Open
Close

Формирование рынка проектно-изыскательских работ в угольной промышленности. Антикризисная оперативная сводка по российскому рынку проектно-изыскательских работ Основные положения, выносимые на защиту

Прошедший год для проектных организаций прошел под знаком сокращения и секвестирования проектов. Прибыль проектных компаний не спешила расти, так как в условиях жесткой конкуренции цены на услуги упорно стремились к снижению. По экспертным оценкам итогов 2016 года средняя рентабельность на проектном рынке строительной отрасли в целом составила не более 1-2%.

Своим мнением о ситуации на рынке проектных услуг поделился Василий Костин, генеральный директор «КБК Проект».

Василий Костин составил собственный прогноз относительно развития рынка проектных и изыскательских работ в 2017 году.

Основным вопросом сегодняшней градостроительной политики в стране является выстраивание гармоничных связей между комплексной застройкой и урбанистическими проектами в рамках концепции создания комфортной городской среды. Эта рыночная ниша практически пуста. Кроме того, вопрос обеспечения жильем жителей ветшающих городских микрорайонов стоит перед градостроителями все более остро и открывает практически неограниченные перспективы для экономичных и интересных решений от архитектурно-проектных компаний.

Еще один фактор влияния на проектный рынок - это изменения в российском законодательстве, такие как Закон о реформе СРО, новая Концепция совершенствования технического нормирования и т.д.

Сочетание этих обстоятельств создает давление, формирующее следующие тренды проектировочного рынка:

  • Все большее количество проектных организаций берут на вооружение BIM-технологии. Многомерное моделирование позволяет оценить все расходы и издержки уже на стадии проектирования, вносить и координировать все изменения в ходе исполнения, а также устраняет технологический разрыв между строительством и эксплуатацией объектов недвижимости . По всей видимости, будут востребованы обучение специалистов, а также разработка отечественных программных продуктов BIM.
  • Законодательные требования к проектировочной и изыскательской деятельности ужесточаются, что расчищает дорогу перед крупными компаниями с государственным участием и приводит к ликвидации, укрупнению и объединению малых изыскательских и проектировочных компаний.
  • Новые технологии, а также высокая конкуренция вынуждают подходить к проблемам заказчика комплексно. Тесное взаимодействие изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатирующих организаций ведет к их объединению под одной «крышей», а также способствует более интенсивному внедрению BIM технологий. Скорее всего, пример состоявшегося в 2015 году объединения Национальных объединений проектировщиков и изыскателей будет далеко не единственным событием подобного рода.
  • Координация и регулирование проектной деятельности будет расширяться за счет создания проектных офисов на уровнях организаций, подразделений и программ. Это позволит увеличить прозрачность программ для инвесторов и акционеров, что положительно скажется на росте инвестиций, а значит, будет способствовать решению проблемы финансового голода строительных организаций.
  • Проектировщики все более активно внедряют новые энергоэффективные и экологичные технологии. Рост тарифов, повышение экологической грамотности потребителей создают условия для продвижения идеи энергоэффективности и экологической безопасности материалов и технологий. Оценки экспертов колеблются вокруг следующих цифр: увеличение стоимости строительства энергоэффективных объектов достигает 15-20%, в то время как стоимость эксплуатации сокращается на 60-70%.

Обозначенные тренды неизбежно будут способствовать оживлению и росту рынка услуг проектирования, а также смежных сфер: изыскательской, строительной, эксплуатационной и т.д. Рынок закономерно реагирует на юридические, финансовые и технологические вызовы новыми подходами к взаимодействию различных организаций, применению технологий и подготовке кадров.

Костин В.В., генеральный директор «КБК Проект»

На правах рукописи

ЕГРАШИН Сергей Николаевич

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА

ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Специальность 08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством

(Экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами: промышленность)

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Новосибирск - 2007

Работа выполнена

на экономическом факультете

Новосибирского государственного университета

руководители:

Лычагин Михаил Васильевич,

кандидат экономических наук, доцент

Исупова Ольга Алексеевна

Официальные

оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Буфетова Лидия Павловна

доктор экономических наук, профессор

Унтура Галина Афанасьевна

Ведущая организация:

Кузбасский государственный

технический университет

Защита состоится «2» ноября 2007 г. в 16-30 часов на заседании диссертационного совета К 212.174.03 при Новосибирском государственном университете по адресу:

630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2, ауд. 304.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного университета.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук,

доцент А. В. Комарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и степень проработанности проблемы исследования. Уголь, хотя и несколько потесненный нефтью и газом в XX в., продолжает играть важную роль в мировой экономике. Прогнозируется дальнейший рост потребления угля в мире в первые три десятилетия XXI в.

В 1990-е годы в России (одной из крупнейших угледобывающих стран мира), как и в ряде других стран, произошла реструктуризация угольной отрасли. В результате реструктуризации в угольной отрасли произошли заметные институциональные изменения, которые преобразовали взаимоотношения между организациями как внутри угольной отрасли, так внешние связи отрасли. Принятие «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» и федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» в совокупности с постановлениями, нацеленными на усиление инновационного характера российской экономики, создают новые условия и стимулы для активизации научно-технической и инновационной политики в угольной промышленности. Этот курс подтверждается и в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года.

Направления научно-технической и инновационной политики, предусмотренные в Энергетической стратегии, должны детализироваться в конкретные технико-экономические решения. Важное место в этой сфере занимают проектно-изыскательские работы (ПИР) и проектные организации, осуществляющие эти работы.

Анализ публикаций, посвященных проектной деятельности в угольной промышленности, показывает, что в 1950-1960-е годы преобладали работы технико-технологического характера, в которых эффективность решений в первую очередь оценивалась с точки зрения натурально-вещественных факторов (увеличение производительности техники, сокращение времени и материалов, и др.). Стоимостные оценки представлены незначительно (И. М. Андреев, А. С. Бурчаков, В. И. Владимирский, Б. М. Воробьев, Н. И. Иванов, А. М. Курносов, К. И. Татомир, М. И. Устинов и др.). Экономическая реформа в промышленности 1965 г. дала импульс работам, в которых все чаще стали встречаться вопросы определения стоимостных показателей, экономических стимулов, хозрасчета и т.п. (Ю. С. Лир, М. Б. Кундин, Ю. С. Цимерман и др.).

