Open
Close

Порядок проведения тендера в парках. Участие в тендерах: пошаговая инструкция, необходимые документы, условия. Правила подготовки к участию в тендере

Для России термин «тендер» новый, хотя сама процедура, описанием которой он служит, применяется уже очень давно.

Его отечественный синоним – торги. Несмотря на широкое распространение в бизнес-кругах, своего закрепления на законодательном уровне в РФ он пока не получил .

Впервые такое определение появилось в 1993 году, после принятия ЮНИСТРАЛ типового закона, воспользовавшись которым государства получали возможность реформировать своё законодательство в отношении процедур закупок с целью обеспечения нормального , а также достижения справедливости и объективности в ходе осуществления закупок.

Использование этого международного правового акта в законодательствах относительно закупок призвано обеспечить в странах, где их применяют, максимальную эффективность и экономичность при осуществлении данной процедуры.

Тендер (tender) – это отбор предложений на поставку/закупку продукции/услуг/работ на конкурсной основе, согласно заранее установленным условиям.

Он проводится в течение определённого периода времени и осуществляется исходя из принципов состязательности, равноправия и эффективности .

В качестве организаторов тендера могут выступать государственные и коммерческие структуры, а также субъекты, обладающими имущественными правами.

Принимать участие в мероприятии разрешается любым физическим или юридическим лицам, чьи средства и направление деятельности позволяют им выполнить взятые, согласно условиям тендерного договора, обязательства.

Тендерный пакет приобретается потенциальными участниками по установленной цене или предоставляется бесплатно, если имеет место быть неофициальная процедура.

Виды

Классификация тендеров предусматривает их деление по признакам. В зависимости от цели они могут быть ориентированы на закупку или продажу .

В этом случае победитель определяется сразу после рассмотрения всех заявок, после чего с ним заключается контракт.

Второй вариант используют при поиске исполнителя на заказы, связанные с проведением масштабных инженерно-конструкторских работ, научных исследований и прочие.

В такой ситуации участник сначала предоставляет заказчику технические сведения относительно своих возможностей выполнения установленных условий и уже после рассмотрения их организатором приступают к определению цены.

В зависимости от организатора тендеры бывают :

  • государственные (регламентируются ФЗ № 44) характеризуются жёсткими требованиями отбора участников, планированием и отчётностью по совершённым госзакупкам, наличием запрета на некоторые виды закупок и прочее;
  • коммерческие отличаются отсутствием законодательного регулирования и возможностью самостоятельного установления правил торгов;
  • закупки отдельными юридическими лицами (регламентируются ФЗ № 223) – самая проблематичная категория тендеров, поскольку, несмотря на правила, установленные в законодательном порядке, лица, их проводящие, также наделены возможностью самостоятельной разработки своих положений, что нередко приводит к противоречивости фактических и юридических установок.

Следует дополнительно отметить, что в зависимости от масштабности предприятия, которое собирается совершить заказчик, тендеры можно поделить на официальные и неофициальные.

Если сумма торгов небольшая, то проведение полномасштабных мероприятий по поиску исполнителя экономически нецелесообразно . В этом случае заказчик просто уведомляет потенциальных участников о возможности выполнения своего заказа, а после рассмотрения заявленных кандидатур, выбирает наиболее подходящую.

Весьма интересной формой является запрос котировок и предложений. Их заказчики проводят с целью провести анализ цен и технических возможностей потенциальных исполнителей.

Полученные сведения могут использоваться для составления оптимального тендерного пакета, и проч.

Особенности организации официального тендера

Официальный тендер может несколько отличаться процедурой проведения, в зависимости от организатора, но в целом имеет больше общих черт.

Его главной особенностью и отличием от неофициальных торгов является конкретно установленный порядок проведения и прохождения, определяемый непосредственно самим заказчиком и соответствующий нормам законодательства.

Он включает следующие пункты:

  1. разработка тендерной комиссией всех критериев будущего проекта;
  2. размещение информации о предстоящем тендере с возможностью предоставления тендерного пакета;
  3. подача заявок потенциальными исполнителями, сопровождаемые соответствующей документацией, которая служит их основанием для выполнения размещённого заказа;
  4. рассмотрение заявок организатором;
  5. выбор победителя и заключение с ним контракта.

