Open
Close

Презентация экологическое образование в детском саду. Модель экологического воспитания и образования дошкольников. Схема построения экологического образования в ДОУ


Сведения о МДОУ – детском саду 446 Адрес: ул. Баумана, 43, телефон Адрес: ул. Баумана, 43, телефон МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005


Содержание ФГТ Область «Безопасность»: Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: Область «Познание»: сенсорное развитие; сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности. развитие познавательно-исследовательской деятельности.


Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). задачи по экологическому воспитанию. задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья


В основу работы положены принципы: краеведения; краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; природосообразности; научности и доступности понятий; научности и доступности понятий; «спирали»; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному от простого к сложному




В помещении Исследовательский центр Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий Экологический театр Календарь природы Комнатные растения Животные Аквариумы Огород на подоконнике Аптека на подоконнике Библиотека Экологическая тропа Огород Клумбы и газоны Природные и ландшафтные особенности территории Модель экологического пространства в ДОУ Коридоры и холл Музыкально- физкультурный зал Деревья и кустарники На участке группы
















Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ метод наблюдения с подключением различных анализаторов, метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, экскурсии, метод проектов метод проектов


Формы работы с детьми занятия; занятия; экскурсии; экскурсии; практическая деятельность в природе; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско- родительские); экологические проекты (педагогические, детско- родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник» выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»






Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы: «Посади дерево» (к Дню Земли), «Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» «Спасем муравейник» и другие и другие


Экологические заповеди главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой») бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)




Условия организации работы с родителями разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе. методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.


Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты. Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек


Виды проектов: исследовательско - экспериментальные Свойства воды Свойства воды Насекомые в природе Насекомые в природе Воздух и жизнь Воздух и жизнь Условия для жизни растений Условия для жизни растений Животные детского сада Животные детского сада Аквариум и его подводный мир Аквариум и его подводный мир Зимующие птицы Зимующие птицы Наши зеленые друзья Наши зеленые друзья Пернатые гости Пернатые гости Роль растений в жизни человека Роль растений в жизни человека Аптека на подоконнике Аптека на подоконнике Огород на окне Огород на окне Эко-мир детского сада Эко-мир детского сада Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Аквариумы в детском саду Аквариумы в детском саду


Естественно-научные проекты Рассказы камней Рассказы камней О чем расскажут звезды О чем расскажут звезды Сохранение здоровья Сохранение здоровья В каше сила наша – домашнее питание В каше сила наша – домашнее питание Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Движение, спорт, здоровье Движение, спорт, здоровье


Творческие проекты Космические приключения Космические приключения Космические аппараты Космические аппараты Семейный досуг Семейный досуг Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье) Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье)

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Рубцова Наталья Валерьевна


  • Область «Безопасность»:
  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Область «Познание»:
  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности.

  • задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья
  • задачи по экологическому воспитанию.
  • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  • формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности;
  • использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры;
  • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение.
  • диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования;
  • обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Схема построения экологического образования в ДОУ

Экологическое

образование

Природа человеку

Человек природе

Правила охраны

природы – личное

участие каждого

в природоохранных

мероприятиях


Модель экологического пространства в ДОУ

В помещении

Коридоры

На участке

Библиотека

Музыкально-

физкультурный зал

Экологическая

Уголки природы

Мини-музеи

Исследовательский

Календарь

Комнатные

растения

Деревья и

кустарники

Мини планетарий

Огород на

Животные

подоконнике

Экологический

Аптека на

Природные и

Аквариумы

подоконнике

ландшафтные

особенности территории


Экологические центры: групповые уголки живой природы о опытническо -экспериментальные лаборатории






  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов,
  • опыты и эксперименты,
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
  • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
  • практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
  • игровые методы и игра,
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии,
  • метод проектов

  • занятия;
  • экскурсии;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • проведение экологических викторин и олимпиад;
  • выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»



  • главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой),
  • терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
  • внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
  • бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

  • разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;
  • создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе;
  • методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков и связной речи,
  • развитие исследовательских навыков,
  • умения планировать деятельность для получения конечного результата,
  • повышение личной уверенности у каждого участника проекта,
  • проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек

  • Детско-родительские проекты,
  • Семейные клубы,
  • Встречи по интересам
  • Информационное просвещение родителей,
  • Совместные мероприятия (экскурсии в музеи, зоопарк, дендрарий, планетарий),
  • Совместные занятия,
  • Экологические праздники и развлечения,
  • Совместные акции
  • И другое












Слайд 1

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Турскова Любовь Александровна, старший воспитатель МДОУ № 446

Слайд 2

Сведения о МДОУ – детском саду № 446

Адрес: ул. Баумана, 43, телефон 331-19-22 МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005

Слайд 3

Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Слайд 5

В основу работы положены принципы:

краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; научности и доступности понятий; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному

Слайд 6

Слайд 7

В помещении

Исследовательский центр

Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий

Экологический театр

Календарь природы

Комнатные растения

Животные Аквариумы

Огород на подоконнике

Аптека на подоконнике

Библиотека

Экологическая тропа

Огород Клумбы и газоны

Природные и ландшафтные особенности территории

Модель экологического пространства в ДОУ

Коридоры и холл

Музыкально- физкультурный зал

Деревья и кустарники

На участке группы

Слайд 8

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 16

Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ

метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, метод проектов

Слайд 17

Формы работы с детьми

занятия; экскурсии; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско-родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»

Слайд 20

Слайд 21

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:

«Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» и другие

Слайд 22

Экологические заповеди

главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

Слайд 23

Слайд 24

Условия организации работы с родителями

разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Слайд 25

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек












































1 из 43

Презентация на тему: Экология в ДОУ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

№ слайда 6

Описание слайда:

Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач: 1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы; 2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности; 3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности); 4.Развитие практических умений и навыков по уходу за растениями и животными.

№ слайда 7

Описание слайда:

1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы понимание, что есть 2 мира: естественный мир и мир, созданный человеком; понимание, что в мире природы существуют разнообразные животные и растения, их много, но все они живые и соседи (многообразие и единство); представление о том, что все эти организмы по-разному приспосабливаются к условиям жизни (питание, передвижение, защита от врагов); - каждое живое существо изменяется: растет, развивается, а для этого нужны определенные условия (свет, температура, воздух) и уход, жилище и т.д.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграции с другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование. Все это обеспечивает целостность образовательного процесса.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Образовательная область «Чтение художественной литературы» включает такую задачу как Формирование целостной картины мира. То есть, интегрированный подход к конструированию целостного образовательного процесса позволяет органично вплетать экологическое образование в общий процесс развития личности детей и достигать оптимальных результатов развития

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

по характеру познавательных задач наблюдения делятся по группам: воссоздающие (например, наблюдение за следами на снегу), распознающие (наблюдение за котенком), длительные (наблюдение за ростом лука) Логинова В. и др. По способу организации детей: - фронтальные, - с подгруппой, - индивидуальные самостоятельные наблюдения детей По времени: 1. эпизодические (кратковременные); 2. циклические (длительные

№ слайда 19

Описание слайда:

Наблюдения используются как метод на экскурсиях, прогулках, в уголке природы. На прогулках наблюдение выступает как метод и вид деятельности. Наблюдение сопровождает поисковую деятельность, труд в природе. Наблюдение включает диалог педагога с детьми о наблюдаемом объекте (вопросы, ответы), обязательно наблюдение должно сопровождаться художественным словом. Вопросы к детям в старших группах должны носить проблемный характер; наблюдения могут включать методы ТРИЗ (О чем шепчут листья деревьев? Куда бежит ручеек? Кто мама и папа у ветра? и т.д.) В старших группах содержание наблюдений должно быть посвящено знакомству детей с взаимосвязями в природе. Компактное проведение цикла во времени; Преобладание созерцания над словом; Все дети должны принимать участие; Использование двигательной активности детей; Опора на биологические закономерности; Задействовать как можно больше органов чувств детей; Результаты наблюдений следует фиксировать, чтобы закрепить, уточнить, систематизировать представления детей.

№ слайда 20

Описание слайда:

Использование наглядных пособий и моделирование Картина является самым распространенным методом экологической работы. Картина позволяет уточнить особенности внешнего вида животных, раскрыть механизмы приспособленности. (Например, картина «Белки зимой»), рост и развитие животных. Рассматривание картины развивает у детей познавательную активность (Догонит ли куница белку?). Картины позволяют развить эстетическое восприятие (рассматривание пейзажных картин – репродукций, картин великих художников).

№ слайда 21

Описание слайда:

Модели Модели – это заместители реальных предметов, объектов (Рейсмерсс Н.). С научной точки зрения модель – это особый вид символо–знаковой идеализации. Назначение моделей в экологическом образовании детей заключается в том, что модели всегда содержат образы тех предметов, которые дети когда-то воспринимают, т.е. позволяют воспроизвести в памяти.

№ слайда 22

Описание слайда:

группы (виды) моделей Материальные (вещественные, реальные): статичные (макет леса) и динамичные (заводные игрушки). Идеальные: образные (иконические), пиктограммы, схематические (абстрактные) и пространственно-графические. В программе «Развитие» модели являются ведущим методом. Модели в программе «Развитие» различают: знаково–символические (знаки, обозначающие животных) мысленные, умственно-воображаемые (круги Эйлера, классификационное древо).

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

игры с правилами дидактические игры дидактические игры с природным материалом (семена, плоды, комн. растения). дидактические настольно - печатные (зоологическое лото, ботаническое лото, домино, разрезные картинки и др.) дидактические словесные игры (Где растут грибы? Когда это бывает? Съедобное - несъедобное и т.д.). творческие игры Игра рекомендуется для использования во всех возрастных группах.

№ слайда 25

Описание слайда:

Игровые обучающие ситуации (ИОС) 1 тип – использование игрушек – аналогов. Живая киска и игрушка – котенок, настоящей елки с игрушечной (сравнение) Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу. 2 тип – использование литературных персонажей (Карлсон, Чиполлино, Чебурашка, Айболит и др.). Карлсон рассказывает о птичьих гнездах, Колобок вникает в жизнь лесных обитателей. Персонаж выступает в данном случае как партнер ребенка в познании. 3 тип – сюжетно-ролевые игры в путешествие (к морю, в Арктику). Примерная тематика путешествий: Таинственный мир прошлого. Богатства недр Земли. Край, в котором я живу. Жизнь в морских глубинах. Как рубашка в поле выросла.

№ слайда 26

Описание слайда:

Познавательно – исследовательская (Поисковая деятельность Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты. Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности Опыты не должны наносить вреда живым существам; Методика опытов должна быть наглядна, проста. Содержание поисковой деятельности: Опыты с явлениями неживой природы (Н. Рыжова «Волшебная вода»; Опыты с растениями (Хайдурова); Опыты с животными (Сикорук);

№ слайда 27

Описание слайда:

Метод проектов - практический метод экологического развития дошкольников Проект - способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окружающей средой, поэтапное практическая деятельность по достижению поставленной цели, решению проблемы.

№ слайда 28

Описание слайда:

В основе лежит идея опоры на поисковое поведение детей Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы блокирует поисковое поведение, как следствие, развивается пассивная позиция в будущем, отказ от преодоления трудностей.

№ слайда 29

Описание слайда:

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сторонах жизни. Типы проектов отличаются разнообразием Типы проектов: Исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации детского дизайна); Ролево - игровые (дети входят в образ персонажей сказок и решают поставленные проблемы); Творческие (результаты проекта оформляются в виде детского праздника). Приключенческие (например, «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова» и т.п.) Практико-ориентированные или конструктивные (например, создание скворечника)

№ слайда 30

Описание слайда:

№ слайда 31

Описание слайда:

Экскурсия – это тоже вид занятия по экологическому воспитанию под открытым небом. Экскурсия включает все элементы учебной деятельности (цель, воспитательные, образовательные задачи). Целевые прогулки организуются во всех возрастных группах, начиная с младших.

№ слайда 32

Описание слайда:

Праздники и развлечения экологической тематики Развлечения (в июне). «Наши маленькие друзья (насекомые)»; в театрализованной деятельности дети закрепляют знания о насекомых. Праздники: День птиц (18 марта), День Земли (22 апреля), День Воды и др. Праздники и развлечения доставляют детям много радости и в то же время способствуют решению задач экологического воспитания

№ слайда 33

Описание слайда:

Экологические акции – это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры Создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.) Экологические экспедиции, походы Природный театр Выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных, дети измеряют, взвешивают) Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы) Проведение экологических викторин, Выпуск экологических листовок, Экологический тренинг (угадай, чей голосок – птиц)

Описание слайда:

Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривание растения, не нанося им вред; наблюдение за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормление животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. Эти задачи ставит перед нами Программа «От рождения до школы» на весь период дошкольного детства

№ слайда 36

Описание слайда:

Ознакомление с природой 1 младшая группа. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их. Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

№ слайда 37

Описание слайда:

Ознакомление с природой 2 младшая группа Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится), снега (холодный, белый, от тепла - тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

№ слайда 38

Описание слайда:

Ознакомление с природой Средняя группа Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Развивать умение детей замечать изменения в природе. В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

№ слайда 39

Описание слайда:

Старшая группа Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

№ слайда 40

Описание слайда:

Подготовительная группа Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде, Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeсмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.) Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях).

№ слайда 41

Описание слайда:

Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих). Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

№ слайда 42

Описание слайда:

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий «вредные, полезные». Детей нужно учить не только не рвать цветы, но и учить, что цветы исчезнут и из-за нарушения мест обитания, например, при вытаптывании. Экологические знания формируют определенную систему ценностей. Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно учить пониманию необходимости разумного потребления – не сорви ягод больше, чем можешь съесть. У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему – хотя бы не бросать мусор мимо на улице. Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Рассказывая детям о каких-либо проблемах, возникающих в природе, воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что может сделать каждый из нас для их решения. Пусть это будет незначительная помощь, но цена её будет высока.

№ слайда 43

Описание слайда:

Таким образом, реализация области ФГТ «Познание», должна способствовать организации процесса активной деятельности ребенка, обеспечивать ему позицию «пытливого исследователя», развивать основы экологического сознания, что в дальнейшем способствует становлению теоретического мышления человека.

Cлайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» р.п Токарёвка Тамбовской области

Cлайд 2

Модель экологического воспитания и образования дошкольников Цель экологического воспитания: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих. Развивающая среда: Экологическая тропинка, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоем, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями; птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад.

Cлайд 3

Эколого- познавательный блок. Задачи: -освоение экологических представлений; -развитие познавательных умений; -овладение умениями ухода за живыми существами.

Cлайд 4

Формы и методы работы: 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Детская фантазия. 3.Уроки мышления. Почему у елки зеленые иголки? Где ночуют птицы? Чем дышит береза? Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Поиск осенних примет. Парк зимой. Растения луга. К водоему. 5.Экологические игры. -Имитационные (Экологические пирамидки); -Соревновательные («Вопрос-ответ» и т. д.); -Игры-путешествия («На дно моря» и т. д.); -Дидактические («Кто где живет», «У кого какой дом» и т. д.). 6.Экологическая тропа.

Cлайд 5

7.Наблюдения. Почему кошки ходят тихо? Что мы знаем о собаке? Какие бывают деревья? Облака - белокрылые лошадки! 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. 9.Лаборатория юного эколога: -проведение опытов; -рассматривание коллекций. 10.Занятия в уголке природы. 11.Прогулки на участке детского сада и за его пределами. 12.Моделирование: Чьи это ноги? Узнай по следу? Засели дом.

Cлайд 6

Эколого-оздоровительный блок Задачи: формирование здоровья и здорового образа жизни детей средствами природы. Формы и методы работы. 1. Традиционная система оздоровительной работы на свежем воздухе (утренняя гимнастика, закаливание и др.) 2. Пешие прогулки по участку и за его пределы. 3. Психологические тренинги с участием животных. 4. Ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек, семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы). 5. Фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных растений.) 6. Занятия в уголке доктора Айболита.(О лекарственных растениях.) 7. Уроки безопасности. Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Знойное лето (о жаркой погоде). Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Едем купаться! 8. Подвижные игры (сьедобное-несьедобное). 9. Фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений: ромашка, шалфей.

Cлайд 7

Cлайд 8

Эколого-эстетический блок Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. В.А.Сухомлинский. Задачи: - формирование у детей умения видеть и понимать красоту природы, беречь прекрасные творения; - развитие у детей эстетического вкуса посредством природных объектов; - развитие у детей положительных эмоций и чувств от общения с природой.

Cлайд 9

Формы и методы работы: Интегрированные занятия (изоэкология, экология и музыка, экология и художественная литература). Наблюдения в природе. Осенний листопад. Падают пушинки-белые снежинки. Серебристый иней. Апрель, апрель- на дворе опять капель. 3. Экологические выставки. Такие разные деревья (фото). На что похоже (сучья, камни похожие на какой-либо объект живой природы). Рисуем зиму. Что можно сделать из природного материала. Человек и его добрые дела на Земле. 4.Экологические развлечения и праздники. Восенушка-осень! Здравствуй гостья-зима! День прилета грачей. Лето красное, солнце яркое! 5. Экологические акции. Красота спасет мир. Наш детский сад- зеленый дом. 6. Коллекционирование. 7. День экологического творчества. 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Cлайд 10

Cлайд 11

Эколого-нравственный блок. Задачи: -формирование эмоционально-положительных отношений детей к природе; -накопление детьми опыта гуманного отношения к растениям и животным; -формирование понимания зависимости состояния природного мира от действий человека.

Cлайд 12

Формы и методы работы. 1.Экологические тренинги с животными. 2.Экологические акции. Строим замки для птиц. Санитарный день. Посади дерево. Покормите птиц зимой. Нам до всего есть дело и др. 3.Интегрированные занятия (экология-социальный мир, экология-художественная литература). 4.Ролевые экологические игры. Строительство города. Отдыхаем в лесу. Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Как заботиться о комнатных растениях? Что нужно делать, чтобы не пугать животных? Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? Когда я был добрым по отношению к природе? Что рассказала тебе природа? 6.Беседы. 7.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. 8.Занятия в уголке природы. 9.Психологические тренинги с участием животных.