Open
Close

Презентация к уроку ИЗО «Русская прялка. Русские прялки Не ленись прясть, хорошо оденешься


Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.


Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.


Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.



Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна. И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.



История прялки ее развитие и усовершенствование гораздо шире, чем можно описать в одной статье. Параллельно с развитием самой прялки постоянно совершенствовался ее привод. На замену ручным прялкам пришли самопрялки. В более поздние времена в качестве тяговой силы использовали животные (ослы).





На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Производительность которых стала значительно выше.


Автор: воспитатель детского сада: Глебова Ю.А. Ссылки: Презентация опубликована на сайте: www. kinder-planet.ru

ЗАДАЧИ:
Дать учащимся
первоначальные сведения о
прялке и декоративнотематической композиции в её
украшении.
Воспитывать уважительное
отношение к своим древним
корням и памяти предков.
Развивать творческую
активность, трудолюбие,
аккуратность, а также умение
использовать полученные
знания об орнаменте в
украшении модели прялки.

План урока:
Беседа об истории,
назначении и традициях
росписи русских прялок.
Дать определение
понятию «прялка», её
основным элементам.
Познакомить с
разновидностью типов
прялок и особенностью
их росписи.
Постановка
художественной задачи.
Практическое
выполнение задания.
Подведение итогов.

Русская народная песня «Пряха»

Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы.
Тусклый огонёк чуть брезжит из одинокого окошка.

Мерцающий свет едва освещает сидящую женщину.
Перед нею – прялка с куделью, в руке – веретено.

Вот они какие – русские прялки!

Люди труда в старину
думали о том, чтобы
предметы производства
и быта были
красивыми. Эти
художественно, со
вкусом изготовленные
прялки
свидетельствуют о
стремлении народа к
прекрасному.

Прялка – орудие для ручного
прядения
Прялка – орудие для
ручного прядения –
состояла из
вертикального стояка с
лопаской, к которой
привязывалась кудель
для прядения, и донца
– горизонтального
сиденья для пряхи.

Прялка – олицетворение
русской крестьянки
Многие поэты воспели прялку
как олицетворение русской
крестьянки, сумевшей,
несмотря на тяжёлую долю,
сохранить в себе силу духа,
свободолюбие, доброту,
терпение.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, писал А. С. Пушкин.

Среди многих работ, которые
выполняли крестьянки, прядение и
ткачество были самыми
трудоёмкими. Напрясть и наткать
надо было на всю семью, да ещё и
подати уплатить холстом. Вот и
сидела женщина за прялкой долгие
зимние ночи.
Прядение начиналось обычно в
конце ноября и продолжалось всю
зиму.
Ручное прядение было очень
медленным,
малопроизводительным. Самая
искусная пряха, работая от зари до
зари, могла напрясть в день около
460 аршин пряжи (примерно 300
метров). А чтобы получить хотя 20
аршин ткани (около 15 метров),
нужно было спрясть не менее 20
тысяч метров пряжи.

Чтобы приготовить
себе приданое,
девушка должна
была прясть и ткать с
6-8 лет. В музеях
хранятся маленькие
детские прялки.

Прялка была не только орудием
труда, но и произведением
искусства: чтобы скрасить тяжёлый
труд, её украшали резьбой или
росписью. Часто прялка была
подарком: жених дарил прялку
невесте, отец – дочери, муж – жене.
Подарок каждый хотел сделать на
радость и удивление. Тут
творческая фантазия мастера не
имела границ. Прялка становилась
гордостью её владелицы,
передавалась по наследству от
матери к дочери, от бабушки к
внучке. Сейчас многие из этих
прялок хранятся в музеях нашей
страны. Но имя того, кто дарил
прялку, от нас скрыто. Хотя на
некоторых прялках есть
дарственные, но многое ли откроет
нам такая, к примеру, надпись: «Сия
прялка Авдотьи Степановны. Кого
люблю, того дарю…».

Над прялкой трудились два
мастера: один вырезал её
из дерева, другой украшал
росписью. Форма и отделка
показывают, что резчик по
дереву был таким же
талантливым художником,
как и живописец.
Интересно, что из многих
сотен прялок, хранящихся в
наших музеях, ни одна не
повторяет другую. Так и
кажется, что каждая прялка
наделена своими
индивидуальными чертами,
имеет свой неповторимый
характер.

Типы прялок
сложились в далёкие
времена. На каждой
сравнительно
небольшой территории
была своя форма
прялки, свои приёмы
украшения.

Прочитайте пословицы и подумайте, что станет темой нашего сегодняшнего урока? Гиперссылка на 2 слайд.

Не ленись прясть, хорошо оденешься

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом



Сегодня на уроке:

  • Что такое пряслице?
  • Кто знает как выглядит прялка? Видели ли вы как прядут?
  • Каково устройство прялки?
  • Есть ли на прялке украшения?


Пять-пять овечек

Стожок подщипали,

Пять-пять овечек

Прочь отбежали,

Пузатый барашек

Весело пляшет.

веретено

В каких русских сказках есть строки, посвященные прялке?


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»


… Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном…

А.С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


… В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками…

Русская народная сказка

«Гуси-лебеди»



Да как-то беда случилась: сломалась у старухи прялка… Вот и говорит старуха: «Сходи-ка ты, дед, в лес, выруби деревце. Сделаем новую прялку…»

Каково устройство прялки?

Русская народная сказка

«Самое дорогое»


Ручная прялка состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной)


Каково устройство прялки?

Донце

Серьги

Лопасть

Гребень

Городки

Ножка

Кудель

Веретено

Работаем в технике аппликации – делаем прялку. Гиперссылка на 13 слайд.


Устройство прялки

кудель

Проверь себя.

веретено


  • Посмотрите, как разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения.

Прялки украшались цветистой росписью или мелким узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.


Какие виды росписей вы знаете? С каким промыслом мы познакомимся на уроке?

р о с п и с ь


  • Характерная особенность мезенской росписи – наличие полос и ярусов.
  • Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке.


Практическая работа:

  • Выполните эскиз украшения лопасти прялки росписью.
  • Для работы я предлагаю вам воспользоваться мотивами мезенской росписи .
  • Обратите внимание на форму птиц и животных. Кого они вам напоминают?




Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …

Домашнее задание:

  • Найти пословицы и поговорки о прядении и прялке.

Список литературы

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – Москва: Просвещение, 2000.
  • Дорожин Ю.Г. Рабочая тетрадь по основам народного искусства: Мезенская роспись – Москва: Мозаика-Синтез, 2000.