Чтобы заранее обезопасить себя от ошибочной сделки некоторые компании требуют от участников предоставление банковских гарантий.

На государственные тендеры по закупкам это требование распространяется всегда .

Классификация торгов по допуску участников

По допуску участников тендеры делятся на открытые и закрытые .

Первый вид предусматривает полную публичность относительно информации об участии.

Сведения могут размещаться как на электронных торговых площадках, так и в СМИ, на сетевых порталах и в прочих источниках. Как правило, ограничений к подаче заявок нет.

Второй, наоборот, предполагает конфиденциальность. Круг участников в этом случае небольшой.

Необходимость закрытого проведения тендера может быть продиктована соображениями государственной безопасности или же цена на сам заказ организатора настолько мала, что не оправдывает проведения крупномасштабных торгов.

Что собой представляют электронные торги?

Электронные тендеры осуществляются на специальных площадках в интернете. Их в сети немало.

Среди них существуют 5 официальных торговых площадок, на которых организуются государственные тендеры .

Процедура проведения таких мероприятий (электронных) мало чем отличается от традиционной. От участников требуется предоставление аналогичной документации, от организаторов сбор и обработка информации и т. д.

Деятельность таких ресурсов и порядок мероприятий, проходящих в их рамках, регламентированы правовыми нормами РФ.

Итак, тендеров существует огромное количество, и возникновение каждого из них является следствием определённой потребности той или иной рыночной ниши.

Можно с уверенностью прогнозировать, что их число будет неуклонно увеличиваться.

Что касается регулирования на правовом уровне, то политика государства в этом отношении направлена на обеспечение условий для здоровой конкуренции и экономию бюджетных средств.

Несмотря на то что проведение тендеров госзакупок проходят в более жёстких условиях, нежели коммерческие, возможности, предоставляемые государством, своим исполнителям зачастую оказываются шире.

Частые вопросы

Узнав о таком мероприятии, как тендер и как участвовать в нем, можно приступить к оформлению и подаче документов.

Список документов определяет сам заказчик, однако существует основной пакет, который необходим в любом случае . В него входят:

  1. заявка, которую заверяет руководитель предприятия;
  2. заявление и приложенная к ней презентация со сведениями о прошлых проектах;
  3. опись документации, которая имеется в пакете;
  4. копия ИНН, заверенная нотариусом;
  5. свидетельство о государственной регистрации;
  6. справка, подтверждающая отсутствие задолженности перед налоговой службой;
  7. отчетность о финансовом состоянии компании за прошедшие три месяца.

Кроме того, заказчик может включить пункт об обеспечении заявки . Это говорит о том, что претендент должен заранее внести определенную сумму, которая составляет не более 5% от общей суммы контракта .

Такие действия являются подтверждением намерений исполнителя выполнить заказ. Перечисление этих средств подтверждает платежное поручение, которое предоставляется на рассмотрение с пакетом документов.

Этот залог удержится в том случае, если участник решит уклониться от выполнения данного заказа после того, как его выберут в качестве исполнителя. Всем претендентам возвращается вложенная ими сумма после того, как конкурс будет завершен . Это также касается и тех участников, которые преждевременно отозвали заявку.

Часто возникающим вопросом у поставщиков, работающих по 44-ФЗ, является споры о сроках проведения госзакупок. Участники закупки путаются, какие дни следует учитывать, рабочие или календарные, при учете сроков подачи документации и времени проведения непосредственно самого тендера. Как быть, если обнаружена разница в сроках, указанных в документации тендера и на электронной торговой площадке. Что делать, если последний день подписания контракта попадает на выходной или праздничный день? Давайте вместе разбираться по порядку.

Сроки, которые можно встретить при участии в госзакупках

Вариантов не так много. Их три:

    Фиксированная календарная дата.

    Период времени. Это может быть час или день, может быть месяц или год.

    События высокого процента вероятности, например начало морозов, отопительного сезона, сбора урожая винограда (в сельскохозяйственном секторе) и т.п.

Важно! Если в документации тендера заказчик не сделал акцент на том, какие дни он имеет в виду при указании дат, то по умолчанию эти дни принято считать календарными.

Например, протокол проведения торгов опубликован в пятницу 28.07.2017. Первым днем отсчета принято считать день, следующий за датой публикации. Согласно 44-ФЗ статье 70 п.2 - пять дней отведено на публикацию заказчиком проекта контракта с ценой, определенной в результате проведения торгов, и реквизитами победителя. Следовательно, последний день опубликования проекта договора в ЕИС будет среда 02 августа 2017г. (5 календарных, но только 3 рабочих дня). Если бы в законе было бы уточнение (рабочие дни), то в расчет шли бы только рабочие дни, и последним днем публикации была бы пятница 04 августа 2017г.

Расчет временного промежутка

Каждый этап госзакупки имеет своей начальный и конечный период. Дата публикации лота, дата проведения торгов, дата публикации в ЕИС протокола прошедших торгов. Каждый этап идет неразрывно друг за другом, и как не запутаться, какой день считается первым для отсчета времени, а какой последним, порой бывает не очевидно. Начало отсчета времени начинается со следующего дня, идущего за датой публикации. Причем при расчете временного интервала между последовательными этапами тендера нельзя включать последний день подачи заявок и дату вскрытия конвертов .

Пройдемся по этапам на примерах:

    Дата опубликования заказчиком в ЕИС извещения о предстоящей закупке, после которой возможен прием заявок от участников закупки. Сроки приема заявок на участие в тендере зависят от НМЦК (до 3 млн руб. - 7 дней, свыше 3-х - 15 дней). В данной ситуации речь идет о календарных днях. Так, если программа мониторинга тендеров нашла новый тендер с датой публикации 01.08.2017 и НМЦК указана 2,4 млн рублей, следовательно, последний день подачи заявок будет 07.08.2017г.

    Дата размещения протокола проведения торгов. Следующий календарный день является началом изучения заказчиком второй части заявок и публикации проекта контракта согласно результату проведенных торгов в ЕИС (пример см. выше).

    Дата публикации проекта контракта заказчиком. Например, проект контракта с данными о победителе тендера в ЕИС опубликован заказчиком во вторник 15.08.2017, на изучение и подписание проекта у победителя 5 календарных дней (ст.70, пункт 3 Федерального закона 44-ФЗ). Последний день подписания контракта выигравшим тендер поставщиком выпадает на воскресенье 20.08.2017.

Важно! Если последний день подписания проекта контракта выпадает на субботу или воскресенье, то время подписания документа не сдвигаются на понедельник. Поставить усиленную ЭЦП нужно в выходной день, иначе это будет считаться нарушением. Заказчик может принять решение о признание Вас лицом, уклонившимся от обязательств, и как результат - Вы в РНП (в реестре недобросовестных поставщиков).

Пример расчета периода времени подачи документации тендера после выявления победителя

Аукцион состоялся 20.07.2017 (четверг), выявлены лидеры среди поставщиков, один из которых, предложил минимальную цену за лот. В понедельник 24.07.2017 в ЕИС названо имя победителя тендера. У заказчика по закону 5 дней (календарных!) для опубликования проекта контракта, начиная с 25-го июля (вторник) по 29 июля (суббота) включительно. Он тянул до последнего и выложил информацию в ЕИС на пятый день, 29.07 в субботу. Отсчет времени победителя тендера начинается с воскресенья 30-го числа. У него в запасе 5 календарных дней, но 4 рабочих. Последний день подписания контракта - четверг 03 августа 2017г.

Как поступить, если разнятся даты между заявленной в документации заказчика и данными с ЕИС? Мы рекомендуем ориентироваться на минимальный срок, а так же связаться с заказчиком, сделать запрос разъяснений.

Практика ФАС показывает, заказчик может ошибиться, неправильно рассчитать срок окончания подачи заявок. Вместо 7 дней для контрактов до трех миллионов 15 дней (для контрактов свыше трех миллионов), поставить 6 и 14 дней соответственно. Например, заказчик размещает извещение об будущем аукционе в ЕИС (сумма менее 3 000 000 рублей) в среду 02.08.2017 в 8:30 и обозначает срок окончания приема заявки - 09.08.2017 в 9:00. Фактически указано 6 календарных дней, а не 7. Это нарушение. В данной ситуации прием заявок должен осуществляться до 24:00 - 09.08.2017 (Федеральный закон № 107 “Об исчислении времени”, пункты 3 и 7 статьи 2).

Как быть с рабочими и нерабочими днями?

