Open
Close

Презентация на тему: "Духовная сфера общества". Презентация на тему "духовная сфера" Духовная сфера презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДУХОВНАЯ СФЕРА наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей

Культура лат. cultura – возделывание, обрабатывание Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности

Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная

К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль

Формы культуры Народная Элитарная Массовая

Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное

Массовая культура Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

Разновидности массовой культуры Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции

Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны

Специфика искусства Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)

Специфика познания посредством искусства Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности

Виды искусства Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада

Современное искусство: постмодернизм Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – колллаж

Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений

Социальные функции науки Познавательная Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила

Моральные (этические) нормы современного ученого общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…) касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни) касающиеся социальной ответственности за свои открытия

Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию

Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка

Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

Функции образования приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

Основные направления развития современного образования Демократизация Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин) Гуманизация (усиление внимания к личности) Фундаментальность (выявление и изучение главного) Компьютеризация Интеграция (интернационализация)

Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны

Специфика религии Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Элементы религии Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы, легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

Функции религии Мировоззренческая Утешительно-компенсаторная Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)

Этапы эволюции религии Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т. д.)

Этапы эволюции религии Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)

Этапы эволюции религии Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космпополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других) домашнее задание

Этапы эволюции религии Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)

Атеизм и свободомыслие Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?

Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации

К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая

Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм

Специфика морали Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)

Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)

Единство морали и права Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

Различия Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной

Общественная психология и идеология Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

Общественное мнение Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое

Средства массовой коммуникации передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта

Функции СМК Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)

Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»





























1 из 27

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни.В переводе с латинского слово “культура” означает “возделывание”, “развитие”, “образование”, “воспитание”, “почитание”.В Древнем Риме под культурой понимали прежде всего возделывание земли.В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые Употребил в 1 в. до н.э. римский философ и оратор Цицерон.В 17 веке оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком.В 18 веке для европейцев культура приобрела духовный, а точнее, аристократический оттенок.

№ слайда 4

Описание слайда:

Культура – довольно многозначное понятие.В словаре С.И.Ожегова под культурой понимается совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.Культура – 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности; 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Элитарная, ее еще называют высокой, культура создается Привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Она рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Девиз элитарной культуры – “искусство для искусства”.К элитарной культуре относят романы Дж.Джойса, М.Пруста, живопись М.Шагала, П.Пикассо, музыка А.Шнитке, А.Шенберга, С.Губайдулиной,фильмы А.А.Тарковского, А.Куросавы.

№ слайда 7

Описание слайда:

В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской, или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор – еще одно название народного творчества.

№ слайда 8

Описание слайда:

Массовая, ее также называют общедоступной, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Ее продукты, например музыка, кино, ток-шоу на телевидении, поп-арт, примитивный китч в виде комиксов, мелодрам, эстрадных шлягеров, “мыльных опер”, массовая мода, создаются индивидуальными методами в массовых масштабах для продажи. Цель их создания – коммерческая прибыль. Время появления массовой культуры – середина 20 века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория.

№ слайда 9

Описание слайда:

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Это культура отдельных социальных групп. Существует несколько видов субкультуры: молодежная, пожилых людей, профессиональная, криминальная и др. Особый случай – национальная субкультура.Контркультура является принадлежностью разнообразных групп людей, которые отрицают в намеренно вызывающей форме существующие культурные ценности. Их протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских и основан на самых разных политических идеологиях.

№ слайда 10

Описание слайда:

У культуры есть 6 основных функций.1) Познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе.2) Оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций.3) Регулятивная (нормативная) – система норм и требований общества ко всем членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)4) Информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

№ слайда 11

Описание слайда:

5) Коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.6) Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

№ слайда 12

Описание слайда:

Слово религия происходит от латинского religio (в переводе – связывание, повторное обращение к чему-либо, в переносном смысле – связь, соединяющая человека с божеством).На сегодняшний день религия имеет очень много значений.Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.Основа любой религии – вера в сверхъестественное и убеждение в том, что от него зависит жизнь человека.

№ слайда 13

Описание слайда:

Все религии подразделяются на:Архаичные политеистические – тотемизм, анимизм, фетишизм.Мировые монотеистические – христианство, буддизм, ислам.Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире (в Индии 95% верующих – индуисты)

№ слайда 14

Описание слайда:

Политеистические религии можно считать самыми древними культурными комплексами.Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.Разновидностью фетишизма является идолопоклонство. Имеет в наличии идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения.Анимизм – вера в существование духов и души или всеобщую одухотворенность природы.

№ слайда 15

Описание слайда:

В мировых религиях вера представляет сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы.В 1 веке н.э. в Палестине зарождается христианство. Его Бог уже не просто един, но вообще единственный и является Богом не одного народа, но вообще всех людей, он – творец мира. В центре христианства – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, соединившего в себе две природы: человеческую и божественную. Он является воплощением 2-го лица Триединого Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Троица – один из основных догматов христианства. Главный источник вероучения – Библия, состоящая из двух частей – Ветхого Завета (является Священным Писанием как в христианстве, так и в иудаизме) и Нового Завета (признается только в христианстве).

№ слайда 16

Описание слайда:

Буддизм – древнейшая из мировых религий. Она основана в 4-5 вв. до н.э. Основателем считается Сидхартха Гуатама. Объектом поклонения этой веры является Будда. Само это слово означает просветленный. Согласно традиции, Будда, в процессе медитации, увидел, как перерождается существо в прошлом, настоящем, будущем. И в результате сформулировал 4 “благородные истины буддизма”, которые изложил в 1 Беноресской проповеди: 1) жизнь есть страдание. 2) причины страданий – страсти, желания человека. 3) чтобы избавиться от страстей, надо избавиться от желаний, путем достижения нирваны. Нирвана – это состояние отсутствия страданий. Сущностью нирваны считается уход от мира, страстей, Желаний; абсолютная непроницаемость для желаний и страстей. 4) путь, ведущий к нирване – это восьмикратный путь спасения.

№ слайда 17

Описание слайда:

Позднейшая по времени возникновения мировая религия – ислам, или мусульманство. Возник ислам в Аравии в 7 веке. Основателем и пророком его был Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в священной книге мусульман Коране. Главными обязанностями верующих мусульман являются: 1) ежедневная пятикратная молитва. 2) пост в месяц Рамазан (Ураза). 3) обязательная благотворительность. 4) паломничество в Мекку (Хадж).

Описание слайда:

У искусства есть 9 основных функций: Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.2) Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности.3) Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира.4) Предвосхищения – способность предвосхищать будущее.5) Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей.

№ слайда 20

Описание слайда:

6) Внушающая – воздействие на подсознание людей, на человеческую психику.7) Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека.8) Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, призвано доставлять людям удовольствие.9) Познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

№ слайда 21

Описание слайда:

Образование – один из способов станов-ления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;

№ слайда 22

Описание слайда:

2) В подготовке не только образованных, но и нравственных людей.3) В передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора.4) В формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.Основой образования выступает школа. На Руси первые школы появились более тысячи лет назад в Киеве. Школа – это начальный тип учебно-воспитательного учреждения. В 19 веке распространенным видом школ стала гимназия.

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

Наука – 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе, мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляя проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.Основная функция науки – выработка и теоретическая Систематизация объективных знаний о действительности.Цель научной деятельности – получение нового знания.

Описание слайда:

Все науки условно делятся на естественные, социальные, гуманитарные и технические. Социология, психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Физика, химия, биология относятся к ряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектротехника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины.

№ слайда 27

Описание слайда:

Университет – высшее учебное и научное заведение, где ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Одним из лучших университетов в стране по праву считается Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) – крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова.

Духовная сфера общества

Выполнила:Федь И.Н.

Учитель обществознания


Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.

Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции, обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.


Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» означает «возделывание», «развитие».

Культура – человеческая деятельность и ее результаты.


Культура

Материальная культура включает все созданное человеческими руками(паровую машину,книги,орудия труда,жилые дома и др.)

Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы,мифы,знания,идеи и т.д.


  • Искусство отражает мир в художественных образах.
  • Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т.д.
  • Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются следующим поколениям.

  • Христианство;
  • Мусульманство;
  • Буддизм.


Нравы – общепринятые, высокочтимые, особо оберегаемые обществом образцы поведения, которые можно считать правилами должного и приличествующего поведения.


  • Объясните значения следующих понятий: «культура», «нравы».
  • Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  • Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?

Слайд 2

Культура

Лат. cultura – возделывание, обрабатывание.

Слайд 3

Материальная и духовная культура

  • Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, результат – вещи (артефакты).
  • Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д., результат – символы.
  • Слайд 4

    Функции духовной культуры

    • Познавательная
    • Образовательно-воспитательная
    • Интегрирующая
    • Регулирующая
    • Социализирующая
  • Слайд 5

    Тест

    Первоначальное понятие культуры означало:

    1. все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты
    2. совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
    3. возделывание земли
    4. все, что создано человеком

    К функциям духовной культуры не относится:

    1. образовательно-воспитательная
    2. интегрирующая
    3. регулирующая
    4. материально-производственная
  • Слайд 6

    К элементам духовной культуры не относится:

    1. религия
    2. наука
    3. средства производства
    4. мораль
  • Слайд 7

    Формы культуры

    • Народная
    • Элитарная
    • Массовая
  • Слайд 8

    Народная культура (фольклор)

    • Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
    • В ней отражается менталитет народа.
    • Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
    • По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
  • Слайд 9

    Элитарная (высокая) культура

    • Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
    • Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
    • Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
    • фр. elite – лучшее, избранное
  • Слайд 10

    Массовая культура = поп-культура, китч, развлекательное искусство

    • Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
    • Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
    • Главной целью является получение коммерческой выгоды.
    • Возникла в середине ХХ века
  • Слайд 11

    Разновидности массовой культуры

    • Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.
    • Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
  • Слайд 12

    Современная отечественная культура

    • внутренние
    • изменения
    • исторические
    • факторы
    • западная массовая
    • культура
  • Слайд 13

    Тест

    Какое суждение верно?

