Open
Close

Декоративно- прикладное искусство и его виды презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему. Декоративно-прикладное искусство Презентация что такое декоративно прикладное искусство печатать

Наталья Орехова
Презентация декоративно - прикладное искусство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «»

Воспитатель :

Орехова Наталья Михайловна

2015-2016 г. г.

«Самым высоким видом искусства , самым талантливым, самым гениальным является народное искусство , то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.

Актуальность проекта

Работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

Характеристика проекта

Познавательно – творческий

Долгосрочный (ноябрь – март)

Групповой

Участники : воспитатель, дети, родители

Цель :

Обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве .

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей. Педагогов в ходе реализации проекта

Задачи :

Воспитательные :Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству . Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность; научить работать самостоятельно и творчески; Побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

Развивающие :Развитие познавательной активности детей. Развивать чувства цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Образовательные : Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , хохломской, городецкой, гжельской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни. Учить понимать образный смысл загадок. Закрепить умение сочетать движения и речь. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.

Планируемые результаты проекта

Знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;

положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием ;

обогащение предметно – развивающей среды;

пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство » ;

повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога

Ввести в игровую ситуацию.

Сформировать проблему.

Определить задачи. Определить продукт проекта :Деятельность детей

Вживаются в игровую ситуацию.

Осознают проблему.

Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога :

Помогает в решении задач.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Консультация для родителей (папка - передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье» .

Деятельность детей :

Объединение в рабочие группы.

Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога :

Практическая помощь.

Направляет и контролирует осуществление проекта. Деятельность детей :

Используют иллюстрации.

Работа над поделками.

В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация .

Деятельность педагога :

Подготовка к презентации проекта «Россия родина моя!» .

Выставка детских работ по теме «Декоративно прикладное искусство » .

Музыкальное развлечение «Масленица» .Деятельность детей :

Готовят костюмы.

Рассказывают о народных промыслах.

Читают стихи.

Загадывают и отгадывают загадки.

Исполняют песни, частушки, танцы.

Водят хороводы.

Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Роль родителей в реализации проекта.

Чтение и заучивание стихов.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству .

Изготовление поделок.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для праздника.

Пути реализацииХудожественно – эстетическое развитиеХудожественное творчество

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Сказочные птицы» .

Рисование элементов хохломской росписи, городецкой, гжельской, дымковской.

Частушки.

Познавательное развитие. ФЭМП.

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

Познавательное развитие. ФЦКМ.

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи) .

Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «хохломским» , «гжельским» , «дымковским»

Художественная литература.

Чтение стихов : П. Синявский «Хохломская роспись» , В. Набоков «Хохлома» .

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Л . В. Орлова «Хохломская роспись» .

Основы народного и декоративного - прикладного искусства Ю . Г. Дорожин «Городецкая роспись» .

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Ю . А. Межуева «Сказочная гжель» .

Речевое развитие. Развитие речи.

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, капелька, травка, элемент, листочки, точки, линии, купавка, бутон, розан, ромашка, «Золотая хохлома» , гжель, городецкая роспись.

Социально - коммуникативное развитие. Дидактические игры :

«Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи рисунок» , «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .

Физическое развитие. Физическая культура.

Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

1 слайд

2 слайд

«Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано».

3 слайд

4 слайд

Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово –славу которому создали расписные лаковые подносы. . В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос. Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком. “Жостовские кисти” На жостовском подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака. Багрянец поздних листьев. Лесной подснежник первый… А жостовские кисти Нежнее легкой вербы.

5 слайд

Палехская роспись - лаковая миниатюра отражающая жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра - это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

6 слайд

Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели? К юго-востоку от Москвы разместилось село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

7 слайд

Разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе финифть (греч.) - светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

8 слайд

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут? Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

9 слайд

10 слайд

Издавна делали и расписывали деревянные изделия в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее хохломской. Везут деревянный товар в большое торговое село Хохлома. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

11 слайд

Зародившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу нашла свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Сюжеты «мещанского быта”. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.

12 слайд

Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко- Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей…

13 слайд

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco
- украшаю) - широкий раздел изобразительного
искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на
создание художественных изделий с утилитарными
и художественными функциями. Собирательный
термин, условно объединяет два обширных рода
искусств: декоративное и прикладное. В отличие
от произведений изящного искусства,
предназначенных для эстетического наслаждения и
относящихся к чистому искусству,
многочисленные проявления декоративноприкладного творчества могут иметь практическое
употребление в повседневной жизни.

История развития прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на
ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении
многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и
народностей основной областью художественного творчества.
Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства
свойственны исключительная содержательность образов, внимание
к эстетике материала, к рациональному построению формы,
подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта
тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее
значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их
редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие
целям представительности (предметы для культовых ритуалов или
придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых
ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко
жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Характеристика декоративно-прикладного искусства:

обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный
эффект;
служат для оформления быта и
интерьера.

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

по материалу (металл, керамика,
текстиль, дерево);
по технике выполнения (резьба,
роспись, вышивка, набойка, литьё,
чеканка, интарсия и т. д.);
по функциональным признакам
использования предмета (мебель,
игрушки).

Шитьё - создание на материале стежков и швов
при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно
из древнейших технологий производства,
возникшее ещё в каменном веке.
Цветоделие - изготовление женских
украшений из ткани в виде цветов
Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное
одеяло - лоскутная техника, лоскутная
мозаика, текстильная мозаика - вид
рукоделия, при котором по принципу
мозаики сшивается цельное изделие из
кусочков ткани.
Стёганые изделия, квилтинг -
прошитые насквозь два куска ткани и
положенный между ними слой ватина или
ваты.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Вышивание - искусство
украшать самыми разными узорами
всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как,
например: сукно, холст, кожа, до
тончайших материй - батиста,
кисеи, газа, тюля и пр.
Инструменты и материалы для
вышивания: иглы, нитки, пяльцы,
ножницы.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Вязание - процесс
изготовления изделий из
непрерывных нитей путём
изгибания их в петли и
соединения петель друг с
другом с помощью
несложных инструментов
вручную или на
специальной машине.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Художественная обработка
кожи - изготовление из кожи
различных предметов как
бытового, так и декоративнохудожественного назначения.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Ткачество - производство ткани на
ткацких станках, одно из
древнейших человеческих ремёсел.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Ковроткачество - производство
ковров.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Выжигание - на поверхность какого-либо
органического материала при помощи раскалённой
иглы наносится рисунок.
Выжигание по дереву
Выжигание по ткани
(гильоширование) - техника
рукоделия, подразумевающая отделку
изделий ажурным кружевом и
изготовление аппликаций выжиганием
с помощью специального аппарата.
По другим материалам
Горячее тиснение - технология
художественной маркировки продукции
методом горячего тиснения.
Обработка древесины кислотами

Виды декоративно-прикладного искусства:

Художественная резьба - один из
древнейших и широко распространенных
видов обработки материалов.
Резьба по камню - процесс
формирования нужной формы,
который осуществляется
посредством сверления,
полировки, шлифовки,
распиловки, гравировки и т. д.
Резьба по кости - вид
декоративно-прикладного
искусства.
Резьба по дереву

Виды декоративно-прикладного искусства:

Рисование по фарфору, стеклу

Виды декоративно-прикладного искусства:

Мозаика - формирование
изображения посредством
компоновки, набора и
закрепления на
поверхности разноцветных
камней, смальты,
керамических плиток и
других материалов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Витраж - произведение
декоративного искусства
изобразительного или
орнаментального характера из
цветного стекла, рассчитанное на
сквозное освещение и
предназначенное для заполнения
проёма, чаще всего оконного, в
каком-либо архитектурном
сооружении.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Декупаж - декоративная
техника по ткани, посуде,
мебели и пр.,
заключающаяся в
скрупулёзном вырезании
изображений из бумаги,
которые затем наклеиваются
или прикрепляются иным
способом на различные
поверхности для
декорирования.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Лепка, скульптура,
керамическая
флористика - придание
формы пластическому
материалу с помощью рук
и вспомогательных
инструментов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Плетение - способ изготовления более жестких
конструкций и материалов из менее прочных
материалов: нитей, растительных стеблей, волокон,
коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого
сырья.
Бамбук - плетение из бамбука.
Берёста - плетение из верхней коры березы.
Бисер, бисероплетение - создание украшений,
художественных изделий из бисера, в котором, в
отличие от других техник, где он применяется,
бисер является не только декоративным
элементом, но и конструктивно-технологическим.
Корзина
Кружево - декоративные элементы из ткани и
ниток.
Макраме - техника узелкового плетения.

Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из
лозы: домашней утвари и ёмкостей различного
назначения.
Циновка - плетение настила настил из какого-либо
грубого материала, циновка, рогожа.
-Роспись:
Городецкая роспись - русский народный
художественный промысел. Яркая, лаконичная
роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов,
цветочные узоры), выполненная свободным мазком с
белой и черной графической обводкой, украшала
прялки, мебель, ставни, двери.
Полхов-Майданская роспись - производство
расписных токарных изделий - матрёшек,
пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок -
щедро украшенных сочной орнаментальной и
сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные,
сельские и городские пейзажи.
Мезенская роспись по дереву - тип росписи
домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
Жостовская роспись - народный промысел
художественной росписи металлических подносов.

Семёновская роспись - изготовление
деревянной игрушки с росписью.
Хохлома - старинный русский народный
промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода
Витражная роспись - ручная роспись по
стеклу, имитация витража.
Батик - ручная роспись по ткани с
использованием резервирующих составов.
Холодный батик - техника
росписи по ткани использует
специальный резервирующий
состав холодным.
Горячий батик - узор создается с
помощью расплавленного воска или
других подобных веществ.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Скрапбукинг - оформление
фотоальбомов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Лепка из глины создание форм и
предметов из глины.
Можно лепить с помощью
гончарного круга или
руками.

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. Они относятся к области декоративно-прикладного искусства, охватывающего создание художественных изделий, имеющих утилитарное (полезное, практичное) назначение.
Узорное ткачествоВышивкаКружевоплетениеВязаниеРоспись по деревуРоспись по тканиКовроткачествоЛоскутное шитье
В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением. Отсюда название ткани – домотканое полотно. Более сложным мелкоузорчатым переплетением с использованием цветных ниток ткали края полотенец, пояса, ленты, тесьму, дорожки, элементы одежды. Такое ткачество называлось узорным.
Вышивка – самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счетными (по счету нитей ткани) и сквозными (по разреженному полотну) швами.
Изумительно красивы кружева, сплетенные из тонких нитей на коклюшках (деревянных палочках). Все основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине полотняной тесьмой «вилюшка». Выплетают изделия для оформления интерьера дома – кружевные скатерти, салфетки, дорожки, а также для модниц – неповторимые кружевные пелерины, жилеты, жакеты, блузы, туники, косынки и шарфы.
Вязать можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава. Вяжут такие изделия, как платки, шапки, шарфы, свитеры, варежки, носки.
Хохломская (деревянная посуда и мебель, черная и красная краска с добавлением зеленой и желтой).Городецкая роспись (выполняется свободным мазком с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону).
Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска. Этот состав, нанесенный на ткань, не пропускает краску, благодаря чему отдельные участки ткани не окрашиваются. Материалом для батика служат шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, натянутые на подрамник. Специальными инструментами (стеклянными трубочками и кистями) наносится резерв, а затем соответствующая ткани краска.
БАТИК Древний вид декоративно-прикладного творчества. Из разноцветных лоскутов можно получить: жилеты, юбки, сумки, одеяла, подушки, покрывала. Чтобы создать лоскутное изделие, нужно научиться шить отдельные узоры (напр. «спираль», «изба»).
ЛОСКУТНОЕ КОВРОПЛЕТЕНИЕ Лепка из соленого теста Квиллинг – это искусство скручивания длинных и узких бумажных полосок в спираль, видоизменение их формы и составление из полученных деталей различных композиций, как объёмных, так и плоских. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ Макраме – это вид рукоделия, основанный на плетении узелков. РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ Мозаика, представляет собой особый род изобразительного искусства, в котором рисунок воспроизводится при расположении кусков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным вяжущим веществом. МОЗАИКА ИЗ СКОРЛУПЫ ЯИЦ АВТОРСКАЯ КУКЛА РЕЗЬБА И ПЛЕТЕНИЕ ПО БЕРЕСТЕ виды ТрадиционныеВязаниеКовроткачествоРосписьРезьбаКерамикаткачество СовременныеБисероплетениеКвиллингБатикДекупажВитражаппликация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством

Данная работа представляет материалы которые отображают особенности социально-эмоционального развития детей сирот, а также социализация детей как педагогическая проблема, причи...

Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством. Призентация

Призентация материала по социальной адаптации детей vll вида через занятия ДПИ...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...