Если последний день публикации выпадает на выходной:

Документ

Перенос на ближайший рабочий день

Размещение заявки на участие в тендере

да

Запрос на разъяснений

да

Протокол разногласий

да

Подписание проекта контракта

нет

Срок оплаты по контракту

согласно условиям контракта и ГК РФ

Заказчик может разместить извещение на проведение тендера в любой день, не посмотрев на

рабочий или выходной день выпадает последний день подачи заявок на участие. В обязанности операторов ЭТП входит отслеживание подобных случаев и продление срока на ближайший рабочий день. Если у Вас не приняли заявку в понедельник, т.к. последний день подачи выпал на воскресенье, можно смело подавать жалобу в ФАС , т.к. это является нарушением ГК РФ.

Рекомендация .Так как в Ваших интересах успеть подать документы на участие, отслеживать появление новых тендеров нужно своевременно, не дожидаться последнего дня подачи документации тендера и сделать это в последние 2 рабочих дня. Плюс в том, что в эти два дня заказчик не имеет права вносить какие-либо изменения и отменять закупку.

Для чего проводятся коммерческие тендеры?

В последнее время участие в тендерах становиться распространенной практикой. К факторам, определяющим необходимость проведения коммерческого тендера компанией-заказчиком, относится сочетание следующих условий: четкое понимание своей потребности в определенных товарах, работах или услугах, наличие технического задания, бюджета на проект, сложность выбора между несколькими компаниями- поставщиками.

Есть и другие причины. В области корпоративной и государственной политики закупок существует требование проведения конкурсных процедур при размещении заказа. Во многих организациях принято принимать решение о выборе компании - поставщика товаров, работ или услуг на основании торгов, которые проходят через объявление открытого или закрытого конкурса. Торги в бизнес - сообществе принято называть тендером. Термин «тендер» пришел в российскую экономику из мировой экономики, где тендерная деятельность является основным механизмом реализации системы государственно- частного партнерства. Тендеры на российском рынке проводит и корпоративный, и государственный сектор. Сегодня требование о проведении торгов предъявляется в России ко всем заказам, объявляемым государственными и муниципальными организациями, стоимость которых превышает 100 тыс. рублей в квартал.

Тендеры помогают находить оптимальные решения для развития бизнеса. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое сделало наиболее выгодное предложение для организатора тендера. Выиграть тендер поставщику нелегко: необходимо стать поставщиком востребованного на рынке товара, иметь хорошую команду специалистов, разобраться в законодательстве и тонкостях конкурсных процедур.

Компании-поставщики, благодаря проведению тендера, создают вокруг себя конкурентную среду, имеют возможность получить заказ на свою продукцию за лучшую цену.

Коммерческие тендеры регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и регламентами, установленными самими компаниями-заказчиками.

Статья 448 ГК РФ определяет, торги проводятся через открытые и закрытые аукционы и конкурсы. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, в закрыты - участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Организатор обязан известить общественность о торгах не менее чем за 30 дней до их проведения.

В четвертой главе 135–ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций.

Систематизацию и унификацию процедур частных тендерных торгов осуществила РАО «ЕЭС России». Компания применила для проведения коммерческих тендеров базовые принципы и стандарты, предусмотренные для государственных торгов и прописанные в 94- ФЗ. Набор конкурсных процедур был расширен: открытый конкурс, открытый конкурс с предварительным отбором, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, многоэтапный конкурс, конкурсы (открытые, закрытые) с переторжкой, ценовой конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры, закупку у единственного источника.

Большинство коммерческих торгов проводятся по тем же принципам, что и государственные торги. Разница состоит в том, что деятельность государственных организаций при проведении торгов жестко регламентирована законодательством, а коммерческие организации проводят тендеры по более свободной форме. Они ориентируются на внутренние документы, принятые в самих компаниях.

Коммерческие организации не имеют такого единого и универсального закона для проведения тендеров, как 94- ФЗ для государственных закупок. Причина в том, что каждая сфера бизнеса имеет много отличий и свою специфику.

Для коммерческих предприятий важны эффективность закупки и оптимальная процедура проведения тендера.

