Open
Close

Что понимают под профессиональной адаптацией. Сущность и структура профессиональной адаптации. В чем заключается цель анализа работы

Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда -- профессиональная среда" , есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе "человек--среда" .

C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма .

Адаптация молодого рабочего - процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам предприятия, в ходе которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь предприятия, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности.

Согласно результатам финских исследователей профессиональной адаптации, молодых специалистов можно разделить на четыре группы:

1. Быстрый переход к работе, соответствующей образованию.

2. Трудовая жизнь характеризуется разбросом, т.е. виды работ не соответствуют образованию.

3. В период обучения получено образование в нескольких областях, но трудовая деятельность быстро приходит в соответствие образованию.

4. Получено образование в нескольких областях, трудовая деятельность характеризуется разбросом в выборе работ .

В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, операциональный, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации. Чтобы упорядочить это многообразие, обратимся к работе Б. Г. Ананьева , в которой человек -- субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности. В таком случае профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (первый аспект, психофизиологический), адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации и т. д. (второй аспект, собственно профессиональный) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (третий, социально-психологический аспект).

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность .

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе . Важным аспектом профессиональной адаптации является принятие человеком профессиональной роли. При этом эффективность профессиональной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает свою профессиональную роль, а также свои профессиональные связи и отношения .

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы .

Многие исследователи так же выделяют организационную адаптацию . В процессе организационно-административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе.

Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации .

Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Нельзя не согласиться с теми исследователями (Овдей, 1978; Казначеев, 1980), которые определяют процесс адаптации как непрерывный, но активизирующийся в тех случаях, когда в системе "субъект труда -- профессиональная среда" возникает рассогласование. Причиной дезадаптации могут служить как изменения в субъекте труда, так и повышение требований деятельности к нему. Эти изменения могут быть устойчивыми, определяющими длительную и глубокую перестройку, и тогда их следует отнести к общей профессиональной адаптации, но могут иметь место кратковременные "возмущения", предполагающие ситуативную адаптацию .

Описывая этапы психологической адаптации в организации, группа авторов под руководством А. А. Деркача делает акцент на процессуальном аспекте адаптации . Выделяют пять этапов адаптации.

Подготовительный этап адаптации, состоящий преимущественно в аккумулировании релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности.

Этап стартового психического напряжения связан с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности. Здесь происходит внутренняя мобилизация психических и психофизиологических ресурсов человека, обеспечивающая необходимые предпосылки для функционирования в новых условиях.

Следующим этапом адаптации является этап острых психических реакций входа, на котором адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды. Характерным для данного этапа адаптационного процесса является переживание состояния фрустрации, вызывающее конструктивные или деструктивные реакции.

В случае благоприятного развития адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, характеризующийся своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни.

Завершающая стадия процесса адаптации, получившая название этапа острых психических реакций выхода, состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности.

Практически во всех работах по проблеме адаптации личности в трудовой сфере выдвигаются те или иные критерии, с помощью которых оценивается степень адаптированности личности.

Адаптированность проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала . Ф. Б. Березин формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами); 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

В целом для контроля и оценки профессиональной адаптации используют:

1. Психофизиологические критерии, учитывающие состояние и функциональные резервы человека.

2. Экономические критерии, в том числе показатели выработки и качества труда.

3. Психологические критерии: удовлетворенность выполняемой работой, установление деловых отношений с руководством, вхождение в коллектив, социально-психологическая совместимость, принятие целей, норм и внутреннего распорядка организации.

4. Социальные критерии, в том числе текучесть кадров, производственный травматизм и аварийность, заболеваемость и т.д. .

Достаточно подробно разработаны критерии социально-психологической адаптации: в сфере общественной активности -- участие в общественной работе и удовлетворенность этим участием; в сфере межличностного общения -- социометрический статус и удовлетворенность отношениями с товарищами (Георгиева, 1986), отношение к объединению (большая группа), отношение к коллективу (малая группа), удовлетворенность собой на работе, отношение к руководителю (Исмагилов, 1981), адекватность взаимодействия с другими участниками деятельности (Березин, 1988). Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, уровень тревожности, степень утомляемости, активность поведения (Блажене, 1986; Березин, 1988; Селин, 1990).

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют хорошо изученным и описанным признакам стресса .

Совокупность конкретных значений критериев адаптации классифицируется далее в зависимости от этих значений и их сочетания, т. е. выделяются уровни адаптированности личности.

Вопрос об уровнях решается в различных исследованиях по-разному, авторы предлагают свои классификации, исходя из особенностей используемых критериев адаптации. В. Г. Подмарков выделяет высокий, средний (нормальный) и низкий уровни адаптированности. Г. А. Слесарев предлагает рассматривать четыре уровня производственной адаптированности: дисфункциональный, стереотипный, стереотипно-инициативный, инициативный. Р. А. Кузьмина и А. А. Русалинова - группы полной, неполной и нулевой адаптированности.

    Все это и создает специфику предметных областей, сфер профессиональной адаптации специалиста. Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации специалиста - это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности. Стадия адаптации к профессии наступает после завершения профессионального образования, когда молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности. Основной причиной наступления кризиса на этапе профессиональной адаптации считают несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис, переживание которого выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса:

    КОНСТРУКТИВНЫЙ: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

    ДЕСТРУКТИВНЫЙ: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

    Иерархия ожиданий зависит от индивидуальных особенностей личности, конкретной ситуации. В свою очередь, предприятие ожидает от вновь принятого квалифицированной работы, проявления личных и деловых качеств, соответствующих целям организации; эффективного взаимодействия с коллективом для решения производственных задач; точного исполнения указаний руководства; соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка; принятия ответственности за свои поступки. Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, человек выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, исчисляемый не одним десятком лет и связанный с регулярным исполнением служебных обязанностей.

    Стресс на работе

    Привычным явлением стал стресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и является потенциальным источником стресса. К числу наиболее распространенных стрессовых ситуаций, возникающих на работе, относятся:

  • - неорганизованность или неспособность распределять время;
  • - конфликт с начальниками или коллегами;
  • - недостаточная квалификация специалиста, его профессиональная неподготовленность;
  • - чувство перегруженности работой;
  • - слишком высокая или слишком низкая ответственность;
  • - неспособность укладываться в сроки;
  • - неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе;
  • - неумение применять свои навыки;
  • - скука;
  • - отсутствие поддержки со стороны руководства и др.

