Open
Close

Презентация на тему "каргопольская игрушка". Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В. Полкан - знак Солнца

«Русская тряпичная кукла» - Крестец. Достаток в семье. Традиционная русская тряпичная кукла. Почему у народной куклы нет лица. Куватки. Пеленашка. Лихоманки. Кукла. Обрядовые куклы. Народная кукла. Куклы-обереги. Семейка. Девочки. Русская тряпичная кукла.

«Дымковская игрушка детям» - Каргопольские игрушки. Абашевские мастера. Промысел игрушки. Форма абашевской фигурки. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Продолговатая форма. Почему гончарную слободу назвали Дымковской. Абашевская игрушка. Орнаменты. Твои игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Виды игрушек.

«Русская народная игрушка» - Рисование «Игрушки из Полхов-Майдана». Роспись «Филимоновский петушок». Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование «Семья семёновских матрешек». Лепка «Дымковская уточка». Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями. «Играй, играй, да дело знай». Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

«Роспись матрёшки» - Полхов Мойдановская матрешка. Сергиево Посадская матрешка. Вятская матрешка. Работа над эскизом. Подмалевок. Жители Вятки. Истоки росписи. Работы. Эскизы на изделии. Эскизы. Матрешка. Семеновская матрешка. Российский сувенир. Веселый хоровод. Полховская матрёшка. Сергий Радонежский.

«Богородская игрушка» - В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках. Предание. Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. Мастера нашего времени. Богородские игрушки. Сюжеты богородской деревянной игрушки. Богородские крестьяне. Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Село Богородское.

«Изготовление дымковской игрушки» - Расписывали яркими красками. Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Лепили фигурки только женщины. Декоративно-прикладное искусство. Просохшие фигурки ставили в печь для обжига. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Технология изготовления игрушек. Индюк. Дымковская игрушка.

Всего в теме 30 презентаций


Каргопольская утушка

«Мы - уточки-крякушки, кря-кря-кря! Полетим мы, уточки, в теплые края. Полетим мы, уточки, далеко-далеко. Полетим мы, уточки, высоко-высоко. Над широкими полями, Да над синими морями, От зимних буранов В теплые страны. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»



КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА-

русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.





Возникновение промысла

Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.







Особенности производства

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.







Особенности каргопольской игрушки

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.



Современная каргопольская игрушка

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.





Использование новых форм и сюжетов

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».







Бабкина и другие мастера

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу.


Во селе Гриневе Бабушка Ульяна Чудеса творит Из глины из дужмяной Как в избе-то У старательной старушки Вдоль по лавкам человечки Да зверушки...

памятный знак у дома мастерицы







Приобщение к гончарному делу

Родилась в деревне Гринево Каргопольского уезда - старинном гончарном центре. С детства помогала родителям в гончарном и игрушечном промысле. Когда промысел угас, она продолжала изготавливать глиняные игрушки - «бобки». В 1950-е гг. Бабкина заинтересовала своими работами нескольких односельчан, которые взялись за забытое мастерство.





Особенности бабкинской игрушки

Игрушки У. И. Бабкиной, простые по форме, очень выразительны и разнообразны по сюжетам. Мастерица расписывала их масляными красками по белому меловому фону, используя всего три-четыре цвета. Среди ее излюбленных персонажей непременные полканы, медведи, олени, фигурки людей. Интересны сюжетные сценки: «Молодые на диване», «Охота на белок», «Поезжане».

Ее персонажи одеты то в городскую

одежду, то в крестьянское платье с

традиционными каргопольскими




Возрождение старинного промысла

  • В 1960-е гг. работами У. И. Бабкиной заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, которые оказали большую поддержку в возрождении старинного промысла. С этого времени ни одна крупная выставка народного искусства не обходилась без работ мастерицы. Ее игрушки находятся во многих музейных коллекциях.
  • К столетнему юбилею У. И. Бабкиной на ее могиле был поставлен памятник работы скульптора В. М. Клыкова.




Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек.

Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе.







Каргополь - маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла.




Литература

  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. - М.: Просвещение, 1979.
  • Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник, 1986.
  • Гунн Г. П. Каргополье и Онега. - М.: Искусство, 1989.



Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы органически соотнося его с живой традицией промысла.




Сказка: «Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал…».




У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль», «Гармонист», «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.




Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами- тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.


















В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в старинном наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ отголосок древних представителей о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж, распространенный в русской лубочной картинке и крестьянской росписи птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» и по сей день в виде птички- свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями. Лишь подуешь в такую свистульку, запоет птица Сирин весело-превесело.
Литература. Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1- 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002.

Слайд 2

О Каргопольской игрушке

Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Слайд 3

Особенности производства

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Слайд 4

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века

Слайд 5

Современная каргопольская игрушка

Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают игрушку более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.

Слайд 6

Символика и цвет в Каргопольской игрушке

Красивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Слайд 7

Полкан - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. "

Слайд 8

Тяни-толкай

Фигурка Тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь- одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на Тяни-толкае

Слайд 9

Сувенир

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники.