Open
Close

Презентация на тему загадки джоконды. Презентация по истории на тему "Леонардо да Винчи"(7 класс). Современное состояние картины

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Загадки «Джоконды»

Леонардо да Винчи

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Новомосковск, 2013г.

Вступление

Слайд № 2

Цель моей работы:
формирование представлений об эстетических идеалах эпохи Возрождения на примере картины Леонардо да Винчи «Джоконда»

Задачи:

    Познакомить с историей создания и описанием картины.

    Систематизировать сведения о загадках картины.

    Активизировать интерес учащихся к изучению мировых шедевров живописи.

Слайд № 3

Вопросы, которые я исследовала в своей работе:

    Кто на самом деле изображен на портрете?

    Чему улыбается Джоконда?

    Почему глаза Джоконды смотрят всегда на зрителя?

    Что за пейзаж изображен на картине?

    Популярность картины в наше время.

Введение

Слайд № 4

Находящаяся в одном из величайших музеев мира – Лувре (Париж, Франция) знаменитая картина «Джоконда» кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи.

История картины

От работы над «Моной Лизой», которую он начал в 1503 году, Леонардо не уклонялся – как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все его время. Он потратил на картину почти четыре года и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию.

Название картины

Полное название картины Ritratto di Monna Lisa del Giocondo () – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona . Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа – del Giocondo , по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda – «весёлая, играющая».

Описание картины

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую, положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. По тогдашней моде у неё . Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную , падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит женщина, стоит на балконе либо на , линия парапета которой видна позади её локтей.

Раньше картина была шире и вмещала две боковые колонны лоджии. Это хорошо видно на наброске, который в 1504 году сделал Рафаэль, увидевший у Леонардо «Мону Лизу». Это было сделано до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета. Неизвестно, кто и когда обрезал края картины с колоннами. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи, руководствуясь вопросами композиционного характера.

Слайд № 5


«Мона Лиза» - набросок 1504 г. Рафаэль

Неизвестный художник


Кто на самом деле изображен на портрете?

Уже на протяжении столетий, вопрос, кто же эта дама, изображённая на картине, интересует многих учёных, культурологов, историков, искусствоведов. Большинством принятая версия, говорит о том, что на портрете изображена Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, третья жена богатого торговца шелками из Флоренции – Франческо дель Джокондо. И первым, кто высказал данное предположение, был известный средневековый художник и биограф итальянских художников Джорджо Вазари.

Слайд № 6

Интересный факт: известен рисунок из частной коллекции в Нью-Йорке. Возможно, он сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.

О Лизе Герардини известно не так много. Родилась она приблизительно в 1479 году. В 16 лет Лиза вышла замуж за богатого торговца Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, для которого этот брак стал вторым. Умерла эта женщина в возрасте 63 лет и была похоронена во Флоренции.

Рисунок Джоконды

Леонардо да Винчи

аверное, кого-то должно мучить разочарование от мысли, что самое бесценное сокровище Лувра является портретом во всех отношениях достойной, но самой обычной женщины? Где же загадка? Где тайна? Но есть версии о более примечательных кандидатках на роль Моны Лизы.

Слайд №7

«Изабелла Арагонская»

Рафаэль

Емецкий историк искусств Майке Войт-Луэрссен, выпустившая в результате 17-летних исследований книгу «Кто такая Мона Лиза?», утверждала, что на картине изображена Изабелла Арагонская (1470-1524) – дочь короля Неаполя Альфонса II. Известный портрет Изабеллы Арагонской принадлежит кисти итальянского художника» Рафаэля.

Слайд № 8

Изабелла Д’Эсте (1474 – 1539) – дочь герцога Феррары Эрколе Д’Эсте, которая считалась одной из образованнейших женщин своего времени, собирательницей и покровительницей искусства. Леонардо да Винчи оставил рисунок с ее изображением.

«Изабелла Д’Эсте»

рисунок

Леонардо да Винчи

«Изабелла Д’Эсте»

Тициан

Акже известен портрет Изабеллы, написанный Тицианом.

Слайд № 9

Цецилия Галлерани (1473-1536) – Она происходила не из очень знатной семьи, но получила хорошее образование и воспитание. Писала стихи, свободно владела латынью, прекрасно пела.

Считается, что именно Цецилию Леонардо изобразил как «Даму с горностаем».

