Open
Close

Проект про финикийские маски из цветного стекла. История изобретения стекла. Финикийские стеклянные вазы, найденные в Тире

Пурпурная краска, благовония; отвечать на вопросы по содержанию исторической карты, учебника о природно – климатическом положении финикийцев в Восточном Средиземноморье

Метапредметные результаты:

а) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы;

б) коммуникативные: вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия;

в) регулятивные: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, исторической картой, дополнительной литературой; оценивать свою работу на уроке при помощи «Бортового журнала»

Личностные результаты: осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Тип урока: открытие новых знаний, комбинированный.

Форма урока : урок-путешествие, исследование

Методы ведения урока:

Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

Методы стимулирования (новизна, занимательность);

Методы контроля (фронтальный опрос, решение теста, кроссворда) и др.

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником, картой, раздаточным материалом.

Оборудование: Учебник «Древний мир» 5 класс, . «Просвещение», 2013; исторические карты (Древний Восток, компьютер, экран, мультимедийный проектор + презентация по теме.

«Бортовой журнал»

Ход урока

I. Изучение нового материала


слайд 2. План.

1. Географическое положение и климат

2. Занятия жителей.

3. Финикийские колонии

4. Открытия и изобретения финикийцев

Работа в группах: №1 группа –2 вопрос, №2 группа – 3 вопрос

Опережающие задания:

/Финикийские колонии

/Ливанский кедр

/Окрашивание тканей

/Стекло и зеркало

Проблемный вопрос к теме урока:

1. Мотивация.

Карта, с.33

Какие страны Д. Востока мы изучали?

О какой стране будет идти речь сегодня? (Финикия)

слайд 3

1)Финики́я (от греч.Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура» )

2)»фенеху» - кораблестроители

слайд 4.

Какая слава – добрая или дурная - ходила о финикийцах?

- Где расположена? (На восточном побережье Средиземного моря на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор)

- *По какому модулю мы обычно изучаем государства в древности?

(Географическое положение, занятия жителей, достижения в культуре)

-*Чем географическое положение и природа городов государств Восточного Средиземноморья отличалась от Египта и Междуречья? (Не было крупных рек и долин с плодородными почвами)

слайд 5,6

Образ жизни у финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян . Почему?

(Иной была и сама природа: не было крупных рек и долин с плодородными почвами)

слад 7

- Назовите города финикийцев

- На какие особенности указывают названия городов: Библ – гора, Сидон – рыбный мешок, Тир – скала?

Что, по названию этой страны, придуманному другими народами, отличало жителей Библа, Сидона, Тира?

- «Финикия» с греческого – пурпурный, багровый, красящий в багряный цвет + второе значение «фенеху» - кораблестроители. Как вы думаете почему?

Судя по письменам, финикийцы общались на финикийском, греческом, хеттском, египетском языках.

Почему финикийцы были полиглотами?

- Какая слава – добрая или дурная – ходила о финикийцах в тех странах, куда они приплывали?

слайд 8

слайд 9

с. 76, документ:

/Как финикийцы похитили женщин?

/Цель похищения?

/Почему финикийцами пугали детей в странах Средиземноморья?

Рабов-военнопленных очень мало (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно.

слайд 10

Продавали финикийцы кедр. Опереж. задание. Сообщение ученика. Ливанский кедр.

Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми ребрами - шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева - так удобнее управлять парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно-таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло. Торговые суда финикийцев брали большой груз. Они имели два ряда гребцов.

Ливанский кедр - символ страны. Столетиями деревья вырубались для кораблестроения. Это привело к тому, что на месте богатейших лесов остались лишь отдельные острова зелени к началу 20 века.


слайд 11

Окрашивание ткани в пурпурный цвет.

Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет . Она не выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур - вещество, которое добывали из морских моллюсков (пурпурные улитки или мурексы). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого. Тир славился своими красильными мастерскими.

Древняя легенда гласит, что однажды на берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кроваво-красную краску. Когда он удалился, крестьянин увидел на берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что мельник сошел с ума), затем взял одежду и выкрасил ее.

слайд 12

Опереж. задание. Сообщение ученика . Стекло и зеркало .

На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили как медную руду, терпеливо очищая от различных примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: «Они берут богатства морей, из песка добывают сокровища!». Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.

Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло , выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении. Средиземноморья. Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий.

Финикийцы поклонялись богу Ваалу («хозяин, владыка »), бог грома, молний, бури, войны, покровитель государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев. По одной из версий «веселые» терракотовые маски надевали в Карфагене родители приносимых в жертву детей, чтобы боги не видели их слез.

слайд 13 (Торговля)

Основные занятия жителей? см. илл. на с.74-75

(виноградарство , разведение оливковых деревьев, маслин, /оливковое масло/, торговали строительным лесом /ливанским кедром/, кораблестроение, ремесло /украшения из золота, серебра, слоновой кости, изготавливали стекло из белого песка и соды, сосуды для благовоний, окрашивали ткани в пурпурный, т. е. лилово-красный цвет /из улиток, добытых на дне моря/ + грабёж + продавали «живой товар» - рабов, торговля, рыболовство, скотоводство, садоводство)

Какие товары они предлагали соседям? (Оливковое масло, вино, ткань, кедр,

смолы, изделия из стекла, ювелирные изделия, рабы)

слайд 15

Что получали в обмен в Междуречье, Египте?

(Ввозили в страну зерно, папирус, медь, серебро, олово, янтарь, рабов.)

Учитель: Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали египетский материал для письма – папирус (по-гречески библос ). Отсюда произошло название священной книги христиан Библия, означающее "книги" , а также слово «библиотека».

Мелькарт – покровитель мореплавателей .

Совершали плавание вокруг Африки. Вышли из порта в Красном море и на третий год вошли в Средиземное море. Почему египетский фараон поручил совершать это плавание финикийцам? Какие научные открытия совершили финикийцы во время этого плавания?

слайд 16,17,18

слайд 19

4. Колония - поселение на другой территории. Сообщение.

с. 75, карта:

слайд 20

* Где финикийцы основывали свои колонии?

*Какой город /колония/ в Северной Африке впоследствии стал главным городом крупного государства?

*Назовите маршруты финикийских мореплавателей?

*На каких континентах основаны колонии?

*Кто из финикийцев и с какой целью покидал свою родину, основывал колонии и переселялся в них?

слайд 21

5. Открытия финикийцев (?):

Пурпурная краска

Производство стекла /цветное стекло/

слайд 22

Алфавит /из 22 согласных букв около трёх тысяч лет назад/ Финикия – родина алфавита , от него и греческого алфавита произошли почти все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука/

Сколько букв в нашем алфавите?

*В чём недостаток древнейшего алфавита?/Не было гласных звуков/

II . Рефлексия

слайд 23,24

- Обобщающий тест:

1. Дерево, которым славилась Финикия, торговала строительным лесом из него с соседними странами

2. Участь уготованная доверчивым жителям Средиземноморья, которых заманивали на свои корабли финикийские мореплаватели (рабство)

3. Континент, который первыми в мире обогнули финикийские мореплаватели и рассказывали о нём такое, во что «трудно было поверить» (Африка)

4. Занятие, расцвету которого способствовало выгодное географическое положение Финикии и наличие в ней ценного строительного леса, искусных ремесленников и мореплавателей (торговля)

5. Поселения, основанные финикийцами на берегах Средиземноморья (колонии)

Из первого слова выпишите первую букву,

из второго ---- первую,

из третьего --- вторую,

из четвёртого --- четвёртую,

из пятого --- пятую.

КРФГН. Почему так записано? Какое отношение это слово имеет к истории Финикии? (Карфаген)

Определите по карте где находится.

слайд 25,26

-Синквейн по теме «Финикия»

существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

фраза из четырёх слов

существительное (вывод)

Пример:

Финикия

древняя интересная

открывает изобретает продаёт

колонию краску «живой товар»

государство

слайд 27,28

-Решить кроссворд (по времени):

По вертикали:

4. Прочный / ливанский кедр/

6. Родина алфавита /Финикия/

7. Царская роскошь /пурпур/

По горизонтали:

1. . «Место для рыбной ловли» /Сидон/

2. На какой «скале» жили финикийцы /Тир/

3. «Живой товар» /рабы/

4. Поселения на чужой территории /колонии/

5. Сплав из белого песка с содой /стекло/

слайд 29

III . Д/з: п.16 + задание по выбору:

Подготовить сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей»

Составить кроссворд

Написать 10 слов по теме («Творческое перо»)

Ныряльщикам приходилось погружаться на дно моря и, рискуя жизнью, собирать раковины. А какой тяжелый, удушливый смрад стоял в мастерских! Здешние работники ходили по отбросам, спали среди отбросов, тут же заболевали и умирали. Античные авторы не раз жаловались на зловоние, исходившее от мастерских, где ткани красили в пурпур. «Многочисленные красильные заведения делают город неприятным для жизни в нем», – сетовал Страбон. Из-за отвратительного запаха приходилось красить ткани на улице. Красильни располагались неподалеку от берега моря, в стороне от жилых кварталов.
Впрочем, сами финикийцы по этому поводу могли бы философски заметить: «Деньги не пахнут». Эти зловонные, – какими они казались ремесленникам и чужестранным гостям, – пурпурные ткани приносили купцам баснословную прибыль. Ведь качество их было очень высоким. Их можно было стирать и подолгу носить – краска не линяла и не выгорала на солнце.
По преданию, Александр Великий нашел в Сузах, во дворце персидского царя, десять тонн пурпурных тканей, изготовленных почти два столетия назад и ничуть не вылинявших с тех пор. Ткани эти были куплены за 130 талантов (один талант равнялся тогда 34 или 41 килограмму драгоценных металлов).
Такая цена на пурпурную ткань объяснялась ее высокой себестоимостью и дефицитом красителя. Из одного килограмма красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. А для окраски одного килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более трех килограммов красителя-сырца. Остается добавить, что тельце моллюска весит лишь несколько граммов и содержит ничтожно малое количество секрета. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Вот почему пурпурные ткани, в отличие от финикийского стекла, всегда оставались предметами роскоши, доступными лишь отдельным счастливцам.
Тирский пурпур был буквально на вес золота. Цена его со временем лишь росла. Так, в начале нашей эры, во время правления императора Августа, килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил примерно 2 тысячи денариев, да и самая дешевая ткань стоила 200 денариев. При императоре Диоклетиане в 301 году нашей эры тирская пурпурная шерсть высшего качества поднялась в цене до 50 тысяч денариев, а цена на фунт пурпурного шелка достигала 150 тысяч денариев. Огромная сумма!
Если прибегнуть к пересчету на современную валюту, то, по оценке Хорста Кленгеля, фунт шелка, окрашенного в пурпурный цвет, стоил 28 тысяч долларов. Конечно, шелк, привозимый из Китая, был самой дорогой тканью, продававшейся тирскими красильщиками. Дешевле были и крашеная шерсть (ее привозили обычно из Сирии), и виссон – тонкое полотно, доставленное из Египта. Однако стоимость их все равно была высока.
Одежда из пурпура издавна являлась привилегией царей и императоров, жрецов и сановников. В пурпур облачались сенаторы Рима и богачи Востока. Пурпурная ткань всегда была знаком отличия, символом верховной власти.
В Ветхом Завете не раз упоминаются пурпурные одежды: «Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему… Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона» (Исх. 28,4 – 5), «пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских» (Суд. 8, 26), «одежда на н их – гиацинт и пурпур» (Иер. 10, 9), «и Мардохей вышел от царя… в мантии виссонной и пурпуровой» (Есф. 8, 15).
Пурпурные ткани использовали для украшения храмов и дворцов: «И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пур-пуровою… И возьмут пурпуровую одежду, и покроют умывальник и подножия его» (Чис. 4,13 – 14), «И сделал завесу (в Иерусалимском храме. – А.В. ) из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани» (2 Пар. 3, 14).
Пурпур упоминали в своих произведениях многие римские и греческие авторы. Плиний говорил о модах на цвет пурпура в Риме. Гораций высмеивал в своей сатире богатого выскочку, который ради тщеславия велел стирать со стола пурпурными платками. «Жалкое чванство богатства!» Чтобы обрисовать очередного объекта своей сатиры, Гораций мельком замечает:

Вот Приск, например, то по три он перстня
Носит, бывало, то явится с голою левой рукою.
То ежечасно меняет свой пурпур…»

(Пер. М. Дмитриева)
Овидий в «Науке любви» даже советует модницам умерить свои аппетиты: «Не хочу дорогих отороченных тканей, не хочу шерстяных одеяний, крашенных багрянцем тирских моллюсков. Ибо и за более низкую цену можно иметь так много одежд различных расцветок».
Слава пурпурных тканей не померкла даже в Средние века. Еще Карл Великий импортировал подобные ткани.
Кстати, пурпур служил не только для окрашивания тканей, но и для приготовления косметики, особых чернил, а также краски пур-пурисс, используемой живописцами. В ее состав, помимо пурпура, входила диатомовая земля – микроскопические кремневые панцири одноклеточных диатомовых водорослей, а еще глина, зерна кварца и шпата.
Плиний Старший приводит следующий рецепт использования этой краски: «Живописцы, накладывая сначала сандик (ярко-красная краска. – А.В. ), затем нанося на него пурпурисс, смешанный с яйцом, достигают яркости миния (киноварь. – А.В. ). Если они предпочитают добиться яркости пурпура, то накладывают сначала лазурь, затем наносят на нее пурпурисс, смешанный с яйцом» (пер. Г.А. Тароняна).
…В наши дни добыча пурпура давно прекратилась. Его научились изготавливать искусственным путем. Получается даже лучше, чем у финикийцев, но это никак не умаляет их заслуг. Ведь они сумели изготовить краситель, не имея понятия ни о каких химических формулах и законах.
В настоящее время в Ливане мало что напоминает о финикийском промысле пурпура. Большую часть скопившихся когда-то ракушек – отходов производства красильщиков – давно смыло море. Лишь в Сайде осталась груда раковин.

4.4. В умелых руках песок превращается в золото

Стекло тоже научились делать первыми не финикийцы, но они внесли важные новшества в технологию его производства. В Финикии это ремесло достигло совершенства. Стеклянные изделия местных мастеров пользовались огромным спросом. Античные авторы были даже убеждены, что стекло изобрели финикийцы, и эта ошибка является весьма показательной.
На самом деле все начиналось в Месопотамии и Египте. Еще в IV тысячелетии до нашей эры египтяне научились изготавливать глазурь, которая близка по своему составу к древнему стеклу. Из песка, золы растений, селитры и мела они получали мутное, непрозрачное стекло, а потом формовали из него небольшие сосуды, которые пользовались большим спросом.
Самые ранние образцы настоящего стекла – бусы и другие украшения – появляются в Египте около 2500 года до нашей эры. Стеклянные сосуды – маленькие чаши – известны в северной Месопотамии и Египте примерно с 1500 года до нашей эры. С этого времени начинается широкое производство этого материала.
Стеклоделие в Месопотамии переживает настоящий расцвет. Сохранились клинописные таблички, в которых описывается процесс изготовления стекла. Готовое стекло сверкало различными оттенками, но не было прозрачным. В начале I тысячелетия до нашей эры, очевидно, там же, в Месопотамии, научились изготавливать полые предметы из стекла. В Египте в ХVI – ХIII веках до нашей эры также изготавливали стекло высокого качества.
Финикийцы использовали опыт, накопленный мастерами Месопотамии и Египта, и вскоре стали играть ведущую роль. Временный упадок, переживаемый ведущими державами Древнего Востока в начале I тысячелетия до нашей эры, помог финикийцам завоевать рынок.
Начиналось же все от бедности. Финикия была обделена полезными ископаемыми. Немного глинозема – и все. Только лес, камень, песок и морская вода. Казалось бы, нет никакой возможности развивать свою промышленность. Можно лишь перепродавать купленное у соседей. Однако финикийцы сумели наладить производство товаров, которые пользовались необычайным спросом повсюду. Из ракушек они добывали ценную краску; из песка стали делать… стекло.
В горном Ливане песок богат кварцем. А кварц представляет собой кристаллическую модификацию диоксида кремния (кремнезема); это же вещество является важнейшим компонентом стекла. Обычное оконное стекло со держит бол ее 70 процентов кремнезема, а свинцовое – около 60 процентов.
Особенно славился своим качеством песок, который добывали у подножия горы Кармел. По словам Плиния Старшего, там «есть болото, которое называется Кандебия». Отсюда вытекает река Бел. Она «илиста, с глубоким дном, песчинки в ней можно увидеть только при отливе моря; перекатываемые волнами и таким образом очищаясь от грязи, они начинают сверкать. Считают, что тогда они и затягиваются морской едкостью… Это пространство берега составляет не больше пятисот шагов, и только оно в течение многих веков было источником для производства стекла». Тацит в своей «Истории» тоже упоминает, что в устье реки Бел «добывают песок, из которого, если варить его с содой, получается стекло; место это совсем небольшое, но, сколько ни берут песка, запасы его не иссякают» (пер. Г.С. Кнабе).

