Open
Close

«Влияние Гомера на мировую литературу. Презентация на тему "гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель" Презентация произведения гомера в мировой литературе

Слайд 2

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <...> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя». Неизвестная жизнь Гомера Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает даже точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э.

Слайд 3

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера. Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны», комическую поэму «Маргит» и др.

Слайд 4

Художественные особенности Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы. Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма. Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха. Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определенным метрическим местом строки.

Слайд 5

В честь Гомера назван кратер на Меркурии.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Слайд 6

Гибок язык человека; речей для него изобильно Всяких, поле для слов и туда и сюда беспредельно.

Гомер замечательно подтверждает свои же слова.

Посмотреть все слайды

Сочинение

Полно гротескно изображает Гомер олимпийских богов. Поэт склоняется перед ними, всячески их идеализирует, воплощая в их антропоморфных образах силу Судьбы, могущество естественных стихий и свое представление о физической красоте человека. Олимпийцы бессмертные, в них воплощена мечта человека о жизни вечной и безропотной - в банкетах и играх. Отсюда и «гомерический» смех богов. Но олимпийцы не являются добрыми, они в принципе вне человеческой морали и лишь имитируют ее. «Божественный юмор для смертных часто означает настоящую трагедию» (О. Лосев), боги будто бы лично заинтересованы в ходе Троянской войны, в судьбах тех или других героев, но эта заинтересованность «пренебрежительная», с позиции зрителя. Жизнь людей - интересный театр для олимпийцев, не более.

Но именно эта оторванность Зевса, Геры, Аполлона от земли и обрекает их, наконец, на внутреннюю пустоту. Внешний вид их прекрасен, сила огромная, возможности безграничные, а мораль отчасти бессмысленная, никчемная, поведению часто присуща мелочность. Арес называет Афину «наглой мухой», за что богиня бросает в него огромным камнем, Гера ругает Афродиту за «бесстыдство», хотя сама прибегает к ее чарам, чтобы прельстить Зевса, а прекрасную Артемиду просто избивает и т.д.

Такое двоякое отношение к богам у Гомера было вызвано, очевидно, тем, что поэт интенсивно ощущал внутреннюю невозможность олимпийской языческой религии, которую он сам искренне разделял и воспевал. Вместе с тем его юмор шел в русле древней народной смеховой культуры.

Отклик этого двоякого серьезно-смехового отношения к олимпийским богам прослеживается в т.н. «гомеровских гимнах», которые гипотетически создавали певцы - «гомериды» в VII-VI ст. до н.э. В основном, это молитвенные обращения к богам, иногда - целые аретологии («биографии» божеств). С начала до конца пронизан тонким юмором гимн к Гермесу, который изображается как шельмивский ребенок и «вундеркинд», что крадет коров у Аполлона, изобретает лиру и этим музыкальным инструментом откупается от разгневанного бога Солнца.

Кстати, в «Илиаде» Зевс называет Гермеса тем, кому из богов приятнее всего вступать в дружбу с человеком (песня 24, В. 334-335). А если учесть, что Одиссей по родительской линии - правнук Гермеса, то становятся понятными многие качества этого героя - его ловкость, пронырство, хитроумие, склонность к «розыгрышам».

Влечение Гомера к эпически уравновешенному восприятию мира в целом с его светлыми и темными сторонами ощутимо и в знаменитых гомеровских сравнениях, развернутых и коротких, в двусоставных и простых эпитетах, во всем образном порядке поэм. Многие из этих сравнений стали традиционными в поэтике мировой литературы. Гомер силен не только в образном языке, а и в т.н. «автологичном» стихе, лишенном тропов.

О. Мандельштам восхищался гомеровским «списком кораблей» из второй песни «Илиады», где на 284 стихотворные строки (с 494 по 779) приходится 382 собственных имен - это названия племен, имена героев, островов, гор, целое военное сведение и список анкетных данных, преобразованные в высокую поэзию. Это свидетельствует о том, что поэт дорожит любой мелочью, тем паче, каждым человеком. Вдобавок, все эти сотни имен настолько благозвучные, красивые, настолько легко вписываются в ритм гекзаметра, что «каталог» становится замечательным примером поэзии.

История переводов гомеровских поэм начисляет свыше двух тысяч лет. Открывает ее латинский перевод «Одиссеи», сделанный в III ст. до н.э. римским поэтом Ливием Андроником. С того времени другие латинские переводы и переработки появлялись часто, как в Древнем Риме («Латинская Илиада» Бебия Италика, I ст. н.э.), так и в эпоху Возрождения в Италии, Франции, Германии. Удачными переводами Гомера на современный итальянский язык считаются работы поэтов XVIII- XIX ст. У. Фосколо и В. Монти. В XVIII ст. вышли из печати первые интересные переводы поэм на французском языке (Ж. Рошфор, А. Гоню). В 1615 г. был закончен первый талантливый перевод Гомера на английский, сделанный Дж. Чапменом, а в XVIII ст. еще большее одобрение получил перевод А. Поупа. И для Германии в конце XVIII ст. настало время массового знакомства с Гомером благодаря удачным переводам Й.Г. Фосса.

В Украине Гомер и его произведения были известны уже в XVII-XVIII ст. в разных учебных заведениях, в частности в Киевской академии и Львовской братской школе. Сюжеты, мотивы и образы гомеровского эпоса прослеживаются в творчестве Г. Сковороды, П. Билецкого-Носенко, П. Кулиша, Т. Шевченко, Г. Рыльского, Г. Зерова и др. На украинский язык поэмы Гомера полностью или частично перевели А. Навроцкий, С. Руданский, П. Кулиш, К. Климкович, П. Нищинский, Леся Украинка, И. Франко, В. Самойленко, А. Билецкий и др. В наше время «Одиссею» (1963) и «Илиаду» полностью перевел Борис Тен (1978). Для детей «Одиссею» (1969) и «Илиаду» (1974) мастерски пересказала К. Гловацкая.

Влияние Гомера на мировую культуру огромное. Он был авторитетом для античных философов и остается источником для изучения мировоззрения древних греков. По его текстам историки изучают «гомеровскую Грецию», т.е. быт и обычаи, социальную организацию и материальную культуру доклассической Эллады. Его словесная живопись помогает понять «геометрический стиль» древнеэллинского вазовой росписи. Он вдохновил античных скульпторов (Филиал, Поликтета, Лисиппа и др.) на создание образов, которые служат каноном красоты и совершенства человеческого тела. Гомеровско-Вергилиевскими сюжетами, образами, мотивами переполнено европейское изобразительное искусство, начиная с эпохи Возрождения: это полотна С. Боттичелли, П.П. Рубенса, X. ван Рейн Рембрандта («Гомер»), Н. Пуссена, Ж.Л. Давида, Э. Делакруа, В. Серова, П. Пикассо и др. художников. В музыке гомеровское начало значительно менее ощутимо, тем более что античное музыкальное достояние не сохранилось, но можно отметить оперную дилогию Г. Берлиоза «Троянцы» (50-е гг. XIX ст.), на которую его вдохновили «Энеида» и частично гомеровский эпос, оперетту Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» (1864), в которой оригинально отобразился гомеровский «божественный» юмор, ирония над богами и героями.

Наиболее заметно влияние Гомера проявляется в поэзии. Гекзаметр стал каноническим размером для всей античной эпической традиции. Гомеру открыто подражал Вергилий в своей «Энеиде», гомеровские образы варьировали Катулл, Гораций, Овидий. Авторы средневековых рыцарских романов и поэм, не зная настоящего Гомера, вдохновлялись книгами его рассказчикам Дареса и Диктиса и создавали свои варианты рассказов о Троянской войне. Это «Роман о Трое» Б. де Сент - Мор, роман «О разрушении Трои» Г. де Колумна, «Троянская война» Конрада Вюрцбургского и др. (XII - XIII ст.). Начиная с эпохи Возрождения, Гомер вдохновил выдающихся творцов национальных эпосов. Особенно это влияние заметное в «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо (1575), в «Лузиадах» (1569) Л. де Камоенса. Из Гомера и Вергилия позаимствовал много мотивов и образов Э. Спенсер для своей «Королевы фей» (1596). Позднее непосредственное влияние Гомера на писателей ослабевает, но он никогда не прекращается полностью, древний поэт остается одним из главнейших ориентиров в мире гуманистических ценностей. В XX ст. наиболее оригинальной попыткой создать современный вариант «Одиссеи» стал роман «Улисс» (1921) Дж. Джойса.

Гомер-легендарный древнегреческий поэт-сказитель

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значи-тельно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно за-фиксировано их существова-ние.Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древ- ние источники говорят, что он жил во времена Трои.

Место рождения Гомера Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Смирна Хиос Колофон Саламин

Родос Аргос Афины

Историческая основа поэм Гомера В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные «устной теории» свидетельствуют об очень больших искажениях, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

Одиссея. Иллюстрация.

Одиссея. Иллюстрация.

