученных при измерении длины, массы.

Систематизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать интерес к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.

ЦЕЛИ:

- проверить в игровой форме теоретические знания и практические

Умения и навыки сложения и вычитания чисел, полученных при

Измерении длины, массы;

Систематизировать мыслительную деятельность учащихся;

Формировать интерес к математике.

ОБОРУДОВАНИЕ: макет книги «Математические сказки»; набор картинок цифр, чисел; рисунки к задачам и сказкам, интерактивная доска.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в мир математических сказок.

Сказки возникли в древние времена и сопутствуют человеку с раннего детства. Создавал сказки народ.

Все сказки удивительно разные. Но если задуматься, есть в них что-то общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, в них всегда добро побеждает зло и, как правило, имеют счастливый конец.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

  1. Итак, мы открываем книгу «Математические сказки». И на первых страницах видим сказочные задачи. Давайте, попробуем решить некоторые из них.

Вот задача про Красную Шапочку.

Задача 1. Красная Шапочка отправилась навестить свою бабушку. Она собиралась пойти через лес по самой короткой дороге, длина которой 2 км 78 м. Но узнав от охотников, что в лесу бродит волк, Красная Шапочка пошла по другой дороге, которая была безопаснее, но длиннее на 1 км 322 м. Надо узнать:

1) Какой длины была дорога, по которой пошла Красная

Шапочка?

2) Сколько всего прошла Красная Шапочка, если она

Вернулась домой по самой короткой дороге?

Молодцы, ребята. Продолжаем листать книгу «Математические сказки». И перед нами сказочная задача про Иванушку - дурачка.

Задача 2. Однажды Иванушка – дурачок заблудился в дремучем лесу.

Увидел он избушку на курьих ножках, вошел туда и встретил Бабу – Ягу. Баба – Яга оказалась доброй, очень обрадовалась гостю и стала угощать его всем, что у нее было.

Иванушка – дурачок съел;

Уху – 267 г

Хлеб – 170 г

Блины – 185 г

Жареного поросенка – 1305 г

Узнайте: 1). Сколько всего граммов

Съел Иванушка – дурачок, сколько это килограммов и граммов?

2). Сколько стал весить Иванушка – дурачок после того, как закончил обед у бабы – Яги, если до обеда он весил 73 кг 400 г.

Все вы, ребята, знаете сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Правильно, о гадком утенке, который превратился в красивого лебедя. Вот и нам сейчас надо помочь нашему гадкому утенку превратиться в красивого лебедя. А для этого мы должны узнать массу этой птицы, решив следующую цепочку примеров.

И с этой задачей справились, молодцы. И наш гадкий

Утенок превратился в красивого лебедя!

  1. Продолжаем листать книгу «Математические сказки» и знакомимся с математическими сказками, героями которых являются цифры, числа, знаки.

Ученики выходят к доске и зачитывают математические сказки.

Сказка 1. «Сказка о том, как наступил порядок в королевстве Математика».

Жили-были в одной деревушке две маленькие Единички – девочки-двойняшки. Родители их неожиданно умерли и оставили сестричек Единичек одних. Тяжело им жилось без родителей, а тут еще в доме, что стоял рядом с их избушкой, поселилась вредная-превредная старуха Двойка. Невзлюбила она Единичек и постоянно к ним придиралась. Стоит разыграться Единичкам, горбатая старуха тут как тут, стучит клюкой, ругается: «Чего шумите, покоя не даете?». Сядут сестрички песенки попеть – опять бабуся ковыляет, согнувшись, к их домику: «Чего раскричались, спасу от вас нет!». Боялись сестрички Единички лишний раз из избушки свои остренькие носики высунуть.

Но однажды вечером в их дверь постучали. На пороге стояли два юноши. Они попросили у сестричек разрешения переночевать в их домике, так как очень устали после долгого пути. Сестрички приветливо встретили гостей, обогрели, накормили, вежливую беседу с ними повели. Гости сказали, что они пажи великой королевы Математики. Она отправила их с поручением – решить тяжбу в одном из городов королевства. А зовут их Плюс и Равно. Не успели гости закончить свой рассказ, а тут стук в дверь… Опять старуха Двойка на пороге: «Что тут у вас за разговоры на ночь глядя?». Худенькие Единички со страхом прижались друг к другу. «Э! – сказали гости. – Да у вас тут тоже непорядок, но дело поправимо, входи в избу». Не успела старуха опомниться, а Плюс уже ухватил одной рукой одну Единичку, а второй – другую, а Равно встал между ними и старухой. И вдруг…

Лицо бабуси разгладилось, расплылось в улыбке: «Внученьки мои, сиротинушки, а я ведь не так просто к вам заглянула, пришла забрать вас из ветхой избы в свой дом. Хватит вам одним куковать, перебирайтесь ко мне. Втроем и сытней и веселей».

С тех пор появилась у Единичек бабушка – любящая и заботливая. Они и до сих пор живут вместе дружно и счастливо. А в королевстве Математики царит полный порядок.

Сказка 2. Сказка про число 666.

Жило-было на свете число 666. Это было очень веселое число. Больше всего на свете 666 любило кататься с горки на своих кругляшках, весело помахивая в воздухе хвостиками.

Однажды было очень скользко. 666 скатывалось с высокой горки и вдруг упало, больно ударившись средней кругляшкой. Немножечко поохав, 666 встало, отряхнулось и посмотрело в замерзшую лужу. Посмотрело и не узнало себя, на него смотрело новое число – 999.