Финикийские стеклянные вазы, найденные в Тире

Проверив эти рассказы, археологи выяснили, что в песке реки Бел содержится 14,5 – 18 процентов извести (карбоната кальция), 3,6 – 5,3 процента глинозема (оксида алюминия) и около 1,5 процента углекислого магния. Из смеси этого песка с содой получается прочное стекло.
Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с гидрокарбонатом натрия – питьевой содой. Ее добывали в египетских содовых озерах или же получали из золы, оставшейся после сгорания водорослей и степной травы. Добавляли к этой смеси щелочноземельный компонент – известняк, мрамор или мел, – а затем нагревали все это примерно до 700 – 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные, прозрачные сосуды.
Финикийцы не довольствовались простым подражанием египтянам. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило.
Первыми в Финикии занялись стеклоделием жители Сидона. Случилось это сравнительно поздно – в VIII веке до нашей эры. К тому времени почти тысячу лет на рынках господствовали египетские поставщики.
Впрочем, Плиний Старший приписывает изобретение стекла именно финикийцам – экипажу одного судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на который можно было бы поставить котел. Тогда кто-то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, – таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней нет ничего невероятного – разве что место указано неверно. Произойти она могла близ горы Кармел, да и время изобретения стекла точно неизвестно.
Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем они разнообразили производственный процесс и стали получать стекло различных сортов – от темного и мутного до бесцветного и прозрачного. Они умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого.
По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Тогда оно содержало больше щелочи и оксида железа, меньше кремнезема и извести. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. Состав финикийского стекла был примерно следующим: 60 – 70 процентов кремнезема, 14 – 20 процентов соды, 5 – 10 процентов извести и различных оксидов металла. В некоторых стеклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.
Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии – Тире и Сидоне – выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Если библейский Иов приравнивал стекло к золоту, говоря, что мудрость не оплатить ни золотом, ни стеклом (Иов. 28, 17), то со временем стеклянная посуда потеснила и металлическую, и керамическую. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой.
Свой наивысший расцвет это ремесло переживает уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла. Случилось это в I веке до нашей эры. Славились умением выдувать стекло также мастера Беруты и Сарепты. В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.
Сохранилось несколько сосудов из дутого стекла, помеченных знаком мастера Энниона из Сидона, работавшего в Италии в начале или середине I века нашей эры. Долгое время эти сосуды считались самыми ранними образцами. Однако в 1970 году при раскопках в Иерусалиме был обнаружен склад с литыми и дутыми стеклянными сосудами. Они были изготовлены в 50 – 40 годах до нашей эры. Очевидно, дутье стекла появилось в Финикии несколько раньше.
По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их также изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до ХVI века, когда венецианцы изобрели оловянно-ртутную амальгаму.
Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.
В наши дни остатки стекловаренных печей, построенных в римскую или византийскую эпоху, еще можно встретить на побережье между современными городами Сур (Тир) и Сайда. В Сарепте море, отступив от берега, обнажило остатки древних печей. Среди развалин древнего Тира руины печей отыскали археологи. Стекло, оставшееся в печах, приятного зеленоватого цвета, довольно чистое, но не прозрачное.

4.5. Что породила роскошь?

Скажем несколько слов и о других финикийских мастерах, изготавливавших фигурки из слоновой кости, сосуды из золота, бронзы или серебра, резную деревянную мебель, темно-красные керамические вазы, чаши, ожерелья, браслеты, оружие.
Еще Гомер славил искусные безделицы из металла, изготовленные мастерами Финикии. Чаши из драгоценных металлов, нередко украшенные финикийскими надписями, обнаруживают в различных уголках Средиземноморья. Их вид примечателен. Они демонстрируют популярные мотивы самых разных культур того времени, причудливо смешивая их. Так, на финикийской серебряной чаше VII века до нашей эры, найденной на Кипре, – ее диаметр всего 20 сантиметров, – изображено множество человеческих фигурок. Это – ассирийские, греческие и египетские солдаты, штурмующие стены города; египтяне, срубающие деревья эгейскими двойными топорами. Рядом виднеются египетские боги, крылатые скарабеи, стилизованная финикийская пальма. Такие же красивые, многофигурные финикийские чаши найдены в Италии. Их художе ственные достоинства точно оценил Дональд Харден: «Во всех этих чашах проявляется удивительное чувство композиции финикийских художников. Хотя на бордюрах изображено множество деталей, они совершенно не теснят друг друга». Обращает на себя внимание обилие египетских мотивов в произведениях финикийских художников. Подобные мотивы достаточно рано начинают восприниматься как свои собственные. Так, еще в бронзовом веке финикийские мастера вырезают из слоновой кости изделия, напоминающие египетские. На пластинках из этого материала изображают сфинксов, цветы лотоса, женщин в египетских париках, атрибуты египетских божеств.

