Open
Close

Презентация на тему изобразительное искусство месопотамии. Презентация по дисциплине "искусство" на тему "древняя месопотамия". Культура древней месопотамии

Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

Задание:

ЗАДАНИЕ:
По ходу презентации выделите особенности
культуры Междуречья
Определите ее отличие от культуры Египта

Основы культуры Междуречья
закладываются в Шумере – области
нижнего течения Тигра и Ефрата.
Первые поселения появились на
юге этого географического района
в плодородной низменности,
у впадения рек Тигра и Евфрата в
Персидский залив, который в те
времена вдавался значительно
глубже в сушу.

ГОРОД УР

Основан в устье
Евфрата в 5 тыс. до н.э.
Город известен как
родина Авраама.
Стал известен благодаря
раскопкам, которые
производились в 19221934 гг. под руководством
английского археолога
Л. Вулли.

Город Ур

ГОРОД УР
Это был город, построенный в шумерских
традициях, овальный в плане с главной осью,
ориентированной с юго-востока на северозапад.
В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
соответствовало населению, с учетом
домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

План г. Ур
Мощные стены, сложенные из сырцового
кирпича, достигали толщины 25-32 м.
В северо-западной части города на холме,
искусственно расширенном в виде террасы,
размещался дворцовый и храмовый комплекс
Ура, посвященный культу
бога
луны Наннара.

ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Зиккурат представляет собой ступенчатую
пирамиду, на вершине которой помещалось
небольшое святилище. Нижние ярусы
зиккурата, как правило, окрашивали в
черный цвет,
средние - в
красный, верхние - в белый

ЗИККУРАТ

Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
обожженного кирпича, скрепленного битумным
раствором.
Зиккурат имел основную платформу высотой 15
м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
облицованные обожженным кирпичом, были
слегка наклонены внутрь – для большей
устойчивости; наверх вели три лестницы,
соединявшиеся у каменной террасы

ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

Шумерская гептограмма

ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

ВАВИЛОН

Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
политического значения.
Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
не дошли сооружения этого периода, поскольку город
неоднократно подвергался сильным разрушениям.
Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
этот город вновь стал достоянием человечества.
Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию,
насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
стенами протяженностью 18 км.
Внутри этой территории располагался собственно город,
занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
укрепленный крепостными стенами. Территория
внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
крепостных стен 8360м.
Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
построенных из сырцового и обожженного кирпича
толщиной около 30 м.
Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
делился на две части.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались
именами различных богов.
Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
массивными башнями и арочными проходами между
ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
Все эти ворота соединялись между собою улицами,
разрезавшими город почти на равные части.

ВОРОТА ИШТАР

Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
“Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
юг от ворот Иштар.

Изразцы вдоль «Дороги процессий»

ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
труда чернорабочих.
Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
с террасами наверху.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
город сказочного богатства, огромный, населенный
несметным числом жителей.
Действительно, в период правления Навуходоносора II
в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
его сооружений, мощность крепостных стен - все это
поражало взор чужестранцев.
Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
вскоре забыли не только о его существовании, но и
даже о его местоположении.

АССИРИЯ

Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
Набопаласаром из Вавилона.
Известен лишь украшенный барельефами северный
дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
и расположении его главных улиц.

Врата Шамаша (реконструкция)

ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
искусство Вавилонии.
Они установили в беспокойном Двуречье свой
державный порядок, создали единое мощное
государство.
Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
до н. э. и до крушения ассирийской державы в
конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
пафосом силы, прославляло мощь, победы и
завоевания ассирийских властителей

ШЕДУ

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
светотеневых эффектов.
Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

Крылатые быки из дворца Саргона II

КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
Оригинал – Лувр, Париж
Копия – музей им. Пушкина,
Москва

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
человеческого роста по залам ассирийских
дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
было занято 6000 кв. м.
Исследователи считают, что существовали
картоны, по которым художники наносили общие
контуры изображений, в то время как
бесчисленное количество помощников и
учеников копировали отдельные сцены и
исполняли детали композиций.

Сюжетами композиций были главным образом война,
охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
сцены религиозного содержания.
Главное внимание сосредоточивалось на тех
изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
На его прославление направлен был весь труд
ассирийских художников.
Задачей их было также подчеркнуть и физическую
силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
часто скованы условной канонической позой и
тяжелой, пышной одеждой.

Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
сурово, без индивидуальных черт.
Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
голова подвешена рядом
Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
дворцов находятся теперь в лондонском Британском
музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
также обладает характерными образцами этой
монументальной скульптуры.

Особенности изображения

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Фигуры людей, за редкими исключениями,
изображены с характерной для Древнего
Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
и голова - в профиль.
Модели у мастеров этого времени кажутся как
бы приведенными к единому типу. Сохранена
также и разномасштабность при изображении
лиц разного социального положения.
Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

Рельеф «Царь и бог»

Вверху слева - фантастические крылатые
существа (с ассирийского рельефа);
справа - вавилонский бог Мардук,
убивающий чудовище Тиамат.
В центре - золотая голова священного
быка с синей бородой из лазурита;
украшение арфы, найденной в царской
гробнице в шумерийском городе Уре (III
тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
Внизу слева - финикийские корабли (с
ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
Справа внизу - ассирийский царь охотится
на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
http://www.stroisa.com

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

2 класс

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна


  • Самыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.

  • Одними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную, благодаря речным наносам, долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
  • Месопотамия означает «земля между рек». К 5 тысячелетию до н.э. земледельческие общины Месопотамии, образовавшиеся на плодородных берегах Тигра и Евфрата, достигли своего расцвета. На юге сложилось Шумерское царство.

Шумер и Аккад


Шумер и Аккад

Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья - Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

  • Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

  • В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни – зиккураты («жилище богов»), с храмом на вершине. Первый зиккурат был построен в Уре.
  • Боги были покровителями городов. В одном городе, это был бог Солнца – Шамаш, в другом – бог Луны Син. Почитали бога Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.



  • Ученые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием Древних жителей Междуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шумеры почитали также число 12. Особенно чтили они число 7. Они обозначали 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, у вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д.

  • Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.
  • Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
  • Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Эпос о Гильгамеше

  • Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше» на аккадском языке (переведен с более раннего шумерского текста). Поэма была создана в II тыс. до н.э. Гильгамеш, царь шумерского города Урука, в поэме представлен как сын богини и полубога. Храбрец и силач. Он решается померяться силой с богами и узнать тайну бессмертия. Через 12 лет он

возвращается к стенам своего города Урука (цветок бессмертия крадет у него змея), видит его стены и понимает, что его бессмертие, это величественный и красивый город, который он оставит своим потомкам.



Шумер и Аккад

HongNian Zhang . Саргон Великий - рождение Аккадского царства

  • Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I , правитель Аккада – города на севере Месопотамии, завоевал Шумерское царство и создал империю, просуществовавшую 200 лет. позднее Шумерское и Аккадское царства стали частью Вавилонской империи Хаммурапи.


  • Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины III тыс. до н.э., шумеры первыми начинают использовать в строительстве арки и своды.

Белый храм в Уруке

Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности Красного здания в Уруке


Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор)

Рельеф притолоки храма Нинхурсаг с Имдугудом и оленями.

Нинхурсаг

Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.

  • Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

Голова Саргона Древнего, Ниневия

Рельеф Урнанш, правитель города Лагаша

  • Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не камень, то пластичность и мягкость глины обусловило плавность линий, а не угловатость и плоскостность. Месопотамский рельеф и скульптура не высекаются, а лепятся от руки, поэтому нет фронтальности в изображении, а есть объемность, будь то скульптура или барельеф. Сюжеты рельефов и скульптур – культовые процессии, цари и жрецы в общении с богами, битвы и победы над врагом, закладка храма царями и царская охота.

  • Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек изображался условно, схематически, без точных соблюдений пропорций и портретного сходства, большое значение придавалось выразительности поз, жестам и глазам. Например, женская скульптура из Лагаша или скульптура мужа и жены.
  • Чаще, скульптуру заказывали для того, чтобы поставить их в храмы, где они должны были молиться богам за своих реальных хозяев (такие скульптурки назывались адорантами ) их большие уши символизировали мудрость, а также, то, что молитва будет услышана богом.
  • Больше всего, поражали глаза, которые были большими, глубоко посаженными и инкрустировались цветными камнями, что придавало взгляду выразительность. Руки обычно сложены на груди. Скульптуры были небольшими – 15-20 см.


Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.

  • В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на медном рельефе, добытом из раскопок в Уре и серебряной вазе Энтемены, царя Лагаша. На первом, объемное изображение подчеркивает величественность рисунка – это изображение орла и двух оленей, причем не в профиль, а в фас. На втором, композиция повторяется четыре раза, с добавление двух львов, двух коз. Не смотря на символическое изображение борьбы, поза животных совершенно спокойна.

Ваза Энтемены из Лагаша : корпус из серебра , днище из меди.


  • В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Для того чтобы, придать образу гнев и сверкающий взгляд, их изображали с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
  • Художники того времени очень реалистично умели предавать изображения животных, их движение.

Что шумеры сделали первыми на Земле:

  • открыли колесо,
  • изобрели гончарный круг,
  • научились отливать бронзу (т.к. для этого нужно олово, а оно не добывалось на их землях и в соседних странах, шумеры установили торговые отношения с народами долины Инд и привозили олово оттуда),
  • научились делать цветное стекло,
  • внесли свой вклад в развитие астрономии (древнейшие календари и наблюдения за планетами – отсюда точное ведение земледельческих, ирригационных работ),
  • открыли практическую математику (вычислили продолжительность года, месяца, дня, стали применять цифры в написании чисел, сложение, вычитание, умножение, деление, таблица квадратов и кубов, таблица обратных чисел),
  • открыли геометрию (вычислили площади геометрических фигур, нашли число «пи»),
  • создали библиотечные каталоги,
  • создали рецептурные справочники,
  • составили правовые кодексы,
  • создали профессиональную армию,
  • создали первые в мире художественные книги (в виде серии глиняных табличек) и многое другое.

В то же время надо понимать, что в те времена жизнь проходила под чередой непрерывных войн. Не было миролюбивых царей. Города–государства постоянно соперничали друг с другом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МЕСОПОТАМИЯ МЕОСПОТАМСКИЙ ЗИККУРАТ – ЖИЛИЩЕ БОГА. ЗИККУРАТЫ В УРЕ И ВАВИЛОНЕ. ГЛАЗУРОВАННЫЙ КИРПИЧ И РИТМИЧЕСКИЙ УЗОР – ОСНОВНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ВОРОТА ИШТАР, ДОРОГА ПРОЦЕССИЙ В НОВОМ ВАВИЛОНЕ.

2 слайд

Описание слайда:

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства. Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названию городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV-II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) – ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы солёных грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

4 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата - многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Каждый последующий объём был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъёма вод, но и позволяющей обозревать его со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Её тяжёлую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших разноцветных глазурованных кирпичей.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменнигуру в уре (xxi в. до н.э.) – храм шумерского бога луны нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, раковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными. Чёрными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виноград, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

8 слайд

Описание слайда:

Зиккурат этеменанки (vi в. до н.э.) Храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Новом Вавилоне. В библейской легенде о том, как Бог в гневе смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня. Храм состоял из семи платформ. Вертикальные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объёмы, придавая силуэту устремленность ввысь, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов сооружение приобретало вид сказочного фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Красочны и монументальны были и сооружения общественного назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Ворота иштар (vi в. до н.э.) Мощный прямоугольный объём ворот Иштар, укрупнённый квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттский портал, - покрывали тёмно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-жёлтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающих зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой головкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Дорогу процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Царская охота (рельеф дворца царя ашшурбанапала) Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по рельефам на алебастровых пластинах, сплошным ковром выстилавших стены ассиро-вавилонских дворцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

17 слайд

Описание слайда:

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигура, большая голова с тяжёлой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжёлыми кистями.

18 слайд

Описание слайда:

выводы Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений. Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазурованного кирпича и жесткости линейного ритма рельефа составляет самобытность месопотамского стиля. Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн Каспийского моря, на Восточную Русь.

19 слайд

Описание слайда:

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены? Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигуру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?




Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)


Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина 3-го тыс. до н.э. Лувр, Париж Адорант – статуя молящегося, ее дарили храму Инкрустированные глаза. Инкрустация – украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т.д., которые отличаются от нее цветом или материалом.






Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)с Стела царя Нарамсина. 23 в. до н.э. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.






Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.) Статуя молящегося – 1750 гг. до н.э. Лувр, Париж Стела вавилонского царя Хаммурапи с текстом 247 законов. Записанных клинописью. Самый древний из существующих сборников законов. Стела царя Хаммурапи из Суз. 28 в. до н.э. Лувр, Париж


Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)






Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)








Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Царь Саргон II. Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э. Статуя царя Ашшурнасирапала II. 883 – 859 гг. до н.э. Британский музей, Лондон Гильгамеш со львом. Рельеф ворот дворца в Дур- Шаррукине. 8 в. до н.э. Лувр, Париж




Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.) Искусство Нововавилонского царства (7 – 6 вв. до н.э.)


Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э. Этеменанки – «Дом основания неба и земли» Вавилонская башня имела грандиозные размеры = 91 х 91 м в основании и высоту 90 м или по легенде это -




Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Ворота богини Иштар из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин Львы. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин






Для искусства Месопотамии характерно: В культуре 1. Обожженные глиняные таблички с письменами – клинопись, предтеча греческого и др. алфавитов. В архитектуре 2. Строительный материал – глина (т.к. поблизости нет ни камня, ни дерева). 3. Арочные конструкции, сводчатые перекрытия, облицовка стен красочными изразцами. 4. Фантастические существа (над богами) – сила судьбы и рока: шеду (крылатые 5-ногие быки с человеческими головами), Ламашту (львиноголовая женщина-демон), Мушхуш или Сируш («огненно-красный» дракон бога Мардука), Анзуд (орел с львиной головой) – посредник между богами и людьми, символизирующий голос судьбы, который воплощал борьбу жизни и смерти. 5. В храмах перед статуями богов – небольшие фигурки (от 10 до 70 см) – адор Анты. Пропорции человеческого тела и портретное сходство не важны. 6. В отличие от Египта, вавилонский жрец не обещал благ после смерти, но в случае послушания обещал их при жизни.