Многие компании-заказчики имеют электронные площадки для проведения торгов, на них ведется основная закупочная деятельность. Так, РАО ЕЭС создал единый интернет-ресурс для компаний электроэнергетики (www.b2benergo.ru). Коммерческие тендеры проводятся на таких площадках, как B2B-NPK, B2B-Avia, B2B-SNG, B2B-Холод, B2B-Спорт, B2B-Металлург, B2B-Агро, B2B-ЖКХ, B2B-Авто, B2B-Телеком, B2B-Страхование и другие. Все эти порталы имеют единые базы данных (то есть зарегистрированные на одной площадке компании могут принимать участие в торгах и на других), схожие регламенты, единообразный интерфейс. В каждой отрасли есть порталы, консолидирующие информацию о торгах, также работают межотраслевые порталы типа «Трейд.Су» (alltenders.ru; i-tenders.ru). Основное отличие b2b от консолидирующих информацию площадок в том, что на последних не проходят сами торги, на них не предусмотрены процедуры. Там размещается информация, в частности, извещения и ссылки на сайт заказчика, где, как правило, размещается конкурсная документация.

Выбор места для участия в торгах зависит от финансовых и организационных условий, которые предлагают разные площадки. Одни площадки берут абонентскую плату, другие - процент от сделки, третьи - единовременную плату, четвертые предоставляют бесплатное участие либо для поставщиков, либо для заказчиков.

Какие тендеры бывают?

Первая разновидность тендера – это «тендер цены». Заказчик точно знает, какие товары, работы или услуги и в каком объеме потребуются ему для выполнения задачи. А поставщики товаров или исполнители работ или услуг выдвигают свои предложения по поставкам товаров, по конкретным видам работ, срокам, периоду гарантийного обслуживания, дополнительным услугам – и главное по цене.

Второй вид тендеров – это тендер «открытых решений». Такой тендер организовывается в том случае, когда специалисты компании не имеют четкого представления о том, какие товары, виды работ и услуг, потребуются им для достижения желаемого результата. Тендер «открытых решений» может объявляться и в том случае, если желаемый результат можно достичь различными способами. Компания в описании условий тендера (брифе) указывает проблему, которую ей необходимо решить или результат, который желательно достигнуть. Компании- участники предлагают свое видение решения проблемы.

Такой тендер, конечно, подразумевает гораздо больший разброс по ценам и предлагаемым решениям, но взамен компания – заказчик получает уникальный шанс рассмотреть творческие разработки различных компаний.

В том случае, когда приходится принимать сложные решения, применяют двухэтапную модель тендера. На первом этапе компания- заказчик выбирает концепцию решения, а на втором – ценовое предложение.

Открытый или закрытый тендер?

Преимущества открытого конкурса – в его публичности, что важно при проведении крупных и сложных закупок, выборе подрядчиков для реализации масштабных проектов. У поставщиков в этом случае больше ответственности, они более тщательно относятся к подготовке и подаче предложений. Для поставщиков сложности связаны с тем, что конкурсная процедура четко регламентирована и по срокам, и по последствиям. Для заказчика сложности в трате временных ресурсов, в наличии элемента непредсказуемости, связанного с риском прихода непроверенных компаний.

Закрытый конкурс - лучшая процедура для закупок небольшими партиями. Несмотря на сужение конкуренции, проще становится процесс обработки и оценки заявок, специально приглашаются проверенные компании.

Правила подготовки к участию в тендере.

Как и любой бизнес-процесс, тендер имеет свои правила подготовки и проведения. Компания- заказчик описывает в конкурсной документации критерии и сроки выбора участников и победителя тендера.

Рассмотрим план работ по подготовке к участию в тендере.

1 этап. Изучение тендерной документации и принятие решения об участии в тендере.

Для подготовки предложения по участию в коммерческом тендере, необходимо познакомиться с конкурсной документацией компании, которая проводит тендер.

Заказчик направляет бриф (приглашение к участию) потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

Стандартный бриф предполагает следующий состав:

1.описание компании-заказчика

2.постановка проблемы и описание желаемого результата

3.требования к участникам тендера

4.описание формы подачи заявки

5.критерии оценки претендентов

6.сроки проведения тендера.

Разберемся с содержанием брифа.

Описание компании-заказчика.

Для подготовки предложения по участию в коммерческом тендере, необходимо познакомиться с историей компании, которая проводит тендер. Необходимо обратить внимание на численность компании, сектор экономики, в которой она работает, вид бизнеса и его специфические особенности. Буклеты и брошюры, интернет-ресурсы о компании, содержание сайта компании позволят получить представление о заказчике. Информация о компании даст возможность правильно подготовить тендерную документацию.