Эти бронзовые женские фигурки работы финикийских мастеров найдены в Алеппо, Баальбеке и Хомсе

Эта работа финикийского мастера, найденная во дворце ассирийских царей в Калахе, напоминает работы египетских умельцев. Пластина вырезана из слоновой кости

Финикийские штемпельные печати часто изготавливаются в форме скарабеев. Их вырезают из сердолика и других камней, оправляют в кольца, подвешивают к ожерельям или браслетам. Штемпельные печати к началу I тысячелетия до нашей эры постепенно вытеснили цилиндрические, поскольку оставлять с их помощью оттиск можно было не только на глине – самом распространенном когда-то письменном материале Передней Азии, – но и на других материалах. В Финикии эти печати напоминают произведения египетского искусства не только своей формой, но и сюжетами изображений.
В этом нет ничего случайного. Само положение Финикии и особенно успехи местных купцов делали эту страну посредником между культурами Египта, Месопотамии, Малой Азии, Эгейского региона и Западного Средиземноморья. Финикия соединяла Восток и Запад, Север и Юг, заимствовала у них все лучшее и синтезировала свое оригинальное искусство, в котором составляли одно целое египетские, ассирийские, греческие черты.
Подводя итоги, можно сказать, что к финикийским ремесленникам и купцам как нельзя лучше относится фраза, столь популярная у социологов в начале прошлого века: «Великие состояния возникали за счет удовлетворения самых изысканных потребностей». Экономическая история Финикии неожиданно заставляет вспомнить фразу немецкого экономиста Вернера Зом-барта: «Роскошь породила капитализм».

Корова с теленком – шедевр финикийского искусства. Слоновая кость

Финикийский сфинкс. Мегиддо (слоновая кость, XIII в. до н.э.)

5. ВРЕМЯ СВОИХ КОЛОНИЙ

5.1. Путь в бескрайнее море

Что такое Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Западня, из которой как будто не выбраться. Почти со всех сторон света сюда приходят армии, чтобы разграбить финикийские города. Лишь одна дорога свободна от врагов – дорога на запад. Морская дорога. Она уходит вдаль, в бесконечность. По краям ее – на берегах и островах – много пустующих земель, где можно строить новые города, с прибытком торговать, не бояться ни египетского царя, ни ассирийского.
И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, они отрядами и общинами стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. Большинство финикийских колонистов выезжало из города Тира. Каждое новое бедствие, постигавшее родину, порождало новую волну эмиграции. По словам Квинта Курция Руфа, земледельцы Финикии, «измученные частыми землетрясениями… были вынуждены с оружием в руках искать для себя новых колоний на чужбине» – искать счастья за пределами родины.
Где бедствия, там и бедность. Где бедность, там неизбывная беда. От нее бегут хоть на край света. На рубеже I тысячелетия до нашей эры в Финикии усиливается имущественное неравенство. Обстановка внутри крошечных городов-государств обостряется. Ни один из них не способен ни навести у себя порядок, ни объединить страну. Их правители – особенно цари Тира – могут лишь ослабить напряжение среди подданных. Они отправляют разоренных сограждан в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что им приходилось страшиться и восстания рабов.