Сперва наше число хотело снова перевернуться на кругляшки, но потом подумало: «Ну и пусть так останется, не каждому так везет одним махом увеличиться в полтора раза».

Пошло гулять новое число, с непривычки чуть покачиваясь на трех ножках.

Вдруг, откуда ни возьмись, навстречу стройная девица – единица с длинным-предлинным носом. Увидела она 999 и говорит ему: «Послушай, у меня хорошая мысль. Кто ты сейчас есть? Просто три девятки, это не солидно. Вот если мы сложимся – это будет целая тысяча».

«Ну что же будь по твоему», - ответило 999, и они не тратя времени зря, сложились.

Единица стала до того важная, что не подступись! А и то посмотреть – и свое лицо сохранила, и тремя нулями обзавелась, да называться стала важно «ты-ся-ча».

А наше знакомое число 999, бывшее 666, совсем загрустило. Во-первых, единица совсем забыла, что без 999 она так и осталась бы носатой палкой, и все время задается «Я, да я». А во-вторых, так весело было кататься на кругляшках! Собрало наше число силы, да и потащилось к минусу, несмотря на вопли носатой подруги.

«Минусик, родной, отними эту единицу, - запричитало 999, выглядывая из-за нулей тысячи. «Мало. Стану я из-за какой-то единички работать. Давай отниму хотя бы 3», - сказал жадный минус.

Напрягло наше число свои три кругляшки и придумало: «Ну, раз ты такой жадный, пойду тебе навстречу, отними 334, не жалко». Минус моментально отнял 334 и довольное 666 покатилось с горки, весело помахивая своими хвостиками.

Сказка 3. “Рыжий город”.

Жил-был ноль, он был рыжим-рыжим. Все цифры его дразнили, кроме 9. Ноль очень переживал и, в конце концов, решил уйти из дома, все равно куда. Лег он пораньше спать, и вот видит сон: будто бы из дома он уже ушел, и идет, куда глаза глядят. Вдруг смотрит – ворота стоят, а на них написано: “Добро пожаловать в Рыжий город!”. Вошел он и …ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие числа ловили в рыжих реках рыжих рыб и раков. По радио звучал “Рыжий вальс”. И все рыжие-прерыжие числа радостно улыбались.

Тут к нулю подошла рыжая-прерыжая 9: “ Почему ты такой грустный?”.

-“А меня все рыжим дразнят. Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой”,- грустно ответил ноль.

- “Какой же ты глупенький, - засмеялась девятка. А ну-ка, посмотри на солнышко. Какого оно цвета?”.

- “Ну, рыжего”, - робко ответил ноль.

-“И мы – рыжего! Значит, мы все – маленькие солнышки. Да этому же радоваться надо!”.

И тут ноль неожиданно проснулся. Выбежал он во двор, а числа тут как тут: “Рыжий, рыжий, конопатый!”. А ноль только тихо рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку.

Сказка 4. «Почти по Андерсену».

Жили-были Единичка и ее подружка мнимая Единица. Мнимая Единица, понятно, ходила всегда за Единичкой. Куда та шагнет, туда и она. Ей так хотелось занять место настоящей Единички!

А в стране Цифирии, где происходило дело, старый Король решил женить своего сын – принца Нолика.

Стар я уже, - сказал Король, -пора тебе браться за дело, садиться на престол. А какой же ты король будешь без королевы?

Тем временем все цифры – невесты королевства – заволновались.

Я всегда в свите самых умных людей, - сказала Пятерка. – Я самая достойная невеста принца Нолика, мне быть Королевой!

Нет мне, - возразила Семерка. – именно про меня народ складывает замечательные пословицы: «Семь раз примерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Одним махом – семерых побивахом»…

Королева, прежде всего, должна быть изящной, а ум – дело наживное, - сказала Двойка, ее лебединая шея сделалась еще длиннее. Посмотрите, как красиво на мне будет сидеть королевская корона!

Шестерка пригласила себе в помощь своих друзей – ведьму, тайного советника и гадалку, но волшебные чары ей не помогли.

Восьмерка своими округлыми формами свела с ума всю мужскую часть Цифирии, но только не Нолика и не старого Короля.

А Нолик, да будет вам известно, невесту себе выбрал давно – он тайно вздыхал по изящной Единичке. «Какой прекрасной десяткой мы будем!» - мечтал он…

А тем временем Мнимая Единица поняла, что пришел ее час.

Ты что, не видишь, какие подруги тебя окружают, - нашептывала она своей подружке Единичке. – Восьмерка – вертихвостка, Пятерка – задавака, Двойка – легкомысленна, в Шестерка возомнила, что она все может, а на самом деле даже Нолика ей трудно приворожить… Согласишься ты на предложение Нолика, они тебя до свадьбы съедят.

И пока простодушная Единичка рыдала, Мнимая Единица побежала к Нолику.

Посмотри на меня, - сказала она принцу. - Я красива, загадочна, ничуть не хуже Единички, и у меня много специальных возможностей. Женись на мне!

Нолик подумал и решил жениться на коварной подружке Единички.

Но как не пристраивался он к своей невесте, никакой красивой десятки у них не получалось. Как тут идти под венец?

Это все от того, что он никак не может забыть Единичку, - злобно кричала Мнимая Единица. – Отрубить ей немедленно голову!

Приказание ее было немедленно исполнено, но и Мнимая Единица в тот же час немедленно упала без сознания.

Спасите ее, спасите! – закричал Нолик.

Пришлось в происходящее вмешаться Шестерке с ее компанией: они быстро достали живую воду и Единичка, и Мнимая Единица ожили.

А Нолик понял, что любил всегда только Единичку. Извинился, Единичка его простила, и они сыграли свадьбу.

Вот это был пир на весь мир! Цифры пели, плясали, играли в разные головоломки…

А Мнимую Единицу решили из страны не выгонять. В стране Цифирии все цифры нужны, даже мнимые. Только они должны знать свое место.

  1. Подведение итога.

Вот и подошли мы к последней странице нашей книги «Математические сказки». Закрываем ее. Теперь, ребята, вы знаете, что сказки бывают не только о волшебных героях, но и о тех предметах, которые мы изучаем в школе и которые, порой, нам кажутся серьезными и трудными.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Математические сказки ГКОУ школа № 10 VIII вида г. Белореченска Краснодарского края учитель математики Панько Т.В

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в мир математических сказок. Сказки возникли в древние времена и сопутствуют человеку с раннего детства. Создавал сказки народ. Все сказки удивительно разные. Но если задуматься, есть в них что-то общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, в них всегда добро побеждает зло и, как правило, имеют счастливый конец.

Итак, мы открываем книгу «Математические сказки». И на первых страницах видим сказочные задачи. Давайте, попробуем решить некоторые из них. Математические сказки

Задача 1 Красная Шапочка отправилась навестить свою бабушку. Она собиралась пойти через лес по самой короткой дороге, длина которой 2 км 78 м. Но узнав от охотников, что в лесу бродит волк, Красная Шапочка пошла по другой дороге, которая была безопаснее, но длиннее на 1 км 322 м. Надо узнать: 1) Какой длины была дорога, по которой пошла Красная Шапочка? 2) Сколько всего прошла Красная Шапочка, если она вернулась домой по самой короткой дороге? 3 км 400 м 5 км 478 м

Задача 2 Однажды Иванушка – дурачок заблудился в дремучем лесу. Увидел он избушку на курьих ножках, вошел туда и встретил Бабу – Ягу. Баба – Яга оказалась доброй, очень обрадовалась гостю и стала угощать его всем, что у нее было. Иванушка – дурачок съел; уху – 267 г хлеб – 170 г блины – 185 жареного поросенка – 1305 г Узнайте: 1). Сколько всего граммов съел Иванушка – дурачок, сколько это килограммов и граммов? 2). Сколько стал весить Иванушка – дурачок после того, как закончил обед у бабы – Яги, если до обеда он весил 73 кг 400 г. 1 кг 927 г 75 кг 327 г

48:8 6 х 6 36:4 9 +21 30:5 6 +27 33 Все вы, ребята, знаете сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Давайте вспомним, о чем эта сказка? - Правильно, о гадком утенке, который превратился в красивого лебедя. Вот и нам сейчас надо помочь нашему гадкому утенку превратиться в красивого лебедя. А для этого мы должны узнать массу этой птицы, решив следующую цепочку примеров. - И с этой задачей справились, молодцы. И наш гадкий утенок превратился в красивого лебедя!

Сказка о том, как наступил порядок в королевстве Математика

Жили-были в одной деревушке две маленькие Единички – девочки-двойняшки. Родители их неожиданно умерли и оставили сестричек Единичек одних. Тяжело им жилось без родителей, а тут еще в доме, что стоял рядом с их избушкой, поселилась вредная-превредная старуха Двойка. Невзлюбила она Единичек и постоянно к ним придиралась. Стоит разыграться Единичкам, горбатая старуха тут как тут, стучит клюкой, ругается: «Чего шумите, покоя не даете?». Сядут сестрички песенки попеть – опять бабуся ковыляет, согнувшись, к их домику: «Чего раскричались, спасу от вас нет!». Боялись сестрички Единички лишний раз из избушки свои остренькие носики высунуть.

Но однажды вечером в их дверь постучали. На пороге стояли два юноши. Они попросили у сестричек разрешения переночевать в их домике, так как очень устали после долгого пути. Сестрички приветливо встретили гостей, обогрели, накормили, вежливую беседу с ними повели. Гости сказали, что они пажи великой королевы Математики. Она отправила их с поручением – решить тяжбу в одном из городов королевства. А зовут их Плюс и Равно.

Не успели гости закончить свой рассказ, а тут стук в дверь… Опять старуха Двойка на пороге: «Что тут у вас за разговоры на ночь глядя?». Худенькие Единички со страхом прижались друг к другу. «Э! – сказали гости. – Да у вас тут тоже непорядок, но дело поправимо, входи в избу». Не успела старуха опомниться, а Плюс уже ухватил одной рукой одну Единичку, а второй – другую, а Равно встал между ними и старухой. И вдруг… Лицо бабуси разгладилось, расплылось в улыбке: «Внученьки мои, сиротинушки, а я ведь не так просто к вам заглянула, пришла забрать вас из ветхой избы в свой дом. Хватит вам одним куковать, перебирайтесь ко мне. Втроем и сытней и веселей». С тех пор появилась у Единичек бабушка – любящая и заботливая. Они и до сих пор живут вместе дружно и счастливо. А в королевстве Математики царит полный порядок.

Сказка про число 666.

Жило-было на свете число 666. Это было очень веселое число. Больше всего на свете 666 любило кататься с горки на своих кругляшках, весело помахивая в воздухе хвостиками. Однажды было очень скользко. 666 скатывалось с высокой горки и вдруг упало, больно ударившись средней кругляшкой. Немножечко поохав, 666 встало, отряхнулось и посмотрело в замерзшую лужу. Посмотрело и не узнало себя, на него смотрело новое число – 999. Сперва наше число хотело снова перевернуться на кругляшки, но потом подумало: «Ну и пусть так останется, не каждому так везет одним махом увеличиться в полтора раза». Пошло гулять новое число, с непривычки чуть покачиваясь на трех ножках. Вдруг, откуда ни возьмись, навстречу стройная девица – единица с длинным-предлинным носом.

Увидела она 999 и говорит ему: «Послушай, у меня хорошая мысль. Кто ты сейчас есть? Просто три девятки, это не солидно. Вот если мы сложимся – это будет целая тысяча». «Ну что же будь по твоему», - ответило 999, и они не тратя времени зря, сложились. Единица стала до того важная, что не подступись! А и то посмотреть – и свое лицо сохранила, и тремя нулями обзавелась, да называться стала важно « ты-ся-ча ».

А наше знакомое число 999, бывшее 666, совсем загрустило. Во-первых, единица совсем забыла, что без 999 она так и осталась бы носатой палкой, и все время задается «Я, да я». А во-вторых, так весело было кататься на кругляшках! Собрало наше число силы, да и потащилось к минусу, несмотря на вопли носатой подруги. « Минусик, родной, отними эту единицу, - запричитало 999, выглядывая из-за нулей тысячи. «Мало. Стану я из-за какой-то единички работать. Давай отниму хотя бы 3», - сказал жадный минус. Напрягло наше число свои три кругляшки и придумало: «Ну, раз ты такой жадный, пойду тебе навстречу, отними 334, не жалко». Минус моментально отнял 334 и довольное 666 покатилось с горки, весело помахивая своими хвостиками.

Жил-был ноль, он был рыжим-рыжим. Все цифры его дразнили, кроме 9. Ноль очень переживал и, в конце концов, решил уйти из дома, все равно куда. Лег он пораньше спать, и вот видит сон: будто бы из дома он уже ушел, и идет, куда глаза глядят. Сказка “Рыжий город

Вдруг смотрит – ворота стоят, а на них написано: “Добро пожаловать в Рыжий город!”. Вошел он и …ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие числа ловили в рыжих реках рыжих рыб и раков. По радио звучал “Рыжий вальс”. И все рыжие-прерыжие числа радостно улыбались.

Тут к нулю подошла рыжая-прерыжая 9: “ Почему ты такой грустный?”. -“А меня все рыжим дразнят. Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой”,- грустно ответил ноль. - “Какой же ты глупенький, - засмеялась девятка. А ну-ка, посмотри на солнышко. Какого оно цвета?”. - “Ну, рыжего”, - робко ответил ноль. -“И мы – рыжего! Значит, мы все – маленькие солнышки. Да этому же радоваться надо!”.

Сказка «Почти по Андерсену». Жили-были Единичка и ее подружка мнимая Единица. Мнимая Единица, понятно, ходила всегда за Единичкой. Куда та шагнет, туда и она. Ей так хотелось занять место настоящей Единички!

А в стране Цифирии, где происходило дело, старый Король решил женить своего сына – принца Нолика. - Стар я уже, - сказал Король, -пора тебе браться за дело, садиться на престол. А какой же ты король будешь без королевы?

Тем временем все цифры – невесты королевства – заволновались. - Я всегда в свите самых умных людей, - сказала Пятерка. – Я самая достойная невеста принца Нолика, мне быть Королевой! - Нет мне, - возразила Семерка. – именно про меня народ складывает замечательные пословицы: «Семь раз примерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Одним махом – семерых побивахом »…

Королева, прежде всего, должна быть изящной, а ум – дело наживное, - сказала Двойка, ее лебединая шея сделалась еще длиннее. Посмотрите, как красиво на мне будет сидеть королевская корона! Шестерка пригласила себе в помощь своих друзей – ведьму, тайного советника и гадалку, но волшебные чары ей не помогли. Восьмерка своими округлыми формами свела с ума всю мужскую часть Цифирии, но только не Нолика и не старого Короля.

А Нолик, да будет вам известно, невесту себе выбрал давно – он тайно вздыхал по изящной Единичке. «Какой прекрасной десяткой мы будем!» - мечтал он… А тем временем Мнимая Единица поняла, что пришел ее час. Ты что, не видишь, какие подруги тебя окружают, - нашептывала она своей подружке Единичке. – Восьмерка – вертихвостка, Пятерка – задавака, Двойка – легкомысленна, в Шестерка возомнила, что она все может, а на самом деле даже Нолика ей трудно приворожить… Согласишься ты на предложение Нолика, они тебя до свадьбы съедят.

И пока простодушная Единичка рыдала, Мнимая Единица побежала к Нолику. - Посмотри на меня, - сказала она принцу. - Я красива, загадочна, ничуть не хуже Единички, и у меня много специальных возможностей. Женись на мне! Нолик подумал и решил жениться на коварной подружке Единички. Но как не пристраивался он к своей невесте, никакой красивой десятки у них не получалось. Как тут идти под венец?

Это все от того, что он никак не может забыть Единичку, - злобно кричала Мнимая Единица. – Отрубить ей немедленно голову! Приказание ее было немедленно исполнено, но и Мнимая Единица в тот же час немедленно упала без сознания. - Спасите ее, спасите! – закричал Нолик. Пришлось в происходящее вмешаться Шестерке с ее компанией: они быстро достали живую воду и Единичка, и Мнимая Единица ожили.

