Open
Close

Презентация на тему зов долга и совести. Картинки на тему «Долг и совесть. Что такое совесть


Совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.






УдовлетворённостьНеудовлетворённость Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил. Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.




СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки НАПОМИНАЕТ об обязанностях о долге об ответственности ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду


Самое главное украшение чистая совесть. Цицерон Честь это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. Шопенгауэр А. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека








Включить эффекты

1 из 8

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Долг и совесть" поможет в воспитании у учеников чувства совестливости, ответственности, толерантности к поступкам других людей через знакомства с понятиями совесть, стыд и долг, с пониманием важности этих качеств человека. Приведены стихотворения и рассказ о совести.

  • Долг;
  • Стыд;
  • Совесть.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Ермилова О.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Проблема урока:
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

Слайд 2

Долг

Долг - обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.

  • долг денежный
  • моральный долг
  • профессиональный долг
  • Слайд 3

    Стыд

    • Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
  • Слайд 4

    Что такое совесть?

    Мама, что такое совесть?

    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.

    Самое главное украшение человека – чистая совесть. (Цицерон_

    Слайд 5

    Совесть и стыд

    • Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины.
    • Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.
  • Слайд 6

    Тема урока: «Когда мучает совесть?»

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    ​ А.П. Гайдар «Совесть»​

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    «Долг и Совесть»

    Цель:

    Задачи:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Ожидаемые результаты:

    Оборудование:

    • презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Повторение.

    3. Открытие новых знаний.
    /слайд 4/

    Что такое совесть?
    - Мама, что такое совесть?
    - Совесть, дочка, - это повесть.
    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.
    (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

    • А еще говорят:
    б) Ответ на вопрос урока.

    Игра «Соответствие» /слайд 9/

    4. Рефлексия.

    Урок подходит к концу.

    Теперь я знаю … .
    Теперь я умею … .

    5. Домашнее задание. С.23

    6. Итог. /слайд 14/

    Совесть.

    Словно ненаписанная повесть.


    Яна Кузовлева

    /слайд 15/

    «Долг и Совесть»

    Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

    Задачи:

    • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
    • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
    • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Ожидаемые результаты:

    • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
    • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
    • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

    Оборудование:

    • учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
    • презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.

    2. Повторение.

    • О чем вели речь на предыдущем уроке? (О долге и совести) /слайд 1/
    • Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
    • В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
    • В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
    • Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
    • Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
    • В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
    • Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
    • Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
    • Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

    3. Открытие новых знаний.
    а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/
    -Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
    Что такое совесть?
    - Мама, что такое совесть?
    - Совесть, дочка, - это повесть.
    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.
    (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

    • А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
    • Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
    • Сравните эти понятия. (долг и совесть)
    б) Ответ на вопрос урока.
    • Легко ли поступать по совести?
    • Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
    Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/

    Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/

    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

    • Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
    • Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
    • Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
    • Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

    Игра «Соответствие» /слайд 9/
    А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
    Какие важные дела совершает совесть?

    1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
    2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".

    Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
    Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/

    4. Рефлексия.

    Урок подходит к концу.
    Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
    Теперь я знаю … .
    Теперь я умею … .
    Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/

    5. Домашнее задание. С.23

    6. Итог. /слайд 14/
    На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

    Совесть.

    Словно ненаписанная повесть.

    Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
    Яна Кузовлева
    -А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
    /слайд 15/
    -Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/

    Скачать конспект

    другие презентации на тему «Долг и совесть»

    «Совесть» - Неряшливого вида? Оцените действия маль­ чиков. Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. Упражнение «Нравственная дилемма». Можно ли развивать свою совесть? Руссо). В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица). СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека. Совесть, благородство и достоинство... Булат Окуджава.