Время начала колонизации – ХII век до нашей эры – отнюдь не случайно. В более ранний период почти вся морская торговля находилась в руках критян и ахейцев. После гибели микенского общества торговля между Востоком и Западом оказалась в руках финикийцев. В эпоху великого переселения «народов моря» их страна в основном избежала разрушения.
Теперь конкуренции можно было еще долго не опасаться. Ослабев в конце Нового царства, Египет почти на 500 лет перестал быть морской державой. Угарит был разрушен. «Народы моря» участвовали в морской торговле, но без особого успеха. При таких благоприятных условиях финикийцы стали создавать торговые фактории и колонии на берегах Средиземного моря. Первые из них появились на Кипре в ХII веке до нашей эры. В том же столетии, ориентировочно в 1101 году до нашей эры, возникла первая колония финикийцев в Северной Африке – город Утика, расположенный к северо-западу от современного города Туниса.
В ХII – ХI веках до нашей эры финикийцы обустраивают свои колонии вдоль всего побережья Средиземного моря: в Малой Азии, на Кипре и Родосе, в Греции и Египте, на Мальте и Сицилии. Финикийцы основали колонии в самых известных гаванях Средиземного моря: в Кадисе (Испания), Валетте (Мальта), Би-зерте (Тунис), Кальяри (Сардиния), Палермо (Сицилия). Около 1100 года до нашей эры финикийские купцы поселились на Родосе. В это же время они обосновались на богатом золотом и железом Фасосе, на Фере, Кифере, Крите и Мелосе, а, возможно, и во Фракии.
Мелос, по сообщению Стефана Византийского, даже в своем названии хранил память о своих первооткрывателях: «Финикийцы были его первыми жителями; тогда остров именовался Библис, поскольку они прибыли из Библа». Действительно, этот островок поначалу называли Мимблис, и название это может происходить от слова Биб-лис. Затем Мимблис стал Мималлисом и, наконец, Мелосом.
В то время острова Эгейского моря значительно отставали в своем развитии от финикийских городов-государств. Здесь финикийцы могли не опасаться конкуренции со стороны местных торговцев. Совсем иначе протекала колонизация к юго-западу от метрополии. Здесь на пути финикийских купцов лежал Египет – страна, на побережье которой совсем нелегко было основать свои торговые фактории. Египтяне не позволяли приезжим купцам хозяйничать в их стране. Им приходилось снимать жилье и повиноваться египетским законам.
Впрочем, финикийцы соглашались и на такие условия. По словам Геродота, со временем в Мемфисе даже образовался «тирский квартал». В нем был воздвигнут и храм «чужеземной Афродиты», то есть Астарты. Кроме того, финикийскую керамику находят в различных уголках Нильской дельты – там, где, вероятно, разгружались корабли финикийцев или располагались их склады. Конечно, финикийские торговцы в Египте не играли особой роли. Их колонии процветали только в слаборазвитых странах, а Египет к таковым не относился.
Более знамениты были другие африканские колонии финикийцев, о которых сообщал в своей «Югуртинской войне» римский историк Саллюстий: «Впоследствии финикияне, одни – чтобы уменьшить численность населения на родине, другие – стремясь к господству, побудив простой народ и других людей, жадных до переворотов, основали на морском побережье Гиппон, Гадрумет, Лепту и другие города, и те, вскоре значительно усилившись, стали для своих городов-основателей одни оплотом, другие украшением» (пер. В.О. Горенштейна).
В материковой Италии, где греки впоследствии основали множество колоний – «Великую Грецию», – тоже никогда не было финикийских поселений, но торговые контакты финикийцев с жителями Италии были довольно тесными. Вероятно, поселение финикийцев имелось даже в Риме.
Так, финикийцы стали наследниками критских и микенских купцов и мореходов. Их города и торговые фактории превратились в крупнейшие пункты сбыта сирийских и ассирийских товаров, продукции Вавилонии и Египта.
Именно финикийцы приобщили к культуре дорийских греков – грубых мужланов, разрушивших микенские города. Финикийцы обучили их мореплаванию и привили им вкус к роскоши, за которую те расплачивались металлом и белокурыми, голубоглазыми рабынями.
Позднее ученики бросили вызов учителям. Уже в VIII веке до нашей эры, судя по археологическим данным, начинают проявлять активность греческие купцы. К этому времени «золотой век» Финикии был уже позади. Страна страдала от притеснений со стороны ассирийских царей.
Пока же до этого времени было далеко. Процветание Финикии только начиналось. И «золотой век» лишь забрезжил – еще не воссиял. Не снаряжая армии, не высылая в дальние страны целый флот, финикийцы постепенно подчинили своей власти все Средиземноморье, полагаясь лишь на хитроумие отдельных корабельщиков.
Финикийцев часто сравнивают с греками. Обе страны были политически раздроблены и состояли из отдельных городов-государств; обе были морскими державами и колонизовали побережье Средиземного моря. Однако финикийская колонизация принципиально отличалась от греческой. Между Тиром и его колониями существовала неразрывная связь. Последние составляли часть Тир-ской державы. Греческие же колонии были чаще всего независимы от метрополий.
Иначе финикийцы выбирали и место для поселения. Они не продвигались вглубь чужой для них страны, не стремились к территориальному завоеванию. Владевшие полоской земли на родине, они и на чужбине довольствовались таким же клочком суши. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Так берега Средиземного моря покрылись финикийскими факториями.
А бескрайняя даль воды, все открывавшаяся перед ними, звала их вперед. Финикийцы не ограничились средиземноморским миром. Они вышли за Гибралтарский пролив и проложили морскую дорогу на север – к Британским островам. Плавали они и на юг – вдоль атлантического берега Африки, хотя эта акватория не нравилась им из-за сильных приливов и бурного нрава. Впервые в истории человечества финикийцы совершили плавание вокруг Африки, пройдя от Красного моря до Гибралтара. Они осмеливались заплывать даже в глубь Атлантического океана, удаляясь от берегов. Известно, что финикийцы побывали на Азорских и, очевидно, Канарских островах.
Возможно, что именно у финикийцев греки заимствовали идею Мирового океана. Ведь те плавали во «внешнее море» – в Атлантический океан. «Думается, – развивал эту мысль Ю.Б. Циркин, – что плавания финикийцев и испано-финикийцев по океану, где они не могли найти ни противолежащего берега, ни конца, ни начала, и породили мысль о текущей в себя реке, за которой находится царство смерти».
На ближнем берегу этой реки, в преддверии царства смерти, финикийцы деловито обживались и обустраивали свои колонии. Согласно Плинию Старшему, самая первая колония тирийцев в Западном Средиземноморье была создана за Гибралтаром на африканском берегу при впадении реки Ликс (современный Луккус) в Атлантический океан. Однако это поселение находилось в стороне от торговых путей, ведущих в Южную Испанию. Следующее место для колонии было выбрано более удачно: на юге Пиренейского полуострова возник город Гадес (современный Кадис). Так финикийцы впервые в истории пришли с крайнего востока Средиземноморья на крайний запад. Морским путем можно было добраться из Тира в Гадес примерно за два с половиной месяца. Путь этот был полон опасностей.
Только вдумайтесь: жители ничтожно малой страны – пятнышка на берегу Средиземного моря – сумели покорить почти все его побережье и все его острова, везде обустроив колонии, и с той же легкостью выбрались за его пределы. Жители пары скалистых островков снаряжали экспедиции, которым могли лишь завидовать их соседи, царившие над огромными странами. В крохотных, как скорлупки, судах они смело пускались в любую часть Средиземного моря и даже в Атлантический океан, а ведь в то время, когда они лишь отправлялись в плавание к побережью Испании или Ливии, Средиземное море было известно им и их современникам хуже, чем нам поверхность Луны. Берега моря и его проливы населяли чудовища, воспетые Гомером, – циклопы, сциллы, харибды… Пускаясь в плавание, финикийцы не знали ни протяженности моря, ни его глубины, ни опасностей, ожидающих их. Они плыли вперед наудачу, положась на нее, как никто из современных им народов. И удача пришла к ним.
Конечно, и корабельщики со временем набирались опыта, и плыть они старались вдоль берега от одной базы к другой, да и немало лет прошло, пока, обживая незнакомые берега, они добрались до южной оконечности Испании, но ведь кто-то – решительный и смелый – плыл этим маршрутом первый раз, кто-то отважился искать счастья на чужбине, не надеясь на помощь многочисленной армии! И кто-то платил за это по самому большому счету – жизнью. Мы не знаем в подробностях историю колонизации Средиземного моря, но можем предположить, что множество людей погибло в его волнах, прежде чем судоходство в его акватории (а она охватывает два с половиной миллиона квадратных километров) стало надежным.
Ради чего гибли эти люди? Ради голой наживы? Вряд ли финикийцы – этот талантливый во всех отношениях народ – с упрямством идиотов пускались в путь, думая только о том, чтобы после нескольких лет отчаянных приключений и бедствий продать товар чуть выгоднее, чем их прямые конкуренты. Не только расчет гнал их вперед, но и самые разные чувства: любовь к странствиям, одолевавшая еще их предков – аравийских бедуинов, любопытство, жажда новизны, азарт, тяга к приключениям, авантюрам, рискованным опытам. Потомки степных номад превратились в морских кочевников. Когда же оказалось, что эти странствия с лихвой окупались, потому что в любой незнакомой стране можно было выгодно выменять золото или серебро, олово или медь, тогда и романтика понемногу уступила место коммерческому расчету.
В последние десятилетия не раз обсуждалась возможность плавания финикийцев даже в Америку. «Очень часто делались попытки доказать пребывание финикиян в Америке, – писал Ричард Хен-ниг. – Так, например, 16 октября 1869 года близ Ла-Файетта были якобы найдены древнефиникийские надписи, а в 1874 году такие же надписи были найдены в Параибе (Бразилия)… В 1869 году у реки Онондаги (штат Нью-Йорк) якобы была обнаружена в земле огромная статуя с сильно стертой финикийской надписью. Все эти сообщения оказались недостоверными». Подобные подделки появлялись и впоследствии. Например, в 1940 году некий Уолтер Стронг нашел «не более и не менее как 400 (!) камней с финикийскими письменами».

