Open
Close

Презентация на тему уроки французского языка. В.Г.Распутин "Уроки французского" презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Какую роль играет послесловие

Слайд 1

В. Г. Распутин «Уроки французского».
Урок литературы в 6 классе

Слайд 2

Заполнить таблицу
Даты Факты биографии
Родился в селе Усть-Уда Иркутской области
Окончил Иркутский университет, историко-филологический факультет
1961
Повесть «Последний срок»
Впервые опубликован рассказ «Уроки французского

Слайд 3

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.

Слайд 4

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

Слайд 5

Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

Слайд 6

Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
И.Глазунов. Портрет В.Г. Распутина.

Слайд 7

Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Слайд 8

Слайд 9

Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

Слайд 10

Уроки доброты
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .

Слайд 11

Словарная работа:
Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Слайд 12

О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его?

Слайд 13

Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Слайд 14

Как ведёт себя герой на следующий день после драки? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? -Какие чувства испытывает герой? -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Слайд 15

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? -Какой приём применяет автор в описании учительницы? -Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой?

Выполнила: Захарова Екатерина, ученица 6 класса. Исследовательская работа на тему: О няне. А.Пушкин. Сергей Львович Пушкин (1770-1848), отец поэта. А.С.Пушкин. 1825г. И.С.Аксаков. Стихотворение «Няне» написано в октябре 1826 года в Москве. И куда разумны шутки, Поговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины… Домик Арины Родионовны. Ганнибал (1775-1836), мать поэта.

«Образ Бабы-Яги» - Литература проект Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках Выполнили: ученицы 6А класса Безрукова Е. Лукина А. Руководитель: Школьникова Т.А. Три всадника черный (ночь) белый (день) красный (солнце) чёрный Кот Ворон Филин. Задачи. Баба Яга в рисунках. Какие эпитеты характеризуют Бабу Ягу? Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж? Этимология и лексическое значение слова «баба». Окружение Бабы Яги.

«Жуковский Светлана» - Гадание с лодочкой. Кольцо в воде. Литьё воска. «Светлана»». Гадание с петухом. Бросание башмачка. Слушающие обязательно должны быть девушки! 6 класс Литература. В. А. Жуковский. Программа Г. Меркина Баллада В. А. Жуковского «Светлана». По поверью, будто бы. Исполнение желания.

«Лицей Пушкина» - Пушкин в лицее. Французская литература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Пушкин попал в лицей «по блату». Матюшкин Ф.Ф. Корсаков Н.А. ~ Домашнее воспитание Пушкина А.С. сводилось к блестящему овладению французским языком. Вольховский В.Д. Новый ученик. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Дельвиг А.А. Никаких унизительных наказаний не было. Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода – стих «Городок». Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось в достаточно свободной атмосфере. Стих Пушкина становится еще более изящным и легким.

«Выстрел Пушкин» - Дуэльный кодекс. Презентацию выполнили: учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии № 4 Лемудкина Наталья Владимировна и ученики 6 «Б» класса. Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Рассказ офицера о Сильвио; Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом. 2 глава. Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Болдинская осень. Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой…

«Зощенко в литературе» - Подобно своим предшественникам, Зощенко достигает за счет комико-иронического раздвоения образа рассказчика особенного, чисто эстетического удвоения художественного эффекта. Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования. План урока.

В. Г. Распутин «Уроки французского» МОУ СОШ № 93, г. Красноярск Урок – презентация в 6 классе. Подготовила Самусева Наталья Ивановна, учитель высшей категории. Тема:

Смысл названия

рассказа В. Распутина

"УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"

Цель урока:

  • проанализировать проблематику рассказа,
  • выяснить, какие уроки он несёт;
  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
В.Г. Распутин

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

Из истории создания рассказа « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина

  • "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Лидия Михайловна Молокова

.

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила в последнее время в Нижнем Новгороде.

Кадр из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского» 1978 г. Лидия Михайловна (актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

  • Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
  • Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Главный герой рассказа (Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
  • Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Иллюстрация к рассказу художника И. Пчелко

Валентин Григорьевич Распутин (1937 - 2015)

  • Является продолжателем традиций русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумию и суетному существованию противопоставляет мудрость, бережное отношение к миру, к человеку, к природе.
  • Главные слова в его творчестве - совесть и память.

Влияние места

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины».


Рассказ «Уроки французского»

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.


История создания

«Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973 г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».


История создания

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это - пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Г. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».


  • " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

История создания

  • Автобиография - это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
  • «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Словарная работа

  • Полуторка - (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
  • Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
  • Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Вопросы

  • О чем говорит название рассказа?
  • От чьего лица ведется повествование? Почему?
  • О каком времени пишет автор?
  • Как жилось в деревне?
  • Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
  • Какие испытания ожидали его?

Вопросы

  • Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
  • Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
  • Почему Вадик и Птаха избили его?
  • Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Вопросы

  • Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
  • Как учительница выясняет, что случилось с героем?
  • Какие чувства испытывает герой?
  • Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Вопросы

  • Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
  • Какой приём применяет автор в описании учительницы?
  • Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
  • Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
  • Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
  • Какие черты характера проявляет герой?

Лидия Михайловна

Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.


«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде…»

  • О чём мы можем судить по портрету героини?
  • Для чего Распутин поместил этот портрет?
  • Что было бы, если бы портретная характеристика не существовала?

Поразмышляем…

  • Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста.
  • Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему?
  • Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?

Главный герой

Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.


Вопросы

  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
  • Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Характеристика главных героев

Мальчик

Лидия Михайловна

  • нравственная стойкость;
  • жажда знаний;
  • чувство собственного достоинства.
  • «учительница загадочного французского языка»;
  • умная и красивая;
  • «особенное какое-то сказочное существо…»;
  • «человек необыкновенный, не похожий на всех остальных».
  • чувство собственного достоинства;
  • доброта;
  • смелость;
  • милосердие;
  • чуткость;
  • щедрость;
  • отзывчивость.

Выводы

  • Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.

Выводы

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

  • Какую роль играет послесловие?

Понятие «УРОК»

  • Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок.
  • Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки.
  • Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы.
  • То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок.
  • Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.

Тема и идея рассказа

  • Тема произведения - жизнь в послевоенные годы.
  • Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта - вечная человеческая ценность.
  • Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Смысл названия

  • Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
  • Нравственное значение рассказа - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеколюбия.

Итоги

В рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.


Создаем синквейн

  • Доброта
  • Душевная, искренняя
  • Направляет, наставляет, учит.
  • Доброе отношение к людям - смысл жизни.

Слайд 2

РаспутинВалентин Григорьевич (р. 1937), прозаик.Родился 15 марта в селеУсть-УдаИркутскойобласти в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба".Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходитповесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника. В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

Слайд 3

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины.»

Слайд 4

“Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...”Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.

Слайд 5

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

Слайд 6

Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

Слайд 7

Автобиографичность рассказа «Уроки французского» Рассказ «Уроки французского» - произведениеавтобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». И.Глазунов. Портрет В.Г. Распутина.

Слайд 8

Автобиография –последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, –говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Слайд 9

Слайд 10

Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

Слайд 11

Уроки доброты «...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .

Слайд 12

Словарная работа: Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр.Город или село – центр административного района внутри области. Облигации.Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Слайд 13

О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его?

Слайд 14

Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Слайд 15

Как ведёт себя герой на следующий день после драки? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? -Какие чувства испытывает герой? -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Слайд 16

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? -Какой приём применяет автор в описании учительницы? -Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой?

Слайд 17

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

Слайд 18

Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Слайд 19

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. -Какую роль играет послесловие?

Слайд 20

Тема и идея рассказа. Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Слайд 21

Заключение На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского». Вы узнали: о трудностях послевоенного детства писателя; о доброте, которая изменила судьбу мальчика; об особенностях автобиографического рассказа.

Слайд 22

Спасибо за урок.

Посмотреть все слайды