Open
Close

Обучение грамоте "знакомство с буквой е, е". Конспект и презентация к уроку обучения грамоте " Знакомство с буквой ё" «Знакомство с буквой Ее »

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с особенностями буквы “Ее” в разных позициях.

  1. Формировать четкое представление о том, что буква “Е” в начале слова и после гласной буквы дает два звука [й, э], а после согласных букв дает один звук [э] и смягчает его.
  2. Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
  3. Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

1. Мобилизующее начало (орг. момент) 2-3 мин

(Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, дисциплинированность)

– Прозвенел звонок, начинаем мы урок!

– Садитесь, ребята. (1 слайд)

2. Сообщение темы урока. (5-7 мин)

– Послушайте и отгадайте загадку. (2 слайд)

Их всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоят колючие как ежи,
Зимою в платье летнем. (Ели)

(3 слайд)

– Произнесите это слово орфоэпически. Произнесите первый слог. Из каких звуков состоит первый слог? [Й, Э].

– Произведем звуко-буквенный анализ слова ЕЛИ.

– Какие буквы слышите? Сколько их? (3)

– Какие звуки слышим? Сколько их? (4)

[Й] – согласный, мягкий

[э] – гласный твердый

[л]– согласный, звонкий, мягкий

[и] – гласный, мягкий

Слово появляется значками (4 Слайд)

– Итак, что мы будем изучать на уроке? (Изучать букву е, которая дает два звука в начале слова). Буква е не проста, вы сейчас сами в этом убедитесь. (5 Слайд)

3. Чтение слогов и слов (7-10 мин) (6 слайд)

Прочитываем все слоги по столбикам.

– Сравните слоги в каждом столбике.

– Где находится буква “Е” в первом столбике слогов? (вначале) Какие звуки она дает? (два звука)

– Где находится буква “Е” во втором столбике? Какие звуки она дает? (дает два звука)

– Где находится буква “Е” в третьем столбике? После каких букв она написана? Какой звук она дает? (смягчает предшествующий согласный и дает звук [э]).

Прочитываем слова. МЕЛ, ЕЛИ, УМЕЛЫЕ.

Звуко-буквенный анализ слов. (7 слайд)

– Сделаем вывод:

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Вывод: (8 слайд)

4. Физминутка (2 мин) (8 слайд)

У оленя дом большой…

5. Закрепление изученного. Работа по учебнику. (4 мин) (9 слайд)

– Откройте учебник “Азбука” на стр. 44.

– Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

– Первый раз читаю одна, второй раз хором весь класс.

Ел – ела – ела – ели

Ел – мел – мели – мели

Ол – мол – намолол – намолол

Ел – мел – умел – умение – умение – умелый

Ны – ныл – унылые – унылые

Ни – уныние – уныние

Ме – мера – мера

Не – манера – манера

Мя – имя – именины – именины

– Ребята, а сейчас читаем шопотом, я прохожу и слушаю каждого.

Фронтально-индивидуальная проверка учащихся, проговаривая ударение.

– Молодцы, ребята.

– Назовите слова, в которых буква “е” дает два звука? Какой он? (ела, ели, умение, унылые)

– Назовите слова, в которых буква “е” дает один звук? Какой он? (мел, мера, именины, манера,)

– Учебники закрываем.

5. Физминутка (1-2 мин) (10 слайд)

6. Развитие памяти и речи. (4-6 мин). (11 слайд)

– Зачитывает стих-ие учитель (появляется картинка).

– По одной строчке повторяем по три раза.

– Полностью зачитывают стих-ие наизусть 3-5 учеников.

7. Развитие внимания, мышления (3-4 мин) (12 слайд)

…ник П…мени Р…сы Аквар… Портф… Тонн… М…ник

8. Подведение итогов. (1-2 мин)

– Что нового узнали на уроке?

– Какую роль выполняет буква “е” в слове после согласного?

– Когда буква “е” обозначает два звука?

– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Молодцы ребята. Спасибо за урок. Приятно порадовали …….

– Урок закончен. (13 слайд).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Доброе утро!

9 ноября. 1. Обучение грамоте 2. Обучение грамоте 3. Динамический час 4 . Окр.мир 5. Технология

ПРАВИЛА: СЛУШАТЬ СЛЫШАТЬ отвечать громко

Разминка Женя на скамейку села, Справа – Сева, Слава – Слева.

