Open
Close

Презентация по профориентации "выбор профессии". Профориентация. Как правильно выбрать профессию? Советы психолога. Хорошая презентация по профориентации

Название: Презентация по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»
Пономаренко И.В. педагог-психолог МОУ СОШ № 28 г.Пятигорска
Год: 2010
Страниц: 21
Формат: презентация в формате ppt (rar архив)
Размер: 569 Кб
Качество: хорошее
– это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

— это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации . Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
— ознакомление с миром профессий;
— изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
— ознакомление с правилами выбора профессии;
— размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии , осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
— внешних условий;
— индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

  • Формула успешного выбора профессии
  • 3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии
  • Два способа выбора професcии
  • «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е. А. Климову)
  • Основные типы профессиональной деятельности
Презентация по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»

Скачать презентацию по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»

СКАЧАТЬ
На ту же тему:

  • Презентация к классному часу «Выбор профессии — это серьёзно»
  • Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши (компьютерный вариант)



В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы — сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.

Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников

В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора. Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами. Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов с разным уровнем профессиональной подготовки.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно профконсультантам, школьным психологам (педагогам-психологам), педагогам, социальным педагогам и социальным работникам, занимающимся профориентационной работой.

Под редакцией Н. В. Афанасьевой
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»
В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения важным представляется конкретизация задач, принципов, технологий психолого-педагогического сопровождения выбора учащимися образовательного профиля. В данном сборнике представлен учебно-методический комплект к профориентационному курсу для школьников «Твой выбор» (тематический план курса, конспекты занятий с подробными пояснениями по их организации и приложениями к занятиям, Рабочая тетрадь для учащихся), профдиагностические методики, текущие и итоговые документы оценки выбора. Эти материалы могут служить основанием для организации комплексного психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения.

Методические материалы сборника предназначены для методистов муниципальных Центров повышения квалификации (ЦПК), специалистов службы сопровождения областных центров ПМПСС и образовательных учреждений, педагогов образовательных учреждений. Они также могут быть полезны всем, кто интересуется проблемой профориентации школьников в современных условиях.





Расширение круга знакомств; работа по специальности; поездки в студенческие лагеря; стажировки; походы; посещение научного кружка; свидания; посещение конференций путешествие автостопом по миру; создание семьи воспитание ребенка; сон на лекциях, прогуливание дискотеки; летние трудовые отряды; работа в научном обществе; чтение научной литературы; Список дел студента




Имидж - это искусство "управлять впечатлением". Эрвин Гоффманн








Резюме Фамилия, имя, отчество. Контактная информация. Фамилия, имя, отчество. Контактная информация. Цель Цель Опыт работы который наиболее важен для достижения цели. Опыт работы который наиболее важен для достижения цели. Самые яркие достижения в работе. Самые яркие достижения в работе. Если опыта нет, то обращаем внимание на образование. Если опыта нет, то обращаем внимание на образование. Перечисляем достижения в учебе. Перечисляем достижения в учебе. Навыки (работа на ПК, умение работать в группе, коммуникативные навыки. Навыки (работа на ПК, умение работать в группе, коммуникативные навыки.



Перечень жизненных целей реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки; стать знаменитым; самосовершенствование; деятельность на благо людей, необязательно за деньги; успешная профессиональная карьера; жизнь, наполненная яркими впечатлениями; обеспеченная жизнь; семья.






Для этого необходимо прежде всего правильно выбрать профессию. В современном мире насчитывается более профессий. Важно суметь разобраться в этом многообразии. Понять содержание разных профессий. Требование, которые они предъявляют к человеку. Учитывать собственные склонности, способности, возможности.




Классификация профессий Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ














При выборе профессии учитывайте Ваши интересы (что вам интересно на уровне хобби, а что может стать профессией.) Собственные склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе. Сведения о профессиях Возможность получить выбранную специальность (обучение) Возможности трудоустройства. Перспективы развития выбираемой профессии.



Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но прежде всего: кем быть к какой социальной группе принадлежать какой стиль жизни выбрать какие цели определить для себя в будущем

Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день в России их насчитывается более шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие –ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Чтобы было легче ориентироваться в этом огромном мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – «человек – человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Человек-природа Это люди, которым очень нравится изучать, ухаживать за растениями, животными, кормить их, лечить. Это врачи-ветеринары, агрономы, зоотехники и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Человек-техника Люди, которые готовы работать с машинами,с техникой днями и ночами, ремонтировать, собирать, налаживать их работу. Это водители, каменщики, инженеры и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Человек-человек Люди, которые постоянно разговаривают друг с другом, лечат людей, обучают, воспитывают, продают друг другу товары, защищают права людей. Это врачи, учителя, юристы, продавцы и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Человек-знаковая система Все что-то чертят, составляют таблицы, высчитывают, делают измерения, работают с формулами, чертежами, картами, схемами. Это – переводчики, экономисты, программисты, бухгалтеры, кассиры, химики и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Человек-художественный образ Люди что-то создают, моделируют, делают по образцу, занимаются музыкой, изобразительной, актерской деятельностью. Это актеры, музыканты, художники, модельеры.