«Дама с горностаем»

Цецилия Галлерани

Леонардо да Винчи


Слайд № 10

К

«Катерина Сфорца»

Лоренцо ди Креди

атерина Сфорца (1463-1509) – незаконнорожденная дочь герцога Милана Галеаццо Сфорца. Считается, что Катерину Сфорца мы можем увидеть вот на этом портрете, написанном Лоренцо ди Креди, который, как и Леонардо, учился у Верроккьо.

На роль модели для «Моны Лизы» исследователи прочили не только женщин, но и мужчин. И один из этих предполагаемых мужчин – сам Леонардо да Винчи.

Слайд № 11

Исследовательница творчества Леонардо да Винчи Лилиан Шварц в восьмидесятые годы двадцатого столетия при помощи компьютерных программ сопоставила автопортрет Леонардо и изображение «Джоконды», предварительно с помощью компьютера перевернув изображение. Произошло совпадение.

Слайд № 12

На этом компьютерном рисунке мы видим постепенное «превращение»

Леонардо да Винчи в Джоконду.

Постепенное «превращение» Леонардо да Винчи в Джоконду

Компьютерная версия


Обнаруженная схожесть двух лиц – неоспорима. Но сам да Винчи говорил о том, что многие живописцы при написании портретов, объединяют собственные черты лица с чертами лица модели.

«Иоанн Креститель»

Леонардо да Винчи

Уществует и другое мнение, согласно которому на картине изображён мужчина. И, согласно этому утверждению, Леонардо да Винчи писал портрет со своего юного подмастерья по имени Джан Джакомо Капротти, который работал в мастерской живописца. Он же послужил моделью для картины да Винчи «Иоанн Креститель ».





Однако, истинная личность модели – не единственная загадка, которую таит в себе шедевр великого мастера живописи.

Чему улыбается Джоконда?

Слайд № 13


Из всех живых существ, населяющих нашу планету, только человеку преподнесён такой дар, как способность улыбаться. Улыбка может быть милой, ехидной, бесстрастной, беззаботной. Бывают улыбки, о которых никто не знает – улыбки украдкой. А бывают те, что известны всему миру.

Существует немало догадок – чему же или кому именно улыбается изображённая на портрете дама. Есть догадка о том, что женщина, изображённая на картине, ждет ребенка. Этим фактом и можно объяснить её загадочную улыбку. Те, кто взяли на веру теорию о том, что «Джоконда» – автопортрет Леонардо, полагают, что это улыбка мастера. И улыбается он тому, что сумел провести зрителей.

На прошедшей в конце февраля 2003 года ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки доктор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета заявила, что причина тому – особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены на глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.

В начале 1993 года среди историков искусства разгорелись споры: действительно ли Мона Лиза улыбается или она вот-вот заплачет. Возникшая новая версия утверждала, что дама готова разрыдаться оттого, что ее только что обидели.

В июне 1995 года канадский фотоэксперт Жак Фрэнк, проанализировав каждую крошечную трещинку возле рта и глаз Моны Лизы, заявил, что первоначально у нее была широкая, почти веселая улыбка, а нос красив и не так широк, как мы видим его сегодня. Дело в том, что со временем кракелюры (трещинки на холсте) изменили ее образ.

Когда в Амстердамском университете выражение лица Джоконды прогнали через компьютерную программу, в которую были заложены 6 основных человеческих эмоций, получилось, что в ее улыбке 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Здорова ли женщина, изображенная на портрете?

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», – утверждает эксперт.

Один известный специалист по болезням верхних конечностей Жан-Жак Котэ, обнаружил, что у женщины, изображенной на картине, паралич конечностей. Так же бездействует и правая часть лица. Такой же диагноз – паралич лицевого нерва – поставил ей и крупнейший специалист-отоларинголог Кристофер Адур из Окленда. В своей врачебной практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы»,

Что зашифровал в своей картине великий Леонардо да Винчи?

14 декабря 2006 года на знаменитейшем портрете «Мона Лиза» итальянские ученые-специалисты обнаружили сенсационную находку – тайный шифр. В глазах Джоконды оказались прорисованными мельчайшие буквы и цифры, которые трудно заметить невооруженным взглядом, однако с помощью увеличительного стекла, они становятся различимыми.

