Open
Close

Восприятие: определение восприятия, виды восприятия, свойства восприятия. Общая психология: конспект лекций Восприятие включает

Процесс познания внешнего мира - одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие - это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус - сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока - тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами - одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение - тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Роль ощущений

Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.

Механизм ощущений

Восприятие - это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект - источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств - глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека - голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Проводники

Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей - передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.

Центр

Центр анализатора - это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие - за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира - на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Число ощущений

Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений. Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств. Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, - это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция - весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств - пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три - черный, белый и серый.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность - ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, - это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая - к слуховым и к переживанию боли.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей - в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие - это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность - это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

Расстройства восприятия

Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.

Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.

Иной путь воздействия на процесс восприятия - принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.

Специфика. Процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной.

Свойства. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Микрогенез. Построение образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Виды. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают восприятие:

Зрительное,

Слуховое,

Осязательное,

Вкусовое,

Обонятельное.

ВОСПРИЯТИЕ

целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет - в совокупности его инвариантных свойств. На уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия - таких, как константность - неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно А. Н. Леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. В процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. Они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя - осознание собственного Я. Чувство своего Я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. В обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. Сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии - в симптоматике расстройств сенсорных. Современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. Но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. Интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты - относить их к некоему семантическому классу (категории). Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. С процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней - психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие - познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, - от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. По модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. Если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. Специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. В числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. Свойства восприятия, существующие на уровне сознания - это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. Микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия - к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. Изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. Они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

ВОСПРИЯТИЕ

Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

ВОСПРИЯТИЕ

англ. perception).

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ").

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс"). Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).

Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов "В", и "ощущение" совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение - как абстракция, как результат "препарирования" В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. - как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев).

Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей.

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В., слуховое (см. Слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз {аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном - движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).

Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность.

В. зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. ("что-то мелькнуло", "что-то коснулось кожной поверхности", "появился какой-то звук", "чем-то пахнет" и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.

В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. "пустой взор"). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. - необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность - основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В. П. Зинченко.)

Восприятие (перцепция)