В начальный период перехода России к рыночным отношениям стал действовать ряд факторов, которые отрицательно сказывались на деятельности государственных проектных институтов, работавших в угольной отрасли: сокращение государственных централизованных капитальных вложений и изношенность основных фондов стимулировали направление средств фондов развития предприятий не столько на новое строительство, реконструкцию и расширение, сколько на техническое перевооружение и ремонт оборудования. Конкурентами государственных проектных организаций становились кооперативы, коллективные проектные организации, проектно-конструкторские подразделения предприятий. Это вело к сокращению заказов. Кроме этого происходило общее сокращение объемов производства в народном хозяйстве, снижение дисциплины поставок и ответственности за выполнение договорных обязательств, увеличение «долгостроя». В результате резко уменьшились возможность достоверного определения технико-экономических показателей объектов проектирования, и, следовательно, доверие заказчиков к достоверности проектных решений и потребительная стоимость проектной продукции. Кроме того, стала меньше вероятность успешного завершения строительства, что вело к снижению заинтересованности заказчиков к разработке проектно-сметной документации. Происходил отток квалифицированных кадров из проектных организаций.



Многие руководители и специалисты проектных организаций оказались не готовы эффективно работать в рыночных условиях. Это усугублялось почти полным отсутствием публикаций с анализом проектных услуг и рекомендаций по организации проектирования и работе проектных институтов в новых условиях. Возможности ознакомления с зарубежным опытом были (и остаются) крайне ограниченными, поскольку методы и конкретные результаты создания проектов в единстве натурально-вещественных, технико-технологических и финансово-экономических сторон являются коммерческой тайной организаций и мощным оружием в конкурентной борьбе.

Таким образом, перед проектными организациями, в том числе и перед «Кузбассгипрошахтом», остро встала проблема преобразования своей деятельности с тем, чтобы выжить в новых сложных рыночных условиях. И это послужило первоначальным импульсом, побудившим автора диссертации заняться исследованием этой проблемы.

Важно также подчеркнуть, что существует проблема понимания роли и особенностей проектно-изыскательской деятельности и проектных организаций в угольной отрасли. Дело в том, что если в машиностроении и многих других отраслях планово-экономическая деятельность на 90% сосредоточена внутри предприятия, то в угольной промышленности за 90% решений по строительству, поддержанию в рабочем состоянии и закрытию шахты отвечает проектная организация, а примерно 10% решений приходится на долю планово-экономического отдела шахты. Причем в проекте шахты, который создает проектная организация определяется календарный график строительства и эксплуатации шахты с точностью до одного квартала и в разрезе всех видов ресурсов. Поскольку эта работа требует высокой квалификации, большого опыта и специальных программных средств, то она может выполняться качественно только ограниченным число организаций. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на сферу действия рынка в проектном деле и государственное регулирование ПИР.

Акционирование и начало работы по-рыночному решило одни проблемы проектной деятельности, но поставило в повестку дня ряд новых. Одна из них заключается в том, что практика проектной деятельности опережает ее научное осмысление. Это усугубляется тем, что в 1990-е годы резко уменьшилось число публикаций по технико-технологическим аспектам проектирования. Другими словами, если в советский период в проектном деле было много техники, но мало экономики, то сейчас в научной и учебно-методической литературе крайне мало и того, и другого (хотя много рекламных материалов). Это становится все более нетерпимым в свете задач научно-технического и инновационного развития угольной промышленности и при движении развитых стран к экономике, основанной на знаниях. Все сказанное обусловило цель и задачи диссертации

Цель диссертации - разработать методический подход к исследованию и формированию рынка проектно-изыскательских работ в угольной промышленности, детализировать его в совокупности методических рекомендаций и проверить на практике.

Для реализации цели в работе были решены следующие задачи :

  • в рамках работы по формулированию проблемы показаны роль угля и угольной промышленности в экономическом развитии крупнейших стран мира и России, значение научно-технической и инновационной политик и проектно-изыскательских работ для развития отрасли, раскрыты предпосылки формирования рынка ПИР;
  • обоснован авторский методический подход к исследованию и формированию рынка ПИР в угольной отрасли РФ;
  • выделены и описаны этапы формирования рынка ПИР;
  • разработаны и опробованы методика реинжиниринга бизнес-процессов в проектной организации в совокупности с методическими рекомендациями по преобразованию организации управления и анализу влияния внешней среды;
  • предложены и проиллюстрированы новые виды проектов и новые формы и методы взаимодействия участников рынка ПИР в угольной промышленности.

Объект исследования - рынок проектно-изыскательских работ в угольной промышленности и организации, действующие на этом рынке, и, в первую очередь, в крупнейшем угледобывающем регионе России - в Кузбассе. Базовый объект наблюдения - одна из ведущих проектных организаций угольной отрасли - ОАО «Кузбассгипрошахт».

Предмет исследования - предпосылки, этапы и направления формирования рынка ПИР в угольной отрасли и новые организационно-экономические формы и методы взаимодействия участников этого рынка.

Область исследования - 15.19 «Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергети­ческого комплекса» и 15.22. «Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в электро­энергетике, нефтегазовой, угольной, металлургической, машиностроительной и дру­гих отраслях промышленности» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретической и методологической базой исследования явились работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, менеджмента (прежде всего инновационного), экономики и управления топливно-энергетическим комплексом с акцентом на угольную промышленность, статистические данные о развитии угольной промышленности в разных странах, законодательные и нормативные материалы РФ применительно к проблематике диссертации.

Большое влияние на методологию исследования оказали труды специалистов Института экономики и организации промышленного производства СО РАН и Новосибирского государственного университета, а также других отечественных и зарубежных научно-исследовательских и проектных организаций и вузов, которые занимаются проблемами угольной промышленности и научно-технического прогресса.

Методы исследования: системный анализ, сравнительно-исторический анализ, экспертные оценки, обобщение и обработка статистических данных, методы классификации, имитационное моделирование и расчеты на ЭВМ, библиографический анализ с использованием электронных баз данных.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Обоснован методический подход к исследованию и формированию рынка ПИР в угольной отрасли Российской Федерации. Отличительные черты подхода заключаются в следующем: учет взаимосвязи этапов формирования рынка, особенностей его участников и используемых форм и методов взаимодействия; проведение анализа во взаимосвязи внутренних преобразований деятельности проектной организации на основе реинжиниринга бизнес-процессов и постоянного обновления форм и методов взаимодействия с внешней средой; использование в качестве инструментов анализа моделей инновационных процессов (модель «цветок лотоса» и др.), графических схем бизнес-процессов и организационных структур управления и комплекса имитационных моделей разной степени сложности для расчетов показателей проектов угледобывающих предприятий; использование нового определения понятия «проект» для предприятий угольной отрасли, которое базируется на модели «цветок лотоса» и систематизированном описании более чем 50 реальных проектов.

2. Впервые выделены предпосылки и этапы формирования рынка ПИР в угольной промышленности с фиксацией схем взаимодействия участников рынка на каждом этапе.

3. Разработана и опробована методика реинжиниринга бизнес-процессов в проектной организации, которая не имеет аналогов в научной литературе. Методика согласована с имитационными моделями расчета показателей проектов угледобывающих предприятий, с требованиями ИСО 9001, со схемами и мероприятиями организации управления, с методикой анализа рынка ПИР при помощи модели «пяти сил» М. Портера. Созданная методика содержит общую схему, схему проведения реинжиниринга, схемы основных бизнес-процессов проектирования и методические рекомендации по их адаптации, модификации и применению.

4. Введены в научный оборот понятия «проект с частичным сервисом» и «проект с полным сервисом», созданы и внедрены в практику схемы взаимодействия участников этих проектов, а также методические рекомендации по их разработке и применению в угольной промышленности.

5. В дополнение к инжиниринговой схеме выделены и опробованы следующие инновационные формы взаимодействия проектной организации и других участников рынка ПИР: аутсорсинг; бенчмаркинг; корпоративные управленческие взаимодействия; взаимодействия на основе интеграционных процессов; организация инновационных предприятий посредников для ускорения разработки и внедрения перспективной отечественной техники в угольную промышленность.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании методического подхода к исследованию и формированию рынка ПИР в угольной отрасли, в выделении этапов формирования рынка и схем взаимодействия субъектов рынка, в уточнении понятия «проект» с учетом сопряженных услуг применительно к предприятиям угольной промышленности, в разработке и опробовании совокупности методики реинжиниринга бизнес-процессов в проектной организации, форм и методов взаимодействия организаций, связанных с рынком ПИР на основе, бенчмаркинга, аутсорсинга, корпоративных взаимодействий и системы менеджмента качества согласно ИСО 9001.

Практическая значимость работы заключается в создании совокупности методических рекомендаций, нацеленных, с одной стороны, на развитие проектной деятельности в угольной промышленности на основе реинжиниринга бизнес-процессов и перспективных видов проектов, и, с другой стороны, на создание и использование новых форм взаимодействия организаций на рынке ПИР в угольной отрасли и сопряженных с ней отраслей. Использование методик и рекомендаций диссертации дает возможность повышать действенность научно-технической и инновационной политики в угольной промышленности, разрабатывать и реализовывать эффективные проекты по созданию и модернизации угледобывающих предприятий, расширять разработку, производство и использование отечественной техники, накапливать знания о проектной деятельности и рынке ПИР для принятия обоснованных управленческих решений, получать экономический и социальный эффект от налаживания взаимодействия организаций топливно-энергетического комплекса и связанных с эти комплексом.

Апробация работы. Результаты исследования нашли практическое применение в деятельности ОАО «Кузбассгипрошахт», г. Кемерово (справка от 21.09.2007 г.), ОАО «Кокс», г. Кемерово (справка от 19.09.2007 г.), ГП «Кемеровопроект» (справка от 13.09.2007 г.), в разработке и реализации более 50 проектов для угледобывающих предприятий Кузбасса на общую сумму более 100 млн руб.

Основные положения и рекомендации диссертации обсуждались на международных научно-практических конференциях в г. Кемерово в 2006-2007 гг. и «Актуальные проблемы современных наук: теория и практика»г. Белгород, 2006); на десятках совещаниях-семинарах в период 1995-2007 гг., в которых принимали участие специалисты региональных органов управления, угледобывающих предприятий, научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций, занимающихся проблемами угольной отрасли, производителей перспективной техники для угольной отрасли, коммерческих банков, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание и кредитование перечисленных организаций; заседании межкафедрального научно-методического семинара экономического факультета Новосибирского государственного университета.

Публикации. По теме диссертации в открытой печати опубликовано 8 работ общим объемом 17,5 п.л. (из них 6,8 п.л. авторских), включая одну статью (без соавторов) в издании, рекомендованном ВАК для публикации результатов кандидатских диссертаций.

Под руководством и при участии автора в печатной и электронной форме было создано и распространено большое число материалов (методические рекомендации, обзоры, проекты, уставы, положения, договора, протоколы совещаний, отчеты и т.д.), которые использовались в практической деятельности различных организаций угольной промышленности и связанных с нею отраслей.

Структура работы и ее объем. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка (158 источников) и 9 приложений. Основной текст работы содержит 155 страниц, 28 таблиц и 22 рисунка и имеет следующую структуру.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РОЛЬ РЫНКА ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ (ПИР) В РАЗВИТИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ И ПРОБЛЕМА ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Роль угля и угольной промышленности в экономическом развитии

1.2. Предпосылки формирования рынка ПИР

1.3. Методический подход к исследованию и формированию рынка ПИР в угольной отрасли РФ

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ПИР И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

2.1. Начальные этапы формирования рынка ПИР

2.2. Методика реинжиниринга бизнес-процессов в проектной организации

2.3. Преобразование организации управления при реинжиниринге

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ПИР В УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

3.1. Анализ рынка ПИР в угольной промышленности

3.2. «Проекты с частичным сервисом» и их примеры

3.3. Новые формы и методы взаимодействия участников рынка ПИР и разработка «проектов с полным сервисом»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Методический подход к исследованию и формированию рынка ПИР в угольной отрасли Российской Федерации.