Постановка проблемы и описание желаемого результата.

Этот раздел брифа показывает, какую проблему необходимо решить заказчику. Тендерная документация содержит техническую и коммерческую часть. В технической части дается описание и общая информация об объекте торгов, инструкция для поставщиков, информационные карты с указанием порядка подготовки и подачи конкурсных заявок и другая требуемая информация. В коммерческой части указаны цена, условия, графики платежей, источники финансирования контракта.

Требования к участникам тендера.

Среди требований может быть определено требование о наличии опыта проведения аналогичных проектов, отзывов предыдущих клиентов, наличие информации о сроке работы на рынке компании - поставщика.

Описание формы подачи заявки

В этом разделе компания - заказчик оговаривает те разделы, которые должны фигурировать в заявке (предложении) от компании - участницы тендера.

Критерии оценки

Критерии оценки включают такие параметры, как цена, время проекта, отсутствие соисполнителей.

Сроки проведения тендера

Обычно указывают срок объявления тендера, срок начала и окончания приема заявок, ориентировочный срок рассмотрения заявок.

Как правило, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два – три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

2 этап. Уточнение позиций.

На этом этапе компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, могут обращаться к заказчику за дополнительной информацией, чтобы уточнить видение проблемы заказчиком и пути ее решения.

3 этап. Подготовка заявки.

Довольно часто бывает так, что предприятие не допускают к участию в тендере еще на этапе проверки тендерных предложений, если поданная им заявка была некорректно составлена. Тендерные документы должны быть оформлены профессионально.

4 этап. Презентация предложений.

Компания-заказчик тендера приглашает на встречу финалистов конкурса, которые имеют возможность убедить в том, что их предложение является лучшим. Для того, чтобы выиграть тендер, поставщику необходимо выгодно преподнести материал и заинтересовать заказчика. Профессионально подготовленная презентация должна быть доступной и наглядной, должна содержать графическую информацию, сопоставление с работой других компаний. Нелишним будет приложить список крупных заказчиков и клиентов компании-поставщика, их отзывы.

5 этап. Окончательный отбор.

Ответственные руководители компании - заказчика коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В процессе обсуждения уточняются мнения внутренних заказчиков, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

6 этап. Объявление победителей.

На общем собрании или через СМИ при проведении открытого тендера или в персональном порядке, если тендер был закрытый, участники тендера оповещаются о завершении конкурсных процедур и выборе победителя.

Бытует мнение, что для победы в тендере, нужны связи. Конечно, издержки есть в любом бизнес-процессе, и все же существует три определяющих критерия победы в коммерческом тендере - это цена контракта, качество и квалификация.

Тендер – это конкурс, который помогает заказчику выбрать наиболее предпочтительное для него предложение среди множества вариантов, предложенных от представителей разных компаний. Проведение тендеров осуществляется на основе конкурентного соревнования, победитель которого подписывает с заказчиком контракт.

Тендеры являются основным способом , предоставления услуг или подрядных работ. При этом заранее оговариваются сроки, сумма и другие подробности. Эти нюансы должны быть учтены участником, так как заказчики зачастую выбирают именно те предложения, которые полностью соответствуют их требованиям.

Не только государство, но и частники

Конкурсы проводятся не только по инициативе государственных представителей: они так же распространены среди частных компаний. Так, в настоящее время для участия в подобных торгах, компании (потенциальному участнику) необходимо внести определенную сумму, которая является гарантией серьезных намерений претендента. Так что возможности принимать участие в тендере у некоторых просто нет. Это фирмы, занимающиеся малым и средним бизнесом.

В чем преимущества тендеров?

Существуют определенные виды организации торгов, которые имеют свои плюсы и минусы. Но если рассматривать их с общей точки зрения, можно выделить следующие преимущества:

  1. Эффективность. Торги позволяют компании-заказчику рассмотреть множество предложений, выбрав наилучшее, наиболее эффективное из них.
  2. Для любой компании-участника – это шанс повысить не только свою финансовую успешность, но и репутацию.
  3. Тендерные торги – это очень удобно и экономично, ведь претендентов всегда много.