«Сыновья Гомера» Начиная с 6 в. до н. э. появились так называемые "сыновья Гомера" (рапсоды) - люди, которым законодательно предоставлялось право публично декламировать поэмы Гомера. В качестве вступления к таким декламациям использовались "гомеровские гимны", содержащие обращения к разным богам.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЭТ. . В древние времена жили в Греции сказители, знавшие множество преданий о богах и героях. Они странствовали по стране и на пирах рассказывали их нараспев, под музыку лиры. Греки верили в достоверность сказаний, которые передавались от одного сказителя к другому, от поколения к поколению. Таким сказителем был и Гомер. Греки считали его автором двух поэм - "Илиады" и "Одиссеи".

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

«ИЛИАДА». "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына" - так начинается "Илиада". Ахиллес был сыном царя Пелея и морской богини Фетиды. События, о которых идет речь в "Илиаде", произошли в течение 50 дней в конце войны, когда она шла уже 10-й год. Предводитель греческого войска Агамемнон отнял у Ахиллеса его юную пленницу, которая принадлежала тому по праву войны. Разгневавшись на Агамемнона, Ахиллес покинул войско.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ. Тем временем в бой готовился вступить другой сын Приама - Гектор. Он нежно попрощался со своей женой Андромахой и малюткой-сыном. Гектор знал. что ему суждено погибнуть, но был верен долгу. "Я бы стыдился троянцев и длинноодежных троянок, если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя", - говорит он жене.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

МЕСТЬ АХИЛЛЕСА. Известие о гибели друга привело Ахиллеса в отчаяние. Его стоны и плач услышала Фетида. По ее просьбе бог-кузнец Гефест выковал ее сыну новые доспехи. Ахиллес вступил в бой с Гектором и победил его. Ахеец привязал тело убитого противника к колеснице. Затем он вскочил на колесницу, ударил коней, "и они полетели". Тучей взвилась пыль над телом Гектора, "растрепались черные волосы, вся голова, столь прекрасная прежде, билась в пыли". Мать и отец Гектора горько рыдали, видя со стен Трои, как тело любимого сына бьется о землю.

Слайд 10

Описание слайда:

ПРИАМ У АХИЛЛЕСА. Приам отправился к Ахиллесу. "В ноги упав", он умолял его отдать за выкуп тело сына. Тронутый горячей мольбой старика, Ахиллес согласился. Завершается "Илиада" описанием погребения Гектора.

Слайд 11

Описание слайда:

«ОДИССЕЯ». В этой поэме повествуется о возвращении домой после взятия Трои одного из ахейских героев - "хитроумного" Одиссея, царя острова Итака. Долго странствовал он, пережил много несчастий и грозных опасностей.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ. Оказался Одиссей и в проливе между двух скал. На одной жило чудовище - Сцилла, на другой - Харибда. Одна из них пожирала людей, а другая поглощала корабли. Пришлось Одиссею, чтобы сохранить корабль, пожертвовать шестью спутниками. Отсюда пошло выражение "оказаться между Сциллой и Харибдой". Так говорят, когда человеку угрожают две опасности и надо выбрать меньшую из них.

Гомер

Слайдов: 10 Слов: 423 Звуков: 0 Эффектов: 13

Гомер-легендарный древнегреческий поэт-сказитель. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Место рождения Гомера. Смирна. Родос. Историческая основа поэм Гомера. Средневековая иллюстрация к «Илиаде». Одиссея. Иллюстрация. «Сыновья Гомера». - Гомер.pptx

Илиада

Слайдов: 12 Слов: 793 Звуков: 0 Эффектов: 0

Илиада. Горный массив Олимп. Троя. Тартар. Океан в «Илиаде». Пилос. Каистр. Кефисс. Поля Олизона. Река Стикс. Ксанф. Ида. - Илиада.ppt

Гомер «Илиада»

Слайдов: 14 Слов: 321 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэма Гомера «Илиада». План урока. Задание на урок. Одной из самых ярких страниц мировой культуры являются поэмы Гомера. Ссора Ахиллеса с Агамемноном. Бой Патрокла с Гектором. Гибель Патрокла. Прощание Гектора с Андромахой. Бой Ахиллеса с Гектором. Триумф Ахиллеса. Похороны Гектора. На время похорон противники заключили перемирие. Троя. Троянский конь. - Гомер «Илиада».ppt

Одиссея

Слайдов: 11 Слов: 395 Звуков: 0 Эффектов: 14

Поэма Гомера «Одиссея». План урока. Докажите,что «Одиссею» можно использовать в качестве исторического источника? 1.Одиссей находит приют у Алкиноя. Одиссей у Алкиноя. 2.На острове циклопов. Одиссей и Полифем. 3.Встреча с сиренами. Одиссей и сирены. Вскоре путники пережили смертельную опасность. 4.Между Сциллой и Харибдой. Скилла и корабль Одиссея.Фреска.2.в. 5.Возвращение на Итаку. Пенелопа стенает перед своим сыном Телемахом. 6.Расправа с Женихами. Одиссей и Пенелопа. - Гомер Одиссея.ppt

Поэма «Одиссея»

Слайдов: 20 Слов: 856 Звуков: 0 Эффектов: 49

Одиссея Гомера. Гомер и его «Одиссея». Одиссея. Эпический герой. Остров лотофагов. Одиссей высаживается со спутниками на острове. Прибытие на остров Эолию. Корабли. Корабль причалил к острову волшебницы Кирки. Получает необходимую информацию. Одиссей проплывает мимо острова сирен. Корабль Одиссея проплывает между Сциллой и Харибдой. Спутники Одиссея. Одиссей попал на остров богини Калипсо. Одиссей выплывает на берег острова Схарии. Возвращение Одиссея. Пенелопа. - Поэма «Одиссея».ppt

Слайдов: 24 Слов: 592 Звуков: 0 Эффектов: 118

Содержание поэмы Гомера «Одиссея». Киконы и лотофаги. Какой бог ветра привёл Одиссея к киконам и лотофагам. Какой народ был людоедами. На острове циклопов. Чем занимались циклопы. На острове Эола. Какого ветра не было в мешке с ветрами. Почему Зефира не было в мешке. Лестригоны. Дочерью какого бога была волшебница Кирка. В кого Кирка превратила спутников Одиссея. Какой бог помог Одиссею одолеть Кирку. Ответьте на вопросы. В царстве мрачного Аида. Надо принести в жертву овцу и чёрного барана. Если спутники Одиссея не тронут быков Гелиоса, то все вернуться домой. Остров сирен. - Содержание «Одиссеи».ppt

Слайдов: 11 Слов: 386 Звуков: 0 Эффектов: 14

Поэма Гомера «Одиссея». Повторяем мифы о Троянской войне. «Одиссею» можно использовать в качестве исторического источника. Путешествие Одиссея. Странствия Одиссея. Одиссей и Полифем. Греки связали баранов по три, спрятались под ними. Встреча с сиренами. Скилла и корабль Одиссея. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. - Краткое содержание «Одиссеи».ppt

«Илиада» и «Одиссея»

Слайдов: 26 Слов: 341 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гомеровский эпос. Греция. Мифы Древней Греции. Олимп – гора богов. Зевс, Гера, Афина. Афродита, Аполлон, Артемида. Гомер (биография). Имя Гомер не является греческим. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы Гомером в Ионии. Что такое эпос. Троянская война. Герои Троянской войны. Поэма «Илиада». Ахиллес тащит тело Гектора. Андромаха и Гектор. Троянский конь – военная хитрость, придуманная Одиссеем. Главный герой поэмы «Одиссея». Одиссей и сирены. Одиссей ослепляет Полифема. Одиссей и Посейдон. Пенелопа – верная жена Одиссея. Одиссей в состязании лучников. Генрих Шлиман (1822 – 1890) открыл Трою (Илион). - «Илиада» и «Одиссея».ppt

Гомер «Илиада» и «Одиссея»

Слайдов: 12 Слов: 421 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Слайдов: 21 Слов: 398 Звуков: 0 Эффектов: 44

Гомеровский эпос «Илиада» и «Одиссея». Гомеру Эллада обязана своим духовным развитием. Древняя Греция. Греческий античный театр. Гомер. Гомер «Илиада» и «Одиссея». «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе реальных событий. Певцы исполняли в торжественной обстановке известные тексты. Расскажите о жизни Гомера. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». «Илиада». Военные события и подвиги ахейских героев. Гекзаметр – особый вид стиха, которым написаны «Илиада» и «Одиссея». Работа с текстами поэм. Лексическая работа. Работа Пенелопы. - Поэмы «Илиада» и «Одиссея».ppt

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Слайдов: 17 Слов: 984 Звуков: 0 Эффектов: 13

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Созданные Гомером поэмы «Илиада» и «Одиссея». Тест по изучаемой стране. Сравните с эталоном. «Илиада». «Одиссея». Заполните пропуски в предложениях. Ахиллес. Прочитайте отрывки из поэм. Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море. Соберите крылатые выражения с их объяснениями. Сравните. Разноуровневые задания. О каких испытаниях рассказывает Одиссей в одноимённой поэме. -