Процесс выбора профессии не так прост. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходиться проделать большую внутреннюю работу: необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности); узнать и принять требования избираемой профессии; осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и специфики профессии и оценить возможность коррекции этих несоответствий.

Поиск работы начинается с выбора профессии. Если вы ещё не выбрали профессию, то для начала отпустите своё воображение на волю, дайте ему полную свободу и после этого поразмышляйте о своём будущем, отвечая на следующие вопросы: Что больше всего на свете я люблю делать: думать и размышлять? ощущать и наблюдать? чувствовать? мастерить? Где и в каких условиях я хотел бы жить? Какую работу я хотел бы иметь? Хотел бы иметь семью и если да, то какую? Каким я себя вижу через 5, 10, 20, 30 лет? Что бы я хотел оставить после себя: дети, книги, дома, социальные преобразования или что-то ещё?

Разобравшись со своими желаниями, подумайте над тем, что надо сделать для осуществления этих целей: Какие промежуточные дистанции надо пройти? Какие знания приобрести? Где взять нужные средства? Где взять нужную информацию? Убедитесь, что ваша профессия – это то, что нужно для вас. Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбирать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете: Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе? Вы хотите приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась? Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда? Вы выбираете профессию, которую легче приобрести? Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей? Кроме этого, вам необходимо определить свои профессионально важные качества и профессиональные предпочтения.

Выбор профессии Маршруты успеха Как правильно выбрать себе профессию? Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ». Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ» . В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО». хочу могу надо

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо» , то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: Интересна и привлекательна для вас; Соответствует вашим способностям; Пользуется спросом на рынке труда. Кроме того при выборе профессии важно обратиться к профессиограмме. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.

ПОСЛЕ 9 КЛАССА ВАС ЖДЕТ: ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, ГДЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В НАШЕ ВРЕМЯ РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРЕСТИЖНЫ И ТРЕБУЮТ ХОРОШИХ ЗНАНИЙ! ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПОСЛЕ 11 КЛАССА ВАМ ДОСТУПНЫ 3 УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ И ЛИЦЕЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ РАБОЧУЮ ПРОФЕССИЮ СТРОИТЕЛЬ АВТОСЛЕСАРЬ ПОВАР МАЛЯР ШВЕЯ

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ СТАТЬ СПЕЦИАЛИСТОМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА БУХГАЛТЕР МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ВЫБОР ПРОФЕССИИ КОЛЛЕДЖ ТЕХНИКУМ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УМСТВЕННОГО ТРУДА ВРАЧ ЮРИСТ ИНЖЕНЕР ПСИХОЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕНЕДЖЕР ЭКОНОМИСТ БАНКОВСКИЙ СЛУЖАЩИЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ИНСТИТУТ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ

СЕРЬЁЗНЫЙ ШАГ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ВАША СУДЬБА Практикум ВЫБОР ПРОФЕССИИ ВЫБОР ПРОФЕССИИ –

Советы выбирающему профессию (методика поиска профессии) Берем тетрадку и ручку и выполняем упражнение. Надо сделать определенное количество выборов, описывающих вашу будущую профессию и условия труда. Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать: 1.1. Географические условия 1.2. Характер рабочего места (например, близость к рабочему месту, комфорт с климатической точки зрения, просторное место работы и т.д.) Постарайтесь, чтобы ваш список получился законченным и полным. Эмоциональная и духовная атмосфера работы (например, дружелюбие, заинтересованность, конструктивизм, целеустремленность и т.д.) Чем больше критериев вы получите, тем лучше, тем точнее будет результат. Знания, с которыми я хотел (-а) бы работать Перечисли здесь все области знания, с которыми тебе. хотелось бы работать. Не важно, как велико будет это количество. Люди, с которыми мне хотелось бы работать. 4.1. Коллеги 4.2. Клиенты. Здесь можно указывать любые социальные переменные коллективов: возраст, пол, их доход, вероисповедание, уровень их образования и их численность

Советы выбирающему профессию (методика поиска профессии) (продолжение) Информация, с которой вам хотелось бы работать. Перечисли все источники,с помощью которых ты хотел бы получать информацию: это телефон? Интернет? Телевизор? Сплетни и слухи? Газеты? Радио? Книги? Семинары? Что еще? 6 . Предметы и вещи, с которыми вы хотели бы работать. Какие бы предметы и вещи ты хотел использовать в своей работе? Хирургический скальпель? Лазерный луч? Автомат Калашникова? Стамеску? Компьютер? Калькулятор? Перечисли все предметы, которые тебе милы, и которые ты хотел (-а) бы использовать в своем труде. Действия, которые бы я хотел (-а) совершать на работе. Вероятно, оперировать, если это скальпель? И производить подсчеты, если это калькулятор? Опиши все действия, которые бы ты хотел совершать на рабочем месте. Подведение итогов. Нельзя сказать, что после того, как ты все подсчитаешь, у тебя в явном виде получится твоя будущая профессия. Нет, конечно. Этого не будет. Но вот то, что в твоей голове многое прояснится, и очень хорошо прояснится – в этом мы уверены.

