Open
Close

Сущность процесса обучение в современном мире презентация. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций - Олег Грибан. а) домашняя работа

Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность педагога: - значение того, какие факторы определяют смысл и сущность урока; - умение планировать, проводить и анализировать урок.

Урок – это живая клетка учебно – воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для обучающих происходит на уроке

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2014г. Урок как основная форма организации учебного процесса Шулятьева Павлина Николаевна, методист ОГОБУ СПО ИТТриС

Цель семинара: Привести в систему знания по теории урока (структуре, целеполаганию)

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса. Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Только на уроке можно увидеть: -каковы отношения преподавателя и обучающегося; -глубоко или поверхностно он знает свой предмет; -кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей; -обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;

Общие требования к уроку: ДИДАКТИЧЕСКИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ.

Компоненты урока: Организационный – организация обучающихся в течение всего урока, готовность обучающегося к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

Компоненты урока: Коммуникативный – уровень общения преподавателя с коллективом обучающихся. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного коллектива и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Организация урока возможна только при соблюдении определенных правил: Первое - определение целей и задач урока; Второе - уточнение типа урока; Третье - уточнение вида урока; Четвертое - выбор методов и приемов обучения; Пятое - определение структуры урока.

Цели и задачи урока В целях и задачах необходимо проектировать деятельность педагога и обучающихся. Цель - это запрограммированный результат, который должен быть получен в конце урока (модель желаемого будущего) Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными обучающимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".

Цели и задачи урока Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Задачи ставятся ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на понятном им языке (что должны сделать учащиеся на уроке)

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит обучающийся Чему? Зачем?

Обучающие цели Ставятся исходя из ТЕМЫ и типа урока (изучить тему, повторить, обобщить….), включают в себя овладение обучающимися системой знаний, практическими умениями и навыками для постановки обучающих целей и задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...

Обучающие цели пример: урок истории по теме «Реформы Петра I ». Педагог поставил цели: 1.Разъяснить обучающимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти. 2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований. 3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода. Эти цели педагог поставил для себя, а не для обучающихся. Для обучающихся ставятся ЗАДАЧИ, исходя из целей: 1. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I 2. Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им. 3. Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I .

Воспитывающие цели На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель. УРОК ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ. В.цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;

Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Требовательности к себе Гордости Добросовестности Ответственности Чувства собственного достоинства Честности Скромности Самоуважения Настойчивости Аккуратности Чувства долга Ответственности Трудолюбия Сопереживания Чувства гордости за достигнутое Патриотические чувства

Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Формирование гуманных отношений к «другим людям»: Товарищества Доброты Деликатности Вежливости Скромности Дисциплинированности Ответственности Честности

Развивающие цели На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи обучающихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать аналитические умения развивать умение ориентироваться на местности.

Развивающие цели Развитие мышления: Учить анализировать Учить выделять главное Учить сравнивать Учить строить аналогии Учить обобщать и систематизировать Учить доказывать и опровергать Учить определять и объяснять понятия Учить ставить и разрешать проблемы

Все уроки можно разделить группы: - Урок ознакомление обучающихся с новым материалом; -Урок закрепление знаний; -Обобщающие уроки -Урок проверки знаний, умений, навыков.

Урок ознакомления Это урок, содержание которого является новой, неизвестный обучающимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. Структура урока ознакомления: Повторение предыдущего материала; Объяснение учителем нового материала; Проверка понимания и первичное закрепление знаний; Задание на дом. Формы урока ознакомления: Лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок

Урок закрепления Основным содержанием работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Структура урока закрепления: Проверка домашнего задания; Выполнение устных упражнений; Выполнение письменных упражнений; Проверка выполнения заданий; Задание на дом. Формы урока закрепления: Семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешанного типа

Урок обобщения: Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводят в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение педагога. Формы уроков обобщения: Рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника или беседы педагога с обучающимися.

Урок проверки знаний, умений и навыков: Позволяет педагогу выявить уровень обученности обучающихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от обучающегося применения всех его знаний, умений, навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Формы уроков проверки ЗУН: Самостоятельная работа, урок-зачёт, контрольная работа, собеседование, викторины, игры и т.д.

Формы организации учебного процесса: Лекция - самый трудный вид урока даже для опытного педагога. Лекционная форма обучения даёт положительный эффект в тех случаях когда: Объем теоретического материала велик, а задач к нему недостаточно; Большая часть материала носит вспомогательный характер и необязательна для усвоения всеми обучающимися; Раннее изученного не достаточно для организации обучения в активном режиме, т.е. тема для обучающихся является почти новой; Необходим вводный или обзорный рассказ педагога по крупной теме курса.

Семинар Чаще всего используется для рассмотрения дополнительного материала, воспроизведение которого каждым обучающихся не требуется, но отдельные выводы и факты весьма полезны и даже необходимы. В ходе подготовки к семинару обучающиеся приобретают навыки проведения научного исследования и его оформления, учатся защищать свои убеждения, рецензировать выступления товарищей. На семинаре сочетается форма беседы и дискуссии обучающихся с целью углубления и совершенствования знаний

Консультация Цель ее проведения – научить обучающегося задумываться над проблемой, уяснять какие возникают затруднения при знакомстве с определенной темой; а для разрешения этих затруднений – сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В самом начале проведения консультаций можно помогать обучающимся формулировать вопросы. К каждой консультации можно предложить обучающимся готовить карточки с вопросами и задачами.

Урок - зачёт Зачёт - это специальный этап в контроле, цель которого – проверить, достигнут ли обучающимися уровень обязательной подготовки. Зачёты подразделяются на текущие и тематические. Текущие проводятся систематически в ходе изучения темы и охватывают небольшие смысловые порции. Тематические устраиваются в конце изучения темы. Зачёты бывают: Открытыми - это когда обучающиеся предоставляют списки обязательных вопросов Закрытыми - зачёты без предоставления списков обязательных вопросов. Систематический контроль знаний обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения.

Спасибо за внимание подготовила Шулятьева П.Н. 2014г.


1 слайд

2 слайд

Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий состава участников целей методов и средств обучения последовательности видов деятельности учащихся способов управления содержания

3 слайд

Выделяют следующие формы обучения: Групповые Индивидуальные Коллективные Фронтальные Парные Школьные Внешкольные Внеаудиторные Аудиторные Внеклассные Классные

4 слайд

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия

5 слайд

А.В. Хуторской выделил следующие группы организации занятий Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение и самообучение Коллективно-групповые занятия: уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты

6 слайд

Урок Ограничен во временных рамках, осуществляется взаимодействие учителя и учеников, направленное на решение комплексных задач благодаря использованию различных видов, методов и средств учебной работы Различают по: - содержанию и способу проведения; - логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса; - цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся; - преобладающему компоненту урока; - дидактической цели

7 слайд

Исходя из дидактической цели выделяют следующие виды уроков: . уроки комбинированные (смешанные) уроки изложения нового материала уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков уроки закрепления изученного материала

8 слайд

9 слайд

Плюсы - четкая организационная структура; - удобство управления деятельностью класса; - возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; - стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; - тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; - эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; - экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся Минусы - ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; - трудность учета индивидуальных особенностей учеников; - одинаковый темп и ритм работы; - ограниченное общение между учениками

11 слайд

Лекция - это последовательное монологическое, развернутое изложение объемного материала, раскрывающее систему идей в определенной области Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации вводные установочные Виды лекций текущие заключительные обзорные

12 слайд

Семинар является активной формой организации обучения с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения по выполнению лабораторных, практических работ по заданию и под руководством педагога. Экзамен – форма обучения, организуемая с целью систематизации, выявления, контроля и оценки знаний обучающихся. Зачет – форма обучения, организуемая с целью проверки учебной ориентации в предмете, теоретических знаний и практических умений учебно-познавательной деятельности. Консультация – форма обучения, организуемая с целью оказания помощи обучающимся по усвоению программного материала.

