Open
Close

Урок 26 откуда берутся снег и лед. Откуда берутся снег и лёд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир вокруг нас Откуда берутся снег и лёд

Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. Не драгоценный камень, а блестит.

Ребята! Давайте изучим свойства снега и льда.

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Снег белый. Лёд бесцветный.

Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

Снег и лед образуются из воды, снег и лед - это замерзшая вода.

Где же образуется снег?

Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, Как перину, Распороли - И оттуда пух летит… Пух летит - В глазах рябит, А поймаешь - Холодит.

Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.

А где образуется лед? Можем ли мы сами сделать лед? Как? Делаете ли вы лед дома? Для чего?

Летели серые гуси, Нароняли белого пуха. Дедушка без топора мост мостит.

Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Первые снежинки на руке растают… Холодят, волнуют и напоминают, Что вот-вот настанут зимние деньки, Что пора готовить лыжи и коньки, Что пора готовить санки детворе. И каток, и горку делать во дворе… Первые снежинки - от зимы привет, Словно проверяет: ждете или нет.

Мы слепили снежный ком. Ушки сделали потом. И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. Кролик вышел как живой! Он с хвостом и с головой! За усы не тяни - Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»

В материале представлены причины некоторых заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....

Что такое дислексия, или откуда берутся гении?

В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них....

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них. Задачи: познакоми...

«Как образуется снег» - Лёд бесцветный. Летели серые гуси, Нароняли белого пуха. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Делаете ли вы лед дома? Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. Давайте изучим свойства снега и льда. Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки?

«Откуда берутся снег и лёд» - Круговорот воды в природе. Свойства льда. Где образуется лед. Снег рыхлый. Как образуется лёд. В тепле снег и лёд тают. Снег и лед образуются из воды, снег и лед - это замерзшая вода. Откуда берутся снег и лёд. Снег непрозрачный. Свойства льда и снега. Явления природы, характерные для зимы. Снег белый.

«Иней снег дождь роса» - Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность. Происхождение росы. Снег. Роса. Образование снега. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Как образуется роса, иней, дождь и снег.

«Состояния воды» - Где встречается вода. Круговорот воды в природе. «Тонет -не тонет». Какая бывает вода? Водой заполнены океаны, моря и реки. На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода превращается в лед. Водяной пар. Много воды идёт в производство. Свойства воды. Вода выталкивает более лёгкие предметы.

«Круговорот воды» - Ключевое слово: круговорот воды. Кто мочалок Командир? Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее драгоценным ископаемым». Кросворд. 13 В огне не горит И в воде не тонет. 14 Кто Великий Умывальник, Умывальников Начальник? Небо отражает, Землю украшает. Круговорот воды в природе. На глубине до 1 км в земной коре хранится более 4 млн. кубических километров воды.

«Вода - явление природы» - Круговорот воды в природе. Кроссворд. Вопросы к кроссворду. Выводы. Гидроэлектростанция. Без воды – жизнь невозможна. Суша. Вы слыхали о воде. Если бы круговорот воды исчез. Этапы круговорота.

Всего в теме 17 презентаций

МКОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа»

Троицкого района Алтайского края

«Откуда берётся снег и лёд?»

научно-исследовательская работа

Руководитель: Шатилова Е. А.,

учитель начальных классов

Ельцовка-2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

    Обзор литературы……………………………………………………..4

    Место проведения исследования…………………………………….5

    Методика исследования……………………………………………..5

    Результаты исследования……………………………………………6

4.1 Исследование свойств льда и снега…………………….6-7
4. 2. Исследование снега………………………………………………8

4.3.Изучение вкусовых качеств льда и снега…………………………..8
4.4. Определение значения снега и льда в жизни природы и человека..9

    Выводы………………………………………………………………….10

Введение

Издавна людей интересовали вопросы:
- Почему идет дождь?
- Почему светит солнце?
- Почему день сменяет ночь?
- Откуда берется снег?
Эти вопросы стали волновать и меня.
С приходом зимы температура понизилась. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы.
Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед?

Цель:

Доказать, что лед и снег это природные явления.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться со свойствами снега и льда.

2. Выявить сходство и различие.

3. Изучить литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда.

Выдвижение гипотезы.

Можно ли предположить, что снег и лёд одно и то же.

В ходе работы были использованы методы:

Изучение природоведческой литературы по данной теме;

Исследование, наблюдения;

Анализ полученных результатов путем сравнения.

Объект исследования - снег и лёд.

Предмет исследования - свойства снега и льда

1.Обзор литературы

Когда зимой много снега – это замечательно! Воздух становится чистым, ведь снежинки очищают его от пыли и грязи. Очень полезно дышать чистым воздухом. Уменьшается число заболеваний. Если зима снежная, весной земля досыта напьется влаги. Снег обещает нам урожай. Недаром говорят: «Много снега – много хлеба». Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

Лёд – это твёрдое тело. Это свойство льда используется человеком. Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы. Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.

Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.

2. Место проведения исследования

Работа была начата в декабре 2013 года. Исследования проводились в МКОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа».

3. Методика исследования

При проведении исследований была использована методика из учебника «Окружающий мир» 1 класс (5), и методика из методического пособия по окружающему миру.(7)
Для исследования был взят снег и лёд. Для определения рыхлости использовалась деревянная палочка. Для определения цвета – цветная бумага.

4. Результаты исследования

4.1 Исследование свойств льда и снега

Опыт № 1

Чтобы узнать свойства снега и льда, я взял комок снега. Палочкой сделал углубление. А вот лед палочкой мне проткнуть не удалось. Тогда я взял молоток и ударил по куску льда. Лед треснул и рассыпался.
Результаты исследования показали, что снег - мягкий, рыхлый. Лёд - твердый, хрупкий.
Этот опыт показал, что снег и лед отличаются друг от друга. (Приложение 1)

Опыт № 2

Для того чтобы определить цвет снега, на лист цветной бумаги я положил ком снега и кусок льда. Сравнивал снег, и лед по цвету. Снег – белый, а лед – бесцветный.
Попытался рассмотреть через снег и лед цвет бумаги. Через снег цвет не виден, а через лед просматривается. Результаты исследования показали: снег - белый, лед – бесцветный. Снег – непрозрачный, лед – прозрачный. (Приложение 2)
Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Этими свойствами снежинка и льдинка отличаются друга.

Опыт № 3

Мне было интересно узнать, из чего состоит снег и лёд. Для этого я взял 2 стакана. В один стакан положил снег, а в другой – лед. Снег растаял быстрее, чем лёд.
Если воду от таяния снега и льда поместить в морозилку, то вода снова замерзнет.
Снег и лед состоят из воды. Снег быстро тает. Лед медленно. (Приложение 3)
А вода от снега и льда замёрзла в холодильнике.

Опыт №4

Я положил снег и лед в емкость с водой. И знаете, что я увидел? Ни снег, ни лед не утонули, а остались на поверхности воды. Значит снег и лед легче воды. (Приложение 4)
Таким образом, я опроверг гипотезу. Снег и лед – это не одно и то же.
Хоть у них свойства и разные, но снег и лед – это замерзшая вода.

4. 2. Исследование снега

Для того чтобы узнать чистый снег или нет, я положил в стакан комочек снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь.
Наблюдая за состоянием снега в различных местах, я выяснил, что снег в лесу чище, чем возле дорог. (Приложение 5)

4.3.Изучение вкусовых качеств льда и снега

Мама говорит, что снег и лед есть нельзя, но из книг я узнал, что если фруктовый сок в какой-нибудь емкости поставить в морозильник, то он замерзнет и превратится в кусок льда. Чтобы сделать настоящее мороженое, нужно постоянно помешивать жидкость при замерзании. Только так можно получить мороженое, а не лед.
Я провел исследование: в морозилке получил кубики льда из воды и сока. Кубик льда из сока оказался гораздо вкуснее. Попробовал снег из морозилки – невкусно. (Приложение 6)
В результате исследования я понял, что снег и лед могут быть съедобными, только если их сделал человек.

4.4. Определение значения снега и льда в жизни природы и человека.

Наблюдение №1

Однажды гуляя около дома, я раскопал снег лопаткой. И видел маленькие ростки травы. Из учебника «Окружающий мир» я узнал, что в снегу зимуют и прячутся от холода многие животные. Это мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Оказывается, снег нужен растениям, корням, семенам. Он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.

Наблюдение №2

Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. Из книг я узнал, что на Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
А еще я хочу сказать, что и снег, и лед очень любят дети. Потому что зимой очень много развлечений для ребят.
Снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.

5. Выводы

В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это не одно и то же. Выявили сходства и различия снега и льда. Выяснили, что снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека.

Необходимо продолжить работу по изучению свойств снега. В зимнее время года как можно больше находиться на улице.

Заключение

Я много открыл для себя нового, изучив литературу. Сам участвовал в опытах и наблюдениях.
Работа может иметь практическое значение. Её можно использовать на уроках окружающего мира.

Литература.

1. Бирюкова А. Ю. Большая энциклопедия школьника.- Планета Земля. Издательство Росмэн- Пресс, 2003.- 657 с.

2. Маркин В. А. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.

3. Клепинина З. А.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1992.- 128 с.

4 . Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников.-Волгоград: Учитель, 2008.-138 с.

5. Плешаков А. А. , Учебник « Окружающий мир». 1 класс Москва «Просвещение», 2011.- 127 с.

6. Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Учебник «Окружающий мир» 1 класс Москва «Академкнига», 2008.-79 с.

7. Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Методическое пособие по окружающему миру 1 класс Москва «Академкнига», 2007.-104 с.

8.Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2008.-142 с.

Приложение 1

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Приложение 2

Фото 4

Приложение 3


Фото 5

Фото 6

Приложение 4

Фото 6

Приложение 5

Фото 7

Фото 8

Приложение 6

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12 Фото 13

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир вокруг нас Откуда берутся снег и лёд

Зима в лесу. Иней. И.И.Шишкин Зима

Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. Не драгоценный камень, а блестит.

Летели серые гуси, Нароняли белого пуха. Дедушка без топора мост мостит.

Откуда берутся снег и лёд

Ребята! Давайте изучим свойства снега и льда.

Снег белый. Лёд бесцветный.

Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Снег и лед образуются из воды, снег и лед - это замерзшая вода.

Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится, Заметает всё кругом белоснежным серебром.

Где же образуется снег?

Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, И оттуда пух летит… Пух летит - В глазах рябит, А поймаешь - Холодит.

Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.

А где образуется лед? Можем ли мы сами сделать лед? Как? Делаете ли вы лед дома? Для чего?

Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Первые снежинки на руке растают… Холодят, волнуют и напоминают, Что вот-вот настанут зимние деньки, Что пора готовить лыжи и коньки, Что пора готовить санки детворе. И каток, и горку делать во дворе… Первые снежинки - от зимы привет, Словно проверяет: ждете или нет.

Мы слепили снежный ком. Ушки сделали потом. И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. Кролик вышел как живой! Он с хвостом и с головой! За усы не тяни - Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие!