Open
Close

Презентация на тему "Сказка «Два Мороза»". Презентация на тему "Сказка «Два Мороза»" Русская народная сказка «Два Мороза»

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: «Два Мороза»

Филипьева Наталья Васильевна

Должность : учитель начальных классов

Место работы : МБОУ СОШ № 72 г.о.Тольятти

Цели

познакомить со сказкой

развивать умения работать с текстом, делить его на части

формировать умение анализировать поступки героев

совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения

развивать логическое мышление

воспитывать трудолюбие

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Колокольчик, бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Крестьянин - живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Дровосек - человек, рубящий дрова.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка Дед Мороз

Колпаки морозов (синий и красный)

АУДИОЗАПИСЬ СКАЗКИ “ДВА МОРОЗА”

КОМПЬЮТЕР

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЭКРАН

ОБОРУДОВАНИЕ

Ребус

Пословицы на карточках

ОБОРУДОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

картинки к сказке

схема для анализа произведения

1. НАСТРОЙ И ТРЕНИНГ

Учитель: «Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок»

2. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

«Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки»

НАЧНЁМ С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Задуйте свечу. Задуйте 4 свечи. Задуйте свечи на вашем праздничном торте.

«А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос»

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РИТМА

«Ехал Грека через реку

Ехал Грека через (хлопок)

Ехал Грека (хлопок) (хлопок)

Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок)

(хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок)»

3. Первичный синтез

«Лесом частым Полем вьюжным Зимний праздник к вам идёт. Что за праздник? Скажем дружно: Это праздник - Новый год! А какой Новый год без сказки? Угадайте, как называется наша сказка?»

3. ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ

1. На экране открыта зашифрованная тема урока и подсказка, затем открываем правильно

2. Прослушивание записи сказки “Два Мороза”

3. Обсуждение прослушанного
  • Понравилась ли сказка? - Назовите героев.
  • - Какой момент сказки самый интересный?

    - Кто из героев больше понравился? Почему?

    - Почему сказка названа “Два Мороза”?

    - Почему это сказка, а не рассказ?

4. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ 1. Работа над сюжетом и его элементами (по мере анализа заполняется таблица на экране)
  • Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.
  • Что делали Морозы?

    Что решили?

Игра “Два Мороза”

Водящие - Морозы. Они обращаются к ребятам со словами: - Мы два брата молодые. Два мороза удалые. - Я - Мороз-красный нос. - Я - Мороз - синий нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Все отвечают: - Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз! Дети перекидываются снежками.

  • Прочитаем, что произошло дальше? - Что они услышали?
  • - О чём договорились?

    Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

ФИЗМИНУТКА

Белый дедушка Мороз Что ни день-то рос, да рос. И теперь старик жестокий Щиплет уши, щиплет щёки, И ворча, смеясь в усы, Красит школьникам носы.

2. От поступка к характеру

А теперь узнаем, кто и почему выиграл спор? Прочитаем в тексте. - Как вёл себя Багровый нос при встрече с Синим носом? - А как вёл себя Синий нос при встрече?

  • Как понимаете слово “ёжится”? ЁЖИТЬСЯ – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.
  • - Заморозил ли барина Багровый нос? Прочитаем в тексте.

    - Почему он его заморозил, ведь у барина шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи?

    - Заморозил ли дровосека Синий нос? Почему? Прочитаем в тексте.

    КАК ДРОВОСЕК СПАСАЛСЯ ОТ ХОЛОДА?

    - Кто больше сделал, дровосек или барин? (сравнение глаголов-действий).

5. Вторичный синтез 1. Обобщение существенных черт действующих лиц

- Какой был барин, и какой был дровосек?

2. Выяснение идейной направленности

Прочитаем хором последнюю строку сказки. - Как вы понимаете слова “Топор лучше шубы греет”? - Чему нас учит сказка?

3. Работа с пословицами

МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.

ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.

ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.

У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.

БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.

4. Работа с иллюстрациями к сказке 5. ОТРАБОТКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ. “ЖУЖЖАЩЕЕ” ЧТЕНИЕ. 6. ИТОГ УРОКА

Оценка ответов учащихся.









Включить эффекты

1 из 9

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Конспект

Задачи урока:

1. Организационный момент.

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапки на макушке.

Работа по картине. Слайд 3.

1. Первичное чтение.

бубенчик

дровосек - человек рубящий дрова;

купец-

крестьянин

Что в сказке волшебного?

Найдите пословицу в тексте?

5. Физкультминутка.

(Подскоки на правой ножке)

(Подскоки на левой ножке)

(Бег на месте)

(Прыжки на месте)

1.Словарная работа.

проезжая дорога

свистнули

Слайды 5-8.

7. Физкультминутка. (Самомассаж.)

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

– Подготовить пересказ сказки.

Тема: "Два мороза" (русская народная сказка)

Задачи урока:

Ознакомить с русской народной сказкой “Два мороза”;

Отрабатывать навыки выразительного чтения;

Закреплять умение анализировать поступки героев, выражать свое отношение к героям сказки;

Развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;

Способствовать воспитанию трудолюбия.

1. Организационный момент.

– С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите (на доску прикрепляют карточки «солнышко» или «тучки»). – Я желаю Вам сохранить хорошее настроение весь урок, а у кого плохое настроение, пусть оно улучшится.

2. Речевая разминка: Скороговорка. Слайд 1.

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапки на макушке.

3. Постановка учебной задачи. Слайд 2.

–О каком времени года написано это стихотворение?

Работа по картине. Слайд 3. – Давайте поставим учебную задачу. Посмотрите, ребята, на картину

(Картина Морозное утро. 1957.,)

Какое впечатление она на вас произвела?

Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?

2. Чтение стихотворения И.Никитина «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам».

Кого имеет в виду поэт, когда обращается к зиме: « Строй мосты по рекам»?

Что это за могучий волшебник?

Сегодня мы познакомимся с волшебниками в сказке « Два Мороза»

4. Изучение нового материала. Слайд 4.

1. Первичное чтение.

Сказку читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа.

бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

дровосек - человек рубящий дрова;

купец- богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавкой;

крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

2. Первичная проверка понимания.

– Докажите при помощи текста, что эта сказка русская народная? (Барин, мужик, лапти, бубенчик, колокольчик.)

Что в сказке волшебного?

Какой урок можно извлечь из этой сказки?

Найдите пословицу в тексте?

5. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ножке) И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ножке) По тропинке побежим До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки

(Прыжки на месте) Стоп. Немного отдохнём И домой пешком пойдём.

6. Закрепление нового материала.

1.Словарная работа.

проезжая дорога -«зж» читается как долгое, мягкое «ж»;

свистнули – непроизносимый согласный звук «т»

намаялся уважил начал знобить обломал бока сердце взыграло костей не соберу закаялся

2. Работа над содержанием сказки:

– Кем приходились друг другу два мороза? – Как решил позабавиться Мороз Синий нос?

– Что услышали они по пути в чистый бор?

– Как тешились по дороге два Мороза? – С чем ехал барин? – С чем ехал мужик? – Кого выбрал для забавы Мороз Синий нос? Почему? – Кто достался его брату? – Как был одет мужичок? – Что было одето на барине? – Когда договорились встретиться вновь?

– Почему теплая одежда не помогла барину? – Почему даже в дырявых лаптях и старом полушубке дровосек не замерз?

– Как вы оцениваете поведение барина? – Понравился ли вам дровосек?

– Что было бы если старший Мороз побежал за мужиком? – Изменится ли поведение барина после произошедшего?

– Что надо было делать барину, чтобы не замерзнуть?

Выборочное чтение. Найти в тексте отрывок к иллюстрациям. Слайды 5-8.

О чем договорились два мороза?

– Что сказал младший Мороз старшему?

– Как старший брат смог заморозить барина? –Как Морозу Синему носу затея не удалась?

– Когда и где встретились вновь два Мороза?

7. Физкультминутка. (Самомассаж.)

Белый дедушка Мороз Что ни день – то рос, да рос. А теперь старик жестокий Щиплет уши, щиплет щеки, И ворча, смеясь в усы. Красит школьникам носы

8. Осмысление содержания сказки.

– Определите тему произведения. – Какова главная мысль сказки? – Выразите свое отношение к героям этого произведения.

7. Рефлексия.

– На месте какого героя вы бы хотели оказаться?

Почему крестьянин одолел Мороза, а купец нет? – Актуальна ли тема сказки в наши дни?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите карточки. Объясните свой выбор?

8. Домашнее задание.

Целью урока являлось: способствование развитию навыков чтения, флормирование умения выделять главное в прочитанном тексте, характеризовать героев прочитанного произведения.

В предлагаемый материал включены: презентация по уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила учитель 2-В класса Мбоу школы №7 г.феодосии Крошухина Елена ивановна Русская народная сказка «Два Мороза»

Крестьянин – бедный человек, проживающий в деревне, занимается обработкой земли.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Дровосек - человек, рубящий дрова.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ - Два Мороза были родными братьями. 1 - Синий нос – это старший брат. 1 - Младший брат – Красный нос – погнался за купцом. 0 - Купец не замёрз, его спасла шуба. 0 - Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1 - Красный нос заморозил дровосека. 0 1 1 0 0 1 0

ПОСЛОВИЦЫ ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ ГДЕ ТЕПЛО, ТАМ И ДОБРО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать сказку по ролям, отвечать на вопросы с.202. Творческое задание: Описывать устно картинки к сказке из учебника. Исследование: Обратить внимание на цвет (масть) лошадок. Подготовить сообщение о том, какие ещё бывают масти лошадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись

Что вам необходимо было подготовить к уроку?

Спрашиваю нескольких ребят, которые загадывают загадки и вывешивают отгадки (рисунки).

Какое время года сейчас?

Какие зимние месяцы вы знаете?

А когда по вашему наступает настоящая не календарная зима?

Послушайте стихотворение И. Никитина о зиме.

Стихотворение И. Никитина:

Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас. –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

А кто зиме помогает строить мосты через реки зимой, расстилать ковры по земле?

Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Явится он – реки закует в ледяной панцирь, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать, да приговаривать: “Ай, да мороз!”.

И вот о таких двух волшебниках, двух морозах, вы узнаете из русской народной сказки. (Слайд 2)

Почему эта сказка русская народная?

Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие народные русские сказки имеют такую концовку: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

А какой урок вы извлечете из сказки “Два Мороза”, вы скажите в конце урока.

Физкультминутка

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден.

Ёжиться – прятать лицо, руки от холода.

Понравилась ли вам сказка?

Назовите действующих лиц сказки?

Кто из героев понравился больше всего?

Почему сказка названа “Два Мороза?”

Почему это сказка, а не рассказ?

А еще в тексте присутствуют слова и

выражения, типичные для русской сказки.

Найдите в тексте слова, содержащие главную мысль сказки.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
И в лесочек забежим.
Там попрыгаем, как зайки
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

Какую забаву придумали Морозы?

Найдите и прочитайте эти строки.

Куда едет купец?

Куда едет крестьянин?

Как Мороз – Синий нос заморозил купца?

Как Мороз – Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

Как повел себя крестьянин, когда ему стало жарко?

С помощью какого приема в сказке создается проблемная ситуация?

Старший брат Младший брат

Купец Крестьянин

Колокольчик Бубенчик

Шапка лисья Шапка дырявая

Сапоги волчьи Лапти

Шуба медвежья Полушубок
заплатанный

Заморозил Не заморозил

Мороз не велик,…

Хочешь есть калачи,…

У работающего в руках…

Мороз ленивого за нос хватает,

Кто любит трудиться,…

О чем эти пословицы?

Пересказать сказку.

На месте какого героя вы хотели бы оказаться?

Какой урок вы извлекли из этой сказки?