Согласно официальным данным, в правом зрачке Моны Лизы можно рассмотреть латинские буквы "LV". Первая версия, что эти буквы инициалы самого Леонардо да Винчи, однако есть предположения, что это вовсе не буквы, а цифры. Так, в левом глазу буквы читаются с трудом, по словам специалистов, это либо СE, либо В. Помимо прочего, позади Джоконды, в арочном своде моста, различимо число 72, правда, по мнению экспертов, семерка может быть буквой "L". Значение этих знаков пока еще не раскрыто. Есть специалисты, которые уверены, что мистические цифры и буквы на полотне – не более чем многовековые трещины – кракелюры.

Всем известен нашумевший роман американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи», по нему снят одноименный фильм. По сюжету главный герой идет по следу убийц, используя подсказки, спрятанные на полотнах итальянского художника.

И вот, о разгадке кода да Винчи заговорили вновь. Некая таинственная организация, называющая себя Всемирным фондом «Зеркало священного писания и живописи», сообщила: мол, в своем произведении «Мадонна с младенцем со Святой Анной и Святым Иоанном Крестителем» художник изобразил самого господа Бога - ветхозаветного Яхве. И, чтобы увидеть его, достаточно приложить зеркало к определенному участку картины.

Слайд № 14

Именно таким, по их мнению, да Винчи представлял себе Господа – невидимым простому человеку, но

непременно вселяющим страх.

«Мадонна с младенцем со Святой Анной

и Святым Иоанном Крестителем»,

Леонардо да Винчи

Нтузиасты зеркальной расшифровки поясняют, что живописец еще и указал место, куда надо прикладывать зеркало, – на него якобы смотрит Иоанн Креститель.

Слайд № 15

Работники Лувра подметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению «Джоконды». Но стоит посетителям вновь заполнить Лувр, и Мона Лиза оживает: краски становятся сочнее, фон – светлее, улыбка – отчетливее.

Картина в наши дни

Слайд № 16

В Лувре

В
картина почти не покидала Лувр, побывав в году в и в году в . По пути из во картина была выставлена в в . Поездки только закрепили успех и славу картины.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым

стеклом в Лувре и толпящиеся

рядом посетители музея

Жегодно Парижский Лувр посещают семь миллионов туристов со всего света. Посмотреть картину приходят не только восторженные поклонники, просто любопытные, но и люди с нездоровой психикой.

Так в 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей . 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была исправлена). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, облила картину красной краской, когда она находилась на выставке в Токио. 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло чашкой и немного его повредила.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн. долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

Найти «Мону Лизу» в огромном музее нетрудно. Только для нее одной кругом расставлены указатели, которые приведут вас в зал галереи, где выставлена эта картина.

Слайд № 17

Популярность картины

1. Использование картины в рекламных целях


Слайд № 18

    Средство для роста волос.

    Обложка детективного романа.

Слайд № 19

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени М.А.Шолохова»
(МГГУ имени М.А. Шолохова)
Факультет Дизайна и визуальных искусств
Кафедра Художественного образования
Направление «Художественное образование»
Профиль «Дизайн и визуальное искусство»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА
«РАЗРАБОТКА ВИДЕО ПРОЕКТА ДЛЯ ИНТЕРНЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
МЕНЯК ОКСАНА СТАНИСЛАВОВНА
Москва 2012

Аннотация

Актуальность и сферы применения
видеопроектов
Создание презентации в Power Point
Анализ картины «Мона Лиза»

Цель

Создание презентации «Тайна Мона Лизы»
для сайта МГГУ им. Шолохова

Задачи

1 изучение научной и художественной
литературы
2 изучение программ для создания
мультимедиа проектов
3 сбор и обобщение материала
4 разработка проекта для студентов
5 анализ художественного произведения
«Мона Лиза»
6 выполнение дипломного проекта

Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)

История картины

«Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»;) полное
название - Портре́т госпожи́
Ли́зы
Джоко́ндо, - картина Леонардо да Винчи,
находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно
из самых известных произведений живописи
в мире, которое, как считается, является
портретом Лизы Герардини, супруги торговца
шёлком из Флоренции Франческо дель
Джокондо, написанным около 1503-
1505 года.

Возможно, этот рисунок
из коллекции Хайд в
Нью-Йорке сделан рукой
Леонардо да Винчи и
является
предварительным
эскизом портрета Моны
Лизы. В этом случае
любопытно, что сначала
он намеревался вложить
ей в руки пышную ветвь.