13 слайд

Вспомогательные формы обучения Учебная дискуссия Конференция (учебная) Факультативные занятия по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранных язык); - по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). В ходе дискуссии обсуждаются поставленные проблемы, организуется поиск вариантов их решения с тщательной аргументацией своей позиции. В ходе проведения конференции обсуждаются проблемные вопросы, представляются результаты научно-исследовательской деятельности, творческие работы.

План занятия: Двусторонний характер процесса
обучения
Общение в процессе обучения
Роль влияния среды в процессе
обучения.
Структура процесса обучения
Составные компоненты процесса
обучения.

Двусторонний характер процесса обучения

Процесс обучения
Процесс
преподавания
(деятельность
преподавателя)
Процесс учения
(деятельность
ученика
или коллектива
учеников)

Взаимодействие

Обучение обязательно предполагает
взаимодействие преподавателя и
обучаемых
Субъект и объект обучения
Не прост о воздейст вие педагога на
ученика, а именно их взаимодейст вие!!!
Взаимодействие может протекать как в
непосредст венной, т ак и
опосредованной форме.
Процесс обучения является не
механической суммой преподавания и
учения, это качественно новое, целостное
явление

Общение в процессе обучения.

Единство познания и учения
Общение в процессе обучения влияет:
на мотивацию учения,
на формирование положительного отношения к учебе,
на создание благоприятных психологических условий
Характеристики учителя, способствующие успешному
общению:
Увлеченность
Четкость, организованность в работе,
Такт в отношениях и помощь в учебе,
Объективность в оценке
Выдержка в сложных ситуациях

Роль влияния среды в процессе обучения.

На развитие личности влияет
Окружающая среда,
Средства массовой информации,
Трудовая деятельность,
Спорт,
Игровая и досуговая деятельность
Необходимо целенаправленное
приложение усилий для создания
окружающей среды ребенка!!!

Составные компоненты процесса обучения.

Целевой компонент
Ст имулирующе-мот ивационный
компонент
Содержание обучения
Операционно-деят ельност ный
компонент
Конт рольно-регулцровочный компонент
Оценочно-результ ат ивный компонент

Целевой компонент

Целевой компонент процесса
обучения отражает:
осознание педагогами цели и задач
изучения темы
принятие учениками цели и задач
изучения темы.

Значимость целевого компонента

Значимост ь целевого компонент а
Целевой
компонент
Осознание
педагогами
цели и задач
изучения темы
Принятие
учениками
цели и задач
изучения темы.

Значимость стимулирующе-мотивационного компонента

Значимост ь ст имулирующемот ивационного компонент а
Ст имулирующемот ивационный
компонент
Педагог стимулирует
у учащихся интерес и
потребность в учении
Ученики внутренний процесс
развития мотивов
обученияОпределяется:
учебным планом,
государственными учебными
программами
учебниками по данному предмету.
Содержание отдельных уроков
конкретизируется учителем с учетом:
поставленных задач, специфики
производственного и социального
окружения школы, уровня
подготовленности, интересов учеников.

Операционно-деятельностный компонент

Операционно-деят ельност ный компонент
отражает процессуальную сущность обучения.
Именно в деятельности педагогов и
обучаемых, в их взаимодействии,
протекающем во времени, и реализуется задача
присвоения школьниками широкого
социального опыта человечества.
Операционно-деятельностный компонент
реализуется посредством определенных
методов, средств и форм организации
преподавания и учения

Контрольно-регулировочный компонент

Конт рольно-регулировочный
компонент
Конт рольно-регулировочный компонент предполагает
контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых.
Контроль осуществляется с помощью контрольных работ,
опросов, зачетов и экзаменов.
Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые
самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого
материала
Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование
обратной связи в учебном процессе - получение учителем
информации о степени затруднений, о качестве процесса
обучения
Обратная связь вызывает необходимость корригирования,
регулирования учебного процесса, внесения изменений в
методы, формы и средства обучения
Регулирование процесса проводится не только учителем, но
и самими учениками (саморегулирование своих действий,
работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих
затруднения).

Оценочно-результативный компонент

Оценочно-результ ат ивный компонент обучения
предполагает:
оценку педагогами и
самооценку учениками достигнутых в процессе
обучения результатов,
установление соответствия их поставленным
учебно-воспитательным задачам,
выявление причин недостатков,
проектирование новых задач, учитывающих
также и необходимость восполнения
обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Взаимосвязь компонентов обучения

Взаимосвязь компонент ов обучения
Цель обучения определяет его содержание.
Цель и содержание обучения требуют
определенных методов, средств и форм
стимулирования и организации обучения.
По ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса.
Наконец, все компоненты процесса обучения в
своей совокупности обеспечивают
определенный результат.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Факультет: матаматический

Специальность: математика

Ведущие функции и структура процесса обучения

Выполнил: студент 301 группы,

Ризаев С. Н.

Проверил: кандидат пед. наук, старший преподаватель, Батяева Т. А.

Саранск 2001 г.

1. Введение……………………………………………………….3

2. Функции процесса обучения…………………………………4

3. Структура процесса обучения………………………………..11

4. Заключение……………………………………………….……18

5. Список литературы……………………………………………19

Введение.

Понятие «процесс обучения» относится к исходным в педагогической науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике оно определяется как двусторонний процесс - процесс преподавания и обучения.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

В данной работе рассматриваются такие понятия, как ведущие функции процесса обучения и структура процесса обучения. В первом вопросе раскрывается смысл следующих функций процесса обучения:

Обучающая;

Воспитательная;

Развивающая;

Профориентационная.

Второй вопрос повествует о структуре процесса обучения, включающей следующие элементы:

Обучение как процесс;

Цель обучения;

Механизмы обучающего познания;

Учитель как определяющее начало процесса обучения и другие.

Функции процесса обучения.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей.

Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция . Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использование на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полно реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важной для понимания основных идей и существенных причинно – следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперирование ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и обще учебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одни и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция . Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

Развивающая функция . Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 60-х г. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении; И. Я. Гольперин, Н. Ф. Талызин и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Объединяющей идеей ведущих научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций.

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения . Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных общеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выбора профессии, непосредственного перехода в сферу производства или продолжения образования в высшей школе.

Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основой мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительного труда.

К функциям процесса обучения можно отнести и функции его составных частей.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная . Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей. Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строго отбора вспомогательных средств. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм.

Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс в своей основе процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне-обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и использованы составные части других форм. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим – семинарам, дающим дополнительный материал. Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста детей, специфики развития их психики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякому познавательную активность. Между тем как урок – драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную деятельность.

Функции методов обучения обеспечивают обучивающе-воспитательное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключается в следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методе обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических образований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в детях позновательно-творческой активности. Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с помощью методов обучения всех сущностных сил школьников пробуждает у них интерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех в воспитании познавательной активности.

Таким образом, методы обучения как совокупность приемов и способов обучающего взаимодействия учителя и учащихся коренятся в разнообразных методах человеческого искания истины и познавательного общения. Они научно педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления процесса обучения, благодаря реализации их педагогических функций.

Структура процесса обучения.

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель . Помимо общей и главной цели­­­­ – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических условиях, развития сущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее освоения детьми различных возрастов. Это противоречие преодолевается педагогической наукой, которая опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для школьников информации, возможности ее усвоения и использования каждым ребенком. Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура – комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

Центральной фигурой, системообразующем началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. В процессе обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического отношения учитель к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательную деятельность детей, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.

Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся . Он то самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения. В процессе познания в сознание ребенка совершается сложнейший процесс отражения реальной действительности с помощью разнообразных научно обоснованных методов обучения. В качестве механизмов освоения действительности детьми выступают деятельность и общение.

Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков подразделяется на неразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания. Первый этап – восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде результаты первоначального усвоения и создает основу для углубления познания. Он характеризуется как усвоение-воспроизведение . Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного материала создают возможность осуществление третьего этапа познания – творческого практического применения знаний. Познавательный процесс достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную активность, реальное участие в общественной практике.

В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания. В познавательной деятельности им движет естественное противоречие между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и отсутствием необходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений, навыков. Стимулы познавательной деятельности школьников связаны прежде всего с возможностью снятия противоречия за счет получаемого образования.

Важным элементом учебного процесса является и ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности он адекватен процессу индивидуального познания. Но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей особой логике. Особое педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение, в процессе которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания. Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремится к изменению ситуации и получает удовлетворение, утверждая себя в коллективе.

Движущимися силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия; и повышенная эмоциональность коллективного восприятия; и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждают учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяют в стремлении к общему положительному результату.

Существенным элементом структуры познавательного процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности учителя и учащихся. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его взаимодействия с детьми.

Методы обучения, методическая система учителя являются способами работы не только учителя, но и, одновременно, учащихся. Любой метод только тогда активен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению методической системы учителя в способы познавательной деятельности учащихся. Для этого необходимо осознание учащимися каждого метода работы, его сильных и слабых сторон, овладение умениями и навыками учебного труда. Группа методов обучения по своей сущности соответствуют основным этапам учебного познания. Это методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала, методы, направленные на усвоение знаний, методы практической деятельности и творческого применения знаний, методы обратной связи, диагностики, проверки усвоения знаний школьниками и коррекции процесса обучения.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы . Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение, кружок. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организации познания.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение. Ее функцией не является возмещение недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечение хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Самостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков, интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения. В современных условиях необходимо переключать детей от механического повторения параграфов учебника на самостоятельный поиск дополнительной информации, ее сознательную переработку и критическую оценку. В качестве форм и методов самостоятельной внеучебной деятельности используются: выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке, конспектирование, ведение дневников, обмен информацией (беседа) с товарищами. Самостоятельная внеурочная работа школьников способствует разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного образования, консервативностью его форм и динамическим потоком свободной информации, подвижными формами ее передачи и усвоения.

Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде. В общественной жизни. Речь идет не только о практических занятиях, а прежде всего о реальном, общественно значимом труде школьников в сфере производства, который требует особого внимания к политехнической направленности знаний. Этот элемент процесса синтезирует в себе все остальные, дает возможность проверить качество результатов обучения жизненной общественной практикой. С помощью общественной практики достигается разрешение противоречия между школой и жизнью, между содержанием, формами, методами обучения и требованиями общества, экономики, культуры, научно-технического прогресса. Этот элемент процесса познания является тем системообразующем звеном, которое ограничено объединяет, связывает обучение и жизнь. Благодаря ему развивающаяся детская личность переходит из мира детства к состоянию взрослости, из школы в жизнь.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика . Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера. Своевременная и правильная педагогическая диагностика исключает формализм в работе учителя, помогает ему вместе с детьми более точно определить их способности и дарования, делать выбор в дифференцированном обучении.

Структура процесса обучения.


Заключение.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательная функция более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.

Все функции обучения нельзя представлять себе как параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины.

Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей степени; в-третьих, единство этих функций осуществляются сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуществляется всех функций, а не одной из них.

Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.

В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут применятся в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать. Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их применения.

Список литературы.

1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения : - М.: Прометей, 1981. – 357с.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций : Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.

3. Педагогика : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /

Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред.

Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение,

1988. – 479 с.

4. Педагогика : Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа- Пресс, 1997. – 512с.

5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : Учебник: Книга1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.




Взаимодействие Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых Субъект и объект обучения Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие!!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление


Общение в процессе обучения. Единство познания и учения Общение в процессе обучения влияет: на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе, Такт в отношениях и помощь в учебе, Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях


Роль влияния среды в процессе обучения. На развитие личности влияет Окружающая среда, Средства массовой информации, Трудовая деятельность, Спорт, Игровая и досуговая деятельность Необходимо целенаправленное приложение усилий для создания окружающей среды ребенка!!!










Содержание обучения Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.


Операционно-деятельностный компонент Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения


Контрольно-регулировочный компонент Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. Контроль осуществляется с помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).


Оценочно-результативный компонент Оценочно-результативный компонент обучения предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.


Взаимосвязь компонентов обучения Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.