Мини-тест «Кто Вы?» Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: "Вот фигура, символизирующая меня!". Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур - просто доверьтесь своей интуиции.

Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение) Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре КВАДРАТ Налоговый инспектор Нотариус Бухгалтер Электрогазосварщик Швея Водитель Программист Каменщик Кондитер Секретарь-референт Социальный работник и др. ПРЯМОУГОЛЬНИК Эколог Страховой агент Машинист Водитель Все профессии, связанные с природой и др. ТРЕУГОЛЬНИК Шеф-повар Брокер Биржевой маклер Коммерческий агент Маркетолог Коммерческий директор Психолог Учитель Юрисконсульт Менеджер и др.

Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение) Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре КРУГ ОФИЦИАНТ-БАРМЕН МЕДСЕСТРА МАНИКЮРША ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСАДА АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ГУВЕРНЕР ПРОДАВЕЦ УЧИТЕЛЬ ФОТОГРАФ СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК СТРАХОВОЙ АГЕНТ и др. ЗИГЗАГ штукатур-маляр Шеф-повар Кондитер Плотник Каменщик Программист Маркетолог Парикмахер Художник Дизайнер Менеджер Актер Музыкант Архитектор Психолог

Некоторые размышления по поводу профессионального самоопределения (заметки мудрого человека) Если ты выбираешь профессию, которая нравится тебе и только тебе, то не ожидай, что она понравится кому-то еще. Замечательно, если это случится. Но если этого не произойдет, то это не беда. Мир не виноват в том, что ты счел необходимым заинтересовать его своей персоной и своим профессиональным выбором. Если ты все еще не нашел (-а) свою идеальную профессию, то тебе лучше учиться неидеальной, чем не учиться вовсе. Если ты не нашел (-а) подходящего места работы, то можно начать с того, где не очень подходящее место, чем не работать вовсе. Один год реальной работы даст тебе больше умения и опыта, чем два года обучения тому, как работать правильно. Один год любого обучения приносит больше пользы, чем два года размышлений о том, где учиться лучше всего.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ошибки при выборе профессии

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕНОМУ БУДЬТЕ ГОТОВЫ: РЕГУЛЯРНО ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ ОСВАИВАТЬ СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОСВОЕНИЕ НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СДЕЛАЕТ ВАС ЦЕННЫМ, ВОСТРЕБОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ И ПОВЫСИТ ВАШУ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА

ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬСЯ, НО ПОСЛЕ УЧЕТА ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ БЫТУЮЩЕЕ МНЕНИЕ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ ИНАЧЕ БУДЕТЕ ВЛАДЕТЬ МОДНОЙ, НО НЕ ПРИНОСЯЩЕЙ УДОВОЛЬСТВИЯ ПРОФЕССИЕЙ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (ЗА КОМПАНИЮ, ЧТОБЫ НЕ ОТСТАТЬ) СТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ И ИНТЕРЕСЫ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ, НА САМУ ПРОФЕССИЮ НЕ ВЫБИРЙТЕ ПРОФЕССИЮ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ ДАННЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ ЗА ЛЕГКОСТЬЮ, С КОТОРОЙ АКТЁР СОЗДАЕТ НА СЦЕНЕ ОБРАЗ, СТОИТ НАПРЯЖЕННЫЙ БУДНИЧНЫЙ ДЕНЬ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧИЕ ЭТИХ ПРОФЕССИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НАДО УЧИТЫВАТЬ, КАКИЕ РЕАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ПРОФЕССИИ ЗА ЭТИМ ПРЕДМЕТОМ СТОЯТ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НЕУМЕНИЕ /НЕЖЕЛАНИЕ/ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ (СКЛОНОСТЯХ, СПОСОБНОСТЯХ) РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ ТЕБЕ ПОМОГУТ ПРОФКОНСУЛЬТАНТЫ, РОДСТВЕННИКИ И ТОВАРИЩИ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НЕЗНАНИЕ / НЕДООЦЕНКА/ СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ СУЩЕСТВУЮ ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ, ТАК КАК ОНИ МОГУТ УХУДШИТЬ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ПОДОЙДИТЕ К ДЕЛУ ТВОРЧЕСКИ И РАЗРАБОТАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело. Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор. Будьте уверены в себе! Успехов!

Предварительный просмотр:

Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Почему? Да, потому что от того правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша взрослая жизнь, будете ли вы ею довольны или будете корить судьбу, что жизнь не удалась. От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим социальным статусом. Сегодня в мире существует более 7000 профессий. Однако популярностью пользуются только несколько сотен из них. Причем, список «престижных» профессий ежегодно меняется и у каждого региона он свой. Разобраться в этом море занятий, специальностей и навыков тяжело, но возможно! Только определив будущую профессию, вы сможете правильно выбрать профиль обучения в 10-11-м классе, а в дальнейшем и учреждение профессионального образования, овладеть такой профессией, которая: интересна и привлекательна для вас. соответствует вашим способностям. пользуется спросом на рынке труда.

Условия оптимального выбора профессии

Зона оптимального выбора

ХОЧУ - стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ - возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО - потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.


Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
Какие учебные предметы у вас любимые?
Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
О какой работе вы мечтаете?
Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте. Слагаемые успеха

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

Цели должны быть:

Конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);

Реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);

Ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты: главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть); цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы); пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги); внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления); внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье); запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы: на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения; каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать; какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы; какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу; хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

Г. Резапкина

Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис",

2007, 140 с.)

- Что влияет на выбор профессии?

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

8 факторов выбора профессии /по Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки в выборе профессии


1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

4. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. - Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
выбор профессии за компанию;
перенос отношения к человеку на саму профессию;
отождествление учебного предмета с профессией;
ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
неумение определить путь получения профессии.


2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
незнание или недооценка своих физических особенностей;
незнание или недооценка своих психологических особенностей;
неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.


3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
увлечение только внешней стороной профессии;
предубеждение в отношении престижности профессии;
незнание требований профессии к человеку;
устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

(главы из книги Секреты выбора профессии, или

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ

(выступление на методическом объединении классных руководителей))

Введение

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

1. Выбор профессии как самоопределение личности.

1). Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работ.

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

2) Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. [Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

3) Отношение подростка к будущей профессии.

Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс, колледж, училище, техникум?

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами.

Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.

Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.

2. Профессиональное самоопределение.

1) Профессиональное самоопределение как процесс.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:

субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

Внешних условий;

Индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

Малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

Профессиональное обучение:

Осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

Профессиональная адаптация:

Формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

Самореализация в труде:

Выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

А) Предпосылки профессионального самоопределения:

Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна.

А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности . Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Б) Предпосылки профессионального самоопределения.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

2. «Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

Управление выбором профессии.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

Система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

Возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.

Объясняется это целым рядом причин:

Отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;

Слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;

Нежелание затруднять себя дополнительной работой;

Неимение доступных метод и методик изучения учащихся.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

3. Самопознание в выборе профессии.

Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя. Познавая через сравнения качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки.

Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.

Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. Требования общества – одно из важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

  • Самовоспитанию;
  • Прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует.

Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

  • Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
  • Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
  • Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Список использованных источников

  1. Большая советская энциклопедия, 1975
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973
  3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
  4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
  6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
  7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
  8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
  9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
  11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
  12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
  13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
  14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
  15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
  16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999


ПРОФЕССИЯ-

род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования.


Факторы выбора профессии:

НАДО

МОГУ

ХОЧУ

Профессио-

нальные интересы,

склонности

  • Состояние здоровья,
  • Профессиональная квалификация,
  • Спрос на рынке труда,
  • Возможности трудоустройства
  • Профессиональные способности


Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:

1.Человек-природа . Этот тип объединяет людей, профессии которых связаны с животными растениями и природой – это ветеринар, овощевод, гидролог, растениевод, механизатор, тракторист.

2. Человек-техника . Эти люди связаны с техникой - водители, автослесари, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек . Общение с людьми. К ним относятся: учитель, врач, парикмахер, продавец и т.д.

4. Человек - знаковая система. Люди этой профессии должны иметь широкий кругозор - то бухгалтеры, учёные, люди, работающие с компьютерами.

5. Человек - художественный образ. Этих людей отличает художественная фантазия, талант – художники, писатели, дизайнеры.


парикмахер

учитель

врач

военнослужащий


  • Например- профессия «токарь», а специальность – токарь-расточник.
  • Учитель – учитель физики, химии.

Специальность - это вид занятий

в рамках одной профессии.

Учитель начальных

классов

Учитель географии

Учитель математики


ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ:

  • начальное
  • профессиональные лицеи, ПТУ
  • среднее
  • техникумы, колледжи
  • высшее
  • ВУЗы (институты, университеты, академии)



Воронежский

Железнодорожный

Колледж

  • 394036, Воронеж, ул. Студенческая, 18. ост. «Коммисаржевской»
  • Тел.: 265-35-56, 265-32-20, 265-23-75, 265-30-34
  • E-mail: [email protected] Сайт: www.vkgdt.vrn.ru