Стресс на работе часто возникает как следствие рассогласования ожиданий специалиста и реальной обстановки, когда ожидания чрезмерно завышены или неразумны, когда человек завышает свои возможности. Это приводит к угасанию энтузиазма, разочарованию в работе и даже к опустошенности, профессиональному выгоранию, когда человек совершенно теряет интерес к работе. Опустошение является результатом длительного воздействия стрессовых условий работы. Оно может появиться у каждого, но в большей мере ему подвержены те, кто профессионально постоянно имеет дело с людьми: работники здравоохранения, правоохранительных органов, учителя. Синдром опустошенности чаще возникает у тех, кто выполняет повторяющиеся или монотонные действия, не получая при этом положительной обратной связи, испытывает большую опасность, длительно осуществляет работ)" в условиях сенсорной и интеллектуальной депривации (это характерно для моряков в длительных плаваниях, особенно для подводников, для буровых бригад нефтяников, работающих вахтовым методом, и др.). По мнению специалистов, наиболее подвержены проявлению синдрома опустошенности трудоголики, педанты, эгоисты, идеалисты. Опустошение всегда приводит к резкому снижению энергетики и эмоциональному истощению. Основные признаки и симптомы опустошенности таковы: проявления апатии, безнадежности, беспокойства, враждебности, недомоганий, конфликтных отношений с сотрудниками, обидчивости, пессимизма, равнодушия, скуки, раздражительности, разочарований, ощущений беспомощности, ненужности и других негативных психических состояний, актуализация проблем сексуальности, семейного, супружеского характера. Одним из сильных стрессоров является неумение специалиста правильно распределить время. В таком случае человек утрачивает возможность сделать то, что необходимо, получить удовольствие от того, чем хотел бы заняться. Не успевая разрешить весь круг желаемых и необходимых проблем, человек постоянно испытывает состояние психического напряжения, которое мешает ему нормально осуществлять свою жизнедеятельность.

Стрессовые состояния специалиста

Одно из наиболее часто встречающихся стрессовых состояний - психическая напряженность. Истоки этого состояния самые разные. На работе наиболее типичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность, являются: дефицит времени, гиперответственность, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика либо, наоборот, монотония трудовой деятельности, низкий уровень социальной защищенности работника, нехватка средств и ресурсов для успешной деятельности, высокая интенсивность труда и др. Напряженность - это состояние повышенного функционирования психики и организма человека в тех или иных обстоятельствах. По мнению психологов, изучавших влияние напряженности психики на качество профессиональной деятельности специалистов, напряженность по-разному сказывается на простых и сложных действиях. Мобилизация возможностей человека всегда сопряжена с определенным внутренним, в том числе и психическим, напряжением. Оно усиливается при переживании человеком ответственности за выполнение задач, воздействии определенных условий, в том или ином нежелательном поведении окружающих, напряжении воли, ума и физических сил. Различные степени внутреннего напряжения по-разному отражаются на действиях человека и его поведении. До тех пор пока внутреннее напряжение специалиста не переросло по интенсивности некоторый предел, границу, оно позитивно влияет на работоспособность. Он собран, внутренне мобилизован и все делает быстро, четко, безошибочно. Его мысль работает ясно, реакции мгновенны. Но когда предел перейден, возникает перенапряжение, в результате которого качество действий человека ухудшается. Причем чем больше перенапряжение, тем существеннее его ошибки в действиях. Ухудшение действий специалиста находится в зависимости от нарастания перенапряжения. Вначале в результате перенапряжения в деятельности возникают неточности, затруднения в протекании умственных процессов. Человек становится невнимательным, что-то забывает, порой трудно соображает, скорость мышления падает. По мере дальнейшего усиления перенапряжения возникают осечки, сбои даже в хорошо, казалось бы, отработанных действиях - в сложных, а потом и в простых умениях и навыках: схватился не за ту рукоятку или переключил ее не в ту сторону. Перенапряжение приводит к запредельному напряжению, невыносимому вообще для психики человека и его мозга. Если до этого напряжение сказывалось только на профессиональных действиях, то теперь оно приводит к нравственным и волевым нарушениям, а затем и к полному срыву поведения - истерическим реакциям, оцепенению, полному безразличию. Различные компоненты духовных сил человека неодинаково устойчивы к предельным нагрузкам. Наиболее устойчиво поведение человека. Опыт и научные наблюдения свидетельствуют и о разной устойчивости навыков и умений: более сложные, с преобладанием умственного компонента, сильнее поддаются влиянию внутреннего напряжения, чем простые, двигательные. Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и постепенно. Следует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого человека индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возникает запредельное напряжение, у другого - нормальное. Существует понятие так называемого травматического стресса, острой формы стрессовой реакции человека, при которой происходит перегрузка психологических и физиологических адаптационных возможностей человека, разрушающих (либо снижающих) возможности его психологических и физиологических защит, что вызывает тревогу, напряженность, нежелательный интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный дискомфорт. Травматический стресс - это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. Это, по своей сути, нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. При травматическом стрессе возможны проявления повторяющихся интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то, напоминающем травматическое событие. Так, например, если человек когда-то тонул, его охватывает панический ужас, когда он попадает в реку с неспокойным течением или в штормовое, неспокойное море. У этих людей нередко появляется чувство укороченного будущего, когда они попадают в обстоятельства, напоминающие давно прошедшее психотравмирующее событие. При травматическом стрессе у человека нарастает тревожность, появляются ночные кошмары, порой он с трудом засыпает. Вообще, бессонница часто вызывается высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, ощущением сильной психической, душевной и физической боли. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь даже при незначительных психических неблагополучиях. К числу других проявлений травматического стресса относятся вспышки гнева, повышенная раздражительность, нарушения памяти и концентрации внимания, настороженность, преувеличенное реагирование порой на самые обычные обстоятельства. Истоки травматического стресса разнообразны. Особую роль в этом играет чувство вины - одно из самых непродуктивных и разрушительных переживаний человека. Человек с таким чувством как бы застревает в прошлом, он стремится наказать себя за содеянное, искупить вину и потому деструктивно, разрушающе действует на себя под влиянием болезненного чувства личной ответственности за прошлые события, обстоятельства. Травматический стресс обусловлен многими обстоятельствами, среди которых выделяются нереализуемая потребность в справедливости, осознание смерти, конца жизни, переживание горя, особенно сильного, патологического характера, под влиянием неожиданных утрат близких людей, социальных потрясений, актуализация у подавляющей массы населения невозможности в полной мере реализовать потребности в защищенности и др. Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает привычка к нему, мы научились жить со стрессом. Различают три группы признаков стрессовых состояний человека: физическую, эмоциональную (психологическую) и поведенческую. Основные физические признаки стресса: бессонница, боли (головы, в груди, животе, спине, шее), головокружения, мышечные боли, обострение аллергических реакций, повышение потливости, подверженность травмам, расстройства желудка, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, сонливость, слабость, хроническая усталость, повышенная утомляемость, сексуальные расстройства и др. Психологические признаки стресса: беспокойства, повышенная возбудимость, гнев, депрессия, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, агрессивность, ночные кошмары, озабоченность, отдаленность от людей, раздражительность, плохое настроение, состояние прострации, ощущение беспомощности, страха, психическая напряженность, тревожность и др. Поведенческие признаки стресса: импульсивность поведения, кусание ногтей, потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу, скрежетание зубами, злоупотребление алкоголем, усиленное курение, хронические опоздания, частые откладывания дел, нервный смех, чрезмерное употребление лекарств, ненормативная лексика и др. Все названные симптомы выступают признаками нередко скрытого стресса. Специалисту важно видеть стрессовые состояния у сотрудников и диагностировать такие состояния у себя. В целом такие состояния могут быть как позитивными, конструктивного характера, так и негативными, деструктивного плана. К числу позитивных психических состояний специалиста в стрессовых обстоятельствах могут быть отнесены: психологическая готовность его к деятельности, уверенность в своих силах, оптимизм, чувство ответственности, мобилизованность, собранность, решимость действовать, смелость, целеустремленность и др. К негативным психическим состояниям относятся: страх, психическая напряженность, неуверенность, апатия, безразличие, деморализация, усталость, сомнения, агрессивность, подозрительность, пессимизм, сомнения, фрустрационные и другие дезадаптационные состояния человека. Вполне очевидно, что успешность профессиональной деятельности и вхождения в коллектив, самоутверждение в нем специалиста во многом зависят от всех этих состояний. И потому знание их специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализации, недопущения одних и актуализации других важно для специалиста любого профиля, особенно в экстремальных условиях его жизни и деятельности. При этом важно знать, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний людей (как индивидов, так и социальных групп) зависят не только от объективных условий их жизни и деятельности, но и от субъективного восприятия, понимания и отношения людей, их физических и психических особенностей и состояний. Особую роль в этом играют степень значимости для личности происходящих событий, характер и уровень ее самооценки, притязаний, волевая подготовленность и способность к регуляции своих психических состояний. Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно -рационалисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влияние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, которым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокойной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, полной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке. В целом же считается общепризнанным, что сопротивляемость, неподверженность человека стрессу часто бывает обманчивой. Особенно это касается опасных и повышенно-стрессовых профессий. Специалисты, которые считают, что они устойчивы к стрессу, со временем обнаруживают у себя различные стрессогенные заболевания (сердечнососудистого, неврологического, кишечно-желудочного, психического и другого характера). Однако снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессовых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психическую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека.

