Open
Close

Презентация к уроку размножение и развитие животных. Урок окружающего мира "размножение и развитие животных". III. Изучение нового материала: Размножение и развитие насекомых

Класс: 3

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс : 3.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп.
  • Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп.
  • В ходе урока развивается любознательность, связная речь; умение рассуждать, наблюдать, обобщать, делать выводы, а также работать в парах.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Медиапроектор.
  • Презентация Power Point.
  • Таблицы развития представителей разных групп животных.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Нам нужна новая рубашка. Что мы делаем? (Покупаем новую рубашку или шьём её сами.)

– Нам нужна трава на газоне перед домом на даче. Что мы делаем? (Сеем семена, растим, поливаем.)

– Верно, чтобы получить новый предмет, человек изготавливает его из других материалов. Чтобы получить новое растение, мы выращиваем его: сеем семена, сажаем луковицы, закапываем клубни, берём отростки и т.д. (в зависимости от способа размножения).

Животные, как и все другие живые существа, размножаются. Сегодня мы поговорим о том, какие особенности размножения и развития характерны для разных групп животных.

II. Подготовка к восприятию нового материала, повторение изученного ранее.

  • Давайте вспомним, в какие основные группы учёные объединяют животных. (Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. А также черви, моллюски, паукообразные, ракообразные.)
Слайд 2
  • А в какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются? (Растительноядные, плотоядные, всеядные.)

– Приведите примеры.

Слайд 3
  • В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе? (Дикие и домашние животные.)
Слайд 4
  • А следующий мой вопрос подведёт нас к новой теме. Давайте попробуем, вспомнив предыдущий материал, ответить на вопрос: на какие группы можно разделить животных, учитывая способы размножения? (Яйцекладущие; животные, которые мечут икру в воду; живородящие.)
Слайд 5

III. Изучение нового материала: Размножение и развитие насекомых.

Слайды 6–14
  • У насекомых есть самцы и самки. Таким образом, насекомые – раздельнополые обитатели нашей планеты. Как у большинства видов живности, самцы и самки насекомых имеют различия, которые могут выражаться, например, яркой окраской, размерами – самцы чаще всего больше, однако бывают и исключения.

Это, конечно же, необходимо, чтобы самка и самец могли найти друг друга. Разные насекомые ведут поиски совершенно по-разному. Кто-то поет песни-серенады, а кто-то светится, как маленький фонарик, как, например, жучки-светлячки. Некоторые насекомые испускают запахи, иногда ароматные (брюквенницы пахнут листьями лимона), а иногда не очень приятные для человеческого носа.

Итак, самка и самец нашли друг друга. Самка отложила яйца.

Думаю, теперь пришла пора узнать, как же будет происходить дальнейшее развитие будущего насекомого.

Предлагаю провести наблюдения за бабочкой под названием адмирал .

Отложив яйцо на лист кормового растения, самка больше не тревожится за дальнейшую судьбу своего потомства. Она не следит за тем, как из яйца появится личинка (у бабочек она называется гусеницей). Это очень прожорливое существо, которое совсем не похоже на своих родителей. Гусеница усиленно питается, растёт и линяет.

Через некоторое время наступит следующий этап развития: гусеница превратится в куколку. Это и впрямь неподвижная куколка, которая прикрепляется к поверхности листа и ждёт очередного этапа – появления взрослого насекомого.

  • Итак, давайте создадим схему развития насекомого на примере бабочки адмирал. (Яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое.)
  • Здесь нужно заметить, что не все насекомые идут по такому пути развития. Среди представителей этой группы животных встречаются и такие, у которых не бывает стадии куколки, а личинка похожа на взрослое насекомое. Например, это кузнечики и стрекозы.

IV. Изучение нового материала: Размножение и развитие рыб.

  • Чтобы иметь представление о размножении и развитии рыб, давайте несколько подробнее познакомимся с жизнью горбуши. В брачный период у самца горбуши изменяется окраска, искривляются челюсти, а на спине вырастает горб. Самка при этом не изменяется.

Самка вымётывает в воду икру, а самец поливает её молоʹ ками. Из каждой отдельной икринки может развиться личинка. Из личинки развивается малёк, а из малька – взрослая рыба.

Слайды 15–19

V. Изучение нового материала: Практическая работа в парах.

  • Сравните личинку, малька, взрослую рыбу горбуши. Найдите сходства и различия.

VI. Изучение нового материала: Размножение и развитие птиц.

  • Давайте, основываясь на своём жизненном опыте, попробуем составить цепочку развития птицы. (Яйцо, птенец, взрослая птица.)

– Молодцы! И здесь необходимо обратить внимание на следующие особенности развития птиц.

  1. Все птицы размножаются на суше.
  2. Большинство птиц строит гнёзда.
  3. Птицы насиживают яйца, согревая их теплом своего тела.
  4. Родители вскармливают птенцов и защищают от врагов.
Слайды 20–21

VII. Изучение нового материала: Размножение и развитие млекопитающих.

– Только что мы сделали вывод, что птицы – очень интересная группа животных, которая заботится о своём потомстве. А какая ещё группа животных заботится о своём потомстве? (Млекопитающие.)

– Правильно. Давайте сделаем вывод.

  1. Млекопитающие рождают живых детёнышей.
  2. Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними, охраняет, обучает добывать пищу, защищаться от врагов.
Слайды 22–23

VIII. Итог урока.

  • Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)
  • Кто развивается из личинки рыбы? (Малёк.)
  • В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца.)
  • В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? (Заботятся о потомстве.)

Изображения, использованные в презентации, взяты из .

Размножение и развитие животных.

Животные, как и все живые существа размножаются. насекомые птицы земноводные млекопитающие рыбы

4.Куколка бабочки монарх перед самым появлением бабочки. 3.Гусеница делает себе твердый кокон, который называется куколка. 2.Гусеница бабочки монарх. Личинка вылупляется из яйца и остается в этом состоянии около двух недель. Этапы развития бабочки: Бабочка откладывает яйца на растения. 5. Взрослая самка бабочки монарх.

Куколка - это будто сейф, который защищает тело насекомого. - Малыши, которые вылупляются из яиц насекомого, называются личинками, хотя часто называют их просто гусеницей. - Гусеница растет настолько быстро, что ее кожа трескается, а под ней уже есть новенькая кожа, рассчитанная на рост. - За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц. - Бабочка не растет, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать. Интересные факты:

Этапы развития саранчи: 1. Яйцо. 2-6. Личинка. 7-8. Взрослая саранча.

Этапы развития лягушки:

Этапы развития рыбы: Весной самки рыб вымётывают в воду икру- большое скопление мелких икринок, покрытых тонкой оболочкой. Количество икринок у разных пород рыб может быть несколько десятков, и несколько миллионов. Икринка Личинка Малёк Взрослая рыба

Этапы развития птиц: В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревая своим теплом.

Птичьи гнёзда: гнездо кулика гнездо ласточки гнездо дрозда гнездо синички гнездо аиста

Интересные факты: Кукушка не вьёт своего гнезда и не высиживает яйца, которые она снесла. А подкладывает их в гнёзда других птиц, как правило певчим. Иногда кукушка успевает разнести по чужим гнёздам до 20 своих яиц. Кукушонок старается вытолкнуть из гнезда другие яйца и даже маленьких птенцов, чтобы ему досталось побольше еды. Вскоре маленький прожорливый кукушонок становится больше своих приёмных родителей, которые выбиваются из сил, чтобы накормить подкидыша.

Интересные факты: Садовая камышовка кормит кукушонка в своём гнезде.

Млекопитающие Млекопитающие рождают живых детёнышей. Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними и охраняет. Львица кормит молоком детёнышей.

Новорождённый слонёнок весит 90-120 кг при высоте в плечах около 1 м, хобот у него короткий, бивней нет. Через 15-30 минут после рождения слонёнок поднимается на ноги и может следовать за матерью. До 4-летнего возраста он нуждается в материнской опеке. Интересные факты:

Мамы и дети.

«Окружающий мир»

Презентация к уроку

Учитель: Слепнёва В.Л.

МБОУ Балаганская СОШ№2


насекомые

рыбы

земноводные

группы животных

пресмыкающиеся

птицы

млекопитающие


В какие группы можно объединить животных, учитывая то, чем они питаются?

  • Растительноядные (питаются в основном растениями)
  • Плотоядные (поедают других животных)
  • Всеядные

(питаются и растениями,

и животными)


В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе?

  • Дикие животные
  • Домашние животные

На какие группы можно разделить всех животных по способу размножения?

  • земноводные

Мечущие в воду икру

Яйцекладущие

Живородящие

  • рыбы
  • насекомые
  • пресмыкающиеся
  • птицы
  • Млекопитающие (звери)


Насекомые – раздельнополые обитатели нашей планеты, то есть среди них есть самцы и самки.

Самец от самки отличается.

Например, как эта пара жуков-оленей.


Возможно отличие яркостью окраса. Например, бабочки-лимонницы: у самца крылья лимонно-жёлтые, у самки – зеленовато-белые.


Рассмотрим этапы развития насекомых на примере бабочки адмирал.

БАБОЧКА АДМИРАЛ


1. Самка бабочки отложила яйцо на лист кормового растения.

2. Вскоре из яйца появится личинка (гусеница). Гусеница будет усиленно питаться, расти, линять.




БАБОЧКА

КУКОЛКА

ГУСЕНИЦА

ЛИЧИНКА


НО!

Среди насекомых встречаются и такие, у которых не бывает куколки, а личинка похожа на взрослое насекомое.

КУЗНЕЧИК

СТРЕКОЗА



Рассмотрим размножение и развитие рыб на примере горбуши.

самка горбуши

самец

в брачный период


1. Весной самка вымётывает в воду икру, а самец поливает её молоками.


2. Из каждой отдельной икринки может развиться личинка.

3. Из личинки развивается малёк.



птенец

Яйцо

взрослая птица


! Особенности !

  • Все птицы размножаются на суше.
  • Большинство птиц строит гнёзда.
  • Птицы насиживают яйца, согревая их теплом своего тела.
  • Родители вскармливают птенцов и защищают от врагов.

Живые детёныши

Взрослые звери


! Особенности !

  • Млекопитающие рождают живых детёнышей.
  • Мать выкармливает их молоком, ухаживает за ними, охраняет, обучает добывать пищу, защищаться от врагов.

Итог урока

  • Как называется личинка бабочки?

Гусеница

  • Кто развивается из личинки рыбы?

Малёк

  • В чём сходство размножения птиц и насекомых?

Откладывают яйца

  • В чём сходство размножения птиц и млекопитающих?

Заботятся о потомстве