Open
Close

Какие есть ограничения по экспорту. Количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля). Таможенный контроль при перемещении товаров через Государственную границу РФ

Сущность экспортного ограничения

Определение 1

Под экспортным ограничением понимают ограничение на вывоз (экспорт) товара или определенного количества товара в определенную страну или страны, установленное правительством.

Данные ограничения могут накладываться в следующих случаях:

  • дефицит товара на внутреннем рынке,
  • антидемпинговые меры для защиты внутреннего рынка,
  • бойкотирование страны,
  • ограничение военных или двойных технологий

Помимо этого, существует понятие добровольного ограничения экспорта. Данный метод является нетарифным регулированием внешней торговли. Метод представляет собой соглашение между экспортирующей и импортирующей страной, которое заключается по собственной инициативе или под давление импортирующей страны. По данному соглашению происходит ограничение вывоза определенных товаров (устанавливается квота на вывоз товара)

Таким примером добровольного ограничения является соглашение США с Японией , которое было подписано с конца 1950 гг. Инициатором было правительство США. Данное соглашение было подписано с целью снижения конкуренции японских экспортеров автомобилей. Значительно позже такие соглашения были подписаны в торговле с ЕС и другими государствами. Так Япония добровольно ограничила экспорт своих телевизоров в страны Великобритании, Бельгии, Нидерландов и в странах ЕС, Южной Кореи, ЮАР. А ЕС ограничила ввоз в США труб и тюбингов.

Ограничения могут вводиться под угрозой санкций. Так, например, правительство России ввело экспортные квоты в отношении карбида кремния, текстильных товаров в страны ЕС, а также ограничения коснулись алюминия. Такие ограничения подразделяются на следующие виды:

  1. официально закрепленные ограничения на уровне межправительственных соглашений между странами,
  2. неофициальные соглашения, которые заключаются между производителями экспортирующей страны и импортирующей,
  3. многостороннее соглашение, основанное на добровольном ограничении экспорта.

Так в рамках ГАТТ данные соглашения относятся к нелегитимным мерам «серой зоны». А среди участников ВТО подписано соглашение, которое запрещает добровольное ограничение экспорта. Добровольный экспорт в России регулируется в положении «Порядка квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации», которые приняли в марте 1995 года.

Экспортные ограничения в России

В России экспортные ограничения распространяются на:

  1. археологическое достояние (бивни мамонта и др.),
  2. предметы художественного и исторического достояния (картины известных художников, музыкальные инструменты и др.),
  3. экспорт предметов охраны природной среды (шкуры тигров, рога и т.д.),
  4. перемещение через границу предметов, на которые распространены ограничения международной конвенцией (опасные инфекции, плутоний и т.д.),
  5. шкуры крупного рогатого скота

Расширяется вовлечение в экспортную деятельность малых и средних предприятий, что способствует ее диверсификации в фирменном, товарном и географическом разрезах. Сегодня доля МСБ в общем числе экспортеров (без индивидуальных предпринимателей) достигает 35–40%, в общем экспорте товаров – 6% (2016 г.).

Можно заметить рост российского экспорта, а также количество фирм-экспортеров среди субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), повышается степень продуктовой и географической диверсификации экспорта, происходят позитивные изменения в международной специализации страны. Прирост экспорта товаров в реальном выражении (в неизменных ценах) достиг 6,9% в 2017 г., (что практически втрое выше среднемирового показателя), в том числе по машинно-техническим изделиям увеличение составило 8,4%, по промышленной продукции высокой степени обработки (те же машинно-технические изделия, плюс изделия легкой промышленности, фармацевтическая, парфюмерно-косметическая продукция, прочие, в основном готовые, промышленные изделия) – 14,7%.

Замечание 1

Для развития производства Российское правительство использует меры по ограничению импорта, однако это сильно влияет на рост цен и снижает конкуренцию.

Многие российские компании заинтересованы в импорте из США. Однако в последнее время из-за санкций Российское правительство вводит все больше мер в отношении товара из США Поэтому зачастую предприниматели, выходящие на мировой рынок применяют различные схемы в обход требований правительства.

Экспортные ограничения в США

Экспортные ограничения в США разделяются на классы по спискам стран. Так в отношении Китая, Пакистана, Индии и России разрешен экспорт микропроцессоров, производительность которых не более 12, 000 Mtops

Государственная политика США включает в себя защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Вводятся высокие таможенные тарифы, а также барьеры. Добровольное экспортное ограничение сравнительно недавний способ торгового барьера. Они применяются для того, чтобы избежать более жесткие ограничения, которое может ввести правительство США. Торговые барьеры являются протекционистскими пошлинами, квотами, ограничениями. Это приводит к повышению цен из-за отсутствия конкуренции, однако при этом за счет роста цен выигрывают отечественные производители.

Современные производители отказались от использования во внешнеторговой политике количественных ограничений. Роль данного вида ограничений в основном исполняют мера добровольного ограничения экспорта. Формально они добровольно вводятся, однако по факту их заставляют вводить страны- импортеры. В частности, это практикует США. В последнее время в следствии конкурентной борьбы соглашения добровольного ограничения экспорта распространяются не только на старую отрасль, но и на наукоемкое производство.

Практика антидемпингового процесса активно продолжается в современное время. Но добровольное экспортное ограничение не является видом антидопингового обязательства, так они принимаются не экспортером, а властями государства -экспортёра.

Представляет собой таможенный режим, когда товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ, и не обременены при этом обязательством их ввоза на эту территорию (ст.97 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Для Таможенный кодекс РФ (ст.ст.98 - 99) устанавливает следующие требования:
1) уплата вывозных таможенных пошлин, а так же осуществление иных таможенных платежей;
2) соблюдение установленных критериев экономической политики;
3) вывоз товаров, выпущенных в соответствии с процедурой экспорта, за пределы территории РФ в том же состоянии, в каком эти товары были в момент принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния таких товаров по причине износа или убыли в нормальных условиях транспортировки и хранения;
4) исполнение иных требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

Таможенные платежи

В понятие "таможенные платежи" входят таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и иные платежи, взимаемые в определенном законом порядке таможенными органами РФ (п.18 ст.18 ТК РФ), уплачиваемые в процессе таможенного оформления экспорта.

Которые должны быть уплачены при перемещении товаров через таможенную границу РФ в режиме экспорта, - это вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы за (ст.110 ТК РФ).

В необходимых случаях также уплачиваются:
а) таможенные сборы, связанные с хранением товаров;
б) таможенные сборы в части таможенного сопровождения таких товаров;
в) плата за информирование, а так же иное консультирование;
г) иные платежи, предусмотренные законодательством.

Основой для и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров (ст.117 ТК РФ).

Определение таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется в соответствии со следующими актами:
- разд.III Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе);
- Порядком от 7 декабря 1996 г. N 1461 (далее - Порядок определения ТС);
- Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости от 27 августа 1997 г. N 522.

Порядком определения ТС предусмотрены три варианта расчета таможенной стоимости вывозимых товаров.

1-й вариант.

Таможенная стоимость вывозимых товаров (экспортируемых) складывается из:
1) цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной при продаже на экспорт (либо подлежащих уплате);
2) следующих расходов, при условии, что они понесены покупателем, но не включены в уплаченную по факту либо подлежащую уплате цену сделки:
а) комиссионных и брокерских вознаграждений;
б) стоимости многооборотной тары, когда согласно ТН ВЭД такая тара рассматривается как единое целое;
в) стоимости упаковки;
г) соответствующей части стоимости отпущенных покупателем продавцу безвозмездно либо по заниженной цене предназначенных для производственных целей либо продажи на экспорт вывозимых товаров и услуг:
- инструментов, штампов, форм и иных подобных предметов, применяемых в процессе производства вывозимых товаров;
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов иных комплектующих, входящих в состав вывозимых товаров;
- вспомогательных материалов, используемых в процессе производства вывозимых товаров;
- инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;
д) лицензионных и иных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, осуществляемых в процессе покупки вывозимых товаров;
е) поступающей продавцу части дохода от последующих перепродаж, после их вывоза с таможенной территории РФ;
ж) налогов (кроме таможенных платежей, указываемых при процедуре заявления таможенной стоимости), взимаемых на таможенной территории РФ, не подлежащих компенсации продавцу при вывозе товаров.

2-й вариант.

Если сделка купли-продажи в отношении вывозимых (экспортируемых) товаров не заключалась или если невозможно применять цену сделки купли-продажи в качестве базовой для целей определения таможенной стоимости, то стоимость исчисляется:
- на основании данных бухучета декларанта продавца - экспортера, где отражены затраты на производство и реализацию вывозимого товара, а так же величины прибыли, формирующейся у экспортера в результате вывоза идентичных или однородных (Порядок отнесения товаров к идентичным и однородным установлен ст.ст.20 и 21 Закона о таможенном тарифе) товаров с таможенной территории РФ,
- или на основе бухгалтерских данных по фактам фиксирующим оприходование и списание таких товаров.

При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться также расходы, названные выше (см. 1-й вариант).

3-й вариант.

В случае невозможности использования представленных декларантом сведений (2-й вариант) таможенная стоимость вывозимого (экспортируемого) товара исчисляется исходя из данных о ценах на идентичные или однородные товары либо калькуляции стоимости вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом указанных выше расходов.

Таможенная стоимость вывозимых (экспортируемых) товаров заявляется декларантом в таможенной декларации.

Если в отношении заявленной таможенной стоимости возникают сомнения, таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления расчетов таможенной стоимости. Для этих целей могут быть использованы формы декларации таможенной стоимости (ДТС-1, ДТС-2), утвержденные Приказом ГТК России от 5 января 1994 г. N 1.

Таможенные пошлины

Основным законодательным актом, регулирующим применение таможенных пошлин, является Закон о таможенном тарифе.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с утвержденным для этих целей классификатором видов товаров - Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая определяется Правительством РФ в соответствии с международным классификатором товаров.

Действующая в настоящее время редакция ТН ВЭД утверждена Постановлением от 30 ноября 2001 г. N 830.

Согласно п.3 ст.4 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, определяются Правительством РФ. Как правило, вывозные таможенные пошлины применяются при экспорте товаров из РФ за пределы государств - участников Таможенного союза (Киргизская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан).
При этом в случае, если товары вывозятся на территорию одного из названных государств, но экспортный контракт заключен между резидентом РФ и нерезидентом страны - участника Таможенного союза, то к экспортируемым товарам таможенные пошлины применяются в размере, установленном для товаров, вывозимых с территории РФ за пределы государств - участников Таможенного союза.

Товары, вывозимые (экспортируемые) из России за пределы государств - участников Таможенного союза, облагаются таможенными пошлинами.

Ставки в отношении таких товаров установлены рядом постановлений Правительства РФ. Полностью все ставки систематизированы в Приказах ГТК России от 21 октября 2002 г. N 1121 и от 20 декабря 2002 г. N 1396.

Установлены следующие виды ставок вывозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, т.е. начисляемые в процентах от общей таможенной стоимости товаров подлежащих обложению.
Например, вывозная пошлина на минеральные или химические, калийные удобрения (коды ТН ВЭД 3104100000, 3104300000, 3104900000) установлена в размере 5% от таможенной стоимости;
2) специфические, т.е. начисляемые в определенном фиксированном размере (в долларах США или в евро) за единицу товаров, подлежащих обложению.
Например, при экспорте пропана (код ТН ВЭД 271112) таможенная пошлина уплачивается в размере 36,3 долл. США за 1000 кг;
3) комбинированные, сочетают оба вида названных выше вида ставок.

Например, вывозная таможенная пошлина на кожу из шкур овец или шкурок ягнят (код ТН ВЭД 4105) установлена в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 70 евро.

Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.

Исчисление таможенной пошлины на товары подлежащие обложению таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, вычисляется по формуле:

ТП = ТС х Ст, (1)


ТС - таможенная стоимость товара (в рублях);
Ст - ставка таможенной пошлины, определяемая в % от таможенной стоимости товара.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:

ТП = Ст х НВ х К, (2)

где ТП - сумма таможенной пошлины;
Ст - ставка таможенной пошлины указываемая в евро или долларах США за единицу товара;
НВ - количественная или физическая характеристика товара выражаемая в натуральных величинах;
К - курс евро или доллара США, на дату принятия таможенной декларации.

Исчисление таможенной пошлины товаров подлежащих обложению по комбинированной ставке, производится следующим образом.

В первую очередь рассчитывается размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в % от таможенной стоимости по формуле (1), после чего определяется размер таможенной пошлины по специфической ставке по формуле (2).

Исчисление таможенной пошлины, подлежащей уплате, производится исходя из наибольшей из полученных сумм (п.п.17 - 21 Методических указаний от 27 декабря 2000 г. N 01-06/38024).

Таможенные сборы за таможенное оформление

Порядок взимания таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления установлен Инструкцией от 9 ноября 2000 г. N 1010 (далее - Инструкция о таможенных сборах).

В соответствии с п.6 Инструкции о таможенных сборах от уплаты таможенных сборов при экспорте освобождаются:
1) российские товары, вывозимые в государства - участники Таможенного союза, по которым предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление;

2) товары, стоимость которых не превышает 100 евро включительно, и по которым не взимаются таможенные пошлины и налоги, и не применяются меры экономической политики;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международных договоров РФ, освобождаемые от уплаты таможенных сборов.

По общему правилу при помещении товаров под таможенный режим экспорта таможенные сборы за проведение процедур таможенного оформления товаров взимаются в валюте РФ в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и дополнительно в инвалюте в размере 0,05% таможенной стоимости товаров (ст.114 ТК РФ, п.7 Инструкции о таможенных сборах).

Если таможенное оформление товаров производится не в месте местонахождения и вне рабочее время таможенных органов РФ, то таможенные сборы взимаются в двойном размере.

В некоторых случаях законодательство устанавливает иные ставки.

При таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ ценных бумаг в иностранной валюте таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте РФ в размере трех установленных законом МРОТ в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации (п.11 Инструкции о таможенных сборах).

Помимо расчета сумм таможенных пошлин и сборов предприятию также немаловажно выяснить, приняты ли в отношении товара, предполагаемого к экспорту, какие-либо меры экономической политики (т.е. квотирование и (или) лицензирование), и если да, то получить необходимую лицензию или квоту.

Таможенное оформление

Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению.

Согласно п.15 ст.18 ТК РФ под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.

По общему правилу таможенное оформление экспортируемых товаров производится в месте нахождения таможенного поста или отдела таможенного оформления и таможенного контроля, в регионе деятельности которого находится лицо, предъявляющее товары к перевозке и указанное в транспортном документе (отправитель), либо его структурное подразделение.

При этом по просьбе заинтересованного лица, за его счет и с согласия таможенного органа таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа РФ. В этом случае, как отмечено выше, сборы за таможенное оформление взимаются в повышенном размере.

В некоторых случаях таможенное оформление производится вне места нахождения отправителя товаров в связи с тем, что определенные категории товаров по решению ГТК России оформляются только определенными таможенными органами РФ (в этом случае таможенные сборы взимаются как обычно).

Для таможенного оформления товаров, предназначенных на экспорт, совершаются следующие действия:
1) представление товаров таможенному органу;
2) декларирование товаров;
3) уплата таможенных платежей.

Если экспортер не хочет заниматься этим самостоятельно, он может воспользоваться услугами таможенного брокера.

Таможенный брокер

Согласно ст.157 ТК РФ и п.1 Положения о таможенном брокере, в качестве таможенного брокера вправе выступать созданное в соответствии с законодательством РФ юридическое лицо - коммерческая организация (кроме казенных предприятий), получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Деятельность таможенного брокера может осуществляться:
а) в регионе деятельности одной таможни;
б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному управлению;
в) на всей территории РФ либо нескольких таможенных управлений.

Регион деятельности таможенного брокера указывается в лицензии.

Кроме того, таможенный брокер вправе ограничить сферу осуществляемой им деятельности в части категорий товаров, указываемых в лицензии.

Прежде чем заключать договор с брокером на представление своих интересов в процессе таможенного оформления, предприятию необходимо убедиться в наличии у таможенного брокера выданной в установленном порядке и действующей лицензии. Следует также проверить, что экспортируемый товар относится к сфере деятельности брокера, а таможня, где планируется производить таможенное оформление, - к региону его деятельности. Лицензия таможенному брокеру выдается сроком на три года (п.2.21 Порядка лицензирования).

Исключением из этого правила являются случаи, разового совершения операций по таможенному оформлению одной партии товаров, если стоимость товаров превышает предела, устанавливаемого ГТК России; при предварительных операциях, а также иные случаи, определяемые ГТК России.

Договор таможенного брокера с представляемым лицом является публичным. Согласно правилам гражданского законодательства (ст.426 ГК РФ) публичность договора означает, что коммерческая организация, заключающая такой договор, должна осуществлять определенные обязанности (в соответствии с характером своей деятельности) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Иначе говоря, таможенный брокер не вправе отказать обратившемуся к нему предприятию, кроме случаев, когда есть основания предполагать противоправность действий этого предприятия (п.11 Положения о таможенном брокере).

Отметим, что таможенный брокер обязан также предусмотреть в договоре с представляемым лицом положение о расторжении договора в случаях, когда у таможенного брокера появятся подозрения в противоправности действий предприятия.

Заключив договор с предприятием, таможенный брокер вправе от своего имени совершать любые операции по таможенному оформлению товаров и выполнять иные посреднические функции в сфере таможенного производства за счет и по поручению представляемого лица (ст.159 ТК РФ).

В частности, таможенный брокер:
а) декларирует товары;
б) представляет таможенному органу РФ документы и иные необходимые сведения;
в) предъявляет декларируемые товары таможенному органу;
г) обеспечивает уплату таможенных и других платежей, предусмотренных ТК РФ;
д) составляет проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;
е) помещает товары на склад временного хранения;
ж) совершает иные действия, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров (п.2 Положения о таможенном брокере).

Остановимся подробнее на вопросе о соотношении ответственности предприятия и таможенного брокера.

В процессе таможенного контроля и таможенного оформления экспортируемых товаров таможенный брокер несет солидарную ответственность (ст.159 ТК РФ).

За неуплату таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении, таможенный брокер и представляемое им лицо несут солидарную ответственность.

Итак, предприятию необходимо определиться, доверит оно таможенное оформление брокеру или займется этим самостоятельно. С одной стороны, услуги брокера надо оплачивать, что означает дополнительные расходы для предприятия. С другой - действия брокера более квалифицированны, поскольку это специализированная организация.

Кроме того, следует учесть, что таможенное оформление товаров, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, должно производиться в приоритетном порядке (п.16 Положения о таможенном брокере).

Представление товаров таможенному органу

Представление товаров является предварительной операцией, предшествующей основному таможенному оформлению и помещению товаров под режим экспорта.

Без представления товаров, по общему правилу, таможенное оформление невозможно, поскольку декларированию подлежит только фактически прибывший товар.

Согласно положениям ст.142 ТК РФ представление выражается в уведомлении таможенного органа о прибытии товаров не позднее 30 минут с момента их прибытия в таможенный орган, а если товары и транспортные средства прибыли вне рабочее время таможенного органа РФ - не позднее 30 минут с момента наступления рабочего дня этого органа.

Фактическое предъявление представленных товаров производится по требованию таможенного органа.

Одновременно с представлением и с разрешения таможенного органа - не позже следующего дня после представления товаров может быть подана краткая декларация (ст.143 ТК РФ).

Если товары в течение указанного срока помещаются под определенный таможенный режим, то подавать такую декларацию не нужно.

Обратите внимание! На этапе представления товаров всю ответственность за эти товары перед таможенным органом несет перевозчик, за исключением случаев, прямо предусмотренных Таможенным кодексом РФ (ст.144 ТК РФ).

Без разрешения таможенного органа перевозчик не вправе:
1) оставлять транспортное средство и товары без присмотра;
2) менять место стоянки;
3) осуществлять выгрузку и перегрузку товаров и т.д.

Такие действия являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.16.5, 16.7 и 16.13 КоАП РФ.

С момента представления таможенному органу и до их выпуска товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст.145 ТК РФ).

Порядок уплаты таможенных платежей

Оплата таможенных платежей производится до принятия либо в одно время с принятием грузовой таможенной декларации.

Если ГТД не была подана в срок, тогда срок для уплаты определяется со дня истечения срока подачи ГТД (ст.119 ТК РФ).

Таможенные платежи могут быть уплачены как в рублях РФ, так и в инвалюте, по курсу ЦБ, кроме случаев, когда уплата такого платеж возможна только в иностранной валюте.

Пересчет валют производится по курсу ЦБ РФ на дату принятия ГТД (ст.123 ТК РФ).

Обратите внимание! Таможенные платежи вправе уплатить декларант либо иное заинтересованное лицо.

В исключительных случаях плательщику по решению таможенного органа, производящего таможенное оформление, возможно предоставление отсрочка либо рассрочки по уплате таможенных платежей на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

За предоставление такой отсрочки или рассрочки начисляются проценты в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст.121 ТК РФ).
Взыскание неуплаченных таможенных платежей производится таможенным органом в бесспорном порядке вне зависимости от времени когда обнаружен факту неуплаты. За время задолженности начисляется пеня в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты (ст.124 ТК РФ).

Если же суммы таможенных платежей уплачены (или взысканы) излишне, то такие суммы подлежат возврату.

В этом случае согласно п.12 ст.78 НК РФ применяется общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, установленный ст.78 НК РФ.

Поэтому положения Таможенного кодекса РФ, касающиеся возврата излишне уплаченных сумм, применяются в части, не противоречащей положениям ст.78 НК РФ.

Так, например, ст.125 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей производится по требованию лица в течение одного года с момента уплаты этих платежей.

А в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет с момента уплаты (т.е. Налоговый кодекс РФ увеличил срок для подачи такого заявления).

А вот если при возврате был нарушен установленный срок такого возврата (один месяц со дня подачи заявления), то на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, не возвращенных в определенный срок, начисляются % за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если излишняя уплата таможенных платежей производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, пересчитанную в валюту РФ по курсу Банка России на день излишней уплаты (п.9 ст.78 НК РФ, п.18 Методических рекомендаций о порядке возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей и пеней, направленных Письмом ГТК России от 30 августа 2002 г. N 01-06/35208).

Таможенный контроль

С момента принятия таможенной декларации и до момента пересечения таможенной границы РФ вывозимые товары находятся под таможенным контролем (ст.192 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие :
1) проверка ГТД и документов (документальный контроль);
2) таможенный досмотр товаров;
3) иные действия (устный опрос должностных лиц, проверка системы учета и отчетности и т.д.).

Обратите внимание! В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ таможенный контроль может быть выборочным, т.е. таможенный орган не обязан каждый раз применять к вывозимым товарам все предусмотренные формы таможенного контроля.

Документальный контроль

Документальный контроль и досмотр товаров осуществляются таможенным органом РФ в срок не позднее десяти дней с момента принятия ГТД и представления всех необходимых документов и сведений, а в отношении ряда товаров, названных в ст.133 ТК РФ (в частности, скоропортящихся), - не позднее трех дней (ст.194 ТК РФ).

При этом в случае, если требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные сроки исчисляются с момента их предъявления.

Осуществление документального контроля состоит из следующих операций:
1) проверка соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, в т.ч. наименований товара, его количестве, весе и пр. сведениям, содержащимся в документах;
2) кода товара в соответствии с ТН ВЭД;
3) страны происхождения товаров;
4) на предмет запретов и ограничений на вывоз из РФ отдельных товаров;
5) валютный контроль;
6) определения таможенной стоимости;
7) уплаты таможенных платежей;
8) соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима;
9) выпуск (условный выпуск) товаров согласно заявленного таможенного режима.

В завершение проверки ГТД, документов и сведений при декларировании товаров проставляется штамп:
а) "Выпуск разрешен".
Такой штамп означает благополучное завершение таможенного оформления экспортируемых товаров. Он проставляется на ГТД, а также минимум на двух экземплярах представленных документов перевозчика (или на их копиях) с указанием в их правом верхнем углу регистрационного номера ГТД. После этого товары передаются таможенными органами РФ в распоряжение перемещающего их лица;
б) "Выпуск запрещен".
Такой штамп проставляется на ГТД в том случае, если в процессе проведения таможенного контроля должностные лица устанавливают невозможность выпуска товара в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
Причину, по которой выпуск товара не может быть осуществлен, указывают на оборотной стороне таможенной декларации (п.2.11 Инструкции по проверке ГТД).

Таможенный досмотр

Решение о том, проводить или не проводить таможенный досмотр экспортируемых товаров, принимают должностные лица таможенного органа в ходе проведения документального контроля (п.1.3 Инструкции по проверке ГТД).

Приняв решение о проведении таможенного досмотра, должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения.

Порядок проведения таможенного досмотра установлен Положением о таможенном досмотре товаров и транспортных средств, утвержденным Приказом ГТК России от 8 мая 2002 г. N 470.

Решение о проведении досмотра может быть принято, например, при наличии оснований предполагать нарушение таможенных правил или с целью перепроверки сведений о товарах, уже указанных в акте таможенного досмотра.

Должностные лица таможенного органа, принимающие решение о проведении досмотра товаров, должны определить:
- вид досмотра (основной, повторный или направленный досмотр);
- объем досмотра (устанавливается в процентом отношении к общему количеству товаров в зависимости от особенностей досматриваемого товара и обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о досмотре);
- степень досмотра товаров (полный или выборочный пересчет наименований товаров и количества товаров каждого наименования, взятие проб и образцов товаров, полное или выборочное определение массы товаров путем взвешивания и др.).

Результаты таможенного досмотра фиксируются в соответствии с установленным порядком в акте таможенного досмотра.

Таможенный контроль при перемещении товаров через Государственную границу РФ

Последним этапом таможенного контроля является контроль в пункте пропуска товаров через Государственную границу РФ.
Такой контроль производится в соответствии с различными нормативными актами ГТК России в зависимости от того, на каком виде транспорта вывозится груз.

В частности, контроль грузов, вывозимых автомашинами, производится в соответствии с Положением о проведении таможенного контроля товаров, вывозимых из РФ, в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденным Приказом ГТК России от 28 февраля 2002 г. N 204 (далее - Положение о проведении ТК).

Обязанности по представлению документов в этом случае обычно возлагаются на перевозчика, поскольку ни экспортер, ни таможенный брокер в пункте пропуска, как правило, не присутствуют.

В пункте пропуска перевозчику необходимо одновременно подать таможенному органу следующие документы (п.7 Положения о проведении ТК):
1) четвертый экземпляр ГТД;
2) международную товарно-транспортную накладную, предусмотренную Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (1956 г.) (или иной транспортный документ) и две ее копии;
3) карнет А. Т. А., оформленный в соответствии с Приложением "А" к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.), в случае перевозки товаров в соответствии с данной Конвенцией;
4) акт таможенного досмотра (если он составлялся при проведении основного таможенного оформления либо в пути следования и необходимость его представления в автомобильном пункте пропуска установлена нормативными правовыми актами ГТК России);
5) талон контроля с отметками должностных лиц Российской транспортной инспекции Минтранса России, осуществляющих контрольные функции в автомобильном пункте пропуска;
6) иные документы (либо их копии), оформляемые территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных актами законодательства РФ.

После проведения проверки должностное лицо таможенного органа должно принять решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ.

В зависимости от результатов проверки должностное лицо проставляет штамп:
а) "Вывоз разрешен".
Такой штамп ставится на двух экземплярах товаросопроводительного документа: на остающемся в таможенном органе и на следующем далее вместе с вывозимыми товарами и транспортными средствами.
Представленные документы (копии), за исключением документов (копий), остающихся в таможенном органе для контроля и хранения, должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику.
На лицевой стороне талона контроля должностное лицо проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском личной печати и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля;
б) "Возврат".
Такой штамп ставится на оборотной стороне талона контроля в случае непредставления перевозчиком необходимых документов и (или) сведений либо представления документов, оформленных ненадлежащим образом.
В этом случае перевозчику возвращаются все документы, а сотрудники, проводящие пограничный и транспортный контроль, информируются о выявленных фактах. На оборотной стороне накладной кратко указывается причина возврата товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Если товар остановлен в связи с нарушением таможенных правил, то принимаются соответствующие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Если же признаки нарушений таможенных правил отсутствуют, то транспортное средство с товарами подлежит размещению в установленных местах вне автомобильного пункта пропуска до устранения причин возврата.

Ответственность за нарушение таможенных правил

С момента вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (с 1 июля 2002 г.) утратил силу разд.Х "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение" Таможенного кодекса РФ.

Теперь виды нарушений таможенных правил регламентированы гл.16 "Административные нарушения в области таможенного дела" КоАП РФ, а порядок рассмотрения дел и ведения административного производства по таким нарушениям - также соответствующими главами КоАП РФ.
Рассмотрим некоторые виды нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена гл.16 КоАП РФ.

Количественные ограничения экспорта и импорта

Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений. Эта норма российского законодательства соответствует международной практике регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшей отражение в нормах ГАТТ/ВТО. В статье XI ГАТТ/ВТО закрепляется: "Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой Договаривающейся Стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой Договаривающейся Стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".

Статья XII ГАТТ/ВТО разрешает использовать ограничения количества и стоимости импорта с целью обеспечения внешнего финансового положения страны и равновесия платежного баланса, а также в некоторых других исключительных случаях. Применение этих ограничении допускается только на недискриминационной основе (ст. XIII ГАТТ/ВТО).

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в Российской Федерации в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  • o защиты национальных интересов Российской Федерации;
  • o предотвращения серьезного ущерба отрасли российской экономики;
  • o обеспечения безопасности: государства, жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • o защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со ст. 21 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
  • o предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • o выполнения Российской Федерацией международных обязательств;
  • o защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
  • o реализации ответных мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование, лицензирование внешней торговли и введение специальных пошлин (схема 8.2).

Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени (год, полугодие, квартал и другие периоды). Ограничение внешнеторговых поставок

Схема 8.2.

без определения периода времени осуществляется с помощью неконкретизированных квот.

Наиболее распространенными видами квотирования являются глобальные, сезонные и индивидуальные квоты.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени и оставляет за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента.

Размер индивидуальной квоты распределяется по странам. В международной практике используются два типа индивидуальных импортных квот. Индивидуальная импортная квота может быть создана на основе глобальной квоты в том случае, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за предыдущий период времени. При другом варианте распределения квоты по странам предпочтение отдается тем государствам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Поскольку такие обязательства обычно закрепляются в международных (межправительственных) соглашениях, в этом случае индивидуальная квота принимает характер двусторонней квоты на договорной основе.

Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Особенность этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара - в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. При этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).

Основными видами лицензий, применяемых в современной внешнеторговой практике, являются генеральная и индивидуальная (разовая).

Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту. В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (чаще всего один год).

Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение определенного срока.

В нормативном правовом акте, устанавливающем порядок осуществления внешнеторговых операций, могут содержаться уточняющие определения индивидуальной (разовой) и генеральной лицензий.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило:

  • o путем проведения конкурсов или аукционов;
  • o в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты.

Специальной пошлиной является пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также для обеспечения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

Особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" устанавливает два вида особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности:

  • o режим приграничной торговли;
  • o режим особых экономических зон. Приграничная торговля может осуществляться между

российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, производимых в пределах соответствующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах этой территории. Порядок приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.

Особый режим хозяйственной (в том числе внешнеторговой) деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 18 декабря 2006 г.). Особой экономической зоной является определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

  • o промышленно-производственные;
  • o технико-внедренческие;
  • o туристско-рекреационные.

Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы данных земельных участков - собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством РФ.

Введение

Экспорт - это неотъемлемая часть любой экономики. Под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над импортом. Большинство стран стремятся, чтобы их экспорт преобладал над импортом. Однако в мировом масштабе сумма превышений экспорта над импортом у одних стран равна сумме превышений импорта над экспортом у других.

Такое стремление, прежде всего, объясняется желанием стран не увеличивать внешний долг: если чистый экспорт имеет положительное значение, то эта страна становится кредитором относительно других стран, если отрицательный - у этой страны возникает внешний долг.

Преобладание чистого экспорта или импорта в долгосрочном периоде в принципе невозможно, так как никто не решится продолжительное время непрерывно торговать в долг. Использование при этом золотых резервов следует рассматривать как бартерный обмен, что равнозначно продаже золота как товара на экспорт.

Превращение национальной валюты в конвертируемую международную возможно для любой богатой страны, свободно торгующей со многими странами мира и не создающей излишних таможенных барьеров, защищающих своих производителей. В этом случае остальные страны в торговле между собой используют валюту богатых стран.

Чистый экспорт возникает в условиях успешной конкуренции данной страны на внешних рынках и, естественно, сопровождается некоторым расширением рынков сбыта благ производственного и личного потребления (иногда за счёт демпинговых цен), что связано с дополнительными чистыми инвестиционными благами.

При отрицательном чистом экспорте (превышении импорта над экспортом), возникшем впервые, на внутренний рынок в данном периоде поступает дополнительный объём потребительских благ, на приобретение которых сфера потребления расходует часть своего дохода. Значит, только оставшаяся часть её дохода будет израсходована на весь объём произведенных за этот период потребительских благ в производственной сфере (и полностью оплаченных сфере потребления). Это приводит к дефляции.

Цель моей работы - анализ состояний современного российского экспорта.

Основными задачами являются:

Определить ключевые понятия экспортной торговли;

Проанализировать текущее состояние экспортной ситуации в стране;

И оценить дальнейшие перспективы развития экспорта.

Экспорт

Основные понятия

Слово «экспорт» происходит от латинского «exporto», что в дословном переводе обозначает «отправлять товары и услуги из порта страны» Энциклопедия «Википедия» [электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспорт. Иными словами под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг, проданных иностранному покупателю или предназначенных на продажи на иностранном рынке. Экспорт является основным элементом торговой сферы: как правило, под словом «экспорт» имеется в виду возмездный вывоз, т.е. продажа с целью получения валюты, расходуемой, в частности на импорт необходимых стране товаров и услуг. Эквивалентным понятием экспорта является импорт.

Основное правило, которое работает в экспорте, говорит о том, что чем «дешевле» рублю относительно других валют, тем выгоднее экспорт и тем невыгоднее импорт. Поэтому задача государства стоит в поддержании оптимального соотношения между ними, ориентируясь на экономическую ситуацию и потребности страны.

В зависимости от вида продукта, предназначенного для реализации на внешнем рынке, существует два вида экспорта: видимый и невидимый. Под «видимым экспортом» понимается вывоз из страны товаров, под «невидимым» - услуг. К «невидимому экспорту» относится заграничные инвестиции, туризм, страхование, консультационная поддержка зарубежных партнеров, патентно-лицензионная и другая деятельность, отличная от товарного экспорта Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Дело, 2003. -- 520 с..

Согласно международной внешней практики, товарный экспорт в свою очередь также подразделяется на несколько видов в зависимости от происхождения и назначения товаров:

Экспорт готовой продукции полностью отвечающей требованиям покупателя;

Экспорт готовой продукции с предпродажной доработкой в стране покупателя;

Вывоз товаров (сырья или полуфабрикатов) для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

Реэкспорт, под которым понимается вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для перепродажи их другим странам. Реэкспорт может осуществляться как в отношении товаров в неизменном виде, так и после их несущественной внешней обработки - очистки, сортировки, переупаковки. Чаще всего предметом реэкспорта является шесть, кожа, каучук, цветные металлы, пищевкусовые продукты и пр;

Временный вывоз за границу с последующим возвратом отечественных товаров на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;

Вывоз иностранных товаров временно ввезенных на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;

Внутрифирменные поставки - вывоз продукции в порядке прямых производственных связей;

Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий В. В. Семенихин: Экспорт и импорт товаров, услуг, интеллектуальной собственности - Эксмо, 2009.-38с..

Экспортные ограничения

Экспорт товаров происходит при участии таможенных властей, причем как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. И несмотря на то, что появлении интернет-магазинов мелкорозничной торговли привело к значительному снижению значимости таможенных барьеров во многих странах в силу низкого уровня индивидуальной стоимости, предлагаемых товаров, даже экспорт этих недорогих товаров подвержен правовым ограничениям, накладываемым страной экспорта.

Под экспортными ограничениями понимается ограничения на вывоз товаров в определенную страну правительством. Н. Н. Шишкоедова.Экспорт и импорт: Бухгалтерский учет, налогообложение, правовой аспект - РОСБУХ, ГроссМедиа, 2011 г. - 169с. Причем ограничение может носить количественный или тотальный запрет.

Такие ограничения могут накладываться в случаях:

Дефицита товаров на внутреннем рынке;

Необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка;

Правительственного бойкота страны;

Необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий.

В России контроль и ввод экспортных ограничений осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), которая, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет реализацию государственной политики в частности в отношении экспорта и выполняется контрольные функции.

В отношении экспорта основными полномочиями этой службой являются:

Проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством РФ и приказами Министерства обороны;

Разработка списка товаров (работ, услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

Организация и проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок в отношении экспортных продуктов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники;

экспорт товарный внешнеторговый

Организация и выдача в соответствии с законодательством государственной аккредитации организациям, создавшим внутрифирменные программы экспортного контроля;

Участие в подготовке предложений о введения ограничений и (или) запрет на экспорт продуктов, исходя из национальных интересов и международных обязательств РФ.