«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты

Описание картины

На
картине
прямоугольного
формата
изображена женщина в тёмной одежде,
обернувшаяся вполоборота. Она сидит в
кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку
на его подлокотник, а другую положив сверху.
Разделенные пробором, лежащие волосы,
видные сквозь накинутую на них прозрачную
вуаль. Темно-зеленое платье в тонких сборках,
с золотистыми рукавами в складках, вырезано
на белой невысокой груди.

Мона Лиза

Композиция

Портрет Джоконды является одним из самых
лучших
образцов
портретного
жанра
итальянского Высокого Ренессанса.
«Джоконда превосходно вписана в строго
пропорциональный прямоугольник, полу фигура
ее образует нечто целое, сложенные руки
придают ее образу завершенность. Впрочем, как
ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос
Джоконды созвучна прозрачной вуали, а
брошенная через плечо свесившаяся ткань
находит себе отзвук в плавных извивах далекой
дороги. Во всем этом Леонардо проявляет свое
умение творить согласно законам ритма и
гармонии».

Техника живописи

Леонардо да Винчи удалось создать влажный взгляд
Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не
сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук».
Пользуясь техникой S fumato - это едва уловимая дымка,
окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между
источником света и телами, как он выражается, «некий род
тумана».
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на
зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно
подумать, будто они чуть хмурятся; губы ее сжаты, но около
их уголков намечаются едва уловимые тени, которые
заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся,
улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным
взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о
противоречивости ее переживаний.

Улыбка Джоконды

Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы - это
органическое сочетание внутренней собранности и чувства
личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося
на его сознание собственной значительности. И сама улыбка
ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения;
она воспринимается как результат спокойной уверенности в
себе и полноты самообладания».
Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит;
что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской,
мы непреоборимо ощущаем присутствие существа,
наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и
от которого можно ждать ответа».
Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий
смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и
зловещей угрозы.

Улыбка Джоконды

Пейзаж

Искусствоведы подчеркивают органичность, с которой
художник соединил портретную характеристику личности с
пейзажем, полным особенного настроения, и насколько
сильно это увеличило достоинства портрета.
„Джоконда“ - не портрет. Это - зримый символ самой
жизни человека и природы, соединенных в одно целое и
представленных отвлеченно от своей индивидуальноконкретной формы.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и
рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах
дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав,
словно созданный не рукой человека, но той внутренней
силой материи, которая из раствора рождает совершенные
по форме кристаллы».

Репутация картины

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена
современниками художника, в дальнейшем её репутация
потускнела. О картине не вспоминали особенно до середины XIX
века, когда художники, близкие к символистскому движению,
начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями
относительно женской загадочности.
Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным
исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в
музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со
страниц газет.
«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых
знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая
репутация связана не только с её высокими художественными
достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это
произведение.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея

Кража «Моны Лизы»

Мона Лиза долго была бы известна только тонким
знатокам изобразительного искусства, если бы не её
исключительная история, которая обеспечила ей
всемирную известность.
21 августа 1911 года картина была похищена
работником Лувра, итальянским мастером по
зеркалам Винченцо Перуджей. Цель этого похищения
не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел
возвратить «Джоконду» на историческую родину,
считая, что французы «похитили» её и забывая, что
Леонардо сам привез картину во Францию. Поиски
полиции были безуспешными. Картину нашли только
спустя два года в Италии
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после
выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.

1911 год.
Пустая стена,
где висела
«Мона
Лиза»

Современное состояние картины

«Мона
Лиза»
очень
потемнела, что считается
результатом свойственного
её автору тяготения к
экспериментам к краскам,
из-за
которого
фреска
«Тайная вечеря» вообще
практически погибла.
Современное
состояние
картины достаточно плохое,
из-за чего сотрудники Лувра
объявили, что больше не
будут отдавать её на
выставки:
«На
картине
образовались трещины, а
одна из них останавливается
в считанных миллиметрах
над головой Моны Лизы».

Заключение

Создана презентация « Тайна Мона Лизы»
для сайта МГГУ им. Шолохова.

Жихарева Арина

Презентация ученицы к уроку искусства в 8 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила Арина Жихарева, 8 класс Руководитель Степаненко Раиса Николаевна

Немного о картине «Мо́на Ли́за» («Джоко́нда»;) полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Ещё немного о картине Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания.

"Мона Лиза": история украденного шедевра Трудно представить, что в "жизни", пожалуй, самой известной в мире картины "Мона Лиза" был период, когда о ней знала только богатая верхушка Старого Света. И именно кража шедевра, которую предпринял в 1911 году художник Винченцо Перуджиа, отчаявшиеся полицейские Парижа, напечатавшие 6,5 тысяч фотографий с ликом "Джоконды", и газеты по всему свету, поместившие его на свои передовицы, за одни сутки превратили одну из картин Лувра в первую картину мира.

Описание картины Копия «Моны Лизы» из коллекции Уоллас (Балтимор) была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Описание картины Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками

Копия с утраченными колоннами

Эскизы к картине К картине Леонардо да Винчи «Джоконда» было написано два эскиза

Интересные факты о картине «Мона Лиза» Без сомнений, картина «Мона Лиза» самая известная во всем мире, хотя по популярности с ней может поспорить «Черный квадрат» Малевича, но многие люди последнюю картину воспринимают с ухмылкой. Сегодня речь пойдет о интересных фактах про «Мону Лизу» 1. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо – так звучит полное название картины. Если углубиться в Итальянский язык то выйдет, что ma donna будет в переводе «моя госпожа», но слова используются в сокращенной форме – monna или mona. 2. По одной из версий (или легенд) на картине нарисована жена торговца шелковыми тканями из Флоренции Франческа дель Джокондо. Кстати, второе название «Джоконда» берет свои корни отсюда. Есть и другие версии, по которым на полотне До Винчи изобразил самого себя в женском обличии или нарисовал свою мать Катерину.

В Лувре у картины 3. В данный момент картина выставлена в Лувре. За охранную систему отдали 7 миллионов долларов. Тут и пуленепробиваемое стекло и современная сложнейшая сигнализация. А специально созданный микроклимат не даст испортиться полотну. 4. Через многочисленные, специальные исследование выяснилось: картина переделывалась дважды автором. Наверно, художник пытался улучшить свое творение. Хотя эксперты утверждают, что предыдущие версии были намного сочнее и ярче.

3 миллиарда долларов 5. Все-таки в 1911 году картину удалось украсть работников Лувра. Все усилия полиции оказались четными. История закончилась через два года, когда вор увидел объявление директора картинной галереи в газете. Так Мона вернулась на свое место. 6. Неоднократные попытки испортить наследие Да Винчи не увенчивались успехом. Хотя незначимые повреждения все-таки были. Кисло и камни, краска и различные предметы, брошенные в картину – что только не видела «Джоконда». 7. Стоимость картины оценить очень сложно или даже практически невозможно. Лувр оформляет страховку на 3 миллиарда долларов!!!

Одна из легенд Есть версия, что художник на картине изобразил автопортрет

Мона Лизу развлекают шуты и клоуны - в надежде, что она улыбнётся

Знаменитая улыбка Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки. Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич "болезнью Моны Лизы", видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству. Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. "Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы", - утверждает эксперт. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены не глазах "натуры" или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться "нарисовать рот, не глядя на него". Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.

Современное состояние картины

Руки на картине

Ученые определили географическое положение пейзажа за спиной Моны Лизы За спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж - окрестности северо-итальянского городка Боббио (Bobbio), утверждает исследовательница Карла Глори (Carla Glori)

Техника живописи Техника Леонардо да Винчи раскрыта. Мона Лиза слой за слоем техника сфумато – изобретенная Леонардо да Винчи техника живописи. Заключается в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ. Все должно быть как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. Да Винчи практиковался в этой технике, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой. REGNUMПо признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо. Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана. Разгадки Джоконды Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% - испытывающая чувство отвращения, на 6% - полная страха и на 2% - злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.Если верить, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально - у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ.Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением".

