Open
Close

Презентация - заглянем в кладовые земли. Презентация на тему "Загленем в кладовые Земли". презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему Урок: Кладовые Земли


Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Отгадай загадки Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Дай общее название всем этим предметам. Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые.


Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.









Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С.Пушкина» города Курска

Конспект открытого урока по окружающему миру

«Заглянем в кладовые Земли»

Выполнила учитель начальных классов

Курск-2012г.

План- конспект открытого урока по окружающему миру.

Тема: «Заглянем в кладовые Земли».

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока: Познакомить с горными породами и минералами, развивать мышление, воспитывать наблюдательность.

Задачи урока: Формировать представление о важной части неживой природы горных породах и минералах на основе практической работы. Сообщить сведения о роли горных пород и минералов в жизни человека.

Оборудование и материалы: У учителя – компьютер, проектор, мультимедиа презентация «Заглянем в кладовые Земли», образцы горных пород.

У учащихся – учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Подробный конспект урока.

    Оргмомент, эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж важный!

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться, давайте узнаем, какая погода нас сегодня ожидает.(Сообщение дежурного синоптика о погоде).

- А теперь нам необходимо выполнить с вами первое задание, чтобы узнать, куда мы отправимся (Дети решают кроссворд и выясняют название темы урока).

II Проверка домашнего задания.

Вариант-1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

    Какой предмет напоминает созвездие Большой Медведицы?

    Самая близкая к нам звезда?

    Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

    Снег, дождь, град – это …

    Какое сейчас время года?

    Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

    Птиц, улетающих в теплые края осенью, а возвращающихся весной, называют …

    Название планеты, на которой мы живем.

Вариант 2.

1.

2.

3.

4.

5.

    Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

_______________________________________________________

Вариант 2.

1.

2.

3.

4.

5.

    Планета, на которой мы живем.

    Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

    Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит – поднялась …

    Число градусов тепла записывается со знаком …

    Какое время года будет за осенью?

(Дети разгадывают кроссворд и выясняют тему урока)

III Изучение нового материала.

Итак, мы с вами отправимся сегодня к хранителям земных сокровищ – гномам! Эти сказочные человечки лучше других знают толк в камнях, и, я думаю, поделятся с нами своими знаниями.

- Итак, Заглянем в кладовые Земли! В дорогу!(Слайд 1).

Какие инструменты взяли с собой гномы? Для чего? (Фрагмент мультфильма. Слайд 2)

Твердая оболочка Земли – земная кора – состоит из множества горных пород и минералов, или как их называют, камней.

Как вы думаете к живой или неживой природе относятся камни?

Камни очень разнообразны и красивы, и у каждого из них есть свое название. Старший гномик собрал большую коллекцию. Каждый из вас может собрать свою коллекцию красивых камней, ведь камни повсюду, надо только внимательно присмотреться к ним. Вся поверхность земли состоит из горных пород.(Слайд 3).

Название «горные» подсказывает, что их легко увидеть в горах. Младший гномик сделал для нас замечательные фотографии.

Но горные породы встречаются не только в горах. Увидеть их можно на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек.(Слайд 4)

- «Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь из – под земли («ископать», как говорили в старину)».

Некоторые полезные ископаемые можно использовать в том виде, как их добывают. Уголь можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Или мел – бери кусочек и пиши.

Но есть другие полезные ископаемые. Чтобы они действительно стали полезными, их надо сначала переработать.(Слайд 5)

Рассмотрите рисунок и расскажите, как люди используют полезные ископаемые в быту.

Помните, в 1 классе мы с вами знакомились с гранитом.

Что вы помните об этой горной породе? (Слайд 6)

А сейчас вам гномик расскажет о граните.

Гранит.

Гранит является вулканической горной породой. Название «гранит» происходит от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата и других минералов. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраску.

Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.

Показать гранит и выяснить, чем отличаются минералы от горных пород.

Вы поняли, чем отличается горная порода от минералов?

Минералы – это природные вещества. А горные породы – это природные соединения минералов. Горные породы состоят из нескольких минералов! Многие минералы имеют вид кристаллов. Кристаллы имеют правильную форму и всегда очень красивы.

Физминутка

(Дети выполняют упражнения под музыку).

А вот еще один гномик загадывает нам загадку:

А как вы ответите на следующую загадку?

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок).(Слайд 8)

- Ч то вы знаете о песке?

Послушайте нашего гномика.

Песок.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Цвет у него бывает различный- черный, зеленоватый, красноватый, желтый и белый песок встречаются чаще всего. Это зависит от того, из какой породы он образуется, потому что песок – это вторичная порода. Он образуется из твердых пород путем разрушения под действием солнца, воды, ветра. Песок используется в литейном деле, в стекольном производстве, в строительстве и др.

Этот мастер белый – белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

(Мел).(Слайд 9)

Что вы можете рассказать об этой горной породе?

А сейчас гномик расскажет вам о ней.

Известняки.

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо известный мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Обыкновенный известняк – плотный камень белого, серого или желтоватого цвета.Из него иногда состоят целые горы. Известняк используется при строительстве домов, им мостят мостовые, используется для приготовления известки.

Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске.

Мрамор - твердый плотный камень разной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.

(Рассмотреть камни известняка, мела и мрамора).

- И еще одна загадка:

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

(Глина). (Слайд 10)

Камни с давних пор играют большую роль в жизни человека.Было время, когда наши предки почти все делали из камня: орудия труда,и охоты, предметы быта. Это время так и называлось – каменный век.

Красивые камни люди использовали для изготовления украшений.

(Слайд 11). Показать коллекцию камней.

IV Проверка и оценивание ЗУНКов.

ТЕСТ

1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

а) живой

б) неживой

с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

а) драгоценный камень

б) ценное топливо

в) горная порода

г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

а) полевой шпат, кварц, слюда

б) уголь, железо

в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?

а) встречаются только в горах

б) легко увидеть в горах

в) можно заметить только с большой высоты

5. Где можно увидеть горные породы в равнинной местности

а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек

б) в лесу

в) в болоте

г) в бескрайних полях

6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

а) для еды

б) в строительстве, для изготовления украшений

в) для постройки лодок, кораблей

V Рефлексия деятельности на уроке

Молодцы! Гномики довольны вашей работой. Они приготовили вам подарки.

VI Домашнее задание

Приготовиться рассказать о горных породах и минералах, с. Учебника 42 – 45, рабочая тетрадь с.16.

План – конспект открытого урока по окружающему миру во 2 «Г» классе на тему:

Провела учитель начальных классов

Олейник Маргарита Александровна

Курск 2010 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Заглянем в кладовые Земли

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Отгадай загадки Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Дай общее название всем этим предметам. Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые.

Что такое полезные ископаемые?

С какими горными породами мы познакомились в 1 классе? Известняк Гранит Кремень

Практическая работа Рассмотрите кусочки гранита Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда

Полевой шпат Кварц Слюда Минералы Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.

Чем отличаются горные породы от минералов? однородное по составу природное тело Полевой шпат Слюда Кварц Горная порода Минерал обычно состоит из нескольких минер алов Гранит Песок Глина Известняк

Где используют богатства земных кладовых? Гранит

Где используют богатства земных кладовых? Известняк

Где используют богатства земных кладовых? Песок

Где используют богатства земных кладовых? Глина

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Отгадайте загадки:

А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты. (Звёзды )

Гладкое, а не поле,
Синее, а не море. (Небо )

Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся. (Солнце )

Ночью выгляни с балкона,
В небе - долечка лимона,
И красива и яркА...
Но надкушена слегка. (Луна )

Ребята, о каких созвездиях мы узнали на прошлом уроке? (Кассиопея, Орион, Лебедь )

А о каких знаках зодиака?

Кто знает свой знак зодиака?

Сейчас некоторые ребята нам расскажут, что они узнали о своих знаках зодиака! (Выходят учащиеся и рассказывают сообщения о своих зодиаках )

Молодцы! А теперь для того чтобы понять о чём мы будем говорить сегодня, давайте посмотрим на доску и отгадаем загадки (Слайд №2)

Давайте вместе дадим общее название этим предметам.(полезные ископаемые)

А что такое полезные ископаемые?(Слайд №3 ) Может кто-нибудь догадался? Сейчас нам об этом расскажет Илья(рассказывает )

Давайте попробуем предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о полезных ископаемых)

Ребята, перед вами лежат карточки с нашей сегодняшней работой. Давайте посмотрим, что мы должны первое записать в карточку?(что такое пол.иск- это все горные породы, полезные для человека )

Спасибо! А теперь откройте учебник на странице 32 и прочитайте название урока (заглянем в кладовые Земли ). Как думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? А чему научимся? А что нам говорит Муравьишка? Давайте прочитаем в учебнике.

Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом году?(слайд №4) (Известняк, гранит, кремень ) Сейчас мы вспомним немного по подробней (выходят Саша и Полина и рассказывают сообщения об известняке и кремне!!! ) . После Саши : Ребята перед вами на столе лежат коробочки, давайте откроем их и посмотрим на их содержимое, что там лежит? Давайте попробуем найти камень, о котором нам сейчас рассказывал Саша. После Полины показ. кремень я

А теперь снова отгадайте загадку:

Он очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Что вы можете сказать об этом камне? (он очень прочный, и поэтому его используют в строительстве. )

А теперь ребята начинается самое интересное!

Перед вами лежат карточки с нашей сегодняшней работой.

Давайте прочитаем цель нашего урока (научиться различать составные части гранита )

А что нам для этого понадобиться? (Читаем )

Следующее задание, мы должны заполнить схему состав гранита, записываем гранит.

С чего мы начнём? Возьмите из коробочки кусочек гранита. Как мы можем рассмотреть составные части гранита? (через лупу )

Ребята, лупа у вас одна на двоих, поэтому работаем в парах! Смотрим. Что видим? (высказывания ) (После слов цветные зёрна слайд №6 )

И так первая наша составная часть- это полевой шпат . Давайте найдём в нашей коробочке кусочек полевого шпата. Рассмотрим его. Какой он? Цвет, состав.

Следующая составная часть смотрим . Белые или полупрозрачные зёрнышки-это кварц. Ищем в коробочке, описываем.

Третья составная часть (чёрные блестящие вкрапления)- слюда. Её нет в коробочках, она у меня в руках. Она очень хрупкая и именно слюда придаёт блеск граниту.

Итак, ребята, сколько составных частей у гранита? (3) Давайте назовём их ещё раз: Полевой шпат, кварц, слюда. Давайте запишем их в таблицу.

А теперь прочитаем следующее задание(читаем) Приготовили зелёный и жёлтый карандаши. Подчеркнём что чем мы будем закрашивать. Закрашиваем.

Физминутка

А что такое полевой шпат, кварц и слюда? (это минералы )

Если соединить их вместе, что получится?(Горная порода гранит )

Эти минералы соединяясь вместе образуют горную породу гранит.

Что такое гранит? Сейчас Лиза нам об этом расскажет(Лиза рассказывает)

Спасибо Лиза!

Теперь давайте посмотрим на следующее задание. Мы все время говорим про минералы и горные породы. Но мы так и не знаем что это такое! Давайте попробуем выяснить!

Что такое минералы (однородное по составу природное тело ) Возьмём любой минерал из коробочки, посмотрим на него ещё раз. Согласны с этим? Тогда давайте запишем.

А что такое горная порода, из чего состоит? (из нескольких минералов ) Посмотрим ещё раз на гранит. Запишем.

Давайте приведём примеры минералов и горных пород. (приводим, записываем)

А теперь давайте подумаем и вспомним, где и как мы можем использовать гранит? Известняк? Песок? Глину? запишем несколько вариантов.

Ну и наконец, ребята, давайте оценим свою работу на уроке!

Спасибо!

Самоанализ урока

Урок прошел в запланированном темпе, были логически выполнены и завершены все его структурные элементы.

Я считаю, что урок получился результативным, так как в ходе урока были реализованы все поставленные мною задачи, как дидактические, так воспитательные и развивающие.

Все дети работали активно, отвечали на поставленные вопросы, справились со всеми заданиями.

Выбор структуры урока обусловлен целями и задачами урока. В связи с этим урок насыщен разнообразными видами работы (фронтальная, индивидуальная, практическая).

Так как дети имеют повышенный интерес к уроку окружающего мира и достаточные для работы знания, то выдвинутые при планировании урока задачи соответствовали способностям класса и продвинули их на новую ступеньку развития.

Практическая работа с гранитом укрепила природоведческие знания детей.

Доброжелательная обстановка также способствовала активизации мыслительной деятельности.

Время на уроке было использовано рационально, вовремя проведена физкультминутка. Много было наглядного и дополнительного учебного материала.

Считаю, что на данном уроке реализовывались такие принципы развивающего обучения:

принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип осознания процесса учения, принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием учащихся.

Вывод: урок прошел организованно, дети были активны, материал урока усвоен.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Заглянем в кладовые Земли Окружающий мир 2 класс

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Отгадай загадки Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Дай общее название всем этим предметам. Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые.

Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.

С какими горными породами мы познакомились в 1 классе? Известняк Гранит Кремень

Практическая работа Рассмотрите кусочки гранита Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда

Полевой шпат Кварц Слюда Минералы Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.

Чем отличаются горные породы от минералов? однородное по составу природное тело Полевой шпат Слюда Кварц Горная порода Минерал обычно состоит из нескольких минералов Гранит Песок Глина Известняк

Где используют богатства земных кладовых? Гранит

Где используют богатства земных кладовых? Известняк

Где используют богатства земных кладовых? Песок

Где используют богатства земных кладовых? Глина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс "Спутник Земли - Луна".

Урок окружащего мира для 2 класса. На уроке происходит закрепление знаний о планетах Солнечной системы и изучение сутника Земли -Луны. Урок построен в форме путешествия на Луну, прикреплена презентаци...

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....