Споём песенку Б а б о Б у Б и Б ы Б е Б я Н а Н о Н у Н и Н ы Н е Н я К а К о К у К и ------- К е ____ Л а Л о Л у Л и Л ы Л е Л я С а С о С У С и С ы С е С я В а В о В у В и В ы В е В я Р а Р о Р у Р и Р ы Р е Р я Т а Т о Т У Т и Т ы Т е Т я

Загадка Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, на Новый год я - главная.

Е Л И [ Й, ] [ Э ] . [ л, ] [ и ]

Буквы Е е

Тема урока: « БУКВЫ Ее»

ЕЛ ЕН ЕР ЕМ ИЕ ОЕ ЫЕ АЕ ЛЕ НЕ РЕ МЕ [ й, ] [ э ] [ э ] [ й, ] [ л ] [ э ] [ л, ] [ и ]

Вывод: 1. Буква « Ее » дает два звука [ Й ’] [ Э ] в начале слова и после гласной. 2. Буква «Ее» дает один звук [ Э ] и смягчает предшествующий согласный.

[ й ’] [ э ] е е [ э ] ель мел поел

Потанцуем

СОБЛЮДАТЬ ПРИ ПИСЬМЕ: ФОРМА ЭЛЕМЕНТА РАЗМЕР ЭЛЕМЕНТА ВЫСОТА ЭЛЕМЕНТА НАКЛОН ЭЛЕМЕНТА РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ СОЕДИНЕНИЯ БУКВ

…ник П… мени Р… сы Аквар …ль Портф … Тонн… М… ник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\"], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м.Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\"], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой. Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Г. Юрга

МБОУ «Средняя Общеобразовательная школа» №1 имени А.П. Максименко

Разработка урока

По теме:

«Знакомство с буквой Е е»

Выполнила: Смирнова Марина Евгеньевна

МБОУ «СОШ»№1 учитель начальных классов

Урок – презентация

На тему:

«Знакомство с буквой Ее »

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока : знакомство с особенностями буквы “Ее” в разных позициях.

Задачи :

    Формировать четкое представление о том, что буква “Е” в начале слова и после гласной буквы дает два звука [й, э], а после согласных букв дает один звук [э] и смягчает его.

    Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

    Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование : мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

1. Мобилизующее начало (орг. момент) 2-3 мин

(Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, дисциплинированность)

– Прозвенел звонок, начинаем мы урок!

– Садитесь, ребята. (1 слайд)

2. Сообщение темы урока. (5-7 мин)

– Послушайте и отгадайте загадку. (2 слайд)

Их всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоят колючие как ежи,
Зимою в платье летнем. (Ели)

(3 слайд

– Произнесите это слово орфоэпически. Произнесите первый слог. Из каких звуков состоит первый слог? [Й, Э].

– Произведем звуко-буквенный анализ слова ЕЛИ.

– Какие буквы слышите? Сколько их? (3)

– Какие звуки слышим? Сколько их? (4)

[Й] – согласный, мягкий

[э] – гласный твердый

[л]– согласный, звонкий, мягкий

[и] – гласный, мягкий

Слово появляется значками (4 Слайд)

– Итак, что мы будем изучать на уроке? (Изучать букву е, которая дает два звука в начале слова). Буква е не проста, вы сейчас сами в этом убедитесь. (5 Слайд)

3. Чтение слогов и слов (7-10 мин) (6 слайд)

Прочитываем все слоги по столбикам.

– Сравните слоги в каждом столбике.

– Где находится буква “Е” в первом столбике слогов? (вначале) Какие звуки она дает? (два звука)

– Где находится буква “Е” во втором столбике? Какие звуки она дает? (дает два звука)

– Где находится буква “Е” в третьем столбике? После каких букв она написана? Какой звук она дает? (смягчает предшествующий согласный и дает звук [э]).

Прочитываем слова. МЕЛ, ЕЛИ, УМЕЛЫЕ.

Звуко-буквенный анализ слов. (7 слайд)

– Сделаем вывод:

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Вывод: (8 слайд)

4. Физминутка (2 мин) (8 слайд)

У оленя дом большой…

5. Закрепление изученного. Работа по учебнику. (4 мин) (9 слайд)

– Откройте учебник “Азбука” на стр. 44.

– Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

– Первый раз читаю одна, второй раз хором весь класс.

Ел – ела – ела – ели

Ел – мел – мели – мели

Ол – мол – намолол – намолол

Ел – мел – умел – умение – умение – умелый

Ны – ныл – унылые – унылые

Ни – уныние – уныние

Ме – мера – мера

Не – манера – манера

Мя – имя – именины – именины

– Ребята, а сейчас читаем шопотом, я прохожу и слушаю каждого.

Фронтально-индивидуальная проверка учащихся, проговаривая ударение.

– Молодцы, ребята.

– Назовите слова, в которых буква “е” дает два звука? Какой он? (ела, ели, умение, унылые)

– Назовите слова, в которых буква “е” дает один звук? Какой он? (мел, мера, именины, манера,)

– Учебники закрываем.

5. Физминутка (1-2 мин) (10 слайд)

6. Развитие памяти и речи. (4-6 мин). (11 слайд)

– Зачитывает стих-ие учитель (появляется картинка).

– По одной строчке повторяем по три раза.

– Полностью зачитывают стих-ие наизусть 3-5 учеников.

7. Развитие внимания, мышления (3-4 мин) (12 слайд)

…ник;П…мени; Р…сы; Портф… М…ник

8. Подведение итогов. (1-2 мин)

– Что нового узнали на уроке?

– Какую роль выполняет буква “е” в слове после согласного?

– Когда буква “е” обозначает два звука?

– Какие задания были самыми интересными на ваш взгляд?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Молодцы ребята. Спасибо за урок. Приятно порадовали …….

– Урок закончен. (13 слайд).

Тема урока : Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

1.Включение в учебную деятельность

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

4. Применение нового знания.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

На что делятся слова?

Из чего состоят слова?

Какие бывают звуки?

Какими бывают гласные звуки?

Какими бывают согласные звуки?

Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

Какие друзьями мягких согласных? Почему?

Какие буквы мы называем хитрыми?

Почему?

Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

Тогда проведём небольшое исследование.

Назовите, что изображено на картинках.

Найдите одно слово, исключив два лишних.

    Знакомство со звуками [й"], [о].

Произнесите слово по слогам.

Сколько слогов в слове ёжик?

Какой слог первый?

Какой второй?

Произнесите несколько раз первый слог.

Какие звуки слышите?

Сколько их?

Какой первый?

Какой второй?

Составим схему слова ёжик.

Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й"о]?

Какую цель поставим на уроке?

Какая тема нашего урока?

2.Знакомство с буквами Ё, ё.

- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.

Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё) .

- На что похожа буква?

Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

    Физкультминутка «Ёжик»

Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

Как вы думаете, куда спешил ёжик?

Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?

Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Поговорить об этом подробнее мы можем на занятии кружка.

Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?

- А рядом с какой буквой?

- Почему?

Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

4. Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

(Чтение слогов в учебнике хором)

- Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

( В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

Что интересного заметили?

Знак ударения над этой буквой не ставится!

Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

Прочитаем текст по цепочке.

Где были ребята?

Что они услышали? Кто это был?

Кто напал на ёжика?

Что случилось с Жучкой?

Придумаем название к тексту.

В каких словах встретилась нам буква ё?

В каких словах буква ё обозначает два звука?

5.Физкультминутка «Ёлочки»

6 . Продолжение работы по теме урока.

- Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим ?

Что означает слово съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся?

А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

Кого она вам напоминает?

Вот почему люди так говорят.

- Ёж есть лесной, а есть...

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.

Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт .

Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

Под еж жил елкой

А чем ёлка похожа на ёжика?

Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

В каких случаях буква ё обозначает два звука?

В каких случаях буква ё обозначает один звук?

А ещё он предлагает выполнить домашнее задание по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё.

Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

А чем же мы порадуем ёлочку?

Впереди нас ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети - любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками. Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.

Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.

Мы общаемся с помощью речи.

- Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.

А О У ы

И Е Я

Е Я

- В начале слова и после гласной обозначают два звука.

Да

Черника, малина, ёжик.

Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

- Ё - жик

Два

- Ё

Жик

[й" о]

- [й о]

Два

[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[ й " ] , [ о ]

Одна

- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме

Буква, обозначающая два звука

(Ответы детей)

К гласным, к друзьям мягких согласных.

В букве Ё тоже есть звук [о].

- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

Буква Ё всегда ударная.

Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

Дети ходили в лес.

Ребята были в лесу.

Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

На ёжика напала Жучка.

Жучка наколола нос и убежала.

- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

Нет.

Когда холодно, страшно.

(Дети показывают)

(Ёжик так делает от страха или холода).

Морской

Нужно составить предложение.

Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой)

У ёлки и у ёжика есть иголки.

Эти слова начинаются с буквы ё.

Когда она стоит в начале слова и после гласной.

После мягкого согласного.

Украсим

Дети выбирают шарик, показывают.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

    Формировать умение слушать и понимать других;

    Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

    Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.