    «Моральный долг» - Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы). Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке. Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность. Оборудование и средства наглядности: X. Домашнее задание. Компетентности, формируемые у обучающихся:

    «Проблема совести» - Сходство и отличие понятий. Добро. Случай на дороге. Совесть. Можно прожить без совести. Жить по совести. Водоворот. Основы светской этики. Закончи предложение. Демокрит. Стыд. Осознание чувства чуткости. Небольшая семья. Светская этика.

    «Человеческая совесть» - Должно стыдиться самого себя. Хитрые оправдания. Совесть. Мир с самим собой. Найди пару. Портрет совестливого человека. Работа с притчами. Внутреннее сознание добра и зла. Что такое совесть. Стыд и совесть. Чистая совесть.

    «Муки совести» - Нина. Хитрые оправдания. Извинение. Кроссворд. Синквейн. Салтыков-Щедрин. Знакомые. Что делать. План деятельности учащихся на разных этапах урока. Связь основных понятий. Внутреннее чувство. Спешите делать добро. Муки совести. Стыд перед людьми. Возраст. Стыд. Вина. Совесть. Попроси прощение. Нравственная глубина.

    «Совесть» - Руссо). .Совесть! СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека. В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица). Высокомерия? Бедности своих родителей? Оцените действия маль­ чиков. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. Можно ли развивать свою совесть?

    Конспект урока урока «Основы религиозных культур и светской этики»

    студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

    Тема урока: Совесть

    Цель: формирование у обучающихся понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности общества
    Планируемые результаты:
    Личностный: обучающиеся проявляют развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о совести как морально-этической ценности общества, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
    Метапредметный: проявляют личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
    Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «совесть», различают понятия «Стыд» и «Совесть»
    Принципы обучения:
    Принцип деятельности
    Принцип непрерывности
    Принцип целостности
    Принцип минимакса
    Принцип систематического и последовательного обучения
    Принцип психологической комфортности
    Принцип наглядности
    Принципы воспитания:
    Создание положительного эмоционального подъёма
    Воспитание через взаимодействие
    Методы воспитания:
    Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
    Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
    Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово
    Методы обучения:
    По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, рассказ), практические (упражнения), наглядный (демонстрация);
    По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применений знаний, методы проверки и оценки знаний;
    По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого;
    Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска;
    Методы формирования ответственности: формирование понимания личностной значимости;
    Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в парах, группах.
    Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
    Средства обучения:
    демонстрационные: презентация, видео фрагмент, музыка, карточки с заданиями
    индивидуальные: учебник, карандаш, ручка, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, кусочки мозаики
    Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
    Структура урока:
    1. Организационно-мотивационный этап
    2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
    3. Планирование и постановка учебных задач
    4. Этап открытия новых знаний и способов действий
    5. Этап первичной проверки понимания изученного
    6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
    7. Этап применения знаний и способов действий
    8. Этап обобщения и систематизации знаний
    9. Этап контроля знаний и способов действий
    10. Этап информации о домашнем задании
    11. Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности

    Ход урока

    1. Организационно-мотивационный этап
    Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
    Садитесь.
    Чем больше знаем, тем больше умеем,
    Тем больше опыта мы наберём.
    А опыт поможет добиться успеха,
    К заветной мечте нас приведёт!
    2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
    Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)

    Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете внимательно послушав мой рассказ.
    «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
    Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?
    Как вы думаете, что произошло дальше?
    Давайте прочитаем дальше.
    «Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»
    учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина?
    Как вы думаете, что сделает герой рассказа?
    «И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
    - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
    - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

    Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
    Что «сидело» внутри мужчины?
    Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть
    Учитель: Какая главная идея этого текста?
    Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока.
    Обучающиеся: тема нашего урока совесть.
    3. Планирование и постановка учебных задач
    Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.


    Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.
    4. Этап открытия новых знаний и способов действий
    Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?
    Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
    Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть"
    Учитель: Откройте 48-ю страницу учебника, прочитайте первые два абзаца. Найдите определение слова совесть и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.
    (Стыд – тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. Совесть – стыд перед самим собой)
    Учитель: В чём же разница между стыдом и совестью?
    Учитель: Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.
    Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях.
    Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
    Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.


    Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
    5. Этап первичной проверки понимания изученного
    Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.


    Притча. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
    На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
    Думал-думал, как это сделать, и надумал…
    - Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
    - Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
    Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
    - Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
    Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
    Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
    Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
    - Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
    А в ответ – молчание.
    Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
    Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
    Зарыдал человек:
    - Как же я теперь без совести жить-то буду?
    И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
    - Здесь я…
    Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
    Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
    Ведь, если разобраться, так всё оно и было.

    Учитель: Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу?
    Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали. Первый ряд будет задавать свои вопросы третьему ряду, третий ряд адресует свои вопросы второму ряду, а на вопросы второго ряда будет отвечать первый ряд.
    Учитель: Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему?
    Физминутка
    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
    Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть.
    Какое значение в жизни человека играет совесть?
    В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете?
    Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть»,
    Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит»,
    3 - «чистая совесть»,
    4 – «совесть заговорила»,
    5 – «муки совести»,
    6 – «договориться со своей совестью».
    Учитель: Сейчас внимательно слушаем выступающих.
    Учитель: Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем?
    1. Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)
    2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
    3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов)
    4. Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах)
    5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)
    6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)
    7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)
    8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)
    9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель)
    10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк)
    11. Совесть - это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский)
    12. Совесть - верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой)
    Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку.
    Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.
    Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»)
    Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
    7.Этап применения знаний и способов действий
    Учитель: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, люди упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
    Нужно заставлять совесть постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами других людей. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
    Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.
    Образуйте группы из 4-х человек.
    Ситуация первая.
    Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя и почему?
    Ситуация вторая.
    Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил двух ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
    Ситуация третья.
    На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
    (Очень важный момент! Необходимо свести разговор к тому, чтобы совестливый человек активно помогал другим поступить по совести, а не "ябедничал". В первом случае Катя, обращаясь к классу, попросила бы тех, кто списывал, признаться самим. Аналогично в третьем случае. Друг должен убедить друга быть смелым и ответить за свой поступок).
    8. Этап обобщения и систематизации знаний
    Учитель: Ребята, давайте выслушаем группы, какая была им предложена ситуация и как они поступят (т.к. ситуаций три, а групп больше, то одна группа выйдет, а остальные будут дополнять)
    А все остальные внимательно слушают друг друга, и готовятся дополнять и задавать вопросы.
    Кто нибудь считает по-другому? Что бы вы хотели добавить?
    Учитель: Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать, поступать по ее подсказкам.
    Но что же делать, если ты оступился, ошибся и поступил против совести.
    Иногда говорят «совесть, как заноза»
    Интересно, почему?
    Нечистая совесть подобна ЗАНОЗЕ, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя.
    Если наша совесть стала беспокоить нас, досаждать, к какому лекарству обратиться?
    Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.
    Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет душу человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
    Задумайтесь на минутку, бывало ли так, чтобы вас мучила совесть за какой-то поступок? Может быть раскаяние поможет излечить вашу душевную рану. (без обсуждения)
    9. Этап контроля знаний и способов действий
    Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым?
    Совестными называют людей, которые поступают по совести
    Совестливость – характерная черта русского человека. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках индивидуально). Впишите пропущенные слова в текст.

    Детский проект на тему: «Долг и совесть»

    Л. Мы приготовили проект на тему «Долг и совесть».

    А . Думаю, вас иногда мучает совесть и зовет долг.

    К. Совесть и долг это один из наших внутренних качеств

    Л. Что такое совесть ? Совесть - это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам.

    Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши.

    Но от совести не убежишь.

    А. Вот пример . Мальчик сбежал с урока и пошел играть в футбол. Как вы думаете, каков его долг?

    Конечно, учиться, а не играть. Это должен понимать каждый человек.