Психология успешной деятельности специалиста

В современной психологии есть немало разработок, посвященных проблеме успеха. Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности. Успех связан и с удачей, как благожелательным стечением обстоятельств, индивидуальных возможностей и интересов человека. Наряду с этим (и это является главным), удачное достижение цели предполагает учет и оценку энергетических затрат специалиста, временных параметров и физиологических последствий достижения цели, материально-финансовых затрат, а также того, как решение задачи отразилось на взаимоотношениях с людьми (сотрудниками, друзьями, родственниками). Формула успеха может быть представлена следующим образом: Успех= Результат/(Уровень притязаний)+Удача

Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И, наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности. В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для достижения жизненного успеха, В. Крофорд, опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге "Беседы и суждения", выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определения того, чего человеку не хватает для достижения успеха в делах. Очевидно, что для достижения успеха современному специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необходим также соответствующий уровень и профессионального мастерства. В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические предпосылки достижения успеха:

  • - нужно мыслить категориями успеха;
  • - приобрести уверенность в себе;
  • - активизировать сильную мотивацию достижения;
  • - твердо знать то, чего хотите добиться;
  • - иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело, уверенность в успехе;
  • - важно каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели;
  • - необходимо видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом ощущения радости и счастья.

Особую роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстерналами). Любая деятельность имеет стрессовый, а некоторые (воинская, пожарно-спасательная, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летательных аппаратов и др.) - особо стрессовый характер. При подготовке современного специалиста крайне необходимо формировать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствующие психологические защиты. Практика показывает, что специалист может и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать в затрудненных условиях, при воздействии на него стрессовых, экстремальных обстоятельств профессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности и успешности деятельности специалиста является психологическая готовность, которая характеризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специалиста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уровнем надежности его психики. Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от достаточного уровня развития у него профессионального мышления, его способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач. Высокий профессионализм современного специалиста предполагает наличие творческого начала в его труде, смелости в поиске новых путей, средств, способов решения профессиональных задач, как традиционного характера, так и выдвигаемых жизнью. Такой специалист становится конкурентоспособным в современных условиях, обладает необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда. Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной готовности специалиста являются его профессиональная и общая эрудиция, профессиональное мировоззрение, необходимый уровень социального развития и социальной зрелости личности специалиста, позволяющий ему правильно ориентироваться в социальной обстановке (политической, правовой, экономической, религиозной, нравственной). Наряду с этим одним из направлений работы по повышению жизнестойкости современного специалиста являются его валеологическая подготовленность, его готовность и способность проявлять квалифицированную заботу о своем физическом и психическом здоровье. Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья. Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют:

  • - коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психику и организм человека;
  • - повышение стрессоустойчивости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на его организм и психику;
  • - обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.

Интересный подход к решению этой проблемы предлагает В.М. Шепель. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет такие:

  • а) самоорганизация труда, личная организованность, рациональное распределение рабочего времени, правильное оборудование рабочего места;
  • б) правильная организация личной жизни. Очень важно, чтобы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соответствовала требованиям поддержания и сохранения психического и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вредных привычек, и прежде всего от алкоголя и курения, осуществляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает себе благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отношений, удовлетворения сексуальными отношениями.

