Open
Close

Скачать презентацию что такое проповедь христа. Нагорная проповедь. презентация к уроку по мхк (6 класс) на тему. который так и не стал счастливым

Конспект урока № 6.

«Проповедь Христа»

Цель: дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества, познакомить с Нагорной проповедью

Задачи:

    Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе, начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания «духовные сокровища».

    Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.

    Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация к уроку; иллюстрации с местами Нагорной проповеди

Основные понятия и термины: Иисус Христос, христианство , Нагорная проповедь, духовные сокровища .

Ход урока

    Проверка домашнего задания и повторение:

Учащимся предлагается составить свой список книг, которые они бы взяли на необитаемый остров.

Вопросы для повторения: - Кто такие христиане?

Почему Библию называют «Книгой Книг»?

    Этап мотивации

Приведите известные вам примеры мужественного поведения.

Является ли мужеством терпение причиненного тебе зла?

Можно ли месть причислить к мужественному поступку? Почему?

Представьте, что вас обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Слёзы застилают глаза, сердце рвётся от обиды. Как ты поступишь? Дашь сдачи, отомстишь, дождавшись удобного случая?

3. Работа с учебником

Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание: предположи, чему учил Христос?

Чтение статьи по этапам

О МЕСТИ - К чему приводит месть?

Как связаны любовь и ненависть?

О БОГАТСТВЕ - Что значит богатство духовное и материальное?

Работа с картиной «Сватовство гусара»(слайд)

НАГОРНАЯ ПОПОВЕДЬ

    Почему Проповедь называется Нагорная и о чём в ней говорится?

    В чём обвинили Христа люди?

    Почему Христос не стал уклоняться суда тех, кто объявил Его преступником и требовал казни?

4. Физкультминутка

«Христос учил так, как никто до Него «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе свой не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? Или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей забот» Слайд-шоу «Не рвите цветы» Ю. Антонов

5. Работа с терминами:

Подобрать прилагательные, характеризующие слова МЕСТЬ и БОГАТСТВО на каждую букву этих слов

6. Работа с дополнительным материалом.

Из Библии Как исцеляла людей любовь Христа

«Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему рас­слабленного (парализованного) человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слу­шателями. И даже снаружи, у окон и двери, стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тог­да родственники расслабленного залезли на крышу дома, разо­брали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к но­гам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И тог­да ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на кото­рых лежал, и пошёл в дом свой, славя Бога»

Как исцеляла любовь Христа, - Какую любовь можно назвать христианской?

7. Итог урока, рефлексия

Месть за причиненное зло умножает количество добра или зла в мире? Почему есть такие люди, которые стремятся отомстить?

Какое богатство – истинное и вечное? Как ты думаешь, почему люди стремятся иметь богатство сиюминутное, которое легко утратить, и с трудом понимают, как важно стремиться иметь вечное богатство?

Земные богатства и счастье - одно и то же?

8. Домашнее задание

По выбору: - быть щедрым хорошо, потому что… Фея Добра

Быть щедрым плохо, потому что… Фея Грусти

Цель урока: знакомство с учением Христа.

Задачи урока.

Обучающая: познакомить детей со значением слов проповедь, скрижали, Нагорная проповедь, заповеди блаженства, Царство Божие.

Развивающая: закреплять понимание детей, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству; значения для христианской культуры евангельских сюжетов.

Воспитывающая: продолжение работы по усвоению отличия уважительного и священного отношения к предметам в православной традиции. Разговор о правилах поведения людей в православной традиции.

Ключевые понятия урока: проповедь, скрижали, Нагорная проповедь, Царство Божие.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма урока: традиционная.

Учебный материал: учебник “Основы православной культуры”, М., “Просвещение”, 2012, стр. 20–23.

Дополнительный материал: презентация к уроку “Проповедь Христа”, вопросы и задания к теме “Проповедь Христа”.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, раздаточный материал: учебники, “Вопросы и задания к теме Проповедь Христа”.

Ход урока

Первый раздел урока. Повторение прошлого урока..

Для повторения урока по теме “Евангелие”, ребятам предлагается вспомнить ключевые слова прошлого урока, затем просматриваются файлы из домашнего задания с картинами “Тайная вечеря” русских и зарубежных художников.

Второй раздел урока. Новый материал.

1 слайд. Ребята читают его название. Далее совместная работа учителя и учащихся. Рассматривая две работы художников, из которых видно, что учил Господь разных людей. Его учение жило и живёт всегда. В работе И.К.Макарова соединилось время учением Христа.

2, 3 слайды. 2 слайд. 1.Икона. Чудо в Канне. 2. Г. Доре. Исцеление расслабленного. 3. Исцеление слепого. 4. Икона. Исцеление сухорукого. 3 слайд. 1.Г. Доре. Чудо насыщения хлебами. 2. Эль Греко. Святая Вероника. 3. Чудо улова рыбы. 4. И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. Они рассказывают о чудесах, совершённых Иисусом Христом. О чудесах здесь рассказывают и дети (из домашнего задания). Зачитывается врезка на стр. 21, рассматривается икона Воскрешение Христом Лазаря на стр. 23.

Учитель обращает внимание на то, что Спаситель совершал чудеса с теми людьми, которые верили в Бога, из глубины сердца желали Его помощи, им уже никто не мог помочь.

4 слайд. В нём вопрос, на который ребята отвечают сами. Они говорят, что люди тогда стали злыми, жадными, мстительными. Вопрос учителя: “А какими люди должны быть?”.

5 слайд. Что такое проповедь Христа. Заповеди были подар ены Богом людям.

6 слайд. Знакомая детям работа. Поиск корней в словах и работа по усвоению этих слов.

Учитель с детьми совершает путешествие во времени, рассказывая кому были переданы заповеди от Бога. Знакомит со словом скрижали – глиняные таблички с надписями.

7 слайд. Ребята рассматривая икону пророка Моисея, узнают, что именно ему Бог даровал скрижали с десятью заповедями для жизни людей на земле.

8 слайд. Вновь на уроке возникает вопрос о приходе на землю Спасителя. Повторение слайда с вопросом – это не ошибка. Это способ привлечь внимание к важному жизненному вопросу. Ответ на него на этот раз в 9 слайде.

9 слайд. С ребятами идёт разговор о том, что такое Царство Небесное и где оно. Пусть ребятами сами расскажут всё что знают об этом. Только потом переходить к чтению в десятом слайде.

10 слайд. В нём ребята сами зачитывают о чём учил Иисус Христос. Здесь у ребят возникают вопросы, на которые необходим ответ учителя.

11 слайд. Переносит нас в Палестину, в местечко близ Капернаума. Здесь и была произнесена проповедь известная теперь как Нагорная проповедь. Ребята очень быстро открывают для себя смысл слова Нагорная.

12 слайд. Известный сюжет Нагорная проповедь в картинах художников. Внутри православной традиции существует иное название: “Заповеди блаженства”.С ребятами раскрывается смысл слова блаженство, его осмысление в православной традиции.

13, 14 слайды. Нагорная проповедь в двух вариантах текста. Лучше если левую колонку будет читать учитель, а правую – дети. Беседа о учении в Нагорной проповеди. Необходимо обратить внимание учащихся, что это учение (какими должны быть люди) очень современно. Все эти заповеди нами сейчас должны быть востребованы. Все хочется внимания, доброты. А раз хочется нам, значит это необходимо и людям находящимся с нами рядом. Ребята могут привести примеры из жизни, которые соответствуют заповедям в Нагорной проповеди.

Третий раздел урока. Закрепление материала.

15 слайд. Завершение проведённой работы. Евангелие – книга, которая хранит тайны жизни в православной традиции.

Работа по учебнику. Вопросы и ответы во врезке на стр. 23. Важно, чтобы ребята определили новизну отношений Бога и человека. Ответ на стр. 23 - Иисус Христос пришёл послужить людям. Это для христиан важный пример проживания жизни православной традиции.

Четвёртый раздел уроков. Повторение.

Ребята заполняют “Вопросы и задания по теме Проповедь Христа”. Детям надо напоминать о возможности помочь друг другу, о их сотрудничестве.

Пятый раздел урока. Подведение итогов.

Ребята рассказывают что узнали нового, что запомнилось. Задают вопросы. Активно работающие ученики, получают любимые “плюсы”. Для интересующихся домашнее задание: поискать работы художников о чудесах Иисуса Христа Спасителя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА Свечкарева Л.В. учитель начальных классов и ОРКСЭ МАОУ СОШ №6

мест ь – мест и - мест о

Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить? Всегда ли нужно давать сдачи? Всегда ли нужно применять силу, защищая себя?

Давайте порассуждаем: чем наполняется наш мир в том случае, если мы не прощаем обидчика? войнами злостью Дружбой Радостью жизни убийствами Помощью в трудную минуту миром любовью ненавистью спокойствием

Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Худой мир лучше доброй ссоры. Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит. Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

О БОГАТСТВЕ «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек. Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА № 70» Г.РЯЗАНИ

Учебный курс ОРКСЭ

Модуль ОПК

Урок 6. Проповедь Христа

Работу выполнила Прибылова Е.А.,

учитель русского языка и литературы

РЯЗАНЬ, 2013

Проповедь Христа

План - конспект урока

Цель урока: формирование у обучающихся понимание сути христианского учения и его значения для мировой культуры

Задачи урока: обучающая: дать представление о Нагорной проповеди Иисуса Христа: познакомить с учением Христа о мести и богатстве; формировать знания об отношениях Бога и человека с точки зрения христианского учения;

развивающая: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к личности Иисуса Христа и основам христианского учения; способствовать развитию связной речи, интеллектуальных способностей, самостоятельности суждений обучающихся и умения делать выводы;

воспитывающая: способствовать формированию стремления к доброму и милосердному отношению к людям, разумному, нестяжательному отношению к материальному миру, ответственному исполнения своего человеческого долга.

Предполагаемые результаты:

    обучающиеся смогут дать определение, объяснят значение слов проповедь, Нагорная проповедь, духовные сокровища, благодать, Царство Небесное;

    ответят на вопросы, приведут примеры, примут участие в учебном диалоге, самостоятельно поработают с учебным материалом, сформулируют и выскажут свою позиция, составят кластер;

    ответят на вопросы, заполнят таблицу

Формы и виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, выразительное чтение стихотворения, составление кластера, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: христианство, православие, Нагорная проповедь, духовные сокровища, благодать, Царство Небесное.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, слайды с изображением места Нагорной проповеди: Нагорная проповедь. Карл Генрих Блох, икона Распятие, Дионисий; Лебедев К.В. Принесение первосвященником ветхозаветной жертвы; Глазунов И.И. Распни Его; Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос; Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Исцеление расслабленного в Капернауме; икона Исцеление расслабленного в Капернауме; икона Воскрешение Христом Лазаря.

Ход урока:

    Мотивационно-ориентационный блок.

Беседа по вопросам:

1.Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым? (Здоровым, успешным, богатым, сильным, мужественным….)

2. Каким тебя хотят видеть твои родители? (Здоровым, добрым, заботливым, сильным…)

3. Предположи, каким тебя хочет видеть Бог? (Верующим, добрым, сильным, мужественным…..)

4. Многие из вас в числе личностно значимых качеств указывают силу, мужество, отвагу. А как поступить, если тебя обидели, толкнули, ударили, обозвали? (Дать сдачи, Не давать сдачи)

Итак, ваши ответы разделились на 2 группы: дать сдачи и проявить милосердие. Сегодня на уроке мы узнаем, какой ответ на этот вопрос дает христианство? Но перед этим вспомним: (повторение материала урока 5)

Что такое христианство?

Кто такие христиане?

Почему Библия - Священная книга христиан?

Из скольких частей состоит Библия, и основное содержание этих частей.

    Информационно - аналитический блок. Слайд 1.Тема урока «Проповедь Христа».

1). - Какое слово вам незнакомо? Словарная работа со словом ПРОПОВЕДЬ. Подбор однокоренных слов (исповедь, заповедь, ведать, невежа). Проповедь от славянского слова ВЕДЕНИЕ. Проповедь - церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа. (Православный энциклопедический словарь.) Слайд 2. Проповедь - нравственное и религиозное наставление, призыв к изменению жизни. Проповедь Христа - это наставление Христа. Несмотря на то, что слова Иисуса Христа были сказаны более 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Сегодня на уроке мы узнаем: Слайд 3.

Чему учил Христос?

Что такое Нагорная проповедь?

Какое сокровище нельзя украсть?

В чем состоит завет Христа?

2)Чтение учебника с. 20-21 «О МЕСТИ».

Чему учил Христос? (Дети зачитывают цитаты) 1.«Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас». Эти слова Христа о личных оскорблениях. А если речь идет о защите Родины, то каждый обязан встать на ее защиту. Знаменитые воины: Александр Невский, Федор Ушаков прославлены в лике святых.

2. «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?»

Что означают эти слова? (По учению Христа, главное достоинство человека - богатство его внутреннего мира, стремясь достигнуть своей цели, не следует превращать свою жизнь в войну против всех, чтобы не остаться в окружении страха и ненависти.

С. 21-22 «О БОГАТСТВЕ» (до Нагорной проповеди).

Чему учил Христос, говоря о богатстве? 1. «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

О чем эти слова? (Земные богатства и радость - не одно и то же. Никакое богатство не принесет радости человеку в тяжелой болезни).

Какие сокровища навсегда останутся с человеком? (Духовные сокровища - добрые дела, которые нельзя украсть, они навсегда остаются с человеком)

Еще чему учил Христос? («Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не беспокойтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы». (Человек прежде всего должен стремиться к Богу, а Бог, видя такое стремление человека, не оставит его без помощи)

О чем предупреждает Христос? (О лени. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.)

3). Работа с демонстрационным материалом. (по презентации Рябчук С.М. для сайта Светочъ. Основы православной веры в презентациях svetoch-opk.ru)

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Слова о мести, богатстве, духовных сокровищах были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Слайд 4. «Нагорная проповедь». Карл Генрих Блох. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

В учебнике на с. 22 есть иллюстрации: Макаров И. Нагорная проповедь. Люди слушают проповедь.

Обратите внимание на слушающих людей. О чем говорят их позы, выражение лиц? (Людей много, за Христом ходили толпы людей, и все они слушают очень внимательно).

Слайд 5. Храм на месте Нагорной проповеди. Гора Блаженств. Сейчас на месте Нагорной проповеди Иисуса Христа находится храм, построив который, люди постарались увековечить это место.

Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг к другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим».

Слайд 6. Христос говорил о том, что, полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Христос даровал людям радостное переживание Бога. Дух от слова «дыхание». Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несет утешение и радость даже в беде. Утешитель, по слову Христа, «пребудет с вами вовек», то есть и во время жизни апостолов и во все последующие века земной истории, но, кроме того, и за ее пределом, то есть в Божественной вечности. Этого Утешителя «мир не видит и не знает; а вы знаете Его, ибо Он в вас будет». Речь идет не о книге или посылке, а о внутренней перемене в человеке. Если она произошла, то, по слову Христа, смерть, коснувшись тела, не коснется души: «Верующий в Меня не увидит смерти вовек».

ЗАВЕТ ХРИСТА

Слайд 7. Икона «Распятие», Дионисий, 1502 г.

Лебедев К.В. Принесение первосвященником ветхозаветной жертвы.

Ранее религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам. А Новый Завет сказал о том, какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве, Он Сам этой жертвой и стал.

Христос говорил о том, что Бог любит людей и Сам стал человеком, чтобы быть вместе с ними. Бог, ставший человеком, - это и есть Иисус Христос. Он говорил, что пришел в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать людей, а для того, чтобы послужить людям.

Слайд 9. Глазунов И.И. «Распни Его».

Некоторые люди сочли это оскорблением своей веры в Бога. По их мнению, Бог не мог сотворить такого чуда и стать столь близким к людям. Они объявили Христа преступником и стали добиваться Его казни. Христос же не стал уклоняться от суда.

Слайд 10. Васнецов В.М. «Распятый Иисус Христос».

Он поучал - не избирать

Путей широких, врат пространных,

Вводящих в пагубу, - входить

В сень жизни узкими вратами

И трудно - тесными путями;

Не осуждать, благотворить,

Радеть о скорбных, неимущих,

Благословлять врагов, клянущих

И ненавидящих любить…

Лев Мей, 1855

ВРЕЗКА (дополнительный материал на уроке)

Как исцеляла людей любовь Христа

Во время своей земной жизни Иисус Христос не только учил людей, но и помогал, многих исцелял от очень тяжелых, неизлечимых болезней.

Слайд 11. Евангелие нам рассказывает не только о проповедях Христа, но и о чудесах Христа. Например, исцеление расслабленного в Капернауме. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему парализованного («расслабленного») человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слушателями. И даже снаружи, у окон и двери стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Слайд 12. Исцеление расслабленного в Капернауме (икона). И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

Слайд 13. Воскрешение Христом Лазаря.

    Рефлексивно-оценочный блок:

Задание по группам (4 человека): Заполнить таблицу.

    «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас»

Нельзя отвечать злом на зло,

потому что…

Чтобы не увеличивать количество зла на земле

Приведите примеры из жизни или литературы, кто последовал этому завету

    «Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей повредит?»

Что призывает ценить Христос в жизни?

Почему завоеватели мира не будут счастливы?

Приведите пример из жизни или литературы, когда человек не получил пользы, завоевав мир

    «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»Какие сокровища необходимо собирать?

    Что происходит с земными сокровищами?

    Приведите пример (из жизни или литературы) человека, собравшего «сокровище на небе»

    «Ищите же прежде Царствия Небесного»

Чтобы Царствие Божие было внутри нас,

Если человек ищет Царствие Небесное,

то он не …

Приведите пример (из жизни или литературы) человека, нашедшего Царствие Небесное

    Составляет кластер «Чему учил Иисус Христос в Нагорной проповеди» (каждый тезис на отдельном листе, собирается кластер на доске)

Сегодня мы начали знакомство с учением Христа.

Какие особенности этого учения вы можете отметить? - Христос Своим учением раскрывает смысл жизни человека, который заключается в служении Богу и людям.

О том, что человеку нужно делать, чтобы быть счастливым, мы продолжим разговор на последующих уроках.

Домашнее задание: урок № 6, подготовить рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура» (или вопросы и задания с.23), вместе с родителями рассмотрите иллюстрации, поразмыслите о следующем: на православных книгах изображается крест. Крестом увенчаны храмы. Христиане носят на груди крест («крестик»). Что означает крест для православного христианина, о чем он напоминает?

Литература:

    Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культура народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе/ А.В. Кураев. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2013

    Православный энциклопедический словарь.

enc-dic.com/orthodox/Pravoslavie-443.html