Это методический подход отличает следующее:

1) учет взаимосвязи этапов формирования рынка, характера его участников и используемых форм и методов взаимодействия;

2) проведение анализа во взаимосвязи внутренних преобразований деятельности проектной организации на основе реинжиниринга бизнес-процессов и постоянного обновления форм и методов взаимодействия с внешней средой;

3) использование в качестве инструментов анализа моделей инновационных процессов (модель «цветок лотоса» и др.), графических схем бизнес-процессов и организационных структур управления и комплекса имитационных моделей разной степени сложности для расчетов показателей проектов угледобывающих предприятий;

4) использование нового определения понятия «проект» для предприятий угольной отрасли, которое базируется на модели «цветок лотоса» и систематизированном описании более чем 50 реальных проектов.

Представляется возможным дать еще одно определение термина «проект» применительно к угольной отрасли.

Проект - совокупность томов и книг документов, которые: 1) разработаны и оформлены согласно техническому заданию, в строгом соответствии со СНиПами, РД и другими нормативными документами, рекомендованными методиками и программными средствами; 2) имеют на титульном листе каждого тома подписи ответственных разработчиков проекта и утверждающую подпись руководителя организации-разработчика, заверенную гербовой печатью; 3) содержат тексты, формулы, входные и выходные данные, чертежи; 4) описывают в пространстве, во времени, во взаимосвязи природных и других условий, материально-трудовых и других ресурсов процессы строительства (вскрытия, отработки и др.) некоторого объекта (шахты, разреза, технологического комплекса по брикетированию, обогащению и сортировке угля и т. д.).

Разделы проекта - это своеобразные «лепестки цветка», которые тесно между собой связаны. Например, вскрытие шахтного поля должно производиться при помощи такого механизированного комплекса, который отвечал бы горно-геологическим и горно-техническим условиям, и при этом стволы и штреки должны быть такого сечения и формироваться с такой скоростью, чтобы отвечать требованиям вентиляции и дегазации. Все это будет находить отражение в экономических показателях и оценке эффективности инвестиций. При необходимым фрагментом каждой части проекта должна быть своя рекомендованная инструкция, методика и т.п.

Разработка любой части проекта - это сложная и ответственная инженерно-экономическая работа, о чем свидетельствуют примеры отдельных фрагментов реального проекта, приведенные в приложениях к диссертации. Поскольку можно проектировать разные объекты (шахту, разрез, обогатительную фабрику и т.п.), то разные виды проектов можно представить либо в виде отдельного «цветка», либо в виде яруса «лепестков».

В диссертации приведены и другие примеры перспективности применения этой модели и способы ее сочетания с другими моделями и формами отображения проектной деятельности и рынка ПИР в угольной отрасли.

Библиографический анализ отечественных публикаций и публикаций на английском языке, отраженных в электронных базах EconLit и Social Science Research Network привел к выводу о целесообразности сочетания реинжиниринга бизнес-процессов для развития управления деятельностью проектной организацией и поиска новых форм и методов взаимодействия с внешней средой (в том числе и с другими участниками рынка ПИР).

2. Предпосылки и этапы формирования рынка ПИР в угольной промышленности с фиксацией схем взаимодействия участников рынка на каждом этапе.

Можно выделить четыре исторических этапа взаимодействия угледобывающих предприятий и проектных организаций, и соответствующие этим этапам схемы взаимодействия участников: традиционная схема ПИР в 1980-1990 гг.; начало формирования рынка ПИР в 1990-1995 гг.; формирование рынка ПИР в 1995-2000 гг.; развитие рынка ПИР в 2000-2003 гг. Формирование и развитие рынка ПИР характеризуется переходом от линейных моделей к «двойственной модели», при которой внимание концентрируется на процессах взаимодействия и наблюдается сбалансированный подход к технологии и маркетингу как к источникам возникновения успешных инноваций. Подтверждением этому служит создание в проектных организациях специальных маркетинговых подразделений. Дальнейшее развитие требует перехода к интегрированной модели четвертого поколения, которая характеризуется высоким уровнем интеграции различных подразделений и функциональных отделов фирмы в инновационном процессе. Формирование такой модели в проектной организации возможно при использовании реинжиниринга бизнес-процессов. Одновременно происходит и закладывание основ перехода к сетевой модели пятого поколения, которая включает растущую стратегическую и технологическую интеграцию между различными организациями во внешней среде и внутри фирмы, подкрепляемую автоматизацией и параллельным способом организации инновационного процесса.

3. Методика реинжиниринга бизнес-процессов в проектной организации.

Разработанная методика реинжиниринга бизнес-процессов (БП) в проектной организации не имеет аналогов в научной литературе. Методика согласована с имитационными моделями расчета показателей проектов угледобывающих предприятий, с требованиями ИСО 9001, со схемами и мероприятиями организации управления, с методикой анализа рынка ПИР при помощи модели «пяти сил» М. Портера (на рис. 1 представлена общая схема методики, а на рис. 2 пример одной из схем БП).

Использование стратегии развития на базе реинжиниринга бизнес-взаимодействий и совершенствования организационно–экономического управления проектными организациями позволит в значительной степени удовлетворять потребности рынка в результатах ПИР. Целевое увеличение объемов проектно-изыскательских работ возможно, если будет определен, спроектирован и осуществлен комплекс мероприятий по созданию инжиниринговой структуры.

М. - модель

Директива на реинжиниринг

Этап 1 «Образ будущего»

Этап 2 «Обратный инжиниринг»

Этап 3 «Прямой инжиниринг»

Этап 4 «Внедрение»

Новая компания

Разработка образа будущей компании

Создание модели предприятия

Перепроектирование БП, организационные изменения

Тестирование, внедрение новых БП

Определение целей

Документирование существующих БП, их стоимость

Разработка информационной системы

Обучение персонала

Средства для проведения реинжиниринга БП (средства описания потоков работ, CASE-технологии, имитация на ЭВМ и др.)

Антикризисная оперативная сводка по российскому рынку проектно-изыскательских работ

Этот исследовательский отчет был подготовлен Агентством «Бизнес-Монитор» исключительно в информационных целях. Агентство не гарантирует точности и полноты собранного материала для любых целей. Данные, представленные в этом отчете, не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все оценки, заключения и выводы, присутствующие в настоящей работе, отражают мнение авторов на день публикации и подлежат изменению без предупреждения. Бизнес-Монитор не несет ответственность за какие-либо убытки или ущерб, возникшие в результате использования любой третьей стороной информации, содержащейся в настоящем отчете, включая опубликованные мнения и заключения, а также за последствия, вызванные неполнотой данных. Сведения, содержащиеся в настоящем отчете, получены из открытых источников либо предоставлены упомянутыми в отчете компаниями. Этот документ или любая его часть не может распространяться без письменного разрешения Агентства «Бизнес-Монитор» либо тиражироваться любыми способами.

Часть 1

Обзор рынка

Анализ ситуации на рынке: обзор, тенденции, перспективы

Часть 2

Конкурентный анализ

Антикризисные действия участников рынка и оценка их эффективности

Часть 3

Обзор отраслей потребления

Описание рынка потребления

Обзор рынка

1.1. Анализ ситуации на рынке: обзор, тенденции, перспективы

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации привел к значительным изменениям в сложившейся во времена плановой экономики структуре проектных организаций. Произошло дробление ряда институтов, было создано большое количество новых проектно-изыскательских организаций. В начале 1980-х годов проектирование и инженерные изыскания для строительства выполняли 1 800 проектно-изыскательских организаций, а в 2000 году - уже ХХХ. При этом общая численность работников этих организаций снизилась с более чем 1 миллиона до ХХХ тысяч человек.

В условиях рыночных отношений изыскательские и проектные организации впервые за всю историю своего существования в России вынуждены работать в условиях ограниченного спроса на их продукцию и жесткой конкуренции. Однако встает вопрос о том, насколько они компетентны и ответственны.

Многие подрядчики сегодня готовы взяться за любую работу вне зависимости от наличия квалификации, опыта, технической оснащенности и финансовых ресурсов. Желая победить в том или ином тендере, они намеренно учитывают неполный объем необходимых работ, снижая этим стоимость предложения. И здесь, на стадии оценки заказчиками потенциальных контрагентов , особое значение приобретают вопросы сметного ценообразования для проектно-изыскательских работ.

Смета – один из важнейших документов, с которых начинается проектирование, строительство или реконструкция любого объекта. При выборе подрядной организации именно анализ сметы позволяет оценить профессионализм потенциального подрядчика. Предметом такой оценки служат в первую очередь итоговая сумма коммерческих предложений и примененные в сметах расценки на единицу объема работ. Далее необходимо оценивать состав работ, внесенных в сметы, а также возможные неопределенности и риски увеличения трудоемкости работ. Особенно это важно на объектах реконструкции, ведь реконструируют обычно старые сети, здания и сооружения, состояние которых надо внимательно обследовать. Такое обследование необходимо проводить не просто до утверждения смет, а на стадии составления заданий на проектно-изыскательские работы, что должно позволить избежать неожиданного для сторон резкого повышения стоимости в процессе работ.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Сегодня под воздействием факторов ценового демпинга , спровоцированного участниками инвестиционного проекта, Россия имеет крайне неудовлетворительную конъюнктуру рынка проектно-изыскательских работ, пассивный метод ценообразования , при котором принято определять цены с ориентацией на конкуренцию (то есть на уровне существующих демпинговых цен на аналогичные объекты). Такое обесценивание труда изыскателей и проектировщиков приводит к выпуску проектно-изыскательской продукции низкого качества: к неполным и некачественным изысканиям, низкой проработке проектных решений, срывам сроков выполнения проектно-изыскательских работ (ПИР), а в период кризиса – и к полной остановке работ из-за недостаточности финансирования. Сложившаяся ситуация тем опаснее, чем выше категория ответственности проектируемых зданий, сооружений и систем. Особенно это касается объектов, включенных в текущие программы реконструкции взрывопожароопасных объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Не секрет, что от полноты разработки и от качества проектных решений напрямую зависит качество строительно-монтажных работ по возведению новых или реконструкции действующих объектов. И особое место в проектировании занимают инженерные изыскания, от результатов которых зависят конструктивные решения возводимых зданий и сооружений, их технико-экономические показатели, надежность и устойчивость. Они еще более значимы там, где строительство перемещается на неудобные земли и территории, подверженные опасным геологическим процессам. Полнота и достоверность материалов инженерных изысканий существенно влияют на эффективность проектных решений, качество и стоимость строительства.

Не секрет также, что качество изыскательских работ зависит, в свою очередь, от достоверности и комплексности исходных данных, необходимых для составления программы производства работ, и от своевременности финансовых потоков на каждом из этапов инвестиционного процесса.
К сожалению, осознавая этот тупиковый путь качества проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, участники процесса, желая, с одной стороны, сэкономить, а с другой - попросту выжить в условиях ценового демпинга, провоцируют дальнейшее падение конъюнктуры рынка. А это не только не способствует снижению затрат инвестора, но, наоборот, приводит к их перерасходу по причине «пожарных вливаний средств в подрядчика» для устранения ситуаций, вызванных пробелами или попросту ошибками в проектно-сметной документации (ПСД). Отказ от финансирования таких «пожарных» работ и затрат влечет за собой «незавершенку», проблемы в поисках альтернативного подрядчика, долгострой (а время, как известно, - деньги).

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

По мнению экспертов в связи с этим особенную актуальность сегодня приобретает создание Национального объединения изыскателей (НОИЗ), призванного выстроить и поддерживать на должном уровне философию такого поведения своих членов. Создание такого объединения позволит восстановить конъюнктуру проектно-изыскательского рынка, что, в свою очередь, поможет оптимизировать доходность проектного и изыскательского бизнеса, снизить необоснованные затраты инвесторов и заказчиков, повысить статус инженерных работников отрасли, унифицировать отраслевые требования к продукции. Совершенствование стандартов взаимодействия участников для повышения ответственности подрядчиков за качество работ, а заказчиков - за передаваемые исходные данные позволит улучшить пути урегулирования конфликтов, связанных с возникновением дополнительных работ в процессе их производства. Все это поможет вести честный и открытый диалог сторон.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Значимость актуализации подходов к ценообразованию неоспорима. Разработка различных методик определения цен на проектно-изыскательскую продукцию является своевременной и актуальной задачей, представляя собой одно из основных направлений совершенствования системы ценообразования, которое позволит повысить качество изыскательских и проектных работ и, в конечном счете, сэкономить средства инвесторов.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Благодаря деятельности Агентства по страхованию вкладов было предотвращено банкротство 18 банков.

Кроме того, оперативной мерой поддержки финансовой системы служит снижение ставки рефинансирования Центробанка, которая в настоящее время установлена на уровне ХХХ% после последовательного снижения с апреля 2009 года.

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • 1. с уточнением структуры отчёта
  • 2. по Вашей теме
  • 3. по Вашей теме

    Данный проект индивидуально дорабатывается в соответствии с пожеланиями клиента.

    Сроки доработки: 12 рабочих дней.

    Предлагаемый отчет содержит анализ ситуации на исследуемом рынке в период кризиса и по настоящее время (по состоянию на момент выхода отчета).
    Произведен анализ, как самого рынка, так и антикризисных действий его участников.

    Часть 1 Обзор рынка
    1.1.Анализ ситуации на исследуемом рынке: обзор, тенденции, перспективы
    1.2.Рекомендации участникам рынка
    Часть 2 Конкурентный анализ
    2.1.Антикризисные действия участников рынка и оценка их эффективности

    Диаграммы:
    Диаграмма 1.1.а. Динамика выполненных работ и изменение динамики по отрасли «Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геологоразведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки», Россия
    Диаграмма 1.1.б. Динамика выручки и прибыли предприятий по анализируемой отрасли, Россия, млн рублей
    Диаграмма 1.1.в. Динамика задолженностей по анализируемой отрасли, Россия, млн рублей

    Таблицы:
    Таблица 2.1. Антикризисные действия участников рынка и оценка их эффективности

    Выдержки из отчета:
    В условиях рыночных отношений изыскательские и проектные организации впервые за всю историю своего существования в России вынуждены работать в условиях ограниченного спроса на их продукцию и жесткой конкуренции.
    Многие подрядчики сегодня готовы взяться за любую работу вне зависимости от наличия квалификации, опыта, технической оснащенности и финансовых ресурсов.
    16-17 декабря 2010 года в Москве прошла VI Общероссийская конференция «Перспективы развития инженерных изысканий в Российской Федерации».
    29 Декабря 2010 в Российской Федерации утверждена Концепция развития геодезии и картографии до 2020 г.

    Имеется возможность приложения ретроспективного отчета по результатам 100 конкурсных торгов на исследуемую тематику с момента выхода аналитического отчета.
    Отчет оплачивается отдельно.

Другие исследования по теме

Название исследования Цена, руб.
Строительство сахарного завода в Челябинской области

Регион: Россия, Челябинская обл.

Дата выхода: 05.02.15

47 040
База данных потенциальных клиентов в сфере строительства/проектирования

Регион: Россия

Дата выхода: 21.01.15

76 800
Маркетинговое исследование рынка гражданского проектирования

Регион: Россия, ПФО, Москва, Санкт-Петербург

Дата выхода: 11.11.14

81 600
На подготовку маркетинговых исследований рынка дистанционного оказания услуг дизайна и архитектурно-строительных работ

Регион: Россия, Казахстан, Белоруссия

Дата выхода: 10.10.14

67 200

Николай Алексеенко

Владимир Путин

Рыночная статистика

Отстающая господдержка

Требуются системные меры

ОТ РЕДАКЦИИ

Николай Алексеенко: Около 85 процентов рынка проектно-изыскательских работ формируется за счёт госзаказа

Член Совета Ассоциации «Национальный Союз Изыскателей» Николай Алексеенко опубликовал статью, посвящённую актуальным вопросам поддержки малого и среднего предпринимательство в сфере проектно-изыскательских работ. Мы полагаем, что нашим читателям тоже будет небезынтересно ознакомиться с мыслями Николая Николаевича. Текст объёмный, публикуется с некоторыми сокращениями.

Согласно оценкам, среди компаний, имеющих допуск на выполнение инженерных изысканий, 92% относятся к микро и малому бизнесу и по 4% приходится на средний и крупный бизнес. Схожую структуру имеет и пул организаций, осуществляющих подготовку проектной документации, среди которых на субъекты микро и малого предпринимательства приходится 95%, а на средний и крупный бизнес - по 2,5%.

И, тем не менее, несмотря на проводимую государством политику поддержки малого и среднего бизнеса (МСП), отрасль инженерных изысканий находится в очень сложной ситуации, когда получить работу напрямую от заказчика практически нереально . Многим остаётся довольствоваться лишь малооплачиваемыми субподрядами. Связано это с рядом системных барьеров и ошибок, о которых и идёт речь в настоящей статье.

Развитие малого и среднего бизнеса рассматривается высшими должностными лицами России как одно из важнейших направлений государственной политики. В последние два года руководством нашей страны был предпринят ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная от создания специализированных институтов развития до программ финансового стимулирования. Как отметил Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 года, «к 2018 году численность работников, занятых в малом и индивидуальном предпринимательстве, должна вырасти до 20 миллионов человек. В перспективе по уровню занятости в сфере малого бизнеса и его доли в ВВП мы должны выйти на сопоставимые показатели со странами, где предпринимательство, прежде всего малое и среднее предпринимательство, являются опорой экономики».

Рыночная статистика

В данной публикации приведена оценка рынка проектно-изыскательских работ (ПИР) в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ и сделана попытка определить, какое место в нем занимают малые и средние предприятия, а также как меры государственной поддержки сказываются на увеличении доли закупок у субъектов МСП.

Общий годовой объём рынка проектно-изыскательских работ оценивается нами на уровне 650 - 700 миллиардов рублей. Около 85% этого рынка формируется за счёт государственного заказа и закупок крупных компаний с государственным участием .