perception) Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к-рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши мысли и впечатления составляются из конечного множества сенсорных "идей", последовательно развивалось английскими философами (эмпириками и ассоцианистами) от Гоббса, Локка и Беркли до Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля. Научное изучение восприятия началось в рамках физиологической психологии с попыток Иоганнеса Мюллера в 1838 году разделить сенсорный опыт на такие модальности, как зрение, осязание и обоняние. При более глубоком анализе оказывается, что с виду целостный - "без единого шва" - мир, каким он дан в В., собран из фрагментов поступающего по отдельным каналам опыта, каждый из к-рых находится в полной зависимости от действия специфических, поддающихся идентификации частей сенсорного отдела НС, и потому лишь косвенно отражает состояние актуального физ. мира. Герман фон Гельмгольц предпринял попытку подразделить сами эти сенсорные модальности на элементарные ощущения, каждое из к-рых отражает воздействие, в норме являющееся результатом раздражения физ. энергией определенного вида специфических рецепторных (нервных) клеток, приспособившихся в процессе эволюции реагировать только на "специфическую энергию" (термин И. Мюллера). Примерно в то же время Г. Т. Фехнер разраб. психофизические методы для измерения воздействия на чувственный опыт едва заметных различий в стимуляции, предусматривающие гармоничное сочетание психол. и физиолог. инструментов в исслед. сенсорики. Исслед. сенсорной сферы, направляемые этими и др., конкурирующими, теориями, продолжаются в неск. научных областях. Однако главным критерием психол. значимости таких исслед. сенсорики служит то, насколько хорошо они объясняют свойства воспринимаемого мира. Во всем, что упоминалось до настоящего момента, обойдены молчанием самые важные свойства вещей и событий - форма, светлота, удаленность, движение, мелодический строй, тембр голоса и смысл высказываний. Согласно классической теории, об этих существенных свойствах мира мы узнаем не из зрительных и слуховых ощущений, а из сложных перцептивных образов, складывающихся в рез-те научения. Этим определяется первый этап и направление исслед. перцепции, среди к-рых наиболее показательными являются исслед. зрительного восприятия пространства. Восприятие пространства. В. третьего измерения ставит перед философами, физиологами и психологами особую проблему, так как попадающего в глаз двумерного светового потока явно недостаточно для однозначного определения трех измерений. Впрочем, различные естественные среды порождают характерные двумерные паттерны, к-рые имеют тенденцию связываться с разной близостью и удаленностью, и потому предлагают нашему вниманию признаки третьего измерения. Одна старая и прочная теория утверждает, что В. глубины опирается на такие признаки. Поскольку пользование этими признаками не требует никаких сознательных умозаключений, их называют признаками глубины, предполагающими скорее непосредственную психол. реакцию, чем ответ на основе сознательного логического вывода. В ранних версиях классической теории В. предполагалось, что В. глубины достигается благодаря приобретаемым (с опытом) связям между такими визуальными признаками и мнемическими следами мышечных и осязательных ощущений. Однако Торндайк доказал, что нек-рые виды животных могут адекватно реагировать на визуальные признаки глубины, вообще не имея соответствующего зрительного опыта, - вывод, подтвержденный и развитый в исслед. Э. Дж. Гибсон и Р. Уолка. Т. о., в добавление к предполагаемым классической теорией основным ощущениям цвета и оттенков (серого) возникла необходимость установить врожденный механизм зрительного реагирования на глубину. По всей видимости, классическая теория требует коренного пересмотра. Константность и иллюзии восприятия. Наши восприятия обычно лучше согласуются с устойчивыми качествами объекта, чем с вызываемой ими кратковременной стимуляцией сенсорного входа. Например, в нормальных условиях мы воспринимаем величину предмета совершенно неизменной, хотя по мере приближения к нему размеры его изображения на сетчатке глаза существенно увеличиваются. Однако в геометрических иллюзиях воспринимаемый размер объекта, при неизменности его фактических размеров и размеров ретинального (сетчаточного) изображения, разительно изменяется от добавления к нему лишь неск. наклонных линий. Иллюзии размера, формы, цвета и др. качеств, как правило, весьма устойчивы и встречаются в нашей жизни повсюду. Классическое объяснение феноменов константности сводится к тому, что мы учимся принимать в расчет признаки глубины при оценивании размеров объектов, признаки освещенности - при оценивании их яркости и т. д. Хотя такое научение, происходящее в процессе нашего знакомства с миром, выглядит правдоподобным объяснением константности восприятия, еще нужно объяснить, почему такой опыт должен вызывать у нас иллюзии восприятия. Феномены перцептивной организации. Перцептивная организация - последний серьезный вызов, к-рый феномены В. бросают классической теории. В основе феноменов перцептивной организации лежит выделение фигуры из фона. Фигура - это область пространства или совокупность образующих контур линий, обладающие узнаваемой формой. Т. о., факторы, влияющие на разграничение фигуры и фона, играют решающую роль в определении того, что станет объектом нашего восприятия. Эти факторы изучались в основном в рамках самого известного из всех оппозиционных классическому подходу направлений, а именно в гештальт-психологии. Гештальт-теория В этой теории, связываемой преимущественно с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, определенная конфигурация (Gestalt) стимулирующих энергий, а не энергия как таковая, признается существенным свойством стимула, на к-рое реагирует НС. Между стимульным паттерном и реакцией стоят такие "законы организации", как "закон хорошего продолжения", согласно к-рому мы воспринимаем состоящую из фигуры и фона структуру, прерывающую наименее плавно продолжающиеся линии. Хотя такие наглядные демонстрации не подвергались ни количественной оценке, ни объективному исслед., их вряд ли можно отнести к нерегулярно наблюдаемым явлениям в сфере В. Чтобы "выковать" теорию из таких демонстраций, гештальтисты выдвинули ряд понятий, касающихся организации НС, к-рые коренным образом отличались от взглядов того времени. К настоящему времени от них полностью отказались, но попытки сформулировать законы перцептивной организации в объективной форме продолжаются до сих пор. В основном эти попытки базируются на следующем принципе: наблюдатель воспринимает такую простейшую структуру, к-рую можно привести в соответствие со специфическим паттерном стимуляции. Однако ни одна из этих попыток пока не увенчалась успехом, и совр. версии классического подхода могут даже лучше объяснять мн. гештальт-феномены, чем это делают гештальт-теория или ее последователи. Пересмотренная классическая теория Одна старая точка зрения, к-рую все больше поддерживают в последние годы, заключается в том, что и феномены константности, и иллюзии - это две стороны одного процесса, а именно: мы воспринимаем те объекты или события, к-рые в обычных условиях чаще всего служат причиной сенсорной стимуляции, испытываемой нами в данный момент. Согласно этому, наблюдатель должен делать что-то наподобие перцептивных умозаключений или выводов, к-рые, как правило, бывают верными, но иногда оказываются ошибочными. Эту теорию трудно проверить, так как перцептивные умозаключения - ненаблюдаемые переменные. Брунсвик переформулировал ее: попадающий в глаз свет обычно содержит в своем составе группы признаков, снабжающие нас информацией о регулярных физ. свойствах окружающей среды. Любой отдельный признак имеет нек-рую вероятность оказаться правильным - т. е. обладает своего рода "экологической валидностью", - и наблюдатель выучивается полагаться на каждый признак соответственно его вероятности. Для данного варианта классической теории В. описанный гештальтистами феномен "фигура/фон" - это просто перцептивный вывод о том, какая сторона контура (внутренняя или внешняя) относится к поверхности объекта, а законы орг-ции - просто набор вероятностных признаков, на к-рых такие выводы базируются. Для проверки этой теории необходимо располагать информацией об экологических валидностях разнообразных признаков, собранной в ходе "экологических съемок" тех сред, воздействию к-рых обычно подвергаются наблюдатели. Однако для того, чтобы результаты таких съемок поддавались однозначной интерпретации, нужно прежде всего знать, к выделению каких признаков приспособлена конкретная сенсорная система, - вопрос, вызывающий в настоящее время повышенный интерес. Современная сенсорная физиология Современники Гельмгольца, Эвальд Геринг и Эрнст Мах, высказали предположение, что строение сенсорных отделов НС может служить явным и непосредственным объяснением, по крайней мере, нек-рых видов перцептивной константности и восприятия относительной удаленности объектов от наблюдателя. За последние неск. десятков лет было установлено, что сети латеральных связей, к-рые могли бы выполнять такие сложные сенсорные функции, существуют как между рецепторами, так и на высших уровнях НС. Особенно важным для совр. научной мысли стало предположение Геринга о структурной орг-ции рецепторов в виде оппонентных (функционально противоположных) пар. Напр., одни клеточные структуры обеспечивают либо ощущение красного, либо ощущение зеленого, но не оба этих ощущения, тогда как др. обеспечивают ощущения либо синего, либо желтого цвета. Структуры, действующие как оппонентные пары и, вероятно, выполняющие эту функцию, были выявлены с помощью нейрофизиологических методов, что существенно повлияло на развитие совр. теорий цветового зрения и сенсорной физиол. в целом. Тем не менее до сих пор неизвестно, играют ли вообще какую-то роль такие "кодочувствительные" сети в В. иллюзий и в феноменах константности и перцептивной орг-ции, но сам факт доказательства их существования делает более правдоподобным предположение о том, что мн. видимые качества физ. мира зависят от непосредственной реакции специфического сенсорного механизма. Непосредственное восприятие Распространяющийся в направлении глаза свет называют оптическим строем (optic array), в отличие от актуально формируемого в глазу ретинального изображения. Вследствие двигательного параллакса объекты окружающего мира, находящиеся на разных расстояниях от наблюдателя, при движении последнего будут в различной степени смещаться в объемлющем их оптическом строе. В самой радикальной из всех "прямых" теорий В., принадлежащей Дж. Гибсону, утверждается, что оптический строй наблюдателя, перемещающегося в обычной среде, содержит достаточно информации для точного определения его нервной системой характерных свойств, сцен и событий в физ. мире, и что наши восприятия этих свойств являются непосредственными реакциями на эту информацию. Мы способны обнаруживать аспекты стимуляции, к-рые отражают размер, форму и др. свойства объекта, хотя его удаленность и угол наклона - а значит и его ретинальное изображение - могут изменяться. Привлекательность этой теории заключается в том, что она предлагает полностью отказаться от объяснения Гельмгольцем феноменов В. ментальными процессами, обходя тем самым связанные с ним теор. трудности в виде бессознательных умозаключений. Несмотря на отдельные попытки математического анализа двигательного параллакса, никаких доказательств использования ("непосредственного" или к.-л. еще) такой информации предложено не было; совр. состояние этого вопроса позволяет с уверенностью сказать только одно: есть данные, согласно к-рым вызываемая движением информация не настолько эффективна в человеческом восприятии, как того требует теория Гибсона. Проверка классической теории восприятия Три линии продолжающихся и поныне исслед. с самого начала выглядели наиболее подходящими для проверки или корректировки классической теории. Перцептивное развитие в младенчестве. У нек-рых биологических видов действительно существуют сенсорные структуры, к-рые непосредственно реагируют на ряд признаков глубины. Что касается человека, совр. исслед. перцептивных возможностей младенцев отодвинули назад во времени ту стадию, на к-рой, как ранее считалось, малыши становятся перцептивно компетентными. Одним из результатов этих исслед. стало обнаружение константности размера в восприятии детей, к-рым исполнилось всего несколько недель. Но в отношении чистоты таких результатов часто высказываются сомнения, так как к моменту проведения экспериментов младенцы уже обладали слишком большим опытом В. третьего измерения, чтобы предоставить убедительные доказательства врожденности механизмов В. удаленности и размера у людей. Поскольку с очень маленькими детьми чрезвычайно трудно проводить доказательные исслед., в качестве заменителя часто предлагался метод перцептивного переучивания, при к-ром используется преобразованный входной сигнал от органов чувств (или, более конкретно, оптическая трансформация ретинального изображения). Адаптация к трансформациям ретинального изображения. Гельмгольц утверждал, что если бы перцептивная реакция на к.-л. стимул была врожденной, ее невозможно было бы изменить при помощи обучения. К настоящему времени проведено необозримое количество исслед. адаптации (наряду с послеэффектами) к измененному отношению между сенсорным входом и физ. миром, а также между действием и сенсорным отображением его результата. Хотя результаты этих исслед. сами по себе важны, они не могут служить доказательством приобретенности к.-л. конкретной перцептивной реакции, поскольку допущение о том, что переучиваемость служит прямым опровержением врожденности, не имеет под собой оснований. В. направления (или положения точки в зрительном поле) действительно врожденно детерминировано у цыплят - призмы вызывают у них смещение направления клевков даже при полном отсутствии зрительного опыта на момент проведения эксперимента, - однако и они демонстрируют адаптацию и послеэффекты в том случае, если носят призмы достаточно долго. Поисковые исследования каналов первичной обработки сложных сенсорных признаков. У чел., долго смотрящего на водопад, снижается чувствительность к низвергающимся вниз потокам воды (адаптация), а неподвижные, торчащие из нее камни начинают казаться движущимися вверх (послеэффект). Такие феномены долгое время использовались в качестве доказательства существования нейронов-детекторов для обнаружения движения, - в данном случае детекторов нисходящего движения, чувствительность к-рых оказалась (вследствие утомления) сниженной относительно детекторов восходящего движения. Сейчас мы располагаем надежными - прямыми и косвенными - доказательствами существования таких сенсорных механизмов. В последние годы высказывались предположения о множестве др. типов каналов обработки сенсорной информации, каждый из них чувствителен к одному из сложных свойств стимуляции: от детекторов края и очертаний тени до детекторов решеток с определенным размером ячеек ("пространственно-частотные каналы"), посредством к-рых зрительная система производит Фурье-анализ ретинального изображения. И все же на этом пути не было найдено никаких фактических доказательств конкретного вклада таких механизмов в наше восприятие мира; да и само открытие сенсорных детекторов не помогло упростить теорию В. за счет отказа от рассмотрения компонентов вывода, положенных в основу классической теории, потому что эти компоненты тоже непосредственно доказуемы. Доказательства интеллектуальной организации восприятия Три осн. линии эксперим. данных определяют верхние границы области, в к-рой наши восприятия мира еще можно полностью объяснить как непосредственные сенсорные реакции. Перцептивные увязки и вычисления. Согласно классической теории, нек-рые воспринимаемые свойства, такие как размер и удаленность объекта, не могут варьироваться независимо; они связываются попарно и изменяются согласованно, так что не могут быть объяснены только действием сенсорных механизмов или только специфическим паттерном стимуляции. В восприятии такое увязывание отдельных свойств мира демонстрировалось многократно. И хотя степень, природа и структура перцептивных увязок еще недостаточно изучены, сам факт, что всегда можно продемонстрировать существование таких напоминающих логический вывод или вычисление процессов, ограничивает наши надежды на объяснения В. в виде непосредственной реакции на стимуляцию. Интеграция последовательности мимолетных взглядов. Хорошо известно, что мы можем различать мелкие детали объекта лишь в том случае, когда его проекция попадает в фовеа - небольшую область в центре сетчатки. Глаза совершают быстрые прицельные движения (называемые саккадами) по различным частям рассматриваемого объекта, наблюдаемой сцены или читаемого текста, обеспечивая наблюдателю (или читателю) получение подробной информации. Всякий раз, когда глаза совершают такие движения, происходит соответствующее смещение изображения любого - в действительности неподвижного - объекта на сетчатке. В связи с этим возникают два взаимосвязанных вопроса: почему в нашем восприятии мир остается неподвижным при каждом таком смещении ретинального изображения и как мы собираем содержимое этих последовательных мимолетных взглядов в единый образ объекта или сцены? Что касается первого вопроса, то еще Гельмгольц выдвинул предположение, согласно к-рому мы способны учитывать направление и протяженность движения, совершаемого глазом "по нашему приказу", и это объяснение, облаченное в более или менее совр. наряд, все еще остается жизнеспособным. Второму вопросу до последнего времени не уделялось должного внимания. Тем не менее изучение того, как люди читают, рассматривают картины и как им удается воссоздавать пространство действия и конструировать события из последовательности теле- и кинокадров, ясно показывает: мы используем наши знания о мире для сохранения в памяти входного сигнала в виде последовательности мимолетных взглядов и для управления перцептивным обследованием тех участков, к-рые еще не были осмотрены. Эти наши способности просто невозможно объяснить как непосредственное реагирование на стимуляцию. Реакция на кратковременные визуальные стимулы. Исслед. с использованием кратковременных визуальных стимулов, предъявляемых с помощью тахистоскопа, показывают, что считываемую сенсорными механизмами информацию, независимо от сложности задействованных механизмов, не удается целиком объяснить тем, что испытуемые, по их отчетам, успели увидеть при столь короткой экспозиции. Слова или картинки, более знакомые наблюдателю, более ожидаемые им или в большей степени соответствующие его интересам и заботам, обнаруживаются им при меньшем времени экспозиции. Эти эффекты, даже если они не имеют однозначного объяснения, свидетельствуют явно не в пользу понимания В. как непосредственной реакции на стимул. См. также Контекстуальные ассоциации, Иллюзии, Перцептивная организация, Бессознательные умозаключения Дж. Хохберг

Восприятие

Процесс, с помощью которого информация об окружающем мире преобразуется в чувственный опыт о событиях, звуках, объектах и т. д. Восприятие представляет собой сочетание физиологических процессов, связанных с деятельностью органов чувств, и процессов осознания, интегрирующих и интерпретирующих сенсорные данные, поступающие от этих органов. Два главных объяснения феномена восприятия признают приоритетную роль одного из вышеуказанных процессов. Теория прямого восприятия подчеркивает важность признаков стимула в работе восприятия. К примеру, при зрительном восприятии считается, что визуальная информация, поступающая на сетчатку глаза, содержит достаточно недвусмысленных сведений о предмете, чтобы эффективное восприятие могло иметь место практически без дальнейшей обработки. Например, если вы стоите посреди автострады или на железнодорожном полотне (пожалуйста, не делайте этого!), то замечаете, что параллельные линии как будто сходятся в отдалении. И плотность деталей увеличивается. Эта текстурная плотность является ключевой информацией для мозга, интерпретирующего сходящиеся линии, или уплотнение текстуры объекта, как его удаленность от наблюдателя. Альтернативная теория обратной обработки рассматривает конечный продукт нашего восприятия как «сконструированный», т. е. выстроенный из сочетания информации, которая содержится в самом стимуле, а также наших ожиданий и гипотез (догадок). Перцептуальный процесс включает осмысливание различных единиц информации, поступающих от органов чувств. Ключевым аспектом этой теории восприятия является предпосылка, что из-за существенной роли гипотез и ожиданий восприятие часто бывает подвержено ошибкам (см. Иллюзии). Теория прямого восприятия часто подвергается критике из-за неспособности объяснить различные инциденты, когда восприятие оказывается ошибочным. Однако тот факт, что восприятие обычно бывает верным, представляет проблему для теории, подчеркивающей важность гипотез и ожиданий в перцептуальном процессе. Компромиссная позиция, предложенная Нейссером в 1976 г., заключается в том, что сравнительная важность процессов прямой и обратной обработки определяется обстоятельствами, при которых имеет место восприятие. В большинстве случаев восприятие является совокупным продуктом обоих процессов.

П ознавательный процесс, который основывает индивидуальную картину мировоззрения называется восприятием. Это свойство отражает явление или объект в целости только после того, как произойдёт побуждение рецепторов. Одним из биологических функций психики является восприятие, которое трансформирует и принимает данные. Перцепция вырабатывает нераздельность отражения объекта, которая инициирует анализ через совместность ощущений.

Чересчур острое восприятие жизни изматывает нервы.
Нацумэ Сосэки

Восприятие в психологии

Восприятие является более значимым, чем передача нейронных побуждений в предназначенные участки мозга. Для того чтобы произошло понимание и представление о предмете, личность должна передать сенсорную информацию в определённую часть мозга, а именно – ощутить.

Свойства перцепции в психологии делятся на 7 подгрупп. Они являют собой:

  • структурность, константность, осмысленность, апперцептивное, избирательность, атрибуция, предметность.

    Свойства восприятия

    Свойствами восприятия являются:

    1. Структурность – эта подгруппа сильно связана с целостностью, ведь форма и цвет в совокупности отображает предмет.
    2. Константность (постоянство) – это неизменность формы и цвета объекта или явления даже при изменённых физических условиях.
    3. Осмысленность (понимание) – это форма человеческого подсознания распределять предметы или явления на присущие им категории. Осмысление включает в себя несколько подвидов:
      Селекция – это функция, которая выделяет предмет восприятия из общего потока исходных данных.
      Организация – это подгруппа, в которой объект опознаётся за некоторыми комплексами свойств.
      Распределение объектов и явлений подсознательно на категории.
    4. Апперцептивное - это функция, которая влияет на процесс восприятия из-за получения предыдущих навыков.
    5. Избирательность – это вид перцепции, которая выделяет некоторых объектов или явлений из-за их преимуществ над другими.
    6. Предметность – личности набирают полный набор ощущений, которые совокупляют их в образы.
    7. Атрибуция – это явление, когда человек приписывает некие нехарактерные особенности себе, или же другому человеку. Определение толкует поведение человека по его намерениям, поступкам, выражениям эмоций, некоторых качествах индивида, которые позже будут приписаны партнёру.

    Свойства образа перцепции

    Свойства образа восприятия делятся на две категории:

    1. Внешние:
      Указывают на размер.
      Усиление (как в эмоциональном плане, так и в физическом).
      Контраст (когда идёт противоречие с окружающей средой).
      Перемещение.
      Периодичность.
      Новшество и различимость.
    2. Внутренние:
      Регулировка рецепции – это преднамеренность увидеть что-нибудь, что соответствует минувшему опыту. Необходимость и объяснение – это функция, когда личность способна увидеть то, что считает важным или нужным для неё.
      Опыт – восприятие факторов, которым человек был научен в прошлом. Я концепция – мир воспринимается только вокруг себя. Особенности личностей – пессимисты видят окружающую среду с негативной точки зрения, а оптимисты, наоборот, - в благоприятном оттенке.

    Селективность восприятия

    Свойства восприятия в психологии различают три принципа селективности восприятия:

    1. Резонанс – необходимость и значимость подобранных потребностей человека усваивается быстрее, нежели неподобранных.
    2. Защита – намного хуже воспринимается то, что препятствует ожиданиям человека.
    3. Настороженность – то, что может нанести вред психике личности, узнается быстрее всего.

    Примеры нарушения восприятия

    Иллюзия

    Свойства восприятия в психологии могут быть ошибочными, так сказать, это видоизмененная перцепция окружающей среды и предметов. Такое нарушение может наблюдаться как у психически больного человека, так и вполне здорового. Свойства восприятия в психологии иллюзий здоровым человеком могут оказаться совершенно разными. Физиологический и физический обман, а также иллюзия невнимательности может возникнуть у любой личности, которая не имеет проблем с психологическим здоровьем.

    Оптические иллюзии

    Основными свойствами восприятия иллюзий являются:

    • Иллюзии, которые имеют отношение к законам физики. К примеру, свойства ощущения и восприятия предмета, который граничит с прозрачной средой. Если поставить ложку в банку с водой, она будет казаться переломленной. Такого рода зрительный обман называется мираж. Функция анализирования тесно связана с физиологическими иллюзиями. Например, если человека с излишним весом одеть в чёрную одежду, то визуально он будет смотреться стройнее, чем есть на самом деле. Или же взять маленькую комнату, которая обклеена обоями светлых тонов, она будет казаться более объёмной. Основные свойства восприятия иллюзии невнимательности заключаются в чрезмерном увлечении литературной композицией, когда человек, обладающий здоровой психикой, не замечает опечаток и грамматических ошибок в произведении. Зрительный обман, который связан с некой патологией психического состояния. Его разделяют на три подгруппы:
      1. Основные свойства восприятия аффективной иллюзии - это ситуации повышенного эмоционального состояния человека, когда индивид испытывает сильный страх, напряжения или чрезмерное возбуждение, а также состояние аффекта. К примеру, аффективные иллюзии могут появиться у любого человека, который пройдётся ночью по кладбищу.
      2. Вербальные (слуховые) иллюзии могут появиться в аффективном состоянии или же в неправильном понимании беседы окружающих людей, когда больной воспринимает нейтральную беседу как угрозу его собственной жизни. Оскорбления, унижения могут быть услышанными, даже если их никто не произносил. Например, психически нездоровому человеку даже в пустой комнате кажется, что он не один и слышит различные голоса.
      3. Свойства восприятия в психологии являются парейдолические (иными словами, околообразные) иллюзии, они тесно связаны с воображением индивидуума, когда тот фиксирует свой взгляд на предметах, которые имеют нечёткое очертание. Если наблюдается такого рода расстройство, оно обретает некий вымышленный характер. К примеру, в постоянном движении облаков на небе, человек может разглядеть портреты святых, а на рисунках, которые изображены на обоях – различных животных и неизвестных существ. Такого рода иллюзии появляются из-за недостатка тонуса сознания, когда фон пребывания находится в интоксикации.

      Восприятие

      Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств . Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

      Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга . Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение . Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов . Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

      Свойства восприятия

      • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
      • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
      • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
      • Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
      • Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
      • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
      Осмысление состоит из этапов:
      1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
      2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
      3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

      Константность восприятия

      Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать один и тот же объект на основе различающейся сенсорной информации (ощущений). Воспринимаемый в различных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как один и тот же. Так, яркость объекта как величина характеризующая отраженный свет изменяется если переместить его из слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Тем не менее объект при изменении проксимальной стимульной информации в обоих случаях рассматривается как один и тот же. Можно выделить константность таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константность восприятия формы исследуется на установке, основными элементами которой являются квадрат-эталон (со стороной 10 см) и прямоугольник-измеритель (шириной 10 см). Квадрат-эталон всегда в опыте наклонен к наблюдателю, а плоскость прямоугольника-измерителя должна быть перпендикулярна оси зрения испытуемого. Высота прямоугольника-измерителя может изменяться испытуемым с помощью специальной кнопки. Испытуемого просят подобрать такую высоту прямоугольника-измерителя, чтобы он имел ту же видимую форму, что и наклоненный квадрат-эталон. В опыте варьируется наклон квадрата-эталона (25°, 30°, 35° и 40°). Для каждого значения наклона эталона испытуемый четыре раза подравнивает высоту измерителя. Таким образом получаются данные для вычисления коэффициента константности. Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика - Таулесса:

      где - высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, - высота квадрата эталона, , где - угол наклона квадрата-эталона.

      Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.

      Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.

      Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.

      Так свойство размера объекта связывается с расстоянием до объекта, яркость объекта связывается с освещенностью. Субъективный психический процесс восприятия, который позволяет человеку признавать объект одним и тем же даже если он располагается на разном расстоянии от него (у объекта в таком случае различный угловой размер - если он на большом расстоянии - малый угловой размер, если на маленьком расстоянии - большой угловой размер) в некоторых случаях сопровождается "регрессом к действительным объектам". Примером регресса к действительным объектам как следствия константности восприятия являются оптические иллюзии .Так иллюзия Понцо показывает как осуществляемая восприятием регрессия к действительным объектам которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок у сходящихся концов вертикальных линий как более длинный чем отрезок расположенный у расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю.

      Факторы восприятия

      Внешние

      • Размер
      • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
      • Контрастность (противоречие с окружением)
      • Движение
      • Повторяемость
      • Новизна и узнаваемость

      Внутренние

      Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

      Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

      Восприятие в зоопсихологии

      Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

      К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

      Эффекты восприятия

      Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

      • Эффекты стереотипизации:
      • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
      • Эффекты последовательности:
      • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
      • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
      • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
      • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
      • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
      • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
      • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
      • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
      • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
      • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
      • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
      • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
      • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
      • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
      • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
      • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

      Атрибуция

      Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

      Впечатление

      Формирование впечатления

      Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

      Впечатления составляют:

      • Образцы поведения
      • Абстракции

      Управление впечатлениями

      Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

      Тактики управления впечатлением:

      • Усиление собственной позиции
      • Усиление позиции собеседника

      Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

      Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

      1. Представление собеседника в лучшем свете
      2. Согласие с мнением собеседника.
      3. Самопрезентация
      4. Комбинация 1-3
      5. Оказание услуг

      Литература

      • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0
      • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А.Р. Лурия.. - М .: Прогресс, 1975. - 464 с.

      Примечания

      См. также

      Ссылки


      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Синонимы :

      перцепция) - психический познавательный процесс отражения в сознании военнослужащих непосредственно воздействующих на их органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении. В. - одно из важных звеньев процесса овладения знаниями.

      Отличное определение

      Неполное определение ↓

      ВОСПРИЯТИЕ

      система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков объекта; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.

      В процессе В. человек познает предметы и явления в целом, а не их отд. свойства. В основе В. лежат ощущения, но В. не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.

      Спец. органов В. нет. Материалы для В. дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. д.), т.е. любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. анализаторами.

      Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.

      Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. п. - во всех этих случаях создается копия, сопоставимая с оригиналом. В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

      наиб. важные особенности В. - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. выражается в т. н. акте объективации, т.е. в отнесении к внеш. миру получаемых от него сведений. Предметность В. - не врожденное качество. Формирование предметности В. в онтогенезе связано с первыми практич. действиями ребенка, к-рые направлены на внеш. объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. выделяется в относительно самостоят. систему перцептивных действий. Целостность В. состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств. предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. связана его структурность. В. в Значит. мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В. музыки отд. звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов). Источники целостности и структурности В. лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека - с другой. Константность В. - способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. В. человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.

      Осмысленно воспринять предмет - это значит. мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. представляет динамич. поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

      В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. и вкусовое В. Обычно процесс В. осуществляется рядом анализаторов. Двигат. ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. виды В. редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В. Напр., В. учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. типа классификации В. являются формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. пространства, В. времени и В. движения.

      Развитие восприятия и пути его воспитания. В. формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. д.). На 2-м мес жизни появляются отчетливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определенной установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений. Ребенок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. раздражителей и их подкрепления у ребенка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. и узнавание ребенком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребенок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к ее голосу, чувствует теплоту ее рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребенок вскоре начинает узнавать ее не только по виду, но и по голосу и даже по звукам ее шагов. В. у детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. предмет, ребенок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд. частей. В дальнейшем зрит. раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят. зрит. образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. характерным точкам предметов. Т. о., действия ребенка с предметами лежат в основе развития В.

      Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребенок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. все то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребенок еще не может выделять в своем В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Все зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств. свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удаленности предметов, и особенно В. изображенных на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6-7 лет.

      Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб. важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается все более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В. с возрастом - приобретение им большей точности, расчлененности и т. п. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и все более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребенок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потреоностями и интересами.

      Дальнейшее развитие В. происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе. Начиная с мл. классов, проводится систематич. работа по развитию В., цель к-рой - не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определенных умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. занятиями делает В. активным познават. процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. оценки худож. лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. вкус учащихся. Значит. влияние на развитие В. социальной действительности (взаимоотношений людей, политич. событий и т. п.) оказывают морально-нравств. позиции и мировоззрение лиц, чье мнение представляется ребенку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.

      В пед. деятельности по развитию В. необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нем участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщенности В. необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец. задача политехн. обучения заключается в развитии В. точных пространств. отношений (расстояния, величины, формы предметов).

      В наиб. полной мере развитие В. достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. и производств. работы учащихся. Определение задач, предварит. изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения - все это приводит к орга-нич. связи В. с практич. действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. деятельности.

      Неполное определение ↓