А Нолик понял, что любил всегда только Единичку. Извинился, Единичка его простила, и они сыграли свадьбу. Вот это был пир на весь мир! Цифры пели, плясали, играли в разные головоломки… А Мнимую Единицу решили из страны не выгонять. В стране Цифирии все цифры нужны, даже мнимые. Только они должны знать свое место.

Вот и подошли мы к последней странице нашей книги «Математические сказки». Закрываем ее. Теперь, ребята, вы знаете, что сказки бывают не только о волшебных героях, но и о тех предметах, которые мы изучаем в школе и которые, порой, нам кажутся серьезными и трудными.


Проект на тему:

с презентацией.

Учитель: Шарикова Любовь Николаевна



Долго ехали сыновья, и повстречался им прохожий. «Далеко ли до деревни?»- спрашивают они»

«Вы проехали треть всего расстояния - это 6 километров» Сколько километров еще необходимо преодолеть сыновьям?


Доехали сыновья до деревни и зашли на постоялый двор отдохнуть.

Попросили хозяйку сварить картошку, а сами заснули. Хозяйка сварила картошку, накрыла на стол и ушла.

Проснулся Федор, съел третью часть и снова заснул. Затем проснулся Егор, сосчитал картофелины, съел третью часть и тоже заснул. Иван, проснувшись, съел третью часть оставшихся картофелин. Тут проснулись все братья и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Сколько же штук сварила хозяйка и сколько еще должен съесть каждый из братьев, чтобы всем досталось поровну?


Долго странствовали братья, пока не добрались до избушки Бабы Яги. Рассказали они ей, куда и зачем путь держат.

«Отгадайте мои загадки, тогда я вам скажу, где найти живую воду и молодильные яблоки», - сказала Баба Яга


Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?

Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха?

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?


Отгадали братья все загадки и указала им Баба Яга дорогу к Кощею Бессмертному, а Федора оставила, чтобы он ей дров напилил.

Отпиливание одного метра от бревна занимает 1 минуту. За сколько минут он распилит бревно длиной пять метров?


Вот поехали они по той дороге, по которой Баба Яга им указала. Впереди река. Видят на берегу реки сидит крестьянин, которому надо перевезти волка, козу и капусту.

В лодке может поместиться только один человек, а с ним – или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. В присутствии же человека коза не может съесть капусту, а волк – козу.

Попросил крестьянин братьев подсказать, как перевезти свой груз через реку?

Помогли братья крестьянину, а тут и Федор их догнал. И поехали они вместе к Кощею Бессмертному.



Задача 2. Чтобы поставить забор, вкопали в ряд 20 столбов через 2 метра. Какой длины получится забор?

Задача 3. Как наполнить бочку ровно наполовину, но ничем для измерения не пользуясь?

Задачи Кощея Бессмертного:

Задача 1. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка с мукой. На каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?


Набрали братья полбочки живой воды, пошли в сад, где росла яблоня с молодильными яблоками. Подошли они к яблоне, видят, что на ее верхушку пытается подняться улитка.

Каждый день улитка поднималась на 3 вершка вверх, а каждую ночь соскальзывала на 2 вершка вниз. До верха яблони 12 вершков. Через какое время она доберется до верха?

Набрав живой воды и молодильных яблок, отправились братья домой. Благополучно добрались они до своего царства-государства. Привезли отцу то, что он просил. И с тех пор царь не болел, и все жили долго и счастливо.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Математическая сказка "Путешествие в Тридевятое царство". Открытое внеклассное занятие по математике в 1-м «А» классе. C летина Яна Сергеевна, учитель начальных классов

Цели: Развитие внимания, памяти, мышления, фантазии; Закрепить знания цифр, состав чисел, навыки счёта; Воспитание трудолюбия, дружбы, умения работать в команде, взаимопомощи.

Моё королевство все любят и чтут, В моём королевстве цифры живут. (Математика)

Королева Математика Я королева-Математика. И скажу с почтением Вам - Математика нужна Всем без исключения!

Королева Математика Но, ребята, вот так чудо, я не могу попасть в свой замок – путь заколдован. Прошу расколдовать. Все условия выполнять: Учителей уважать; Героев не обижать; Вести себя спокойно и прилично; Зарабатывать тайные знаки царства; Дойти со мной до замка; В дороге не устать; Многое увидеть и узнать.

Вот такая дорожка поведёт нас:

Преградила путь избушка, А в ней живёт старушка. Глаза большие, нос крючком, Летает на ступе с ветерком. Кто же эта старушка? (Баба Яга.)

Вы ребятки помолчите и немного отдохните. Путь нелёгок предстоит. Отдохните и мне бусы соберите. Вот вам конвертики, все бусы там. Соберите их в цепочку. Я, старуха, посмотрю и за фантазию награжу.

Что-то я затрудняюсь определить, какие бусы мне надеть. Где громче будут хлопать в ладоши, те и заберу.

Королева Математика Продолжим путешествие, друзья! Нам останавливаться никак нельзя. Из ёлочек выросла стена. Чтоб сквозь стену нам пройти, Надо ёлку посадить. А посадят те ребята, Кто запишет состав числа 10.

1 + 9 2 + 8 4 + 6 5 + 5 7 + 3 8 + 2 10 + 0 0 + 10 3 + 7 6 + 4 9 +1

Проверим сколько всего ёлочек:

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. Что за место ты скажи! (Болото)

А встречает нас: Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утёнок)

Приглашаю всех станцевать танец “Танец маленьких утят”.