>>История: Финикия - страна мореплавателей

Финикия - страна мореплавателей

1. Покорители моря.

Примерно четыре тысячи лет тому назад на восточном берегу Средиземного моря поселились племена , которые древние греки называли финикийцами, а их страну Финикией. Предполагают, что Финикия означает "пурпурная". Финикийцы добывали из морских моллюсков яркую краску - пурпур, которую использовали для окраски тканей. Пурпур считался цветом царей.

За финикийцами закрепилась слава лучших мореплавателей Древнего мира. Они умели строить прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. В трюмах этих кораблей находились прикованные рабы-гребцы. Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки. Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.

2. Торговцы и строители городов.

Финикийские купцы вели оживленную и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю. Вместе с торговцами богатели и финикийские города. У финикийцев брали в долг даже правители других государств. Финикийцы были кредиторами, уважаемыми в Древнем мире. Вместе с тем они не гнушались добывать богатства любыми средствами. Молва называла финикийцев корыстолюбцами и хитрецами, способными обманывать людей.

Финикийцы были не только бесстрашными мореплавателями, удачливыми торговцами, но и прекрасными строителями городов. Их города Угарит, Тир, Сидон, Библ располагались на берегах Средиземного моря в местах, удобных для причала кораблей. Это были города-порты, имевшие хорошо оборудованные гавани и мощные укрепления. В них возводились великолепные и дворцы.

В финикийских городах жили искусные ремесленники. Они умели производить и окрашивать ткани. Окрашенные пурпуром ткани ценились особенно высоко. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки и изделия из слоновой кости.

Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении.

Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали египетский материал для письма - папирус (по-гречески библос). Отсюда произошло название священной книги христиан Библия , означающее "книги", а также слово "библиотека".

В удобных для жизни местах, куда доходили их корабли, финикийцы основывали колонии. Колония - поселение, основанное на чужой территории. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.

В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать "народы моря". Они захватили земли южнее финикийских городов. Это были филистимляне.

От названия этих народов произошло и название завоеванной ими страны - Палестина . Финикию с Палестиной связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велись переговоры, торговля.

3. Боги финикийцев.

Финикийцы поклонялись богу Ваалу. Его имя означает "хозяин, владыка". Он считался богом грома и молний, бури, войны, но также и покровителем государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев.

Главная богиня финикийцев Астарта была сходна с древневавилонской богиней Иштар. Астарта - богиня любви, плодородия и войны.

При раскопках финикийского города Моция было обнаружено ритуальное кладбище, где захоронены сотни глиняных сосудов с обгоревшими останками принесенных в жертву младенцев. Над захоронениями воздвигались небольшие стелы с изображениями финикийских богов, которым эти жертвы приносились.

4. Финикийский алфавит.

Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, приспособив ее к своему языку. Но для ведения торговых записей и расчетов хитроумные финикийцы со временем предельно упростили клинопись. Согласных звуков в языке финикийцев было 22. Вот они и придумали 22 знака-буквы. Гласные буквы финикийцы на письме не обозначали. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево.

Буквы финикийцы расставили в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква "алеф", или "а"; второй - "бет", или "б". "Алеф" первоначально обозначала "голова быка", а "бета" - "дом". Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись читать и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами.

Финикийцам мы, возможно, обязаны названием нашего континента - Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников .

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Стекло известно человеку с древнейших времен. Сначала люди использовали его для изготовления украшений и посуды. Однако по — настоящему этот вид материала стал приносить пользу, когда люди заметили главное его качество — прозрачность. С тех пор стекло используется повсеместно для остекления оконных рам во всем мире.

Ученые до сих пор выдвигают различные гипотезы и спорят о том, когда и где на нашей планете впервые появилось стекло. Компоненты для его изготовления — песок, сода и известь — встречаются повсеместно, поэтому первое стекло могло быть изготовлено в любом месте на Земле.

По одной из существующих теорий, стекло было открыто древними финикийцами, потому что именно они стали первым продавать красивые и необычные изделий из стекла во всех странах Средиземноморья.


Еще одной страной, где о свойствах стекла было известно с глубокой древности, был Египет. Именно там при раскопках гробниц были найдены бусы и амулеты из цветного стекла, изготовление которых датируется еще 7000 годом до нашей эры. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что это изделия — дело рук местных мастеров, потому что их могли привезти из Сирии.

Но уже в 1500 году до нашей эры египтяне научились делать свое собственное стекло. Для этой цели они использовали смесь измельченной гальки и кварца с песком. Параллельно египтяне изобрели способ изготовления цветного . Если мастера добавляли к смеси кобальт, марганец или медь, то получалось стекло голубого, сиреневого или зеленого цвета.

Спустя три столетия (около 1200 года до нашей эры) египтяне уже умели отливать различные стеклянные изделия в специальных формах. Но трубка для выдувания стекла приобрела известность только в начале эпохи христианства.

Римляне же прославились тем, что они начали делать оконные стекла, которые быстро приобрели популярность и впоследствии распространились по всему миру. На сегодняшний день стекло повсеместно используется в строительстве, на производстве, а также для изготовления многих ценных и полезных предметов, украшений и посуды. Некоторые изделия из стекла являются настоящими произведениями искусства, и вполне могут стать декоративной деталью оформления

Скрыть отдельные предметы

Стеклоделие зародилось в IV-III тыс. до н.э. в странах Древнего Востока - Месопотамии и Египте. Первичное стекло было непрозрачным - так называемым «глушеным». Путем добавок в него различных красителей и в зависимости от режимов варки достигалось окрашивание стекла в различные цвета. Особой популярностью в Восточном Средиземноморье пользовались подвески-амулеты в виде бородатых мужских голов, служившие оберегами от злых сил. Характерным образцом может служить пронизь - цилиндрическая бусина, изготовленная из глушеного синего стекла со сквозным каналом (№ 72.1). Внешняя сторона украшена с трех сторон изображением человеческого лица, черты которого напаяны из разноцветного (также глушеного) стекла: нос, белки глаз и часть лба - из белого, рот - из желтого. По верхнему и нижнему краям пронизи проходит двойной ряд желтых и белых рельефных шариков. Подобные амулеты есть во многих музеях мира. При всей схожести композиционного решения, они имеют множество вариантов, отличающихся трактовкой глаз, бороды, рта, волос. Наиболее близкой аналогией гермонасской пронизи является амулет из музея Толедо в США (Toledo Museum, 1995) 1 .

Для изготовления полых сосудов, миниатюрных флаконов, предназначенных для благовоний, - амфорисков, арибаллов, алабастров - применялась так называемая техника сердечника, когда на металлический прут надевали глиняную болванку - сердечник, имевший форму будущего сосуда. На него наматывали жгуты горячей стеклянной массы и, вращая его, украшали разноцветными стеклянными нитями, которые, впаиваясь в стенку сосуда, создавали или горизонтальный многоярусный рисунок, или зигзагообразный орнамент, для чего использовалась специальная гребенка. Затем поверхность сосуда заглаживалась на каменной плитке. Петли для подвешивания, ручки и основания изготавливались отдельно и прикреплялись к сосуду.

Алабастр имел маленькую емкость, куда заливались ароматические масла. Вариантов декора было великое множество. Оба московских сосуда (№ 72.2.1-2) украшены желтыми и голубыми прямыми и зигзагообразными впаянными поясками.Амфориски (№ 72.3.1-2) орнаментированы прямыми и зигзагообразными желтыми и голубыми фризами.

Амфориски и алабастры часто входят в ритуальный набор, сопровождающий умершего в загробный мир. В музеях мира собраны богатейшие коллекции подобных сосудов, в декоре которых применялись различные цветовые гаммы впаянных стеклянных нитей: желтых, голубых, белых, оранжевых, как правило, располагавшихся в несколько ярусов.

Появившись в Средиземноморье в середине II тыс. до н.э., такие флакончики просуществовали до начала I в., когда на смену им пришли сосуды, выполненные иными способами. Но расцвет техники сердечника приходится на VI-V вв. до н.э.

С.И. Финогенова


________________