По состоянию на конец мая 2016 года на территории Российской Федерации допуски на выполнение инженерно-изыскательских работ имеют 10.811 компаний; на выполнение работ по подготовке проектной документации - 49.350 компаний. Важно отметить, что из этих компаний 22.845 имеют допуски на проектирование и строительство, 6.766 - на проектирование и изыскания, а 3.553 компании - на все три вида деятельности. Большинство компаний, присутствующих на рынке проектно-изыскательских работ, относятся к малому и микробизнесу. Для понимания структуры участников рынка проектно-изыскательских работ, а также определения уровня конкуренции между ними за объём рынка в 650 миллиардов рублей, был осуществлен анализ открытых данных обо всех компаниях, имеющих право (допуски СРО) оказывать услуги по проведению инженерных изысканий и подготовке проектной документации.

Для определения числа организаций, относимых к различным категориям бизнеса, за основу была принята градация компаний в зависимости от размера годовой выручки, утверждённая постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702. Распределение компаний по размеру бизнеса принималось с учётом следующих значений их годовой выручки:

Микро - до 120 миллионов рублей;

Малый - от 120 до 800 миллионов рублей;

Средний - от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей;

Крупный - свыше 2 миллиардов рублей.

Напомним, что с 1 января 2013 года и до выхода вышеуказанного постановления для отнесения к субъектам МСП были установлены предельные размеры годовой выручки в 60 миллионов, 400 миллионов и 1 миллиард рублей соответственно. По мнению Правительства РФ, увеличение в два раза предельных значений выручки должно было открыть льготный доступ на рынок государственного заказа большому количеству новых компаний среднего размера.

Для определения действенности данной меры мы также сопоставили данные об исполнении контрактов по проектно-изыскательским работам в разрезе 223-ФЗ и 44-ФЗ в соответствии с новой и старой системами градаций компаний по размеру выручки.

Среди компаний, имеющих допуск на выполнение инженерных изысканий, 92% относятся к микро и малому бизнесу и по 4% приходится на средний и крупный бизнес. Схожую структуру имеет и пул организаций, осуществляющих подготовку проектной документации, среди которых на субъекты микро и малого предпринимательства приходится 95 процентов, а на средний и крупный бизнес - по 2,5%.

Сразу следует оговориться, что среди представителей среднего и крупного бизнеса в проектно-изыскательской отрасли подавляющее большинство компаний имеют допуски как на проектирование, так и на изыскания или строительство, либо на все три вида деятельности.

В результате проведённого анализа было выявлено 54.694 уникальных организации, работающих на рынке проектно-изыскательских работ, 49.350 из которых имеют допуск на подготовку проектной документации.

Такой дисбаланс в сторону проектных организаций обусловлен особенностями Градостроительного кодекса РФ и сложившейся практикой объединения заказчиком работ по выполнению инженерных изысканий и проектирования в один лот. Более 97 процента из этих организаций относятся к субъектам МСП и лишь 3 процента представляют крупный бизнес.

О госконтрактах и их исполнении

Как было сказано выше, 85 процентов годового объёма рынка проектно-изыскательских работ создается за счёт государственного заказа (с учётом закупок крупных корпораций с государственным участием) и создаваемых им подрядных и субподрядных работ. Проанализировав открытые данные по госзаказу за 2015 год, можно понять, какова реальная доля выполнения работ МСП.

Объём заключённых контрактов по проектно-изыскательским работам в 2015 году составил 418 миллиардов рублей по 44-ФЗ и 161 миллиард рублей по 223-ФЗ. Всего за год было заключено около 50 тысяч контрактов на общую сумму 579 миллиардов рублей.

В рамках анализа контрактов за 2015 год по 44-ФЗ было выявлено 10.938 уникальных поставщиков и 11.906 уникальных заказчиков. В соответствии с 223-ФЗ были заключены контракты с 1.646 заказчиками и 3.795 поставщиками. Доля субъектов МСП среди уникальных поставщиков в среднем составила 97,5%, а доля организаций крупного бизнеса - 2,5%. Как видно, структура компаний, участвующих в государственных закупках в качестве поставщиков проектно-изыскательских услуг, практически идентична структуре всего проектно-изыскательского рынка.

Можно отметить, что увеличение предельных значений выручки организаций для отнесения к субъектам МСП в проектно-изыскательской деятельности не привела к сколько-нибудь заметному увеличению доли участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках. По нашей оценке, количество уникальных поставщиков возросло на 1%, доля выполняемых ими контрактов увеличилась лишь на 3%, а объём - на 2%.

Несмотря на то, что отрасль в основном представлена СМСП, а также на внушительную долю выполняемых ими контрактов, по объёму выполненных работ в денежном выражении субъекты МСП занимают гораздо более скромные позиции.

Большинство контрактов по 44-ФЗ, а именно 90%, выполняли СМСП, но в денежном выражении объём контрактов, выполненный средними, микро и малыми предприятиями составил лишь 42%.

Большую часть объёмов госконтрактов по 44-ФЗ (58 процентов) по-прежнему забирает крупный бизнес, который представлен в отрасли проектно-изыскательских работ 2,5% компаний. Аналогичная ситуация сложилась и при исполнении контрактов в рамках размещения по 223-ФЗ. Доля числа контрактов, где победителями становились СМСП, составляет 87%, а объём выполненных ими работ - лишь 52%. Почти половина объёма контрактов, а точнее 46%, выполняется теми же 2,5% компаний крупного бизнеса. По ряду компаний, доля которых в государственных закупках составила 7% по числу выполненных контрактов и 2% по объёму работ, в открытых источниках не удалось найти данных по выручке.

Отстающая господдержка

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объёме таких закупок и порядке расчета указанного объёма. Положением предусмотрено, что годовой объём закупок отдельных категорий заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключённых по результатам закупок. В принятой в июне Правительством Стратегии развития МСП до 2030 года говорится о постепенном наращивании обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18% в 2016 году до 25% (с 2018 года). При этом общая стоимость договоров, заключённых по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объёма. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 819 от 19 августа 2016 года, с 1 января 2018 года эта доля увеличивается до 15%. Согласно закону «О контрактной системе» № 44-ФЗ обязательная доля участия малого и среднего бизнеса в госзакупках составляет 15% от общего годового объёма закупок заказчика.

Как показывает наше исследование, в сегменте проектно-изыскательских работ даже перспективные целевые показатели, установленные государством, уже перевыполнены в 2 раза! Учитывая, что закупки в сфере строительства составляют почти 50% от общего объема госзаказа, возможно, в некоторых сегментах, включая проектно-изыскательские работы, целевые показатели должны быть пересмотрены в сторону увеличения, а также существует необходимость вводить отдельное регулирование закупок в строительстве.

Но в профессиональной среде существует устоявшееся мнение о нехватке объемов работ и трудностях с выходом на рынок государственного заказа на проектно-изыскательские работы . Ниже мы приводим основные барьеры, затрудняющие доступ добросовестных проектных и изыскательских организаций к рынку с годовым объёмом предложения в 580 миллиардов рублей.

Барьеры для добросовестных участников

Среди компаний из Единого реестра СМСП присутствуют предприятия, входящие в группы компаний или являющиеся дочерними предприятиями (с долей участия более 50%) крупных компаний с выручкой более 2 миллиардов рублей. К примеру, 14 из 149 прямых дочерних предприятий ПАО «Газпром» состоят в реестре МСП. Также СМСП является множество компаний, которыми ПАО «Газпром» владеет через свои дочерние предприятия. У ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» 20 из 85 прямых дочерних предприятий состоят в этом реестре.

Из данных примеров видно, что зачастую организации, попадающие в реестр МСП, являются субъектами малого бизнеса только формально, но на самом деле входят в группы компаний и являются прямыми или косвенными дочерними компаниями крупного бизнеса. Маловероятно, что это те СМСП о поддержке и развитии которых говорит Президент, и которые действительно нуждаются в поддержке со стороны Правительства. По этой причине необходимо модернизировать критерии отнесения компаний в реестр МСП, чтобы исключить дочерние компании крупного бизнеса. В противном случае существует риск, что крупные компании будут широко использовать практику создания множества зависимых субъектов МСП и дробления закупок для формального выполнения поставленной Правительством РФ задачи по увеличению доли закупок у субъектов МСП.

Широко распространенная практика объединения заказчиком работ по выполнению инженерных изысканий и проектированию в один лот (так называемые ПИРы), предусмотренная Градостроительным кодексом, фактически отрезает все организации, выполняющие только инженерные изыскания от объёмов работ, и вынуждает их довольствоваться ролью субподрядных организаций.

По мнению Ассоциации «Национальный Союз Изыскателей», это приводит к системному нарушению законодательства о конкуренции и контрактной системе, ущемлению интересов изыскательских организаций, напрямую влияет на уровень конкуренции и как следствие, к менее эффективному расходованию средств (удорожанию контрактов).

Ещё одной из причин недополучения СМСП объёмов работ являются субъективность в отборе победителей и ангажированность участников закупки с заказчиком. По статистике Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), 54% компаний участвуют в конкурсах всего один раз. Возможно, это свидетельствует о широком распространении практики создания компаний для участия в конкретной закупке.

В пользу этого говорит и большой оборот допусков на проектирование и проведение изыскательских работ (6.607 допусков только в первом полугодии 2016 года).

Зачастую в методиках отбора используются такие показатели, как деловая репутация, опыт, кадровый состав, оснащенность компании, которые оцениваются либо привлеченными экспертами, либо членами конкурсной комиссии, которые могут иметь «свои интересы» при принятии решений. По оценке Федеральной антимонопольной службы, в закупках в строительстве до 40% критериев оценки являются субъективными. Это позволяет манипулировать результатами конкурсов.

Одной из возможных системных, комплексных мер решения сложившейся проблемы, по мнению Рейтингового агентства строительного комплекса, является введение института отраслевого рейтингования и включение в процедуру проведения конкурсов рейтинговых оценок, присваиваемых участникам конкурса. Отраслевой рейтинг должен стать элементом предквалификации в закупках. Например, созданная специально «под конкурс» компания уже не сможет получить рейтинговую оценку, достаточную для успешного участия в конкурсе. Полученная оценка послужит определённым маркером как для заказчика, так и для других участников рыночных отношений, покажет реальный уровень квалификации компании, сложность работ, которые она в состоянии выполнить.

Однако при этом возникает закономерный вопрос о доверии к оценкам рейтинговых агентств . Необходимо чётко прописать механизмы общественного контроля над их деятельностью и получения ими аккредитации у органов власти, чтобы оценки, выставляемые агентствами, были действительно независимыми и объективными, отражающими реальную картину.

Рассматриваемый в Государственной Думе законопроект «О деятельности рейтинговых агентств в строительной сфере» как раз и призван установить правовые основы деятельности рейтинговых агентств, обеспечить независимость и транспарентность их деятельности и объективность присваиваемых рейтинговых оценок.

Требуются системные меры

Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что для повышения прозрачности закупок на рынке проектно-изыскательских работ и для облегчения доступа к государственному заказу для профессиональных изыскательских и проектных организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу, будет способствовать следующий комплекс системных мер.

1. Введение отдельного регулирования закупок в строительной сфере через принятие закона о строительном подряде, или как минимум, гармонизация Градостроительного кодекса с 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Разработка законодательных мер, направленных на разделение закупок на изыскания, проектирование и строительство, особенно при строительстве крупных инфраструктурных, а также особо опасных и технически сложных объектов.

3. Внедрение системы независимой предквалификации участников государственных закупок, как один из реальных рыночных и международно-признанных инструментов через институт отраслевого рейтингования.

4. Законодательное расширение понятия «конфликт интересов» в госзакупках с выгодоприобретателей поставщика, владеющих напрямую или косвенно голосующими акциями и долями, и на бенефициарных владельцев - тех, кто напрямую или косвенно может влиять на действия компании. Также необходимо внедрить практику проверки аффилированности участников закупки с другими поставщиками, компанией-заказчиком и её дочерними структурами.

Данные меры, а также постановка правильных целевых ориентиров, сформулированных с привлечением профессионального сообщества, помогут решить стоящие перед государством задачи по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП до сопоставимых показателей с развитыми странами, где малый бизнес является опорой экономики!

ОТ РЕДАКЦИИ . Таково мнение Николая Алексеенко, который, помимо всего прочего является ещё и руководителем РАСК - одного из самых известных рейтинговых агентств в строительной отрасли. А что думаете по поводу состояния рынка проектно-изыскательных работ Вы, уважаемые читатели? Ждём Ваших комментариев на форуме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