    А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу
    Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ

    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верно и А, и Б
    4. оба положения неверны
  • Слайд 14

    Специфика искусства

    • Искусство отражает мир с помощью художественных образов
    • высший уровень мастерства
    • форма практико-духовного освоения действительности
  • Слайд 15

    Общественные функции искусства

    • Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
    • Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
    • Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
    • Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
  • Слайд 16

    Специфика познания посредством искусства

    • Отражение мира с помощью художественных образов
    • Наглядный характер
    • Субъективное восприятие действительности
  • Слайд 17

    Виды искусства

    • Архитектура
    • Живопись
    • Скульптура
    • Литература
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Театр
    • Балет
    • Эстрада
  • Слайд 18

    Современное искусство: постмодернизм

    • Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
    • Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
    • Одна из главных форм – колллаж
  • Слайд 19

    Специфика науки

    Наука – система знаний о мире и его законах

    Основные элементы:

    • особая система знаний о природе, обществе, человеке
    • особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
    • система специальных организаций и учреждений
  • Слайд 20

    Социальные функции науки

    • Познавательная
    • Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
    • Прогностическая
    • Непосредственная производительная сила
  • Слайд 21

    Моральные (этические) нормы современного ученого

    • общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
    • касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)
    • касающиеся социальной ответственности за свои открытия
  • Слайд 22

    Особенности современной науки

    • постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)
    • охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
    • растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
    • наука превратилась в особую профессию
  • Слайд 23

    Тест

    Распределите перечисленное следующим образом: 3 позиции должны характеризовать деятельность художника, 3 – процесс работы ученого

    1. выбор сюжета
    2. выдвижение гипотезы
    3. выстраивание композиции
    4. теоретическое осмысление фактов
    5. создание художественных образов
    6. экспериментальная проверка
  • Слайд 24

    Специфика образования

    Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.

    Слайд 25

    Функции образования

    • приобщение человека к достижениям человечества
    • передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта
    • подготовка человека к самостоятельной деятельности
    • развитие творческих способностей личности
    • воспитание и социализация личности
  • Слайд 26

    Основные направления развития современного образования

    • Демократизация
    • Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
    • Гуманизация (усиление внимания к личности)
    • Фундаментальность (выявление и изучение главного)
    • Компьютеризация
    • Интеграция (интернационализация)
  • Слайд 27

    Тест

    Социальная функция образования заключается в том, что оно:

    А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире
    Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности

    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верно и А, и Б
    4. оба положения неверны
  • Слайд 28

    Специфика религии

    • Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.
    • Главный признак религии – вера в сверхъестественное.
  • Слайд 29

    Элементы религии

    • Религиозные представления
    • Религиозные настроения
    • Религиозные действия
    • Религиозные организации и институты
    • мифы, легенды, сказания, Библия, Коран…
    • любовь к Богу, страх перед злыми духами…
    • молитва, проповедь, таинство…
    • церковь, секта, монастырь…
  • Слайд 30

    Функции религии

    • Мировоззренческая
    • Утешительно-компенсаторная
    • Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…)
    • Интегрирующая
    • Дезинтегрирующая
    • Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
  • Слайд 31

    Этапы эволюции религии

    • Родоплеменные древние верования
      1. Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)
      2. Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
      3. Анимизм (вера в существование духов и душ)
      4. Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т. д.)
  • Слайд 32

    • Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
      1. возникли в период разложения родового строя и возникновения классового
      2. поклонение богам – покровителям своего народа
      3. сложная обрядность с элементами национальной культуры
      4. оформился особый слой служителей культа (жрецы)
  • Слайд 33

    • Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
      1. огромное число последователей
      2. космпополитизм (выход за пределы народов, государств)
      3. эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
      4. прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)
  • Слайд 34

    • Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
      1. основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)
      2. возглавляются харизматическими лидерами
      3. обещают достижения счастья в земной жизни
      4. тяготеют к синкретизму (смешению)
  • Слайд 35

    Атеизм и свободомыслие

    • Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека.
    • Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем.
  • Слайд 36

    Тест

    Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:

    1. культ
    2. религиозные представления
    3. религиозные организации
  • Слайд 37

    К функциям религии не относится:

  • Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)
  • Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)
  • Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
  • Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
  • Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
  • Слайд 41

    Единство морали и права

    • Регулирующая функция
    • Нормативный характер
    • Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
    • Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
  • Слайд 42

    Различия

  • Слайд 43

    Тест

    Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:

    1. регулирующей
    2. аксиологической
    3. воспитательной
    4. коммуникативной
  • Слайд 44

    Общественная психология и идеология

    • Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.
    • Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
  • Слайд 45

    Общественное мнение

    Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам

    формирование:

    • целенаправленно
    • стихийно

    по структуре:

    • монистическое
    • плюралистическое
    • Посмотреть все слайды