Open
Close

В обеспечении конкурентоспособности доу. Повышение конкурентноспособности доу Создание условий для повышения конкурентоспособности дошкольной организации

На деятельность МБДОУ «Детский сад» № 86 большое влияние оказывают внешняя и внутренняя среда.

Внешняя среда МБДОУ «Детский сад» № 86:

Близость учебных заведений (школы);

Библиотека;

Драматический театр;

Историко-художественный музей;

Музыкальная школа;

Музей книжной культуры.

Связь дошкольного учреждения с театром, библиотекой, музыкальной школой и музеями помогает приобщать дошкольников к истории и культуре общества. Совместная работа дошкольного учреждения и школ обеспечивает качественную подготовку детей к обучению к школе.

Управление в дошкольном учреждении осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Общее руководство учреждением осуществляет Педагогическим Советом, в состав которого входят все педагоги. Он решает вопросы своей деятельности на заседаниях, которые проводятся не реже 1 раза в 2 месяца.

Непосредственное руководство учреждением осуществляет заведующий рисунок 1. Штат МБДОУ составляет 32 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:

Управленческий персонал - 3 человека

Педагоги - 17 человек

Технический персонал - 12 человек.

Рисунок 1 - Организационная структура МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик»

В МБДОУ работают кадровые педагоги рисунок 2: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, шесть воспитателей - имеют высшую категорию (45%); заведующий, шесть воспитателей аттестованы на первую категорию (35%); соответствие категории у четырех педагогов (20%).


Рисунок 2 - Аттестация персонала МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик»

Наибольшее число работников имеют высшее образование. Это схематично показано на рисунке 3. Данные, приведенные на рисунке 3 свидетельствуют о том, что в МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик» персонал имеет достаточный уровень образованности. Наибольшее количество работников (62 %) имеют высшее образования, и лишь 39 % персонала - среднее специальное. Работников, не имеющих никакого образования, в учреждении не имеется.


Рисунок 3 - Структура персонала по уровню образования

Таблица 4 - Возрастной состав сотрудников

Данные, приведенные в таблице 4 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников - от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре - 35,6 %.

На втором месте по возрастной структуре персонала - работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом - всего в 2,4 % третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы и стажа работы сотрудники распределены следующим образом:

Данные, приведенные в таблице 5 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6 %).

Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют небольшую долю - всего 12,5 %. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю - всего 8 %. Наименьшая доля у группы работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4 %.

Таблица 5 - Стаж работы сотрудников

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.

Пятифакторная модель Портера таблица 6. Товаром выступают дошкольные образовательные услуги. Потребители - семьи города со средним и высоким уровнем дохода.

1. Угроза вторжения новых участников (открытие детских садов).

Входные барьеры:

Получение лицензии. Данная отрасль является одной из тех отраслей, где получение лицензии является большой проблемой, затратной проблемой. Для того чтобы получить лицензию на предоставление дошкольных образовательных услуг необходимо собрать следующие документы: устав организации, подтверждающий постановку в налоговые органы; договор на аренду помещения или договор собственника; заключение СЭС и пожарников о том, что в помещении соблюдены правила, необходимые для ведения образовательной деятельности; образовательная программа; документ, подтверждающий наличие материально-технической базы и учебно-методической литературы; сведения о составе педагогического коллектива, численности детей.

Высокая мера ответственности. Всю ответственность за жизнь и здоровье детей несет детский сад, поэтому систему безопасности необходимо продумать до мелочей.

Привлечение высококвалифицированного персонала. Найти опытных педагогов, владеющих разными продвинутыми методиками воспитания и образования, да еще с рекомендациями непросто. Даже в случае, если выделили такого педагога, для привлечения его на работу необходимо обеспечить его достойной заработной платой, обеспечить не денежное стимулирование. Кроме воспитателей и методистов садику нужны повара, нянечки, преподаватели музыки и физического воспитания, охранники.

Поддержка администрацией города. Сегодня администрация заинтересована в создании и реконструкции детских садов, и предлагает программу помощи для открытия детских садов на основе муниципального заказа.

2. Власть поставщиков.

Арендодатель - государство. Заключение договора с государством обеспечивает стабильность функционирования учреждения.

Количество поставщиков. Небольшое количество ВУЗов специализирующихся на предоставлении квалифицированных педагогов.

3. Власть потребителей.

Количество потребителей. Большое количество потребителей обеспечивает высокий уровень спроса на дошкольные образовательные услуги. Из-за нехватки мест в детских садах при появлении нового, потребители стремятся приложить все усилия, чтобы их ребенок попал туда.

Однородность предоставляемых услуг. Однородность предоставляемых услуг не скажется отрицательно ни на одном детском учреждении, т.к. сегодня спрос в разы превышает предложение.

4. Товары заменители.

Домашние садики. Дело в том, что помимо легальных детских садиков, официально зарегистрированных по всем правила, существую домашние садики, которые никак не фигурируют в статистике, по той причине, что работают полулегально. Данный вид бизнеса существует достаточно давно и пользуется спросом, т.к. в детских садах нет мест для всех желающих, детей отдаю в детские сады - квартиры. Данный вид бизнеса будет существовать и в дальнейшем, т.к. потребители обеспечивают спрос на дошкольные образовательные услуги.

Няни. Пригласить няню - такое могут позволить себе не многие родители, т.к. как правило, оплата идет почасовая, но при этом все время и внимание уделяется одному ребенку.

5. Конкуренция в отрасли. При рассмотрении только однородных детских садов можно отметить, что конкуренция в отрасли отсутствует.

Единственный конкурент «Детский сад № 57» оздоровительного вида (соответствующей специфики) давно функционирует в представленной отрасли и зарекомендовал себя на рыке.

Если рассматривать не только однородные, но и другие детские сады, можно сказать что уровень конкуренции не будет очень высоким. Борьба за потребителя - клиента отсутствует, клиенты сами находят нужный для них детский сад.

Таблица 6 - Влияние факторов на конкурентоспособность компании в отрасли

Взвешенная оценка

1. Вторжение новых игроков

Лицензирование

Капитальные вложения

Высокая мера ответственности

Квалифицированный персонал

Политика государства

Реакция существующих игроков

2. Власть поставщиков

Арендодатель - государство

Количество поставщиков

3. Власть потребителей

Количество потребителей

Однородность продукции

4. Товары - заменители

Домашние детские сады

Конкуренция в отрасли

Однородные детские сады

Другие детские сады

Доминирующим фактором, оказывающим наибольшее влияние, на конкурентоспособность компаний являются наличие товаров - заменителей, взвешенная оценка которого составляет -0,9. Фактор «вторжение новых игроков в отрасль» положительно влияет на конкурентоспособность, оказывает препятствия для входа новых игроков и предоставляет возможности для развития уже существующих.

SWOT - анализ деятельности учреждения

S - Сильные стороны

1. Профессиональная компетентность работников обеспечивает рост общего профессионального уровня педагогов, кроме того, обеспечивает отсутствие кадровой нестабильности. Всесторонняя компетентность является важной составляющей во всестороннем развитии каждого ребенка.

2. Небольшое количество детей в группе обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Организация общественных мероприятий: праздников, выставок, конкурсов.

4. Дополнительные услуги.

W - Слабые стороны.

1. Нестабильная поддержка государства в области финансирования.

2. Высокая мера ответственности.

O - Возможности.

1. Инновационный процесс в системе дошкольного образования повысит конкурентоспособность компании.

2. Диверсификация. Возможность открытия в детском саду большее количество платных дополнительных услуг.

3. Отсутствие сильной конкуренции в отрасли.

4. Высокий спрос на дошкольные образовательные услуги.

Таблица 7 - SWOT анализ деятельности учреждения

СиВ - Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Основным направлением инновационной деятельности является реализация образовательной программы. Используя нововведения, в нашем детском саду работают не только воспитатели, а в первую очередь воспитатели - педагоги. Именно на инновационные процессы в дошкольных образовательных услугах необходимо сделать основной акцент в дальнейшем развитии компании. Используя такую возможность, как диверсификация, появится возможность, опираясь на дополнительные услуги. Это принесет дополнительный доход. Такая сильная сторона как профессиональная компетентность персонала, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, и фактор отсутствия сильной конкуренции позволят занять одну из лидирующих позиций на рынке, и создадут определенные барьеры для конкурентов.

СиУ - Такие сильные стороны как профессиональная компетентность персонала, использование инновационных процессов, небольшое количество детей в группах, организация общественных мероприятий, дополнительный перечень услуг позволят отстоять свою долю рынка при появлении новых конкурентов.

СлВ - Такая возможность как диверсификация, а именно открытие различных кружков на базе детского сада позволит извлечь большую прибыль. Инновационные процессы позволят занять лидирующие позиции на рынке.

СлУ - Отрасль дошкольных образовательных услуг предполагает высокую меру ответственности, государство регулирует деятельность каждых компаний в этой отрасли.

SWOT-анализ указывает на направления развития деятельности компании, которые необходимо развивать для укрепления слабых сторон и уменьшению воздействия угроз:

1. Основным направлением необходимо выделить инновационную деятельность образовательной программы, разработка и внедрение системы повышения квалификации персонала.

2. Дифференциация. Именно открытие кружков, секций позволит стабилизировать финансовое положение компании, в силу того, что это обеспечит дополнительный приток финансов.

3. Активная маркетинговая политика. Получение грантов. Доход от аренды неиспользуемых хозяйственных помещений.

SWOT - анализ позволил выделить стратегические задачи, стоящие перед детским садом: предоставление равных стартовых возможностей всем детям дошкольного возраста; создание образовательной среды, соответствующей социальным запросам; осуществление своей деятельности на основе законодательства РФ.

Матрица Томпсона - Стрикленда. Для анализа конкурентоспособности компании с использованием матрицы Томпсона - Стрикленда мы выделили основных конкурентов на сегодняшний день: детский сад № 57 оздоровительного вида (соответствующей направленности).

Хотелось бы уточнить каждый ключевой фактор успеха для детского сада:

1. Доверие потребителей (имидж).

2. Взаимодействие с администрацией. Администрация города предоставляет возможность занять определенную долю в отрасли дошкольных образовательных услуг, обеспечивая поддержку.

3. Дополнительные услуги. Помимо стандартных образовательных услуг, детский сад предлагает дополнительные услуги.

4. Месторасположение. Выгодное расположение в центре города.

Таблица 8 - Матрица Томпсона - Стрикленда

Проведя анализ таблицы, можем сделать вывод, что детский сад 57 влиятелен на рынке, но это объясняется отсутствием конкурентов. Детский сад 48 не отстает от своего основного конкурента, и идет в ногу с ним в отрасли, и, учитывая весовые коэффициенты можно сделать вывод, что перспективы у детского сада 48 есть.

Данный вид услуг находится на стадии роста, для того, чтобы максимально продлить этап роста, учреждение может прибегнуть к следующим стратегиям:

1. Расширить спектр предоставляемых дополнительных услуг.

2. Диверсификация позволит компании получать дополнительный доход (участие в грантовых программах предприятий города, сдача в аренду неиспользуемых хозяйственных зданий).

Проведя анализ конкурентной среды, выделив целевой сегмент, можем выделить предполагаемую емкость рынка, спрос на дошкольные образовательные услуги позволяет заполнить все производственные мощности на момент функционирования детского сада.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкурентоспособности товара. Содержание маркетинговой деятельности на предприятии по повышению конкурентоспособности продукции. Подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности продукции. Направления повышения конкурентоспособности товара.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, факторы и стратегии конкурентоспособности. Основные маркетинговые методы оценки и повышения конкурентоспособности компании. Состояние конкуренции на рынке строительных услуг. Рекламная политика как инструмент повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как способ повышения конкурентоспособности продукции. Анализ маркетинговой деятельности и эффективность предложений по повышению конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. Параметры конкурентоспособности товара. Методология оценки конкурентоспособности товара. Разработка программы по конкурентоспособности товара. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    дипломная работа , добавлен 23.05.2012

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие конкурентоспособности товара. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2004

В данной статье раскрывается проблема имеджа детского сада. Что же такое имедж детского сада? Кто являются субъектами формирования имижда ДОУ? В чем проявляется индивидуальность конкретного детского сада? ответы на эти вопросы освещены в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имидж ДОУ, как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не

оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е.И.Тихеева

У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям. Что же такое имидж детского сада?

Имидж – явление не новое, но актуальное и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник понимает и разделяет ответственность за свою работу отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции. Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума. Еще лет пять назад сочетание слов “имидж детского сада” звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении. Тема является актуальной на сегодняшний день для многих учреждений. С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями не только нашего района, но и микрорайона, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.

Конкретно для нашего учреждения, имидж, репутация - очень важны. Работая в инновационном режиме, наш детский сад постепенно сформировал свой фирменный стиль дошкольного учреждения. Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников. Именно от имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.

Я считаю, что главным субъектом формирования имиджа являются именно руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении воспитательных услуг. К этим группам относятся дети и их родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления образованием и муниципальных органов власти, местные жители. Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.

Так как же мы понимаем имидж заведующего ДОУ? В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить – указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять – править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего». Заведующий определяется в понятии людей как «лицо» ДОУ.

Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация руководителя требует индивидуального стиля руководства.) Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать. Важная составляющая имиджа руководителя - самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное, чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.

Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.

Дети – словно нежные бутоны. Им нужен садовник с добрым лицом. Только нравственно возвышенный и в совершенстве владеющий искусством «настройки душ». Как показывают исследования учёного-медика В.Ф.Базарного, болезни ребёнка во многом обусловлены агрессивностью поведения педагогов. Имидж педагога должен создавать иллюзию мажора, скрывая при этом немощность и др. Этому полезно учиться. Неважное здоровье, плохое настроение, свой внутренний дискомфорт надо уметь скрывать от внешнего взгляда, быть всегда в «форме».

Следует помнить совет Л.Н.Толстого: стараться не раздражаться, достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой. Влюблённость в детей – главное условие педагогической деятельности. Влюблённый в детей и увлечённой своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен. Он для ребёнка как духовный пастырь, надёжный старший друг, доверительный собеседник. Его образ надолго, а нередко и навсегда остаётся в их памяти, как вечный пример для подражания. В содружестве с таким педагогом нуждается каждая семья. Они призваны быть консультантами родителей, совместно сними вести историю индивидуального становления каждого ребёнка.

«Много тысяч лет тому назад увидел БОГ, что множатся пороки людей и решил им помочь. Создал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий воду – от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на землю учителей Моисея, Иисуса Христа, Будду, Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных на земле рождаются ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это – учителя!». Воспитатель – первый, после мамы, учитель, который встречается детям на жизненном пути. И от того, насколько он способен отдавать своё сердце детям, зависит радостное проживание детства ребёнком, вся его дальнейшая жизнь. В большинстве своём педагоги - люди особенные: бессеребренники, не жаждущие от судьбы ни почестей, ни наград. А как же желание быть значимым, уважаемым, востребованным? А для этого им необходимо быть в центре событий, знать и понимать многое, оставаться неуспокоенным, неравнодушным, стремиться к самосовершенствованию. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель», потому что дети хотят быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, фокусник, потому что дети любят слушать и разыгрывать сказки, колыбельные песни перед сном. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, экспериментатор, энциклопедист, потому что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют и любят задавать вопросы. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор, потому что дети всегда готовы созидать.

Как у руководителя, у педагога, так и у каждого детского сада есть свое «лицо». Индивидуальность нашего детского сада проявляется:

  1. В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе единомышленников. Большая часть педагогов учреждения работает именно в нашем детском саду более 10 лет, 50% педагогов имеют высшею квалификационную категорию.
  2. В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада. Наш детский сад - это «Сад цветов» : каждая возрастная группа названа своим цветком. Это: «Ландыш», «Незабудка», «Роза», «Мак», «Ромашка», «Астра», «Гвоздика», «Нарцисс», «Тюльпан», «Пион» «Василёк»». В каждой возрастной группе выработан свой стиль оформления интерьера, где учитываются основные характеристики для создания развивающей предметно – пространственной среды:

Комфортность и безопасность обстановки;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

Обеспечение возможностей для исследования.

Визитной карточкой нашего детского сада является информационный стенд в виде цветка.

Наш садик замечательный,

Цветочков в нем не счесть:

Нарцисс и гвоздика,

Астра и пион,

Ромашка и незабудка,

Тюльпан и мак красуются,

А ландыш как хорош!

В букете сада нашего

И розочку найдешь.

  1. В традициях детского сада, среди которых:
  • Празднование Дня Матери;
  • Празднование Масленицы с блинами, хороводами и с сжиганием чучела.
  • Проведение субботников по уборке территории учреждения совместно с родителями, итогом которых является не только чистота и порядок, но и совместное чаепитие на сведем воздухе;
  • Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада;
  • Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели, Недели – сказки из лукошка, Недели - любимый мультфильм и др;
  • Выпуск газеты совместно с родителями “Мой любимый район”, «Любимый город – чистый город»;
  • Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад на территории ДОУ;
  • Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.
  • Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;
  1. Уважительном отношение к каждому гостю.

Итоги деятельности ДОУ освещаются в местной печати, концертах воспитанников детского сада, не только в музыкальном зале учреждения, но и на различных других сценах (гала концерт победителей музыкального районного конкурса «Золотой ключик», выступление на фестивале здоровья «Для яркого будущего страны»). Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания. Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотекой, учреждениями здравоохранения, дворцом детского и юношеского творчества. В кабинете заведующего учреждения находится Почётное место достижений ДОУ (дипломы, грамоты, благодарственные письма).

По истечении 15 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно, что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее: желание видеть своё учреждение очень нужным и привлекательным, умение сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом). Детский сад должен стать не только для ребенка, но и для всего коллектива детского сада, родителей – территорией радости.


Выговская Наталья Борисовна,
заведующая МБДОУ«Детский сад № 30 «Березка»,
г.Чусовой

Имидж ДОУ как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные услуги.

Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной работой в этом направлении.

По истечении многих лет наш детский сад признан успешным: стабильный творческий коллектив, эффективное взаимодействие с социумом и родителями, позитивное общественное мнение в городе, достойные результаты выпускников детского сада. Это указывает на то, что наше ДОУ обладает позитивным имиджем, и его нужно нам поддерживать и развивать.

Работу над созданием и поддержанием привлекательного имиджа ДОУ мы начали с изучения и оценки существующего имиджа на сегодняшний день.

В условиях конкуренции перед каждым дошкольным образовательным учреждением встает вопрос о создании фирменного стиля , который делал бы его узнаваемым. Есть он и у нас - это логотип или фирменный знак. В нем отражено название детского сада, летопись детского сада – книга отзывов для родителей и гостей ДОУ, фотоальбомы.

Много внимания обращаем на разные способы общения через:

  • Визуально подвижные коммуникации. Это -

– манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами;

– речь сотрудников;

– манера поведения сотрудников в рабочей обстановке и на публике;

– деловой этикет, профессиональная этика;

  • Визуально неподвижные коммуникации:

– внешний вид персонала (одежда, прическа, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);

– внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ;

Перечисленные атрибуты формируют внешний имидж детского сада.

Но мы понимаем, что основа всего – люди, т.е. заведующий ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал. От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией.

Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства.

Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. Имидж педагога – это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей.

Имидж педагога определяется степенью удовлетворенности родителей и желанием детей посещать детский сад. Для получения качественных результатов по изучению имиджа ДОУ была проведена диагностика, где были привлечены сотрудники ДОУ, родители и дети.

Диагностика имиджа ДОУ проходила поэтапно:

I-й этап: имидж ДОУ глазами родителей.

Для определения особенностей имиджа ДОУ проводилось изучение мнения родителей. Основные критерии анализа информации, представленной родителями - мотив выбора ДОУ, первое впечатление от него, определение позитивных и негативных сторон деятельности детского сада, удовлетворенность участием в жизни учреждения.

С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:

личная беседа, наблюдение, анкетирование.

В работе с родителями применялись проективные (предлагаемые) методы, позволяющие выявить отношение родителей к деятельности ДОУ. Нами были использованы следующие проективные методики:

словесные ассоциации, завершение высказывания или рассказа, анализ отзывов родителей.

Данная работа помогла определить отношение родителей к нашему детскому саду. Всего было опрошено 110 человек, которые положительно оценили работу педагогов. Родители с желанием приняли участие в обсуждении этого вопроса. Это объясняется тем, что мы учитываем индивидуальные особенности детей (адаптационные группы для детей раннего возраста, развивающие занятия для будущих первоклассников, спортивная секция «Школа мяча», танцевальный клуб «Непоседы»), их культурный и образовательный уровень. Все предложенные пожелания рассмотрены сотрудниками ДОУ для дальнейшего координирования своей работы.

2-й этап диагностики – имидж ДОУ глазами ребенка.

Дети – носители внешнего имиджа. Большую часть своей жизни они проводят в стенах детского сада, постоянно контактируют с педагогами, то есть связаны с внутренним имиджем ДОУ. Основные критерии анализа информации, представленной детьми: отношение ребенка к детскому саду, выделяемые факторы (игрушки, занятия, воспитатель, сверстники), привлекающие или отталкивающие ребенка, желание ребенка выполнить рисунок на тему детского сада.

Изучение имиджа ДОУ глазами ребенка проводилось путем использования следующих методов: беседа с ребенком, направленная на определение его отношения к детскому саду; рисуночный тест (рисунок на тему детского сада, позволяющий на основе анализа изображения выявить его отношение к ДОУ).

В перспективу на будущее наметили:

Создать условия для организации услуг для детей, не посещающих детский сад (в рамках предшкольного образования),

продолжать работу над созданием условий для профессионального роста педагога через оказание методической помощи при создании ими авторских программ, разработок и т.д.;

Участвовать в распространении опыта работы детского сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

Совершенствовать презентацию информации о деятельности ДОУ в СМИ;

Участвовать в конкурсах “Воспитатель года”, «Детский сад года» с целью повышения общественного признания деятельности дошкольного учреждения.

Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа ДОУ должно иметь:

Свое видение будущего;

Уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;

Разнообразные качественные образовательные услуги;

Оригинальную систему образовательной работы, творческие способности, здоровый образ жизни;

Своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;

Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

И нужно всегда помнить, что идут туда, где их действительно ждут. И остаются там, где их любят и уважают, где им искренне рады.


Имидж ДОУ, как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е.И.Тихеева
У каждого дошкольного учреждения своё лицо. Немаловажно, какой детский сад выберут родители для своего ребёнка, и совсем небезразлично быть более привлекательным учреждением для потенциальных работников. На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования и немаловажную роль играет репутация, имидж дошкольного учреждения. Для создания положительного имиджа важно всё от порога дошкольного учреждения до отношения руководителя и воспитателей к родителям и их детям. Что же такое имидж детского сада?

Имидж – явление не новое, но актуальное и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник понимает и разделяет ответственность за свою работу отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции. Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума. Еще лет пять назад сочетание слов “имидж детского сада” звучало по меньшей мере необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении. Тема является актуальной на сегодняшний день для многих учреждений. С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями не только нашего района, но и микрорайона, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.
Конкретно для нашего учреждения, имидж, репутация - очень важны. Работая в инновационном режиме, наш детский сад постепенно сформировал свой фирменный стиль дошкольного учреждения. Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом. Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников. Именно от имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.
Я считаю, что главным субъектом формирования имиджа являются именно руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении воспитательных услуг. К этим группам относятся дети и их родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления образованием и муниципальных органов власти, местные жители. Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.
Так как же мы понимаем имидж заведующего ДОУ? В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить – указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять – править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего». Заведующий определяется в понятии людей как «лицо» ДОУ.
Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация руководителя требует индивидуального стиля руководства.) Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать. Важная составляющая имиджа руководителя - самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное, чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.
Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от руководителя.
Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.
Дети – словно нежные бутоны. Им нужен садовник с добрым лицом. Только нравственно возвышенный и в совершенстве владеющий искусством «настройки душ». Как показывают исследования учёного-медика В.Ф.Базарного, болезни ребёнка во многом обусловлены агрессивностью поведения педагогов. Имидж педагога должен создавать иллюзию мажора, скрывая при этом немощность и др. Этому полезно учиться. Неважное здоровье, плохое настроение, свой внутренний дискомфорт надо уметь скрывать от внешнего взгляда, быть всегда в «форме».
Следует помнить совет Л.Н.Толстого: стараться не раздражаться, достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой. Влюблённость в детей – главное условие педагогической деятельности. Влюблённый в детей и увлечённой своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен. Он для ребёнка как духовный пастырь, надёжный старший друг, доверительный собеседник. Его образ надолго, а нередко и навсегда остаётся в их памяти, как вечный пример для подражания. В содружестве с таким педагогом нуждается каждая семья. Они призваны быть консультантами родителей, совместно сними вести историю индивидуального становления каждого ребёнка.
«Много тысяч лет тому назад увидел БОГ, что множатся пороки людей и решил им помочь. Создал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий воду – от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на землю учителей Моисея, Иисуса Христа, Будду, Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных на земле рождаются ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это – учителя!». Воспитатель – первый, после мамы, учитель, который встречается детям на жизненном пути. И от того, насколько он способен отдавать своё сердце детям, зависит радостное проживание детства ребёнком, вся его дальнейшая жизнь. В большинстве своём педагоги - люди особенные: бессеребренники, не жаждущие от судьбы ни почестей, ни наград. А как же желание быть значимым, уважаемым, востребованным? А для этого им необходимо быть в центре событий, знать и понимать многое, оставаться неуспокоенным, неравнодушным, стремиться к самосовершенствованию. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель», потому что дети хотят быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, фокусник, потому что дети любят слушать и разыгрывать сказки, колыбельные песни перед сном. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, экспериментатор, энциклопедист, потому что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют и любят задавать вопросы. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор, потому что дети всегда готовы созидать.
Как у руководителя, у педагога, так и у каждого детского сада есть свое «лицо». Индивидуальность нашего детского сада проявляется:
В сложившемся стабильном, творческом педагогическом коллективе единомышленников. Большая часть педагогов учреждения работает именно в нашем детском саду более 10 лет, 50% педагогов имеют высшею квалификационную категорию.
В создании комфортных условий, оригинальной развивающей среде детского сада. Наш детский сад - это «Сад цветов»: каждая возрастная группа названа своим цветком. Это: «Ландыш», «Незабудка», «Роза», «Мак», «Ромашка», «Астра», «Гвоздика», «Нарцисс», «Тюльпан», «Пион» «Василёк»». В каждой возрастной группе выработан свой стиль оформления интерьера, где учитываются основные характеристики для создания развивающей предметно – пространственной среды:
- комфортность и безопасность обстановки;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможностей для исследования.
Визитной карточкой нашего детского сада является информационный стенд в виде цветка.
Наш садик замечательный,
Цветочков в нем не счесть:
Нарцисс и гвоздика,
Астра и пион,
Ромашка и незабудка,
Тюльпан и мак красуются,
А ландыш как хорош!
В букете сада нашего
И розочку найдешь.
В традициях детского сада, среди которых:
Празднование Дня Матери;
Празднование Масленицы с блинами, хороводами и с сжиганием чучела.
Проведение субботников по уборке территории учреждения совместно с родителями, итогом которых является не только чистота и порядок, но и совместное чаепитие на сведем воздухе;
Проведение дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада;
Проведение тематических недель: Космической недели, Книжкиной недели, Недели – сказки из лукошка, Недели - любимый мультфильм и др;
Выпуск газеты совместно с родителями “Мой любимый район”, «Любимый город – чистый город»;
Проведение спортивных праздников, Малых зимних и летних олимпиад на территории ДОУ;
Оформление интерьера детского сада детскими творческими работами.
Летопись детского сада, книга отзывов для родителей и гостей ДОУ;
Уважительном отношение к каждому гостю.
Итоги деятельности ДОУ освещаются в местной печати, концертах воспитанников детского сада, не только в музыкальном зале учреждения, но и на различных других сценах (гала концерт победителей музыкального районного конкурса «Золотой ключик», выступление на фестивале здоровья «Для яркого будущего страны»). Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания. Ведётся активная работа с близлежащими школами, библиотекой, учреждениями здравоохранения, дворцом детского и юношеского творчества. В кабинете заведующего учреждения находится Почётное место достижений ДОУ (дипломы, грамоты, благодарственные письма).
По истечении 15 лет деятельности в должности руководителя ДОУ для меня ясно, что для создания положительного корпоративного имиджа необходимо следующее: желание видеть своё учреждение очень нужным и привлекательным, умение сплотить коллектив (не только педагогический, а в целом). Детский сад должен стать не только для ребенка, но и для всего коллектива детского сада, родителей – территорией радости.


Приложенные файлы