Классификация способов организации торгов в России

Уже более 50 лет США активно применяют разработанную в прошлом веке ими же тендерную систему. За это время успели появиться ее множественные вариации, некоторые из которых используются в России. Сам же американский термин «тендер» в РФ практически не используется – его успешно заменяют более привычным и устоявшимся словом «конкурс».

Открытые и закрытые

Классификация тендеров зачастую осуществляется по степени доступности для претендентов. Встречаются как закрытые и открытые, так и ограниченные тендеры. В России в настоящее время достаточно большую популярность получили закрытые конкурсы, которые, однако, считаются менее эффективными. Решение провести тендер закрытого типа, как считают эксперты, – это дань советским традициям. В то время как тендеры открытые в России встречаются значительно реже, несмотря на то, что они имеют больше преимуществ. Основное из них – участие большего количества потенциальных поставщиков. В этом случае торги выполняют свои главные функции – открытость и доступность.

С предварительным отбором кандидатов и без него

Классификация также может быть основана на отборе участников, проведенном перед началом мероприятия. Даже в тех случаях, когда конкурс открытый или ограниченный, заказчик может отсеять кандидатов, заявки которых, наименее соответствуют выдвинутым требованиям. Эта процедура актуальна потому, что многие компании, даже будучи наименее подходящими для участия в том или другом конкурсе, все равно подают заявку. А ведь огромное количество участников лишь притормаживает процесс выбора лучшего предложения, в то время как одной из функций конкурса является быстрота.

Два этапа или один

Проведение торгов в один этап не предусматривает изменений или переговоров по ходу конкурса, поэтому во многих случаях он неприемлем. А вот проведение двухэтапного тендера является достаточно эффективным методом, который отличается гибкостью со стороны заказчика. Двухэтапный конкурс, состоящий из нескольких ступеней, дает возможность урегулировать все вопросы, проведя на первом этапе переговоры. Но, несмотря на несомненные преимущества, двухэтапные торги не жалуют не только в РФ, но и за границей из-за слишком затяжного процесса проведения. Лишь в случае, когда заказ достаточно серьезен, проводится двухэтапный аукцион.

Что проведение тендера включает в себя?

Торги имеют определенные этапы организации:

  1. Определение предмета торгов.
  2. Разработка программы проведения, определение формы торгов (закрытые, ограниченные, открытые).
  3. Разработка критериев документации, необходимой для участия в конкурсе.
  4. Выбор участников торгов. Данный пункт изменяется в зависимости от вида конкурса: если организатор принял решение провести открытый конкурс, он рассылает приглашения (согласно постановлению об условиях и правилах тендеров при открытых торгах, сообщение обязательно появляется на сайте компании, а также может быть размещено в прессе, разослано по электронной почте). Когда же принято решение провести закрытый конкурс, потенциальным участникам рассылаются приглашения.
  5. Отбор кандидатов.
  6. Прием предложений от избранных участников торгов.
  7. Оценка предложений и выбор одного из них, наиболее выгодного, заказчиком.
  8. Подписание соглашения с победителем.

Если заказчик проводит торги самостоятельно, не обращаясь к услугам специализированных компаний, то первое, что он должен сделать, – это организовать команду, которая будет заниматься проведением мероприятия. Основная функция этой группы – составить положение о тендере и правила его проведения. Руководитель должен ознакомиться с этими документами и утвердить их. Также назначается состав тендерной комиссии.

Тендерная комиссия: функции и обязанности

Главная задача тендерной комиссии – ведение торгов. Тендерная комиссия должна подготовить сообщение о проведении мероприятия (его еще называют брифом), разослать его определенным лицам или разместить в СМИ (когда планируется проведение открытого типа конкурса). В сообщении содержится полная информация о требованиях, которые предъявляет своим исполнителям заказчик: требования к предложениям, критерии оценки этих предложений, принципы отбора победителя и т.д.

Данная комиссия также регистрирует участников, которые прошли предварительный квалификационный отбор (такой отбор осуществляется, если имеет место проведение открытых тендеров). Отбор позволяет заказчику, который знакомится с заявками потенциальных участников, выбрать наиболее подходящих под его требования претендентов. Процедура необходима в первую очередь потому, что если заявок поступило достаточно много (в среднем больше 10), то расходы времени и сил увеличиваются, что не выгодно заказчику.