Вторая Мона Лиза Ученые из Швейцарии подтвердили, что второе полотно с Моной Лизой также является подлинным, и было написано самим Леонардо да Винчи. Такие выводы были сделаны после исследования аутентичности картины, которое показало, что вторая «Улыбка Джоконды» не уступает по ценности первой. Кроме того, стало известно, что данная картина была написана на несколько лет раньше, чем ее знаменитая на весь мир «сестра». «Мона Лиза», которая хранится в течение уже трех столетий в Лувре, рассматривалась как единственный экземпляр, написанный итальянским мастером. Однако в прошлом году была обнаружена вторая копия картины, которая пролежала более четырехсот лет в банковском сейфе. Последние исследования экспертов Art Foundation свидетельствуют, что этот портрет, почти наверняка, также работа да Винчи, а не его учеников или имитаторов. Специалисты указывают, что пропорции «второй Моны Лизы» полностью соответствуют тем, которые да Винчи использовал при изображении человеческих форм. Также совпадает время написания картины – между 1410 и 1455 годами, пишет «Вести». «Когда мы добавим эти новые данные к обширным научным и физическим исследованиям, которые у нас уже есть, я полагаю, все сомнения относительно авторства Леонардо рассеются», - рассказал вице-президент Art Foundation Давид Фельдман.

Как две сестры

Благодарим за внимание!

Мона Лиза Джоко́нда

Леонардо да Винчи
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи

Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней. Грюйе, конец XIX века
«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

История картины
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».

Сообщение Вазари
Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.
«Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.

Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Работа последователя Леонардо - изображение святой. Возможно, в её облике запечатлена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, одна из кандидаток на роль Моны Лизы
Версии кто на портрете
Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца
Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская
Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника - «Дамы с горностаем»)
Констанца д"Авалос, которая также имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д´Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
Пачифика Брандано (Pacifica Brandano) - другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
Просто идеальная женщина
Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)
Автопортрет самого Леонардо да Винчи

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника
Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.

Описание
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям - атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»

Современное состояние
«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо. Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы»..

Техника
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно - это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка - душа живописи“. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».

Пейзаж

Пейзаж
Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета. Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты».
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.

Место картины в развитии портретного жанра
«Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них - на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному». Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Ротенберг пишет: «хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах - в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой „иконографии“ портретных изображений.

Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. (…) В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров».

С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. (…) Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения, искренне удивлена. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновре менно, гораздо более трудную задачу - дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. (…)

В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. А самым важным в образном строе портрета является - это подчинение всех частностей руководящей идее. «Голова и руки - вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Его главная цель - не отвлечь внимания зрителя от лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Леонардо сознательно избегает тяжелых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу».

Репутация картины
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет.

Улыбка Джоконды
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности(Мутер).

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один - в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, - и это, пожалуй, ещё важнее - одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».

История картины в Новое время
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Франци. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо - «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.

Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой - дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Вандализм
В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.


Леонардо да Винчи

Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Еще при жизни о Леонардо да Винчи ходили легенды. Его называли магом и чародеем. Всезнающим ангелом и антихристом. Не было людей равнодушных к его персоне. Его либо обожали, либо ненавидели, либо обожали и ненавидели одновременно. Он был загадкой для современников и до сих пор остается одной из самых таинственных фигур в истории человечества.

Его произведения уникальны, как и он сам. Поражают своей глубочайшей мыслью.




« Иоанн Креститель »


«Мадонна Литта» (1490-1491)


«Мо на Лиза » («Джоконда»)

(1503-1505гг.)


Картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре. Одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо.

Полное название картины - « Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Зрители, глядя на неё, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за необыкновенной техникой применяемой в портрете - ведь главная загадка его в необъяснимом выражении лица, в непонятной "ускользающей" улыбке.


Мнения исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф Леонардо да Винчи Джорджио Вазари , восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета, пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное духовное состояние: "Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию...

А. Л. Волынский - литератор 19 века и исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи - характеризует портрет Моны Лизы совсем иначе. Анализируя работы Леонардо, исследователь склоняется к выводу, что живопись была для этого могучего гения, скорее, научным экспериментом, нежели самим искусством с его предназначением. А. Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность, и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя.

И в портрете Джоконды, при всей непревзойденности техники изображения человека и эстетической гармонии, отсутствуют душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что есть главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз. Вот как он описывает свое впечатление от увиденного портрета и улыбки Джоконды: "Непонятная улыбка возбуждала во мне что-то неприятное: в душу ниоткуда не проникал свет художественной красоты, а ум не устанавливал никакой определенной точки зрения на этот портрет.


Предполагается, что Леонардо использовал в своей картине свойства человеческого зрения, что создает удивительные свойства выражения лица Джоконды. Зрение у человека есть прямое и периферическое. Прямое - хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета считает, что улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением".




Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника. Но учёные нашли дневник флорентийского чиновника, в котором он пишет о создании портрета Лизы Герардини