Open
Close

Подчинительные союзы. Подчинительные союзы Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Русский язык"

Союзы сочинительные и подчинительные

Выполнила учитель русского языка и литературы Кормачева Нина Александровна


Цели урока:

  • 1. Повторить и закрепить понятие союза;
  • 2. Закрепить знания по теме союзы сочинительные и подчинительные;
  • 3. Продолжать работу по теме союз.

Актуализация знаний

  • 1. Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
  • 2. К служебным частям речи относятся…
  • 3. Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это…
  • 4. Союзы бывают… .

Сравните предложения

  • Небо потемнело, и пошел снег.
  • Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным свежими хлопьями.
  • Небо потемнело, потому что пошел снег.

Союзы сочинительные и подчинительные

И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то.

Что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока

Подчинительные

Сочинительные


Спишите расставляя пропущенные знаки препинания, укажите типы союзов

  • По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла () и в ней пропадают очертания низких берегов.
  • Вечерняя заря начинается () когда солнцеи уже заходит за край земли.
  • Река сверкала () то голубым () то зеленым цветом.
  • Накануне выглянуло солнце () но дороги еще не совсем просохли.

Составьте схемы предложений

Вариант 2

  • По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
  • Мы прошли по лосинному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
  • Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
  • Солнце уже зашло, и по низким луговым местам всеи затопил туман.
  • Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах .

Вариант 1

  • Когда мы вернулись в деревню, все уже спали.
  • Веет теплый ветер и, легкий пар клубится у реки.
  • Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
  • Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
  • На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое лето.

Проверим себя

Вариант 2

  • , да .
  • , (что).
  • , (где).
  • , и .
  • [ (у которого) ].

Вариант 1

  • (Когда), .
  • , и .
  • , a .
  • , ().
  • [ (что) ].


1. Служебная часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного называется…

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение .

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные


3. Выберите ответ, где все слова в ряду – союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и однако, же

В) что, когда, да


5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не раставлены):

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

6. Укажите сложносочиненное предложение:

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.


  • Укажите сложноподчиненное предложение:

А) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.

Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались в дали.

В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.


Проверим себя


Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите союзы, определите, какие они: сочинительные или подчинительные.

Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. Мы мож..м (з/с)делать себя такими какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся лучше чем слаб..характерным. С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями д..водить дело до конца это в..йдёт в привычку и когда выр..стете у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.


Подведем итог урока

  • Что такое союз?
  • На какие 2 разряда делятся союзы?
  • Приведите примеры сочинительных союзов?
  • Приведите примеры подчинительных союзов?
  • Какие трудности возникли при изучении данной темы?

Домашнее задание

Напишите мини сочинение (3-5 предложений), употребив в нем союз КАК.

Cлайд 1

Подчинительные союзы Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Cлайд 2

Цель Повторить сведения о подчинительных союзах Познакомить с разрядами подчинительных союзов по значению Учить определять вид союза по строению и разряд по значению

Cлайд 3

Творческое задание Вставьте подходящие по смыслу союзы. Определите их вид по строению и разряд по значению. Редеет мгла ненастной ночи, … близкий день уж настает. (А.Пушкин) Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И.Крылов) Мал золотник … дорог. (Пословица) Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М.Лермонтов) Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А.Пушкин) И ни ни да но то то

Cлайд 4

Понаблюдаем! Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (почему?) Мы отправились в поход рано утром, … до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?) Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (когда?) Мы бы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (при каком условии?) потому что чтобы когда если бы

Cлайд 5

Составим таблицу Подчинительные союзы Причинные Оттого что Так как Ввиду того что Потому что Изъяснительные Что Чтобы Как Сравнительные Как Будто Словно Как будто Точно Целевые Для того чтобы С тем чтобы Временные Едва Лишь Лишь только Пока Условные Раз Ли Как скоро Если

Cлайд 6

Творческое задание Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза. Мать если бы она осталась с сыном чувствовала бы себя спокойнее. Какой-то с молоду Скворец так петь щегленком научился как будто бы щегленком сам родился. Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем.

Cлайд 7

Cлайд 8

Задания в рамках ЕГЭ В каком предложении нет предлога? Он продолжал путь, несмотря на усталость. Плохо, когда не с кем поговорить. Дом напротив построили лет десять назад. Остановка находится около школы.

Слайд 1

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Слайд 2

поговорим о средствах связи в СПП;
узнаем, чем отличаются союзы от союзных слов;
научимся различать союзы и союзные слова.
Сегодня мы…

Слайд 3

Сложноподчинённое предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.
Вспомним…
1. Одна часть – главная, а вторая – придаточная.
2. От главной части к придаточной ставится вопрос.

Слайд 4

Сложноподчинённые предложения возникли на базе сложносочинённых.
Подчинительных союзов нет.
Кстати…
Часть 1
Часть 2
Как же союзы нам сыскати?

Слайд 5

Подчинительные союзы образовались из других частей речи.
Подчинительные союзы.
Кстати…
Местоимения
Наречия
Хитрость измыслили великую!

Слайд 6

Подчинительные союзы
Вспомним…
временные

причинные

целевые

условные
если, если бы, раз, ли и т.д.
сравнительные
уступительные
изъяснительные
что, как, как будто и т.д.
Эти союзы – производные.

Слайд 7

Мы собирались тщательно. Не хотели что-нибудь забыть.
Мы собирались тщательно, потому что не хотели что-нибудь забыть.
Лесник сказал нам. Костры разжигать запрещено.
Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.
Подчинительные союзы являются средством связи частей в СПП.

Слайд 8

Максим уже проснулся.

На улице было ещё темно.

Слайд 9

Подчинительные союзы
Вспомним…
временные
когда, лишь, лишь только, пока, едва и т.д.
причинные
потому что, оттого что, так как и т.д.
целевые
чтобы, с тем чтобы, для того чтобы и т.д.
условные
если, если бы, раз, ли и т.д.
сравнительные
как, словно, будто, как будто и т.д.
уступительные
изъяснительные
несмотря на то что, хотя и т.д.
что, как, как будто и т.д.

Слайд 10

Максим уже проснулся.
Как образуется CПП с подчинительным союзом?
На улице было ещё темно.
Хочется уступительных отношений…
хотя
Максим уже проснулся, хотя на улице было ещё темно.

Слайд 11

Ты получишь плохую отметку, если не будешь слушать.
Условный союз.
Как прекрасна река, когда лёд сверкает под солнцем!
Подчинительные союзы членами сложноподчинённого предложения не являются.
Временной союз.
В автобусе я стоял, так как все места были заняты.
Причинный союз.

Слайд 12

Подчинительные союзы
Вспомним…
временные
когда, лишь, лишь только, пока, едва и т.д.
причинные
потому что, оттого что, так как и т.д.
целевые
чтобы, с тем чтобы, для того чтобы и т.д.
условные
если, если бы, раз, ли и т.д.
сравнительные
как, словно, будто, как будто и т.д.
уступительные
изъяснительные
несмотря на то что, хотя и т.д.
что, как, как будто и т.д.
Подчинительные союзы бывают простыми и составными.

Слайд 13

Если ты будешь постоянно хмуриться, то добра от окружающих не жди.
Две части.
Когда падают листья, то невольно хочется это нарисовать.
Части некоторых союзов могут находиться в разных частях СПП.
Две части.

Слайд 14

Привет! Я подчинительный союз.
Я соединяю части СПП.
Части! Будьте едины!
Могу состоять из двух и более частей.
Но я не член предложения, всего лишь средство связи.
Ты не имеешь самостоятельного значения!

Слайд 15

Я не представляю.
При образовании CПП мы не всегда пользуемся подчинительными союзами.
Куда пропал мой пенал.
А тут вообще нужны союзы?
Я не представляю, куда пропал мой пенал.
Не является союзом, но выполняет его функцию.

Слайд 16

Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но могут выступать в роли союзов.
Относительные местоимения
кто, что, какой, который, чей, сколько и т.д.
Наречия
где, куда, откуда, когда, зачем, как и т.д.

Слайд 17

Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали.
Дополнение.
Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу.
Союзные слова являются членами предложения.
Подлежащее.
Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора.
Обстоятельство.

Слайд 18

Привет! Я союзное слово.
Я соединяю части СПП.
Но я настолько самостоятельное, что являюсь членом предложения.
Части! Будьте едины!
Ха-ха-ха!
И меня не всегда просто отличить от союза.
???

Слайд 19

Союзы и союзные слова могут быть омонимами.
Союзы
что
как
когда
Союзные слова
Одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства.

Слайд 20

Как различить союзы и союзные слова в СПП?

Слайд 21

Чтобы узнать, союз или союзное слово…
Совет 1. Расчлените!
Союзное слово – член предложения. Союз – нет.
СПП
Член ССП
Я не знаю, как мне поступить.
Я увидел, как мальчик разбил окно.
Союз, не член предложения.
Союзное слово, обстоятельство.

Подчинительные союзы

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не)умеющий их и…пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать.

потому что

не только….но и

как будто

Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Укажите сложносочиненное предложение:

Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

Вставьте подходящие по смыслу союзы.

Определите их вид по строению и разряд по значению.

  • Редеет мгла ненастной ночи, … близкий день уж настает. (А.Пушкин)
  • Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И.Крылов)
  • Мал золотник … дорог. (Пословица)
  • Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М.Лермонтов)
  • Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А.Пушкин)

И, а, но, да, не только … но и; зато, однако, же, то – то, или, то есть, либо, не то- не то, тоже, также.

Заполни таблицу примерами

  • И, а, но, да, не только … но и; зато, однако, же, то – то, или, то есть, либо, не то- не то, тоже, также.
  • Мы отправились в поход рано утром, …
  • была солнечная погода. (почему?)

    2. Мы отправились в поход рано утром, …

    до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?)

    3. Мы отправились в поход рано утром, …

    была солнечная погода. (когда?)

    4. Мы бы отправились в поход рано утром, …

    была солнечная погода. (при каком условии?)

Приехав однажды на станцию поздно вечером,

я велел было поскорее закладывать лошадей,

как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель

и ямщик советовали мне переждать.

Ямщику вздумалось ехать рекою, что

должно было сократить нам путь тремя верстами.

Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе,

так что я не имею и надежды отыскать ту,

над которой пошутил я так жестоко.

  • Из данных предложений составьте СПП. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
  • Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
  • В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

Какие союзы нужно использовать в СПП:

а) соединительные; б)противительные; в)подчинительные.

1.Выпишите № предложения, в котором сочинительные

союзы связывают однородные члены.

2.Выпишите № предложения, в котором сочинительные

союзы связывают простые предложения в составе сложного.

3.Выпишите № предложения, в котором запятая перед

союзом И не ставится.

4.Выпишите № сложноподчиненного предложения.

А.Этот гигантский космический глаз смотрел на землю

внимательно и строго.

Б..С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда

прогремел первый гром.

В.Дорога то уходила в овраг то вилась по откосу горы.

Г.Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь