Open
Close

«Методика конспектирования. Конспектирование Конспектировать в течение презентации

Конспектирование -.учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении основного содержания лекции, статьи, книги, доклада Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

    конспект-план,

    конспект-схема,

    текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

    Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

    Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

    Составить план - основу конспекта.

    Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

    Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

    Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

    Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

    Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Cлайд 2

Статья Е. А. Маймина «О РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Какие положения статьи вам показались наиболее интересными? Есть ли в статье непонятные слова или выражения? Выделите основные части статьи.

Cлайд 3

КОНСПЕКТ - - (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада; - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.; - это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы.

Cлайд 4

Виды конспектов Конспекты можно условно подразделить на 4 типа: плановые; текстуальные; свободные; тематические.

Cлайд 5

Плановый конспект Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.

Cлайд 6

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки - связанные друг с другом цепью логических переходов отдельные тезисы.

Cлайд 7

Свободный конспект Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.

Cлайд 8

Тематический конспект Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос – тему. Этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Cлайд 9

Технология конспектирования: 1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты. 2. Выпишите на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведите справку о лицах, именах, которые вам неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте. 3. При первом чтении текста составьте его простой план - последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении отметьте, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы. 4. Перечитайте ранее отмеченные места, кратко и последовательно их запишите. 5. При конспектировании стремитесь выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста. 6. При конспектировании умело отбирайте цитаты. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Драма А. Н.Островского «Гроза» в оценке Н. А. Добролюбова

Т ексты первичные и вторичные. Первичные тексты –это художественные, научные, публицистические произведения, созданные писателями, учёными, литературными критиками. Вторичные тексты создаются на основе первичных, их осмысления, усвоения, творческой переработки.

а) рассказ, б) повесть, в) тезисы, г) литературно-критическая статья, д) аннотация, е) реферат, з) рецензия ж) очерк) . Предлагаю вам самостоятельно распределить их на две группы по отнесённости к разным видам текстов. На выполнение работы – 3 минуты.

Аннотация - сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи. Чем аннотация отличается от рецензии? Рецензия – статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. д.

Сегодня существует три вида сокращения текста: конспект, план, тезис. Давайте расположим их по мере увеличения объёма.

План, тезис, конспект. . План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, сочинения. Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста-источника, которые записываются в виде цитат или в собственной формулировке. Тезисы бывают глагольными (в виде предложений с глагольными сказуемыми) и назывными (в виде назывных предложений или именных сказуемых).

1. «Гроза» - «самое решительное произведение Островского». («В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»). 2. Образ Катерины – «шаг вперёд» в развитии русской литературы. 3. Почему «решительный русский характер» у Островского дан в женском типе? 4. Катерина среди «тёмного царства». (Драма Катерины – борьба естественных стремлений с моралью «тёмного царства»). 5. «Сила любви» и «мысль о грехе». (Что влечёт Катерину к Борису?) 6. Тихон и Борис – «жалкие типы», «столь же вредны, как и сами самодуры». 7. Самоубийство Катерины – «протест против кабановских понятий о нравственности…доведённый до конца». (Самоубийство Катерины – страшный вызов самодурной силе. 8. Здесь «живые завидуют умершим».

Конспект – один из видов вторичных текстов. Его название происходит от латинского слова, означающего «обзор». А обзор – это всегда нечто сжатое, сокращённое. Конспект – это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо. В конспекте отражается самое главное, самое существенное из того, что мы прочитали или в течение какого-то времени воспринимали на слух: конспект статьи, конспект лекции.

Правила конспектирования литературно-критических статей: 1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи. 2. Вдумайтесь в её заглавие. 3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным. 4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из них соответствующие выписки. 5. После повторного чтения фрагмента составьте его план. 6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти. У вас получился конспект.

Николай Александрович Добролюбов. Родился в 1836 году в семье священника. Окончил Нижегородское духовное училище и семинарию, затем – историко-филологический факультет Главного педагогического института в Петербурге. Литературный критик, публицист, поэт, прозаик. - С 1857 года работал в журнале «Современник», возглавлял критико-библиографический отдел. - С 1859 года являлся главным автором сатирического отдела «Свисток». - По политическим убеждениям - революционер-демократ. - Главное занятие – литературная критика. Состоял наряду с Белинским и Чернышевским в объединении «реальной критики»

Составление конспекта статьи Добролюбова (самостоятельная работа). По сути конспект – это расширенный, более развернутый тезис. Думаю, что с этой работой большинство из вас справится самостоятельно.

Напишите рассуждение на тему: «Изменилось ли моё представление о героине «Грозы» после знакомства с мнениями критиков?» Деловая игра - суд


Слайд 2

Текст слайда:

Статья Е. А. Маймина «О РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Какие положения статьи вам показались наиболее интересными?

Есть ли в статье непонятные слова или выражения?

Выделите основные части статьи.

Слайд 3


Текст слайда:

КОНСПЕКТ -

- (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада;
- краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.;
- это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы.

Слайд 4


Текст слайда:

Виды конспектов

Конспекты можно условно подразделить на 4 типа:
плановые;
текстуальные;
свободные;
тематические.

Слайд 5


Текст слайда:

Плановый конспект

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта.
Но там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.

Слайд 6


Текст слайда:

Текстуальный конспект

– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат.
Текстуальные выписки - связанные друг с другом цепью логических переходов отдельные тезисы.

Слайд 7


Текст слайда:

Свободный конспект

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов.
Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.

Слайд 8


Текст слайда:

Тематический конспект

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос – тему.
Этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Слайд 9


Текст слайда:

Технология конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.
2. Выпишите на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведите справку о лицах, именах, которые вам неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.
3. При первом чтении текста составьте его простой план - последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении отметьте, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы.
4. Перечитайте ранее отмеченные места, кратко и последовательно их запишите.
5. При конспектировании стремитесь выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.
6. При конспектировании умело отбирайте цитаты. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.