А живёт в болоте этом Тихий, смирный, озорной. Друг лягушек и пиявок, Житель рек, озёр, болот. Друг наш … водяной.

Я водяной, я водяной. Ох, как скучно мне. Живут лишь здесь лягушки… А мне, а мне веселья хочется. Развеселите-ка меня, ребятки, решите мои загадки.

Три весёлые лягушки Комаров поймали, Всем по одной, Да меня угостили. Сколько комаров они поймали? (4)

Три лебедя белых на воде сидели. Два лебедя снялись и улетели. Сколько осталось лебедей? (1)

На пасеке 3 медвежонка Играли в прятки у бочонка. Один в бочонок еле влез, А сколько убежало в лес? (3)

Четыре зайца шли из школы. И вдруг на них напали пчёлы. Два зайчика спаслись едва. А сколько не успело? (2)

Семь малюсеньких котят, Что дают им, всё едят. А один сметаны просит. Сколько же котяток? (8)

Молодцы! Вот вам мой знак – голубое озеро.

Королева Математика А теперь мы снова в путь. Вот мой замок, а охраняет его…

Королева Математика Отгадайте кто: Он живёт очень давно. Делает пакости всем. Его жизнь на конце иглы. Кто это? (Кощей)

Да, ребятки, я Кощей! Царство охраняю, цифры в порядке содержу. А в замок пропущу, если вы сложите числа, которые есть в названии тридевятого королевства. Какие это цифры? (3 и 9) Возьмите из конверта детали и соедините их так, чтобы получилась сумма чисел 3 и 9.

Королева Математика Вы самые лучшие первоклассники. Я рада встрече с вами. Вы преодолели все преграды И получили вы значки. Вы прошли тропинкой в мой замок. А сколько было тут преград, не сосчитать. От этого мне радостней вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. (на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

ПРОЕКТ:

Математические сказки

Выполнила:

ученица 3-А класса

Лисяк Анастасия


Цель проекта:

Узнать какую роль играют цифры в нашей жизни.

Однажды с цифрами случилась неприятная история.

Что же такое произошло?

Об этом мы узнаем из сказки.


«Важные цифры»

В математическом царстве жили-были цифры

от 0 до 9. Цифры как цифры.


Некоторые из них

были худенькие,

как например, и Некоторые полные, округлые.

К таковым принадлежали

Кто-то из цифр был с хвостиком,

как, например,

и Кто-то с кружочком, как


В общем, были они разными, непохожими друг на друга.

Несмотря на это, цифры были очень дружными

между собой


Но вот однажды, на празднике, буквы заявили цифрам, что они важнее. Без букв и слов никто ничего не понял бы. А цифры обиделись и разбежались кто куда. И начался такой хаос!


Буква А , например, стоит на 1 месте в алфавите,

буква Д – на 5 , а буква Я – на 33 месте.

А теперь, когда цифр нет, непонятно на какое место

им вставать.

Такая путаница!

- ? - ? - ? - ?

В математическом царстве никто не мог толком ничего посчитать, и началась паника.


Тогда буквы извинились перед цифрами, и попросили их по-прежнему выполнять свои цифровые обязанности.

И всё встало на свои места.


Викторина

Решите примеры:

А*Д=Д Л+М=Щ К-Б=И Ч:Д=Д

__*__=__ __+__=__ __-__=__ __:__=__


Работу выполнила ученица 5Б класса
Косенкова Наташа

Введение

Математика – настоящее волшебное царство.
А цифры, числа, геометрические фигуры,
если вы сильно захотите, могут
превратиться в удивительные сказочные
персонажи.
Первые математические понятия ребёнок
узнаёт из сказок: 1) числа (Белоснежка и
семь гномов, Три поросёнка) , 2) счёт
(Рукавичка), 3) сравнение (Три медведя,
Дюймовочка), 4)геометрические фигуры
(Колобок)
Математика ум в порядок приводит,
Математика неизвестное находит,
Математика дарит нам радости
чувства,
Математика - это наука – искусство.

Цель работы:

- Доказать, что такое понятие, как сказки в математике,
имеет право на существование.
- Привести конкретные примеры взаимосвязи
математики и сказок.
- Доказать, что математика и сказки могут
существовать вместе, не противореча друг другу.
План:
- Вступление
-Числительные в сказках
-Математические задачи в сказках
-Математики-литераторы
Литературно-математическая викторина
-Заключение

Сказки в математике. Звучит
необычно и как-то странно.
Со сказками мы привыкли
сталкиваться на уроках
литературы. Сказки – это
приключения, мы несерьезно
относимся к ним.
А математика – царица всех наук. С
начальной школы нас приучают быть
внимательными, трудолюбивыми и
серьезными с этой особой. Мы
привыкли, что математика – наука
сухая и не всегда интересная,
говорящая на своем языке формул,
уравнений,
рассуждений,
доказательств, графиков…Но ведь это
совсем
не
значит,
что
слова
«сказка» и «математика» не могут
стоять рядом. Конечно, могут!

Числительные в сказках

Присутствие чисел в сказках наблюдается повсюду и почти
всегда они выступают как священные и глубоко
символические. Число один встречается в русской традиции
крайне редко. Однако образ Аники воина, который выезжает в
Чисто Поле, чтобы биться с врагом одному, а также символ
копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних
преданий говорят об обратном. Число два олицетворяет идею чета
и нечета, выражает собой соотношения правого и неправого начал.
Славянскую сказку пронизывает идея борьбы таких начал как Жизнь
и Смерть, живая и мертвая Правда и Кривда.
Гораздо чаще в русской сказке и фольклоре говорят о числе семь.
Это и семь богов древнерусского пантеона, и бог Семаргл, явно
ведущий свое имя от числа 7, и семь небес, и многие
другие семеричные символы, разбросанные по многочисленным
легендам, сказкам и преданиям. "7 - число человеческое - (семь
отверстий в человеческой голове), семь возрастов, семь
добродетелей.

Любимое сказочное число

Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «
За тридевять земель в тридевятом царстве жилибыли…» И кто из нас, зачитываясь в детстве сказками.
Не сталкивался с таинственным числом « три».
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын - и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
И вот этого младшего, любимого всеми Иванушкудурочка, судьба всегда трижды испытывает.
А пословицы и поговорки? Ведь буквально
пересыпаны числом три: «в трех соснах», «в три
ручья», «с три короба».
Так от куда оно взялось это магическое «три»?
Любопытно, что число 3 рассматривали не только как
счастливое («бог троицу любит»), но и как
несчастливое («треклятый»).
Число 9 находится в непосредственной связи и
зависимости от числа три. От 3 х 3= 9 делается шаг к 3
х 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу. От
него и идет знаменитое сказочное «за тридевять
земель».

Особое число

Самым, пожалуй, загадочным и даже
волшебным числом в математике является
число ноль. С его особыми свойствами мы
сталкиваемся уже в начальной и средней
школе. На ноль нельзя делить. При первом
знакомстве с числовой прямой, выясняется,
что ноль не тождественен пустому
множеству. Это число не только имеет свою
координату на числовой прямой, но из него
берут начало системы отсчёта. Можно
сказать, что ноль является пограничной
точкой, разделяющей положительные и
отрицательные числа, направления вверх и
вниз, вправо и влево, вперёд и назад.В
волшебной сказке мы встречаемся с
героиней, чьи характеристики напоминают
нам характеристики этого числа. Она всегда
живёт на границе двух миров, являясь как
бы дверью между ними. Избушка Бабы Яги
никогда не является составной частью тех
миров, которые она разделяет, но всегда
лишь – границей.Итак, избушка Бабы Яги –
это точка посвящения. Недостойные либо не
допускаются, либо гибнут. Достойные могут
пересечь эту границу и вернуться обратно в
материальный мир живыми..

О НУЛЕ
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И как ни странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил.
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав, как множитель, средь чисел
Он сводит мигом все на нет.
И потому в произведеньи
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
Причина всем ведь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком деленьи
Противоречье в нем само.

Математические сказки

.“ Жили – были три дроби: 3/6, 1/2 и 6/12.
Они были сестрами-близнецами, но об этом
не знали. Однажды у дроби 3/6 было день
рождения. И она пригласила своих подружекдробей: 1/2 и 6/12. Пригласила и друга:
правило по сокращению дробей. Подружки
преподнесли свои подарки имениннице и с
нетерпением ждали, а что же подарит
правило? Друг сказал: “Мой подарок будет
таким: я тебя сокращу”. И прочитало свое
заклинание-правило: “Деление числителя и
знаменателя на их общий делитель, отличный
от единицы, называют сокращением дроби”. И
тогда дробь 3/6 стала дробью 1/2. Подружка
6/12 тоже попросила, правило сократило и ее
на 6, и она тоже стала дробью 1/2. А третью
подружку, дробь 1/2, правило не смогло
сократить, потому что эта дробь была
несократимой. И поняли подружки, что они
сестры-близнецы. (“Сокращение дробей”,
Хамматов Руслан, 6 класс).

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший - квадратный
Добродушный, приятный
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
- Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: - Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: - Брат!
Я же старше, я - квадрат:
Я сказал еще нежней:
- Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
- Приятных я тебе Желаю снов!
Знать, ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата,
Онемел, стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.

Как математики рассказывают сказки

Из каких частей состоит сказка? Оказывается, ответ на этот вопрос можно
сформулировать строго математически – для этого лишь нужно составить
сказочное уравнение с картинками вместо переменных
Угадайте эти сказки!

Задача из сказки

Одна женщина отправилась в сад
собрать яблоки. Чтобы выйти из
сада, ей нужно было пройти через 4
двери, у каждой из которых стоял
стражник. Стражнику у первых
дверей женщина отдала половину
собранных ею яблок. Дойдя до
второго стражника, женщина отдала
ему половину оставшихся яблок. Так
же она поступила и с третьим
стражником, а когда она поделилась
яблоками со стражником у четвертых
дверей, то у нее осталось лишь 10
яблок. Сколько яблок она собрала в
саду?
Задача из сборника сказок «1001
ночь»
Решение: 10х2х2х2х2 = 160.

Математики - литераторы

Почему среди математиков оказывается
так много талантливых писателей?
Казалось бы, буйная фантазия и строгая
цифра - вещи несовместимые, присущие
антиподам. Но как объяснить феномен
Льюиса Кэрролла, Александра
Солженицына, Софьи Ковалевской,
Александра Сухово-Кобылина, Айзека
Азимова, нашего современника
Александра Кабакова, не говоря о
фигурах меньшей известности? Слишком
много имен, чтобы это было
случайностью. В канадском университете
Ватерлоо проведено исследование,
которое доказывает, что вслед за
проявившимися в детстве способностями
хорошего рассказчика обнаруживаются и
яркая математическая одаренность.

ПУШКИН И МАТЕМАТИКА

Прослеживается неразрывная связь Пушкина с математикой.
Первые знания по математике Пушкин получил, скорее
всего, в детстве от часто сменяющихся французовгувернеров.
В лицее математику изучали основательно: в программу
математики входили арифметика, геометрия, прикладная
математика, чистая математика, даже математика с
дифференциалами и интегралами. Но, Пушкин в лицее
“ленился и отставал”. Тем не менее, я считаю, что Пушкин
получил неплохую математическую подготовку.
Поэтому впоследствии в его творчестве находятся
некоторые интересные моменты, связанные с математикой
Кое-какие данные, связанные с расчетами имеются в сказке
“ О царе Салтане”. Просчитав возможное расстояние от
царства Салтана до острова Буяна, до города-дворца,
обоснованного князем Гвидоном, до которого могла доплыть
бочка с царицей и его сыном, сделал вывод, что царица с
сыном находились на достаточно большом расстоянии, что
весть о диковинках этого города доходила до царя Салтана
проезжающих купцов не так быстро и не так долго.
Значит, поэзия Пушкина базировалась на глубоком знании
предмета, охвате всех его сторон и оказалась достовернее
упрощенных примитивных математических моделей.
Значит, слова “Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок”- непустые слова в сказках Пушкина. Кроме
того, крылатые слова Пушкина “В геометрии нужно
вдохновение, как и в поэзии”, “Поверил я алгеброй
гармонию” и др. имеют глубокий математический смысл

А.П. Чехов "Задачи сумасшедшего математика"

А.П. Чехов "Задачи сумасшедшего
математика"
За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а
остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за
правую или левую?

Куплено было 20 цибиков чая. В каждом цибике было по 5 пудов,
каждый пуд имел 40 фунтов. Из лошадей, везших чай, две пали в
дороге, один из возчиков заболел, и 18 фунтов рассыпалось. Фунт имеет
96 золотников чая. Спрашивается, какая разница между огуречным
рассолом и недоумением?
Английский язык имеет 137856738 слов, французский в 0,7 раз
больше. Англичане сошлись с французами и соединили оба языка
воедино. Спрашивается, что стоит третий попугай и сколько
понадобилось времени, чтобы покорить сии народы?
В среду 17-го июня 1881 года в 3 часа ночи должен был выйти со
станции А поезд железной дороги, с тем, чтобы в 11 час. вечера
прибыть па станцию В; но при самом отправлении поезда получено
было приказание, чтобы поезд прибыл на станцию В в 7 часов вечера.
Кто продолжительнее любит, мужчина или женщина?
Моей теще 75 лет, а жене 42. Который час?

Литературно – Математическая викторина

¥ Какому русскому поэту принадлежат эти математические
строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?
(А.С. Пушкину.)
¥ Какой пушкинский герой говорил:
«... Поверил
Я алгеброй гармонию...»
(Сальери в произведении «Моцарт и Сальери».)
¥ Чьи это строки?
«Мы любим всё - и жар холодных чисел,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...»
(А. Блок «Скифы».)

¥ Какой поэт воспел числа?
«Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья!»
(В. Брюсов «Числа».)
¥ Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж
Доджсон, он же Льюис Кэррол?
(«Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье».)
¥ Что изобрёл Льюис Кэрролл как математик?
(Способы проверки делимости чисел на 17 и 19. Приём запоминания
ряда цифр бесконечной дроби 3,14..., благодаря которому он мог
записать число p до 71 знака после запятой. Предвосхитил некоторые
идеи математической логики.)
¥ Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в
которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии
писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не
каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше
для родного города»?
(100 человек.)

¥ В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был
«двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см.
Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит
описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было
плохо с математикой?
(Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков
человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см,
поэтому настоящий рост Герасима 195 см.)
¥ Какое число получило имя Шахерезады (Шехерезады) и каковы его
замечательные свойства?
(1001 - число Шахерезады, оно виднеется в заглавии бессмертных
сказок «Тысяча и одна ночь». С точки зрения математики число 1001
обладает целым рядом интереснейших свойств:
а) Это самое малое натуральное четырёхзначное число, которое можно
представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001 =
103+13;
б) Число 1001 состоит из 77 злополучных чёртовых дюжин (1001 =
77х13), из 91 одиннадцаток или из 143 семёрок (вспомним, что число
7 считалось магическим числом);
в) На свойствах числа 1001 базируется метод определения делимости
числа на 7, на 11 и на 13.)
¥ Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа
и романа?
(Повесть.)

¥ Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а
на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации?
(По запасу используемых слов.)
¥ По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово
2259 раз. Что это за слово?
(«Любовь».)
¥ «Математический» детский фольклор - это... Что?
(Считалки, считалочки.)
¥ Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и
отрицательной?
(Герой, персонаж литературного произведения.)
¥ Какую линию можно найти в литературном произведении?
(Сюжетную линию.)
¥ Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской
пословице?
(Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.)
¥ Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал
популярной пословицей?
(От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это переместительный, или
коммутативный закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами
a + b = b + a, ab = ba.)
¥ Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или
Дюймовочка?
(Дюймовочка, ведь рост Дюймовочки 2,54 см, что больше размера ноготка.)

Заключение

Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.

Бромлей.

Итак я попробовала доказать, что математика и сказки могут существовать рядом,обогащая и помогая друг другу. Буйная фантазия

литератора и строгое
математическое мышление – вещи вполне
совместимые.
И на уроке математики сказка может
стать помощницей и добрым другом.