К тому же, очень важен уровень квалификации претендента. Так, если квалифицированность поставщика низкая, он, даже сделав формально лучшее предложение, не в состоянии выполнить все свои обязательства по договору на должном уровне. Для потенциальных кандидатов предварительный квалификационный отбор также является плюсом – им не придется тратить финансовые средства и силы для участия в тендере. Однако, стоит учесть, что поставщики обычно крайне недовольны тем, что не прошли данный отбор, потому заказчику нужно найти весомые аргументы.

C момента регистрации участников компания-участник официально становится конкурентом других участвующих в конкурсе компаний. Порой компании-участники подают заявку, сообщая всю необходимую информацию о себе, подтверждают свое согласие с правилами тендера и дают соглашение о неразглашении полученной информации от организатора. Также компания обязуется подписать договор с заказчиком, если выиграет конкурс.

Члены тендерной комиссии регистрируют полученные от участников предложения и решают, в какой очередности будут представлены работы на презентации.

Тендерная комиссия оценивает предложения потенциальных победителей в течение нескольких рабочих дней после того, как был завершен прием предложений или после проведения всех презентаций. Зачастую, все предложения, которые поступили на конкурс, остаются известными лишь их создателям. Не разглашаются и оценки, полученные в ходе проверки предложений. Победителем становится участник, который предоставил максимально выгодное предложение, соответствующее всем требованиям брифа.

Участники, чьи предложения были рассмотрены (если хотя бы одно предложение не было рассмотрено, тендер считается несостоявшимся), но не были приняты, получают свои предложения обратно – они и дальше остаются их собственностью.

Проведение открытого тендера государственного типа

Так как чаще всего тендеры проводятся по инициативе государственных предприятий, а не частных предпринимателей, целесообразно более подробно рассмотреть проведение открытого государственного тендера.

Участники обычно находят сообщение о проведении открытого тендера в СМИ, на специальных сайтах и т.д. Организовывает конкурс или сам заказчик, или группа его сотрудников, которых он назначает ответственными за организацию и проведение.

Первое, что делает заказчик, – это составляет и распространяет тендерную документацию, в которой содержится вся информация, нужная для участия. Такая документация абсолютно бесплатна. Когда срок приема заявок от потенциальных кандидатов истекает, созывается тендерная комиссия, вскрывающая пакеты с заявками. Затем оглашается список участников тендера. Иногда для того, чтобы проверить заявки на соответствие всем требованиям, приглашаются эксперты.

Проведение закрытого государственного тендера

Закрытые тендеры проводят для того, чтобы сделать закупки специального характера или небольшого объема. В этом случае заказчик сам выбирает поставщиков, которые примут участие. Обычно эти аукционы согласовываются с органами государственной власти.

Заказчик рассылает приглашения на участие выбранным лицам. Претенденты, в свою очередь, должны запросить конкурсную документацию и подготовить ее согласно требованиям заказчика вместе с заявкой на участие. Также, он может изменить условия тендерной документации, но в этом случае он обязан уведомить об изменениях участников конкурса. Если у них возникли вопросы, заказчик обязан на них ответить.

Заказчик регистрирует заявки, присланные приглашенными, и поставщики получают подписи о регистрации заявок. Далее в присутствии подрядчиков каждую заявку проверяют на соответствие их требованиям, после чего путем оценки предложений выбирают наиболее выгодное. С этим участником и подписывается контракт.

Кто проводит тендеры?

Торги может организовывать заказчик и самостоятельно. Однако, если тендер проводит частная компания, лучше всего обратиться в специализированные фирмы, которые берут все хлопоты по проведению тендера на себя, при этом освобождая заказчика от массы забот. Такие компании обычно проводят все вышеописанные виды торгов.

Компании-организаторы должны проделать следующую работу:

  1. Организовать тендерную процедуру.
  2. Проконсультировать заказчика касательно тендерных процедур.
  3. Разработать тендерную документацию.
  4. Оценить предложения.
  5. Организовать закупки.
  6. Составить юридические заключения и провести анализ конкурсной документации.
  7. Заключить договор о закупке.
  8. Обеспечить сопровождение закупок юридически.

Таким образом, доверить организацию и проведение торгов лучше специалистам, если вы в этом деле новичок. А вот более опытным заказчикам можно обойтись и собственными силами.

В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео