Open
Close

Современная литература 21 века презентация. Презентация "Современные русские писатели" презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современная русская литература 11 класса

Разность эстетики Натуралистическая Авангардистская Постмодернистская Реалистическая (освобождение от идеологической заданности)

1987-1988 – возвращение из «подполья» М.А.Булгаков «Собачье сердце» А.П.Платонов «Котлован», «Чевенгур» Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго» А.А.Ахматова «Реквием» О.Мандельштам «Воронежские тетради»

1989-1990 – возвращение литературы русского зарубежья Иосиф Бродский Владимир Набоков Василий Аксёнов Сергей Довлатов Виктор Некрасов Саша Соколов Александр Солженицын

Реабилитация истории и запрещённой словесности Восстановление исторической правды Направление «новая историческая проза», характеризующаяся чёткой гражданской позицией Представители: Ф.Абрамов, В. Астафьев, Ю. Трифонов, Анатолий Рыбаков «Дети Арбата», Вл.Дудинцев «Белые одежды», Ан. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»

Интерес к чтению Всесоюзная Читальня Рост тиражей периодических изданий («Новый мир», 1990 – 2 710 000 экз., 1999 – 15 000) 1990 – год Солженицына 1990 – статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе»

Постмодернизм (40-е годы в западной культуре) Осмысление мира как хаоса, как текста, осознание разорванности, фрагментарности бытия Интертекстуальность – соотнесённость текста с другими литературными источниками Новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель – соавтор текста. Восприятие художественных ценностей многозначно. Литература – интеллектуальная игра Взгляд писателя часто ироничен, парадоксален Постмодернистское повествование – книга о литературе, о книге Представители: Андрей Битов, Венедикт Ерофее, Саша Соколов, Татьяна Толстая, Иосиф Бродский

Букеровская премия. «Русский букер» Поддержка авторов, пишущих на русском языке и издательской деятельности Выдвижение номинантов критиками в long-list , из них 6 в shor-list , из них 1 букерат (премия 15 тыс. долларов) Например, Балат Окуджава (1994) «Упразднённый театр», Л.Улицкая (2001) «Казус Кукоцкого»

2 направления литературы Постмодернизм (Марк Харитонов) Постреализм (В.Маканин, Л.Петрушевская), внимание к судьбе частного человека, одинокого, самоопределяющегося

Жанры Фэнтези («Жизнь насекомых» (1993) В.Пелевина) Фантастический роман («Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова) Мистико-политический триллер («Стражница» Анатолия Курчаткина) Эротический роман («Эрон» Ан. Курчаткина, «Дорога в Рим» Н.Климантова) Истерн («Мы можем всё» Александра Черницкого) Авантюрный роман («Я не я» Алексей Слаповского) Рок-баллада («Кумир» Алексей Слаповского) Блатной романс («Крюк» Алексей Слаповского) Уличный романс («Братья!» Алексей Слаповского) Новый детектив (Борис Акунин) Дамский детектив (Дарья Донцова, Татьяна Полякова)

Разрушение культурных запретов На употребление ненормативной лексики (Эдуард Лимонов «Это я – Эдичка!», Т.Кибиров, В.Ерофеев) На обсуждение проблем наркотиков и сексуальных меньшинств (Евгений Харитонов «Слёзы на цветах») На изображение порнографических сцен (В.Сорокин «Лёд»)

Самые популярные жанры Беллетристика - «детектив, написанный хорошим языком». Стремление создать жанр для всех Fiction -проза, проза вымысла (создание виртуальных миров)

Новейшая русская поэзия Лианозово «Московское время» «Альманах» Куртуазные маньеристы Митьки Клуб «Поэзия» Литературный салон «Зелёная лампа»

Ироническая поэзия Чёткая гражданская позиция Ирония общая, осмеяние человеческого существования в целом (В.Вишневский «Пожизни – выживаем, Полжизни - доживаем») Ирония к «совку», к советскому обывателю, прошлому Введение в текст «чужих» цитат

А жизнь, Как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такой вытрезвитель. (Вл. Друк) Посмотришь с вниманьем вокруг Не то что б холодным, но все же, Перо выпадает из рук, Мороз пробирает по коже. (Игорь Иртеньев)

Выхожу один я на дорогу В старомодном ветхом зипуне, Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, Впрочем, речь пойдёт не обо мне. Кончался век, XX век, Мело, мело во все пределы, Что характерно, падал снег, Причём, что интересно белый… (Игорь Иртеньев)

Концептуальная поэзия СОЦ-АРТ: разрушение культуры соцреализма, опровержение этой культуры, разложение на элементы – концепты (лозунги, культурные мифы, разговорные клише советской эпохи) Переделка советских лозунгов: Наша цель – коммунизм. Виталий комар и Александр Меламид

Образы «маленького человека»: Вот я курицу зажарю Жаловаться грех Да ведь я ведь и не жалуюсь Что я – лучше всех? Даже совестно, нет силы Вот поди ж ты – на Целу курицу сгубила На меня страна.

Образ «великого русского поэта»: Как я пакостный могуч – Тараканов стаи туч Я гоняю неустанно Что дивятся тараканы Неустанству моему: Не противно ль самому? Конечно, противно. А что поделаешь?

Концептуальная поэзия 2) КОНЦЕПТУАЛИСТЫ: создают свой язык путем вторичного использования речевых штампов, пословиц, поговорок, строк песен. Сбор как из осколков корабля стихотворений, но в неправильном порядке

Вагрич Бахчанян «Крылатые слова» «Чапаев: - А Васька слушает да ест! Наполеон: - В Москву, в Москву, в Москву! Всадник без головы: - Горе от ума. Сизиф: - Кто не работает, тот не ест. Крупская: - С милым рай и в шалаше. Павлик Морозов: - Чти отца своего… Эдип: - И матерь свою. Митрофан: - Я знаю только то, что не знаю. Иуда: Язык родных осин» Центон – произведение, составленное из фрагментов других произведений.

Лев Рубинштейн. Жанр картотеки 1. так. Начали. 2.Хорошо. Дальше… 23. Замечательно! 25. Прекрасно! 41. Стоп! 104. Стоп! Сначала! СМИ в сознании человека

3) минимализм – поэзия не только малых форм, но и поэзия минимального авторского присутствия и воздействия. Состоит из междометий, интонаций, пауз «Не мы владеем языком, а язык владеет нами».

Всеволод Некрасов Охохо у нас-то хорошо у них плохо что у них плохо то у нас хорошо почему уж так потому что у нас Родина а у них что.

Поэзия имиджа Установка на игру с авторским образом Первостепенное значение внешнего облика, имени, поведения, жизни, только потом – творческая практика А) митьки (по имени Дмитрия Шагина, 1985). Их атрибуты – тельняшки, ватники, борода лопатой, любовь к портвейну, обжорству, скромный запас лексики Б) куртуазный маньерист

ДЫК!?.. ЁЛКИ-ПАЛКИ!!! Дык! - Ну, елы-палы!.. Дык! - Елы-палы!.. У Икарушки бедного Только бледные ножки торчат Из холодной зелёной воды. Дмитрий Шагин

Неоклассическая поэзия 1) Метареализм – интеллектуальная поэзия, попытка создания сакральной поэтической речи. Ольга Седакова Елена Шварц Иван Жданов Виктор Кривулин 2) критический сентиментализм

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта.

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http:// elenaranko.ucoz.ru /

Интернет – ресурсы: http://i1358.photobucket.com/albums/q761/COBANKIZI/0_601c3_552eca8e_L_zps22761d86.png декор с кругами http:// img-fotki.yandex.ru / get /4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png картинка для создания фона и рамочки http:// www.tre-art.ru / images / katalogi / zavitki-i-vinyetki / uglovye / cvetochnye /355_ugol_tre-art.jpg цветочный уголок http:// img-fotki.yandex.ru / get /4526/66124276.2c/0_65b3d_a86714c3_XXXL.png бабочка – 1 http:// img - fotki . yandex . ru / get /6302/83813999.36 c /0_8 e 3 f 3_71083627_ S бабочка – 2


Слайд 2

Литература рубежа XX -XXI веков
С 1990 года - это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века - с серебряным веком и литературой двадцатых годов.

Слайд 3

Виктор Астафьев

Слайд 4

Первая - половина 90-х годов
В 1-й - половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.

Слайд 5

4 «поколения» современных писателей
1 поколение современных писателей Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени - В.Аксенов,В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня - это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру

Слайд 6

Слайд 7

2 поколение - авторы поколения 1970-х
2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это - В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».

Слайд 8

Слайд 9

3 поколение писателей
3 поколение писателей
С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей - В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.

Слайд 10

Слайд 11

4 поколение молодых писателей
4 поколение молодых писателей
В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как - Д. Гуцко, А. Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.

Слайд 12

4 поколение молодых писателей

Слайд 13

Особое явление - феномен литературных премий
Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий.
Самые значимые литературные премии.В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер - первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии - «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе. За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие.

Слайд 14

Самая молодая литературная премия
Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году, - «Большая книга»
Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения.
1 премия - 3 млн. рублей, 2 премия - 1,5 млн. руб.,
3 премия - 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей).
Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание.

Слайд 15

Слайд 16

Эксперименты в литературе
Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления. Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений:
светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Слайд 17

Слайд 18

Разновидностью массовой литературы является бестселлер.
Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешёвое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы.
Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы - Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина.

Слайд 19

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков
Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания:1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Слайд 20

Неповторимые личности
Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, которые делают настоящую русскую литературу.
Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

Слайд 21

Информационные источники

Посмотреть все слайды

Русские классики в 21 веке ПАНИБРАТОВА Светлана николаевна мбоу «Михайловская рв(с)ош» с. Михайловка учитель русского языка и литературы

Почему великих русских писателей 19 века принято называть классиками?

Их произведения считаются образцовыми. Эти авторы служат общим достоянием; их постоянно цитируют, им подражают, их разрезают на сентенции, их изучают в учебных заведениях.

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.

Проверим, так ли это.

Перед вами список первого десятка из 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей одного из сайтов. В голосовании участвовали произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.

Лев Толстой – «Война и мир»

Фёдор Достоевский – «Преступление и наказание»

Фёдор Достоевский – «Идиот»

Александр Пушкин – «Евгений Онегин»

Михаил Булгаков – «Собачье сердце»

Фёдор Достоевский – «Братья Карамазовы»

Артур Конан Дойль – «Приключения Шерлока Холмса»

Лев Толстой – «Анна Каренина»

Николай Гоголь – «Мёртвые души»

По результатам международного опроса многих критиков (в 2009 году), наиболее ценные для мировой литературы первая тройка авторов:

1. Сервантес,

2. Шекспир,

3.Достоевский.

Вот так, по версии Index Translationum, полностью выглядит список русских писателей, которых чаще всего переводят на другие языки:

Федор Михайлович Достоевский

Лев Николаевич Толстой

Антон Павлович Чехов

Александр Сергеевич Пушкин

Максим Горький

Николай Васильевич Гоголь

Иван Сергеевич Тургенев

Какие личности чаще всего фигурировали на страницах «Литературной Росии» «за истёкший период».

В итоге – 45 упоминаний у Пушкина.

Следующее место закономерно делят два великих писателя, составляющих честь и славу классической русской литературы – Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой – по 31 упоминанию.

Федор Михайлович Достоевский - самый известный за рубежом русский писатель; его творчество является достоянием мировой литературы

Достоевский - русский писатель №1 в мире, самый влиятельный и цитируемый автор.

Самый известный русский поэт в мире

Александр Сергеевич Пушкин

Вот что писали о нем величайшие писатели и критики:

  • "Пушкин - явление чрезвычайное, единственное явление русского духа..." (Гоголь);
  • "Это первый поэт-художник России" (Белинский);
  • "В «Онегине» Пушкин явился великим писателем, как до него никогда и никто" (Достоевский).
  • Уже тогда можно было предвидеть, что это будет самый известный в мире поэт из всех, писавших на русском.

Самый загадочный русский писатель

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный русский писатель, обладатель не только самой таинственной судьбы, полной загадок, но и создатель самых мистических произведений. Жизнь Гоголя окружена самыми фантастическими слухами, легендами, домыслами и мифами. До сих пор историки и литературоведы пытаются выяснить некоторые особо загадочные страницы в судьбе этого великого русского классика.

Самые популярные киноклассики

ЛевТолстой «Анна Каренина»

«Война и мир»

Антон Чехов «Дядя Ваня»

Фёдор Достоевский «Братья Карамазовы»

Самими заметными писателями 19 века были: Грибоедов Александр Сергеевич, Рылеев Кондратий Федорович, Пушкин Александр Сергеевич, Лермонтов Михаил Юрьевич, Гоголь Николай Васильевич, Тургенев Иван Сергеевич, Некрасов Николай Алексеевич, Фет Афанасий Афанасьевич, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, Чернышевский Николай Гаврилович, Толстой Лев Николаевич, Достоевский Федор Михайлович, Чехов Антон Павлович.

А кто из них самый, самый - выбирайте сами!

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные русские писатели Подготовили учащиеся 11 класса Руководитель Идиатуллова И.Б.

Борис Акунин: Родился: 20 мая 1956 г. Настоящее имя: Григорий Чхартишвили Другие псевдонимы: Анна Борисова Анатолий Брусникин Борис Акунин - псевдоним, настоящее имя - Григорий Шалвович Чхартишвили. Писатель, японист, литературовед и переводчик. Свои художественные литературные произведения публикует под псевдонимом Борис Акунин. Родился писатель 20 мая 1956 в Тбилиси. С 1958 года живет в Москве.

Захар Прилепин Книги: 1. «Патологии», роман (2005). 2. « Санькя », роман (2006). 3. «Грех», одна жизнь в нескольких рассказах (2007). 4. «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» (2008). 5. «Я пришёл из России», эссе (2008). 6. «Это касается лично меня», эссе (2009). 7. «Леонид Леонов: Игра его была огромна», исследование (2010). 8. «Чёрная обезьяна", повесть (2011). 9. «Восьмёрка», маленькие повести (2011). 10. " Книгочёт ", пособие по новейшей литературе, 2012.

Александр Карасев Родился в 1971 году в Краснодаре в семье инженера. Окончил исторический и заочно юридический факульте­ты Кубанского государстве­нного университета. Автор книги « Чеченские рассказы ». С 2003 печатается в российских литературных журналах. Живёт в Санкт-Петербурге.

Поэтесса Вера Полозкова появилась из интернета, вернее из «Живого журнала», в свое время она стала одним из самых юных блогеров-тысячников. Сетевая слава довольно быстро перешла в невиртуальную – тиражи сборников, полные залы на концертах, альбомы, спектакли, фотосессии, интервью

Татьяна Никитична Толстая Русская писательница Татьяна Никитична Толстая появилась на свет в Санкт-Петербургее. Татьяна родилась в семье с богатыми литературными традициями – дедушка Толстой по линии матери – поэт Михаил Лозинский, дедушка по линии отца – известный советский писатель Алексей Толстой; его жена, бабушка Татьяны – поэтесса Наталья Крандиевская. Отец будущей писательницы – доктор физических наук, профессор Никита Толстой. Семья Толстых была многодетной, у Татьяны было семеро братьев и сестёр.

Литературный дебют писательницы состоялся в 1983 году. В журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…». Литературные критики и читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, по итогам года произведение было признано лучшим литературным дебютом 1983 года. В произведении калейдоскопично были представлены впечатления ребенка, начиная от заурядных бытовых событий и обыденных встреч до таинственных и сказочных персонажей, рожденных детской фантазией. В начале двухтысячных Татьяна Толстая отходит от короткого жанра, в котором она писала с самого начала литературной деятельности. Из-под ее пера начинают выходить крупные романы. В 2000 году в свет выходит дебютный роман Толстой « Кысь », благосклонно встреченный критиками и публикой. Книга достаточно быстро становится бестселлером и получает премию «Триумф».

Дарья Донцова (р. 1952) Биография Дарья Донцова – литературный псевдоним автора многочисленных иронических детективов Агриппины Аркадьевны Донцовой. Ее произведения пользуются особой популярностью у читателей. Первые произведения писательницы появились в начале второго тысячелетия. В настоящее время их количество достигает полутора сотен. Дарья Донцова родилась июня 1952 года в Москве. Ее отец – советский писатель-прозаик Васильев Аркадий Николаевич, автор известного романа «В час дня, Ваше превосходительство». Мама писательницы Тамара Степановна Новацкая работала главным режиссером Москонцерта. Детство Дарьи прошло в литературной среде. В их доме в дачном поселке литераторов Переделкино бывал Катаев, Рождественский, Вознесенский.

Написанием иронических детективов Дарья Аркадьевна начала заниматься в очень сложный период своей жизни. В 1998 году у нее было диагностировано тяжелое онкологическое заболевание. Несмотря на неблагоприятный прогноз заболевания, она не потеряла присутствия духа. С помощью врачей Дарья борется с заболеванием и во время пребывания в больнице при очередном этапе продолжительного лечения пишет свой первый детектив «Крутые наследнички». Книга была написана в рекордно короткие сроки – всего за пять дней. Первыми читателями детектива стали медсестры отделения, где лечилась Дарья. Их восторженная оценка «Крутых наследничков» придала писательнице уверенность в своих силах, первый роман получил продолжение. За время лечения в больнице Дарья Донцова написала пять первых своих детективных романов. Своим оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне и жизнелюбием писательнице удалось справиться и победить тяжелую болезнь.

Эдуард Лимонов Биография Родился 22 февраля 1943 года в г. Дзержинск, Горьковская область. Трудовую деятельность начал в 17 лет. Работал грузчиком, монтажником-высотником, строителем, сталеваром, завальщиком шихты, обрубщиком Поступал в Харьковский педагогический институт. В 1958 году начал писать стихи 1974 году эмигрировал из СССР в США

1975-1976 работал корректором в нью-йоркской газете «Новое русское слово», принимал участие в деятельности Социалистической рабочей партии США 1987 получил гражданство Франции В начале 1990-х восстановил советское гражданство и возвратился в Россию, начав активную политическую деятельность 1994 основал Национал-большевистскую партию Ведет активную оппозиционную деятельность, является одним из лидеров коалиции «Другая Россия»

"Зеленый шатер" - это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой шире этих определений. "Зеленый шатер" звучит широко, нота общей вины, общего несчастья и сияющий зыбкий намек на всеобщее прощение имеет отношение ко всем людям конца двадцатого века. Это роман о том, что настоящая зрелость в нынешней цивилизации почти никогда не достигается, особенно когда на желающую взлететь и развернуть крылья личность надавливает некий груз идейный, властный, свинцовый, кастрирующий.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; материализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии. Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова. Елена Шварц. Ольга Седакова. Лев Лосев. Татьяна Вольтская.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин


Литература конца 20 - начала 21 вв. «Другая проза». Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения Т. Толстой, В. Пьецуха, С. Каледина, Л. Габышева и других оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. В конце 80-х «другой прозе» прочили большое будущее. Но сегодня она утрачивает свои позиции, поскольку исчезает та действительность, которая вызвала ее к жизни.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 6080-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется... все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений... утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности». Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность. Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.


Литература конца 20 - начала 21 вв. И. Солженицын. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности. В. П. Астафьев. «Пролетный гусь» Трагедия военного поколения. Ю. В. Буйда. «Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы.


Литература конца 20 - начала 21 вв. «Женская проза»: Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды». «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п. Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п.


Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя. «Другая проза» Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» Душевное одиночество, безысходность человеческого существования 1 В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п.


Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела»Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре В.Маканин. «Кавказский пленный» Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским. Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым


Литература конца 20 - начала 21 вв. Т. Толстая. «Сюжет» Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе С. Михайлов. «Амба» Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести Постмодернизм - доминирующее направление литературы конца ХХ начала XXI в. Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Отличительные черты массовой литературы Отличительные черты элитарной литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Художественный эксперимент Размытая авторская позиция или ее отсутствие. Ярко выраженная авторская позиция. Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства. Обращение к человеческим инстинктам, желаниям. Уникальная авторская идея. Обращение к традиционным нравственным ценностям.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). 2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века «сегодня литература живет по законам рубежа веков, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами конец и начало».


Литература конца 20 - начала 21 вв. 3. Жанровые трансформации, поиски нового слова писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит рассказ. 4. Диалог культур проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века».


Литература конца 20 - начала 21 вв. 5. Многоголосие отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков. 6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).


Литература конца 20 - начала 21 вв. 7. Поиск нового героя одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной надменности, он всего лишь заговоривший о себе маленький человек»