    Став взрослым, станет ли он хорошим врачом или полицейским? Наверное, нет. Ведь если он не хочет учиться, то есть не выполняет долг перед самим собой, то как же он выполнит его перед другими людьми? Люди, ставшие врачами, полицейскими, военными, учителями, пожарными готовы выполнить свой долг при первой необходимости.

    Подведем итог: оказывается, не каждый человек способен жертвовать собой или рисковать жизнью ради других.

    Спасибо людям, которые жертвуя своей, спасают другие жизни.

    Я сделал рисунки.

    На первом рисунке я изобразил упавший самолет. Произошла трагедия, в воздухе загорелся двигатель, пилоты могли бы катапультироваться, но в этом случае самолет упадет на жилые дома. Пилоты принимают решение не катапультироваться, а попытаться отвести самолет как можно дальше от города. У них получилось, но в результате, пилоты погибли.

    Пилоты выполнили свой долг.

    На втором рисунке я изобразил командира, который накрыл собой взорвавшуюся гранату, когда на учениях по неосторожности военнослужащий выдернул чеку и мог бы погибнуть, его жизнь спас старший по званию командир.

    К . Давайте рассмотрим некоторые произведения.

    Н.Носов «На горке». Ребята строили горку все вместе, а Котька сидел дома притворялся больным. Когда ребята ушли, он засыпал горку песком и не мог уже кататься.

    Долг - Котька должен был сам исправить свою ошибку. Его мучила совесть, и он начал засыпать горку снегом, а ребята полили водой. Кроме того он сделал сбоку ступеньки, чтобы больше никто не совершал его ошибки.

    Л . В. Драгунский «Друг детства». Мама дала старого медведя, для того, чтобы Дениска использовал его вместо груши для битья. И тут Дениска вспомнил, как давным-давно он с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил… и любил его тогда, любил всей душой, готов был отдать тогда за него жизнь.

    В этот момент Дениса стала мучить совесть.

    Долг - Дениска должен был помнить своего друга детства и хранить его бережно всегда.

    К. В. Осеева «Сыновья». В своем рассказе Валентина Осеева показала, что только у одного сына из трех было чувство долга и совесть. Лишь один сын без напоминаний взял у матери ведра и помог донести до дома.

    А. Задание. На каких рисунках, дети поступают правильно, а на каких неправильно (5 сюжетов).

    Тест «Есть ли у вас совесть»

    1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка. Вы:

    а. Уступите место

    б. Попросите друга уступить место

    в. Не обратите на бабушку внимания

    2.Старенький дедушка попросил вас перевести его через дорогу.

    Вы:

    а. Поможете перейти

    б. Убежите

    в. Переведете, но за деньги

    3.Вы разбили случайно окно. Вы:

    а. Признаетесь в случившемся и извинитесь

    б. Свалите на товарища

    в. Убежите и никому не скажите о случившемся

    4. Мама попросила вас помыть посуду. Вы:

    а. Сначала поиграете в компьютер, а потом помоете

    б. Не станете мыть, скажите, что болит голова

    в. Помоете посуду сразу, как попросит мама

    5.На лестничной площадке вы случайно столкнулись с прохожим. Вы:

    а. Даже не обратите внимания и пойдете дальше

    б. Сначала возмутитесь, но в итоге принесете свои извинения

    в. Принесете свои извинения и пропустите вперед

    6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали. Вы:

    а. Возьмете без спроса

    б. Возьмете без спроса, а потом скажете, что взяли

    в. Спросите разрешение посмотреть эту вещь

    Подведем итоги:

    1, 2, 3

    а. 2

    б. 1

    в. 0

    4, 5, 6

    а. 0

    б. 1

    в. 2

    От 0 до 3 - у вас совсем нет совести

    От 4 до 7 - ваша совесть спит, но время от времени просыпается

    От 8 до 12 - вы очень совестливый человек.

    А закончим мы народной пословицей:

    Худые дела не доведут до добра.

    Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.