Адаптацию в широком смысле трактуют как процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями личности или к преобладанию зависимости личности от среды.
Профессиональная адаптация - процесс становления равновесия в системе «человек - профессиональная среда», которое проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе.
При рассмотрении этапов включения специалиста в производство выделяется адаптация первичная и вторичная.
Первичная адаптация осуществляется в период первоначального включения молодых сотрудников (не имеющих опыта профессиональной деятельности) в деятельность профессиональной группы.
Вторичная адаптация - процесс приспособления специалиста к изменениям профессиональной деятельности, вызванным его переходом на новое место работы, в другой коллектив, техническими, технологическими и организационными нововведениями. Выделяются следующие основные характеристики вторичной адаптации:
. освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего профессионального опыта;
. в процессе продвижения специалиста по служебной лестнице социально-психологическая и организационная адаптация осуществляются значительно легче, так как он уже обладает навыками и умениями общения в производственном коллективе, у него частично сохраняется структура общественных и административных контактов;
. основным объектом вторичной адаптации является профессиональная сфера.
К основным стадиям профессиональной адаптации относятся:
1. Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
2. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.
3. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.
Направления профессиональной адаптации:
1. Психофизиологическая адаптация. Адаптация специалиста к физическим условиям профессиональной среды. В качестве критериев психофизиологической адаптации выступают состояние здоровья, уровень тревожности, динамика работоспособности и утомления, активность поведения. Для оценки адаптации на данном уровне используются показатели энергозатрат, состояния дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т. п.
2. Функциональная адаптация. Характеризуется приспособлением личности к требованиям профессиональной деятельности, овладением способами ее осуществления, выработкой оптимального режима выполнения профессиональных функций. Наблюдается перестройка психических процессов и свойств в соответствии с условиями и требованиями деятельности. Происходит профессионализация восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, формируются профессионально важные качества.
3. Социально-психологическая адаптация. Адаптация специалиста к социальным компонентам профессиональной среды. Предполагает вхождение молодого специалиста в профессиональную систему межличностных отношений, принятие новой социальной роли, норм поведения, традиций, культуры.
Результатом процесса адаптации является состояние адаптированно- сти специалиста. Адаптированность - динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляющееся в успешности деятельности (рис. 5).
Полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется специалисту после окончания учебного заведения для того, чтобы достичь нормативного уровня выполнения профессиональной деятельности. Оптимальный срок профессиональной адаптации для большинства молодых специалистов составляет около полугода. Адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается раньше профессиональной (1-3 месяца).

На успешность профессиональной адаптации влияют следующие факторы:
I. Субъективные характеристики специалиста:
1. Социально-демографические:
. Возраст. Отмечается двусторонее влияние возраста на успешность адаптации. С одной стороны, адаптационные возможности молодого специалиста выше, в пожилом возрасте они значительно снижаются; с другой - с возрастом накапливается опыт уравновешивания с профессиональной средой.
. Пол. По некоторым данным, в профессиональной адаптации женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, в то время как мужчины адаптируются прежде всего к деятельности.
. Семейное положение. Наличие собственной семьи делает специалиста представителем малой социально-психологической группы со своими интересами, нормами. В дальнейшем он вынужден корректировать свое профессиональное поведение в соответствии с принадлежностью к данной группе. Отсутствие семьи, с одной стороны, позволяет специалисту больше времени уделять работе, с другой - снижает его удовлетворенность жизнедеятельностью, поскольку он лишен необходимых компонентов жизненного равновесия.
2. Физиологические особенности.
3. Эмоциональная стабильность.
4. Адекватная самооценка. Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе деятельности зону постоянных неудач, сниженную мотивацию. Заниженная самооценка способствует развитию пассивности, боязни ответственности, снижению субъективной вероятности успеха. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях - отказ от нее.
5. Активность личности. Под активной адаптацией понимается стремление молодого специалиста воздействовать на профессиональную среду с целью ее изменения. Низкий уровень личностной активности характеризует пассивную адаптацию к среде. Наиболее эффективной является адаптация как процесс активного приспособления сотрудника к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
6. Предадаптивный уровень знаний, умений, навыков.
7. Социальная и профессиональная готовность к деятельности:
. установка на преодоление трудностей;
. настроенность на профессиональную деятельность;
. ожидание успеха.
8. Соответствие реальной и требуемой компетентности молодого специалиста. Преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Преобладание требуемой компетентности над реальной приводит к полной или частичной профессиональной непригодности специалиста к данному рабочему месту. Возможны ситуации, когда молодой специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность, сделав поспешные выводы по результатам случайных наблюдений (недооценка) либо не оценив основательно содержание деятельности, которой ему придется заниматься (переоценка).
II. Объективные факторы:
1. Условия труда. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
2. Организация технологического процесса. Содержание производственных заданий, особенности нормирования и оплаты труда, стимулирование успешного выполнения производственных заданий, систематический анализ допущенных адаптантом ошибок, обучение посредством примера, задание темпа включения специалиста в технологический процесс и т. д.
3. Режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха - чередование периодов работы и перерывов, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников. Типичная внутрисменная кривая работоспособности представлена на рис. 6.

Критерии оценки успешности профессиональной адаптации:
1. Объективные:
. быстрота приобретения и повышение квалификационного разряда;
. степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;
. стабильность количественных показателей труда:
- систематическое выполнение норм;
- продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах);
- отсутствие нарушений.
2. Субъективные:
. удовлетворенность работой в целом и специальностью;
. адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;
. стремление к совершенствованию, повышению квалификации.
Об уровне адаптированности молодого специалиста можно судить
по степени проявления объективных и субъективных критериев, рассматривая их в единстве. Адаптированность молодого специалиста как результат процесса адаптации проявляется значительно позднее (через несколько лет) и в первые годы работы, как правило, не сказывается на результатах профессиональной деятельности.
На адаптационный период приходится самый высокий процент текучести кадров. Практика показывает, что нередко те задачи, которые привычно решаются давно работающими сотрудниками, оказываются не под силу молодым специалистам, плохо сориентированным в сложившейся организационной ситуации. Причинами затруднений в данном случае, как правило, выступают:
1. Недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей определиться в новой ситуации и найти правильное решение.
2. Избыток информации, который, с одной стороны, требует предельного внимания и запоминания, а с другой - мешает выбрать необходимую информацию для эффективного воздействия на новую ситуацию.
3. Необходимость решать одновременно несколько равнозначных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы профессиональной деятельности, особенно тщательно строить свое поведение.
4. Необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания. Иногда возникает необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе, появившееся вследствие определенных социальных установок и стереотипов, характерных для данного предприятия, и т. д.
Управление профессиональной адаптацией - это активное воздействие на факторы, оказывающие влияние на ее успешность и сроки.
Необходимость управления адаптацией обусловлена вероятностью ущерба как для работников (травмы), так и для организации в целом (поломка оборудования). На крупных предприятиях, как правило, имеются специализированные службы адаптации кадров. Они могут выступать как самостоятельные структурные подразделения или входить в состав других функциональных подразделений (отдел кадров, отдел труда и заработной платы и т. п.). Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур.
Основные задачи службы адаптации:
1. Разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий:
. по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника;
. стабилизации трудового коллектива;
. стимулированию трудовой отдачи работников;
. повышению удовлетворенности трудом.
2. Координация деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к профессиональной адаптации специалистов (администрации, функциональных служб предприятия, линейных руководителей).
Результатами деятельности службы адаптации выступают снижение уровня брака, текучести кадров, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, нарушений трудовой дисциплины.
Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:
. Ознакомление с предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д.
. Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом.
. Беседа с руководителем.
. Ознакомление с социальными льготами и стимулами.
. Инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности.
. Обучение по специальной программе.
. Работа на своем рабочем месте.
Особое внимание к молодым специалистам необходимо проявлять в первые три месяца работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения новой профессиональной деятельности.
Программа по оптимизации адаптационных процессов сотрудников может включать:
1. Вручение молодому специалисту информационного издания, где содержатся основные сведения о предприятии и выпускаемой продукции.
2. Просмотр фото- и видеоматериалов об истории создания и развития предприятия, его сегодняшнем состоянии.
3. Встречу молодых специалистов с одним из ведущих руководителей предприятия.
4. Многообразные способы предоставления молодому специалисту возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы и пр.
В заключение необходимо отметить, что программа поддержки молодых специалистов в период адаптации может рассматриваться в качестве успешно завершенной, когда сотрудник войдет в привычный для себя рабочий ритм и без утомительных усилий будет справляться с профессиональными функциями.

Вопросы для самопроверки

1. Какие компоненты в структуре профессиональной пригодности выделены Е.А. Климовым?
2. В чем состоит динамический характер профессиональной пригодности?
3. Какие можно выделить группы работников по профессиональной пригодности?
4. Установите различие между понятиями «качество» и «свойство».
5. Какие свойства субъекта могут быть отнесены к профессионально важным?
6. В чем состоит отличие базовых профессионально важных качеств от ведущих?
7. Какие профессиональные (специальные) способности Вам известны?
8. Тождественны ли понятия «профессионально важные качества» и «профессиональные способности»?
9. Соотнесите понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональный отбор».
10. Какие принципы лежат в основе организации процесса отбора?
11. Какие особенности Вы будете учитывать при определении количественной потребности организации в персонале?
12. С какой целью осуществляется изучение и анализ заявительных документов кандидата?
13. Какие задачи позволяет решить проведение отборочного интервью?
14. В чем состоит отличие первичной адаптации от вторичной?
15. Какие выделяются направления профессиональной адаптации?
16. По каким показателям можно судить об успешности социальнопсихологической адаптации?
17. Какие субъективные характеристики специалиста оказывают влияние на его адаптацию к профессиональной деятельности?
18. Определите значение адаптационных программ для молодых специалистов на производстве.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. М., 1988.
Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора [Текст] / В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин // Психол. журн. 2003. № 1.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. М., 2001.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. М., 1993.
Гуревич К.М. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность [Текст] / К.М. Гуревич. М., 1970.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб., 2000.
Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности [Текст] / И.А. Жданов. М., 1991.
Ильин Е.П. Способности и склонности [Текст]: основы дифференциальной психологии / Е.П. Ильин. СПб., 2000.
Капустина А.Н. К вопросу о социально-психологической диагностике профессионально важных качеств личности [Текст] / А.Н. Капустина, В.А. Чикер // Вестн. С.- Петерб. ун-та. Сер. 6. 1994. № 1.
Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. М., 1996.
Клищевская М.В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] / М.В. Клищевская, Г.Н. Солнцева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 4.
Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности [Текст] / Г. Матулене // Психол. журн. 2002. № 5.
Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров [Текст] / Г.С. Никифоров // Вестн. С.- Петерб. ун-та. Сер. 6. 1993. № 13.
Проблемы формирования профпригодности специалистов [Текст] / под ред. Ю.М. Забродина. М., 1985.
Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов [Текст]. М., 1988.
Родина О.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов [Текст] / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2001. № 3.
Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А.Т. Ростунов. М., 1984.
Семенова Ю.Г. Адаптация персонала на предприятии [Текст] / Ю.Г. Семенова, А.Э. Рякова // Кадры. 1996. № 11.
Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе [Текст] / Л.Н. Собчик. СПб., 2002.
Чарухилова С.М. Психологический подход к профессиональному отбору [Текст] / С.М. Чарухилова, К.Б. Булаева, В.А. Вавилов // Психол. журн. 1995. № 5.
Шадриков В.Д. Способности и деятельность [Текст] / В.Д. Шадри- ков. М., 1997.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. М., 2002.
Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача [Текст] / Б.А. Ясько // Психол. журн. 2004. № 3.

тановление личности специалиста имеет два аспекта:

1. профессионально-ролевую социализацию личности;

2. профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.

Становление личности профессионала осуществляется через его:

1. профессиональную социализацию,

2. профессионализацию.

Одним из механизмов такого становления личности является её профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Подготовку специалиста к деятельности сложного, экстремального и неординарного характера важно осуществлять особым образом. Успешное вхождение его в профессиональную деятельность должно сопровождаться адаптационными процессами. Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:

1. взаимодействие личности со средой ("Л-С"):

  • социальное взаимодействие (с отдельными людьми и с социальными группами),
  • социально-психологическое взаимодействие,
  • взаимодействие с материально-технической средой, с искусственной средой своего обитания,
  • взаимодействие с экологической, природной средой;

2. возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой;

3. возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации;

4. появление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций (ЗР) у человека;

5. осуществление защитного адаптационного поведения (АИ) по снижению или снятию дезадаптационного состояния;

6. снижение или снятие противоречия между личностью и средой, транение КС (рисунок 6.5.).

Рисунок 6.5. Последовательные составляющие процесса профессиональной адаптации.

Эти элементы процесса профессиональной адаптации могут быть представлены последовательно в следующем виде:

Взаимодействие "Л-С"- КС-ПС - ЗР - АП-Разрешение КС.

Адаптационный процесс может принять иной ход и оказаться неуспешным. В таком случае противоречие во взаимодействии "Л-С", КС сохраняется или нарастает. В результате этого происходит "запуск" нового адаптационного процесса с определёнными коррективами.

Профессиональная адаптация специалиста обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Внешние обстоятельства и факторы , влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:

  • особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности;
  • своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.

Внутренние обстоятельства и факторы профессиональной адаптации специалиста - это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости и адаптивности как качеств личности и организма, адекватность мотивации профессиональной адаптации её требованиям.


В профессиональной адаптации специалиста базовую, определяющую роль играют внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, в которое попадает специалист.

Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:

1. в профессионально-деятельностной области - адаптация к профессиональной деятельности (к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности);

2. в организационно-нормативной области - адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;

3. в социально-профессиональной области - адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу (врач, педагог, юрист, инженер и др.);

4. в социально-психологической области - адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;

5. в социальной области в широком смысле - адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде (рисунок 6.6.).

Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.

Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Однако эти процессы взаимосвязаны особенно в профессионально-деятельностной и социально-психологической и других сферах. Социально-психологическая адаптация специалиста существенно влияет на успешность профессионально-деятельностной адаптации и в целом профессиональной адаптации специалиста.

Рисунок 6.6. Виды профессиональной адаптации в зависимости от областей деятельности специалиста.

В профессиональной адаптации молодых специалистов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. Поэтому трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации.

Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном (в широком смысле) не уменьшается (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентно идущий процесс и имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности .

Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:

1. наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок:

  • соответствующей подготовленности,
  • достаточного уровня адаптивности,
  • мотивации профессиональной деятельности,
  • чётких представлений о содержании и условиях этой деятельности.

2. особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;

3. осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;

4. специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.

Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста:

  • в организационно-нормативной сфере,
  • в профессионально-деятельностной сфере,
  • в сферах социальных и психологических ролевых отношений.

Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста

в первую очередь зависит от его личностных и других психологических особенностей. Одной из особенностей выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуществлении профессиональной деятельности.

Адекватность образа будущей профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса психологической адаптации. Однако полной адекватности ожиданий и реальности сформировать у специалиста обычно не удаётся. У подавляющего большинства молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встречались в реальной жизни после окончания ССУЗа. В связи с этим в своей профессиональной адаптации они сталкиваются с большими препятствиями. Поэтому одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у студентов правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности ожиданий. Создание адекватного образа - это задача сузовской подготовки. Однако соединение представления с реальностью даже в идеальном случае носит кризисный характер.

Как бы человек не готовился к будущей профессии, до определённого момента он ещё студент, а в следующий момент он уже специалист (врач, педагог, инженер и др.). У него меняется всё: и способы бытия, и приёмы деятельности, и характер общения. Неполное соответствие образа будущей деятельности действительности приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Необходимо не только сформировать у студентов адекватный образ специальности и профессиональной деятельности, но и подготовить их в соответствии с этим образом (привить вкус и любовь к своей профессии, развить стремление совершенствоваться в специальности, наращивать свой профессионализм и др.).

Уровень и характер самооценки как сложного системного психического образования личности выступают важным индивидуально-личностным параметром, который оказывает влияние на процесс адаптации. Самооценка личности по уровню развития может быть высокой, средней и низкой, что характеризует уровень развития личности. По характеру самооценка может оказаться завышенной. Это зависит от способности личности к рефлексии. Уровень самооценки личности влияет преимущественно на направленность её активности, а характер самооценки - на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль её взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенности личности в себе.

Саморегуляция личности играет исключительно большую роль в успешности профессиональной адаптации . Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей и препятствий. Это создаёт стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует специальной подготовленности. Успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста. Это предполагает наличие у него навыков саморегулирования и волевой подготовленности. П.А. Просецкий считал, что одной из трудностей адаптации личности является «несформированность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, неумением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведением, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг».

Индивидуально-психологические и психотипические особенности молодых специалистов оказывают влияние на успешность профессиональной адаптации. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, которая определяет его ориентации и отношения к самому себе, сотрудникам и руководителям, избранной профессии, своим служебным обязанностям. Очевидно, что эти отношения могут быть или позитивными, или негативными (В.А.Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

В этом отношении определённый интерес представляет типология социогенов личности, разработанная М.Е.Литваком. Он выделяет 4 сферы отношений, ориентации личности:

1. «Я» - отношение к себе, которое может быть как положительным, так и отрицательным (+, -).

2. «Вы» - отношение к непосредственному социальному окружению: другим членам своего коллектива, своим руководителям, друзьям, родственникам (+, -).

3. «Они» - отношение к людям вообще, к новым контактам, связям, взаимоотношениям с новыми людьми (+, -).

4. «Труд» - отношение к предметной профессиональной деятельности, к овладению специальностью и совершенствованию в ней (+, -).

Совокупность и своеобразие этих отношений составляют социоген личности, её базовую психологическую мозаику или психологический тип, определяющий поведение и деятельность молодого специалиста (М.Е. Литвак). Основные личностные особенности специалистов, особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности в зависимости от типов отношений представлены в таблице 6.2.

Таблица 6.2.

Основные особенности личности специалистов

и их психологической адаптации к профессиональной деятельности

Типы отношений Особенности личности специалиста Особенности психологической адаптации
Отношение «Я + » Восприятие себя как благополучной личности, уверенность в себе, ощущение своей значимости Поддержание психического здоровья, уверенности в себе, стабильности поведения и деятельности.
Отношение «Я - » Проявляется неуверенность, робость, нестабильность в межличностных отношениях. Стремление к бесконфликтности в общении за счет уступок своих интересов. Конформность с недостаточно выраженным чувством собственного достоинства и со слабой ориентацией к конкуренции. Проявление пессимизма и подавленности. Трудолюбие и повышенная ориентация на социальные нормы. Достаточно успешное течение психологической адаптации при сохранении состояния неудовлетворенности собой.
Отношение «Вы + » Ориентирование на положительные качества окружающих (хорошие, достойные). Дружелюбие, доброжелательность, стремление установить и поддержать связи с другими. Позиция специалиста способствует его психологической адаптации.
Отношение «Вы - » Критическое настроение к своим близким, сотрудникам, имеющим недостатки в своем развитии. В отношениях с коллегами проявление иронии, сарказма, высокомерия, завышенной самооценки, готовности к конкуренции и разрыву эмоциональных связей даже по незначительному поводу. Возникновение больших трудностей в психологической адаптации, в социально-психологической сфере их жизнедеятельности.
Отношение «Они + » Экстравертированная установка, расположенность к новым связям и деловым отношениям, дружелюбие и позитивная настроенность на тех, с кем вступает в контакт. Более успешное осуществление психологической адаптации в деловых и служебных связях и отношениях, в т.ч. и в учебно-познавательной деятельности.
Отношение «Труд +» Позитивное ориентирование на профессиональную деятельность, проявление к ней интереса и творческого подхода, стремление к самосовершенствованию в деятельности. Благоприятное течение психологической адаптации.
Отношение «Труд - » Нежелание успешно овладевать своей специальностью. Ориентирование преимущественно на конкретные результаты труда, внешние его показатели, статусовые параметры. Личность складывается медленно. Перестройка базовых личностных структур, образований происходит с большим трудом и часто не в полном соответствии с потребностями профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация осуществляется внешне, инструментально, а внутренняя перестройка психики происходит с большими трудностями, частично, поверхностно.

Сочетание в социогене личности рассмотренных выше особенностей создаёт её своеобразие. Оно определяет индивидуальный стиль отношений и обусловливает поведение индивида, а также оказывает влияние на успешность адаптивного процесса, что представлено в схеме и таблице 6.3.

Большие затруднения в профессиональной адаптации испытывают акцентуированные личности и специалисты с другими дезадаптивными комплексами.

Следовательно, профессиональная адаптация специалиста - это перманентно идущий процесс, и поэтому необходимо его специальное психологическое обеспечение.

Таблица 6.3.

Типы социогена личности специалиста и их характеристика

Тип социогена Признаки социогена
Социоген: « Я + », «Вы + », «Они + », «Труд + » Наиболее адаптивная и устойчивая психически личность.
Социоген: «Я +» «Вы - » «Они + », «Труд + » «Высокомерные творцы» успешно адаптируются к профессии, овладевают ею и совершенствуются в ней. Это способные и талантливые специалисты. Они успешно овладевают профессиональными обязанностями, проявляют активность, инициативу, творчество в различных сферах жизни и деятельности. Основной недостаток - их поведение, часто ведёт к неуживаемости с сотрудниками и к «возмущениям» в ближайшей социальной среде.
Социоген: «Я + », «Вы + » «Они + », «Труд - » Специалисты испытывают особые трудности в профессиональной адаптации. Они способны успешно овладевать профессией и адаптироваться к ней, но у них слабо выражена мотивация к деятельности, им требуются большие волевые усилия для успешного решения профессиональных задач у одной категории - разочарование в профессии, в выбранной специальности, а у другой - слабая трудовая подготовка до поступления в образовательное учреждение, негативное отношение к трудовой деятельности вообще, выраженное стремление к праздности.
Социоген «Я + », «Вы - » «Они + », «Труд - » «Высокомерные бездельники» создают много проблем, у них наибольшие трудности в профессиональной адаптации, в становлении личности специалиста.
Социоген: «Я - », «Вы + » «Они + », «Труд + » Это молодые специалисты, старательные и успешно выполняющие свои профессиональные обязанности, имеющие высокие результаты в труде. Их психологическая адаптация к профессии проходит успешно, но их заниженная самооценка создаёт внутриличностные проблемы, ведёт к дестабилизации личности и неуверенности в себе.

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Особенности профессиональной адаптации. Адаптивность. Дезадаптивность. Типы адаптации.

В 1968 году Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, Георгий Тимофеевич Береговой полетел в космос на корабле «Союз-3». В сообщении ТАСС сообщалось, что основной целью было сближение на орбите с беспилотным кораблем «Союз-2». На первом космическом витке после запуска ему предстояло это самое «сближение». Недаром в своей книге «Угол атаки» он рассуждает о таком психологическом явлении как «адаптация».

В.А. Шаталов: «Физическое ощущение такое, будто бы кровь все время приливает к голове, как будто ты все время куда-то всплываешь. И кажется, что тебе надо все время за что-то держаться, чтобы не всплыть».

Г.Т. Добровольский: «...голову как бы кто-то хочет вытянуть из шеи. Чувствуется напряжение мышц подбородка, утяжеление головы в верхней части, кажется, что за головой тянутся и внутренности. Живот как бы подсасывает вверх».

А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов были в космосе 18 суток. Они почувствовали притупление вкуса и обоняния. Размер и объем сердца у них обоих уменьшился на 10%, а потеря веса составила 3 кг (в основном за счет мышц). После возвращения они не могли ходить и сидеть. И первые дни на земле они провели в ванной с водой. Обратная адаптация длилась почти год!

Термин «адаптация» первоначально был предложен биологами. Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Так, например, в условиях холодного севера у животных усиливается рост шерсти.

Адаптация имеет большое значение для многих наук (в том числе физиологии, психофизиологии, психологии труда, социологии и т.д.), так как ее регуляторный механизм повышает устойчивость организма к перепадам температуры, давления, недостатку кислорода, освещенности и т.п.

Адаптация понимается как процесс приспособления и, как его результат, состояние адаптированности человека к новым факторам среды.

Адаптивность - это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности. Индивид может находиться либо в состоянии адаптированности, либо - дезадаптированности.

Дезадаптация тесно связана с соматикой (связь души и тела) и протекает в следующих формах:

Невротической (неврозы);

Агрессивно-протестной (или ее противоположности - капитулятивно-депрессивной).

В природе адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными и врожденными особенностями его натуры (Першина О.Г.).



Инстинкты: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы, сохранения достоинства. Один из них всегда преобладает, что проявляется в семи первичных профилях личности (в семи врожденных ориентациях).

Эти инстинкты (кроме альтруистического) группируются в диады:

1) диада самосохранение + продолжение рода является базовой и обеспечивает выживание особи и вида (рода);

2) диада исследования + свобода обеспечивает первичную специализацию;

3) диада доминирование + сохранение достоинства обеспечивает самоутверждение, самосохранение особи в психосоциальном аспекте.

Все вместе эти 3 диады обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни.

Альтруистический инстинкт социализирует эгоцентрическую сущность инстинктов всех трех диад.

Темперамент (точнее, тип ВНД) - наиболее общие, врожденные стили приспособления, неразрывно связанные с инстинктами человека. Доминирующий инстинкт порождает доминирующую фундаментальную установку. Она, наряду с установками, вытекающими из темперамента, определяет изначальную, врожденную направленность человека, его индивидуальность, равно как и стиль адаптации.

Так, холерики, с их инстинктами доминирования, исследования и сохранения достоинства склонны быть воинами, первопроходцами, лидерами.

Сангвиники ориентированы на риск, быстрый результат, свободу действий и склонны проявлять себя в сфере бизнеса и сфере обслуживания.

Флегматики - как труженики жизни (по Павлову), - «пахари», склонны реализовать себя в строительстве, созидании нового.

Меланхолики с их повышенной чувствительностью могут стать дегустаторами, контролерами в лабораториях.

Есть крылатая фраза: «Сангвиники ввязываются в войны, холерики воюют, а флегматики восстанавливают разрушенное».

Конституция (тип телосложения) выделяет астеников, гиперстеников и нормостеников.

Астеники узкоплечи, узкогруды, высокого или среднего роста.

Гиперстеники - широкоплечи, широкогруды, малого или среднего роста.

Нормостеники занимают среднее положение. Отмечается тесная связь между конституцией и психологией личности.

Индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования. Известны 10 основных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх, вина (раскаяние).

Большое влияние на характер и скорость адаптации имеют интеллект, нравственно-ориентационные качества, уровень развития психических познавательных процессов и т.д.

Известны четыре возможных типа адаптации.

1.Внешне-внешняя: индивид или система реагирует на внешнее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, находящийся в жаркой (внешней для него) комнате включает расположенный вне его кондиционер.

2. Внешне-внутренняя: индивид или система реагируют на внешнее изменение модификацией самих себя. Например, из внешне жаркой комнаты человек перебирается в другую, менее жаркую.

3. Внутренне-внешняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, включает внешнее отопление.

4. Внутренне-внутренняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией самих себя. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, начинает интенсивно заниматься физзарядкой или проводит курс соответствующего лечения.

Особо рассматривают адаптацию к стрессовым условиям. Стресс (от анг. stress - нажим, давление, напряжение) - состояние психической напряженности, возникающее у человека в трудных, опасных жизненных ситуациях при решении ответственных задач. Это понятие ввел физиолог Ганс Селье.

При развитии стресса наблюдаются три стадии:

1. Тревога (организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям), длящаяся от нескольких часов до 2-х суток.

2. Стадия сопротивляемости (резистентность) - устойчивость организма к различным воздействиям повышена, состояние к концу второй стадии может нормализоваться.

3. Истощение или стабилизация (в зависимости от возможности организма адаптироваться к стрессовому фактору) - в случае неприспособления организма к продолжающимся внешним воздействиям могут возникнуть тяжелые нарушения работоспособности и здоровья.

Наиболее типичными для появления стресса являются факторы конфликта, опасной или длительной работы, изоляция, неблагоприятные физические условия среды.

При стрессе у человека возникает так называемый адаптационный синдром - совокупность общих защитных (адаптационных) реакций организма человека, которые возникают при действии на него значительных по силе и продолжительности внутренних и внешних раздражителей.

Особая роль защитных механизмов состоит в их включении только после достижения силы раздражителя опасного для жизни порога. Так, на примере внушения можно показать, что реализуются только те внушения, которые не угрожают жизни реципиента. Можно незначительно снизить, например, частоту сердечных сокращений, температуру кожи и других биологических проявлений, но только в очень ограниченном диапазоне.

Это можно продемонстрировать и на примере экстрасенсорных воздействий Джуны Давиташвили: лечебное действие оказывают только предметы (руки) с температурой, близкой к температуре тела. Если приблизить к коже человека раскаленный утюг, то лечебного эффекта не будет. Наоборот, будет наблюдаться защитная реакция в виде повышенного потоотделения (можно сравнить ситуацию с повышенным потоотделением в жаркий день).

Кроме биологической адаптации, обычно рассматривают такие ее виды, как психологическая, физиологическая, социальная, производственная и т.д.

Психологическая адаптация - это изменение чувствительности анализаторов (слуха, зрения и др.), ее приспособление к интенсивности действующего раздражителя или изменение личности в целом в соответствии с постоянно действующими раздражителями.

Если эти раздражители имеют отношение к производственной сфере деятельности человека на предприятии, то говорят о производственной адаптации.

Производственная адаптация работника имеет две стороны:

1) приобретение профессиональных знаний, умений и навыков и приспособление к условиям труда (профессиональная адаптация );

2) вхождение личности в данный производственный коллектив (систему официальных и неофициальных ролей) как новую социальную среду в качестве полноправного члена, изменение образа жизни личности (социальная адаптация). Например, трудно сразу же эффективно выполнять роль начальника. Точно так же начальнику трудно привыкнуть к роли подчиненного в том же коллективе при смене социальной роли.

Социальная адаптация сопровождает человека практически всю жизнь от детского сада до неформальной группы пенсионеров. Профессиональная адаптация начинается с момента освоения первой в жизни профессии и включает первоначальную теоретическую подготовку к производственному обучению, ознакомление с техническим учебным заведением, с учебными мастерскими, с базовым предприятием и т.д.

В широком понимании адаптация молодежи к профессиональной деятельности начинается в процессе учебы в общеобразовательной школе и продолжается при проведении профориентационных мероприятий , выборе профессии, профобучении, и в начальный период трудовой деятельности.

Рассматривая этапы вхождения работника в производство, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию.

Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность производственного коллектива, а вторичная - все последующие изменения в работе и профессии (переход на новую работу, изменение профиля предприятия, переезд в другой город и т.д.).

К первичной адаптации относится адаптация молодых специалистов, понимаемая как социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в производственный коллектив.

Основными моментами адаптации молодого специалиста являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание рабочих и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, появление заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях своего коллектива и производства в целом.

В связи с тем, что наиболее важную роль в производственной адаптации играет первичная производственная адаптация, ей необходимо уделить особое внимание. Это связано с тем, что вторичная производственная адаптация происходит с более опытным и знающим человеком и легче реализуется. Успешность процесса первичной производственной адаптации зависит от личностных особенностей человека и от условий среды, от наличия наставника.

Особенности профессиональной адаптации

Адаптация:

К темпу деятельности, силе раздражителя, неудобной позе (переполненный троллейбус: сначала неудобно, затем привыкаешь),

Запахам (начинающие собаководы чувствуют собачий запах, а опытные - не замечают его),

Монотонии (начинающие тяготятся ею, а опытные - воспринимают более терпимо),

Опасности, шуму, вибрациям (работа с отбойным молотком), запыленности (шахтеры), повышенной влажности и другим факторам играют большую роль.

Особенности адаптации зрения. При переходе из ярко освещенного помещения в темноту мы можем рассчитывать на полное восстановление чувствительности глаз только через 30-40 минут. При обратном переходе полная адаптация глаз происходит через несколько секунд. Так как изменить биологические временные параметры адаптации к свету мы не в состоянии, то ученые предложили как бы «обмануть» организм. Для этого на свету используются очки с красными стеклами. Делается это следующим образом. Работая в темноте, человек адаптируется к низкой освещенности. Если нужно выйти на яркий свет, он надевает красные очки и спокойно работает (может даже читать и писать). При возвращении в темноту он снова снимает красные очки и спокойно работает.

Особенности адаптации слуха. Адаптация слуха - это приспособление слуха к различным уровням силы звука. Например, после адаптации слуха к тишине чувствительность достигает максимума, и поэтому звуковые сигналы первоначально кажутся, повышено громкими. Адаптация слуха осуществляется в пределах уровней силы звука от 0 децибел (порог слышимости) до 130 децибел (болевой порог). Причем наибольшая чувствительность проявляется к звуковым частотам от 1000 до 4000 Гц (диапазон слышимого звука от 16000 до 20000 Гц).

Длительное (в течение нескольких часов) и сильное (более 110 децибел) звуковое воздействие приводит к функциональному срыву адаптации слуха, выражающемуся в развитии утомления с относительно стойким (в течение 1- 2 часов) снижением слуха. При таких длительных воздействиях нормальная слуховая чувствительность не восстанавливается и развивается необратимая потеря слуха (тугоухость).

Отрицательно влияют на работоспособность человека высокие уровни шума. Уровень шума 100 децибел требует напряжения голоса при разговоре, мешает работе, при 120 децибелах - шум подавляет, а при 130 децибелах - создаются непереносимые условия.

Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние личности.